Я наверное уже всем надоел со своей недостроенной Валькирией, которую ждет плохая слава долгостроя. Как говорит народная молва «лучше плохая слава, чем никакая». Но этой весной, благодаря одному всеми уважаемому моделисту, у меня появилась возможность снова познакомиться с Валькирией. Виной тому послужило начало европейских продаж новинки от Italeri. Представилась уникальная возможность сравнить родную недостроенную модель Валькирии от AMT/ERTL выпуска 20 сентября 1995 года, точнее то, что от нее осталось, с новенькой перепаковкой от Italeri образца начала 2009 года.
Вторая часть статьи-обзора XB-70 Valkyrie от Italeri посвящена детальному анализу и обзору модели на фоне информационной базы знаний в виде достоверных фотоматериалов, некоторых верных чертежей и технических данных, подробно описывающих самолет. Главной целью является необходимость детально и аргументированно показать коллегам-моделистам, с чем им предстоит столкнуться при постройке этого красивого самолета.
Итак, еще до начала официальных продаж модели на территории Российской Федерации, я приступаю к ее обзору.
До начала обзора, я хочу привести легенду стрелочных обозначений на многочисленных фотографиях в обзоре. Красная стрелка – обозначает ошибку – неверную форму, размеры, неверное расположение детали и другие ошибки копийности и деталировки. Желтая стрелка – обозначает ошибку в расшивке, ее неверность, огрехи исполнения и т.д. Зеленая стрелка – обозначает, что данное место или деталь неверно исполнены на модели, что данной декали или детали нет на модели. Синяя стрелка – обозначает огрехи и брак литья. Розовая стрелка – означает, что декаль по инструкции находится не на месте и ее необходимо передвинуть.
Итак, обе модели у меня на столе. Стол завален сотнями распечатанных фото, чертежами, таблицами размеров. Уже готовятся к тяжелому сражению советский штангенциркуль, металлические линейки, цифровик, сканер и мой верный друг Photoshop. Валькирия от АМТ, несмотря на 14-летний возраст (дата выпуска декали – 20 сентября 1995 г.), сохранила почти полную комплектацию – отсутствует только инструкция. Новинка от Italeri смотрится немного ярче и эффектнее. Так, что же там внутри? Вскрываемся.
Для такой модели очень компактная. Я бы сказал слишком. Возможно в Болонье, где базируется Italeri, с лесом и целлюлозой напряги. Всего 50х35х8 см. В такой коробке крыло может лежать только по диагонали, упираясь в любом положении в угол своим острым кончиком. В результате кончики крыла погнуты. Но не это ее главный минус. Главный минус упаковки в мягком тонком картоне. Он абсолютно не противоударен. Дно коробки сделано из такого же картона, как и крышка, и прогибается под весом модели. Подрасплющить такую коробку не составит труда. Ее мне уже подрасплющили по пути в Москву крупные детали оказались повреждены, а часть слетела с литников.
Зато она довольно красиво отделана. На лицевой стороне эффектный рисунок Валькирии на посадке с сорванным потоком на крыле. Но стоило найти фото, и рисунок оказывается на проверку неверным. На рисунке изображена 1-я Валькирия с логотипом NASA на киле и белым обтекателем РЛС. А в реалии была 2-я, без надписей NASA c черным обтекателем РЛС. Фотография находится в первой части статьи. На донышке пара фоток самолета и цветная схема модели. В общем, все как у маленьких моделей Italeri.
Литники сгруппированы по пакетикам, но декаль лежит сама по себе без всякой упаковки и прослойки из кальки, как у Revell и Trumpeter.
Упаковка AMT/ERTL
Американское происхождение модели видно невооруженным глазом. Вот это я понимаю коробочка - 61х31х12 см. Литники лежат спокойно вдоль коробки, места навалом. Биться тут нечему только под собственным весом. Крышка коробки сделана из приятного мелованного картона средней мягкости. Днище коробки выполнено из жесткого гофрированного картона как у Trumpeter. Несмотря на то, что 13 лет коробка хранилась где и как попало, ее геометрия благодаря жесткому днищу не пострадала.
Литники хранились в пакетиках, а крупные детали лежали без упаковки. Декаль также, как и у Italeri, лежала без упаковки. Никаких повреждений естественно не было.
Оформление у коробки строгое с симпатичным и эффектным рисунком Валькирии в
полете, подчеркивающим ее красоту, необычность и изящность линий. Рисунок Italeri динамичнее, но сам облик модели немного подпорчен тенями и срывом потока. Тут все наоборот. На боковиках коробки изображена якобы собранная модель Валькирии. Но если приглядеться, то это не модель, а скорее всего модель-самоделка из музея, одним словом макет. Почему ее изображение оказалось на упаковке для меня остается тайной.
Инструкция
Начнем с Italeri. 10 страниц, все в принципе понятно. Схемы простые, по дизайну скорее всего нарисованы еще 20-25 лет назад и перешли по наследству от инструкции AMT/ERTL. Поэтому информативности не хватает. Особенно на схеме установки шасси. Схема расположения деталей на литниках снята на сканере. В первый раз сталкиваюсь с такой практикой. Цвета даны в палитрах FS, Model Master и Model Master Acryl. Схема расположения декалей на мой взгляд маловата, но понятна. Наличие русского в инструкции означает возможность поставок в Россию.
Инструкции от АМТ я не нашел. Если честно не видел ее уже лет 8-9, скорее всего, лежит вместе с моими моделями от Placticart где-то далеко. Но в коробке их было 2: инструкция со схемами сборки и инструкция по покраске с декальной схемой. Вторая как раз сохранилась. Декальная карта в отличие от Italeri размером с формат А3. Мелочь, а приятно. Жаль что декалей там мало, а технички нет, поэтому такая карта почти бесполезна. Обратную сторону разворота занимает негатив чертежей. Зачем они? Непонятно.
Декаль и окраска
Декаль в наборе Italeri смотрится шикарно! Отпечатана она в Италии. Недаром ее делала знаменитая фирма Cartograf. Декаль дается на 2 варианта модели:
• XB-70 A/V-1 #20001 первый летный экземпляр, AFB Palmdale, 1967 г.
• XB-70 A/V-2 #20207 второй летный экземпляр, потерпевший катастрофу 8 июня 1966 года
Декаль буду оценивать именно в этих временных рамках - на 1967 и 1966 годы для Валькирий соответственно. Иные варианты 1964-1965, музейный я рассматривать не буду.
Несмотря на то, что Валькирия не пестрела техничками, Картограф сделал базовый набор и самое необходимое. Подложка идет четко по периметру, обрезать ничего не придется. У декалей великолепно пропечатаны надписи – под лупой легко читаются! В общем, первое впечатление сопровождалось покусыванием локтей на фоне декали АМТ/ERTL.
Но хватит о хорошем. Пора и о косяках.
Сперва начудила инструкция. В ней советуют низ мотогондолы в районе отсеков двигателей красить сталью. Такой окрас был, но только в полетах 1-1, 1-2, 1-3, 1-4 первой Валькирии. Но и там, он был не таким, как предлагают в инструкции. В общем, надо красить тупо белым.
Теперь к косякам декали. Первый из них – неверные декали на приборную панель и центральную консоль. Да и лепить их на рельефную приборку будет крайне неудобно – надо стачивать с нее рельеф, который тоже в свою очередь неверный.
Как бы велико не было технички, ее всегда мало. И этому немые свидетели – фотографии самолета. С лючками под №25 Картограф явно наврал - всего он дает 4 таких лючка, расположенных на фюзеляже. В реальности все было по-иному. Один единственный красный лючок был на правой скуле воздухозаборника впереди основных стоек шасси. Остальных лючков на фотках не видно. На схемах из монографии по правому борту на гаргроте есть 3 лючка, по левому борту 1 лючок на гаргроте и на левой боковине фюзеляжа под надписью “US AIR FORCE”. На фотографии видно, что выделены они крайне слабо, скорее всего черным или пунктиром, а не красным. Или вообще никак не отмечены. В центре лючка почти всегда была черная надпись, а не ярко-черная полоска, как в декали. На музейных фотках этих лючков нет (кроме красного на мотогондоле) – самолет неоднократно перекрашивали с 1969 по 2009. Вообще, согласно практике и здравому смыслу, надписи были абсолютно на всех лючках и съемных панелях. На фото самолета в музее видны многие надписи. Кстати, антенна и разметка на крыле появились только в рамках программы SST по инициативе NASA весной 1967 г. Поэтому будет нелишним, проделать это со всеми лючками. Для этого в качестве справочника можно воспользоваться картой лючков из монографии, которые я опубликовал в первой части статьи.
Если делать первую Валькирию на момент программы SST, то надо учесть, что ограничительные линии пешей зоны по крылу должны иметь надписи “NO STEP”.
Но страшнее другое – ярко-канареечный цвет эмблемы NASA на килях. Абсолютно все цветные фотки 260-страничной монографии подтверждают этот недостаток. Цвет должен быть более темным и насыщенным. А на белом фоне эти «Картографовские канарейки» будут слепить как фары.
Непонятно, откуда Картограф взял черные панели на крыле. Ни одна фото не подтверждает этот факт. Единственный раз черная панель много меньшего размера была на правом крыле Валькирии во время полетов в рамках программы SST в 1967 г.
Теперь внимательно осматриваем борта самолета. Начнем с правого. На фото приводится коллаж из фоток реального самолета с надписями и надписями из декали на врезках. Зеленым отмечено, то, что Картограф упустил из виду, красным – ошибки Картографа, розовым – неверное расположение декалей по инструкции.
Стрелка с надписью RESCUE (№12)по правому борту должен находиться почти точно над черным полем с текстом, а не как в декали – наполовину длины. В самом черном поле на нижней строчке букв было меньше. А в желтом кружке не было надписи RESCUE. Сам кружок на самолете был лючком, с петлями на правой стороне, а петель в декали нет. Еще сама декаль по инструкции неверно расположена – она должна быть повыше и намного ближе к носу. Красные треугольники (№5) имели черные надписи по-кругу, а не красные как в декали. В декали №10 текст должен быть выровнен по центру и иметь 2 абзаца «Warning», а не выравнивание по левому краю с заголовками «Warning» и «Caution». Декали №24 должны стоять точно на заглушке оси вращения ПГО, а не под/над ней, как советуют в инструкции. Декали №9 должны находиться не под/над ПГО, а точно на стыке. Декаль №11 должна быть шире, желтые уголки тоньше, а в черном поле должна быть желтая надпись. Еще в инструкции неверно указано ее местоположение – она на 90% длины должна быть под ПГО. Красные полоски №16 и №17 на фюзеляже у ПГО на самом деле были черными, а их расположение было не вокруг фюзеляжа, а только по правому борту, и то не до осевой линии снизу. На фото из музея это видно. Необходимо заметить, что на второй Валькирии не было этих черных полосок вообще. Эмблемы и обозначения NASA на музейном самолете были сняты сразу после последнего полета. Декаль №15 по правому борту должны быть выше и ближе (почти в упор) к букве Е в надписи «U.S. AIR FORCE». На второй Валькирии вообще не было декалей №15. Почти у каждой антенны были технические надписи (помечены зеленым, как и их антенны). Картографом это никак не отражено. По пути к хвосту потеряна пара техничек – под О/З и впереди него.
Теперь переходим к мотогондоле и каналу ВЗ. Декаль №18 на клине ВЗ не соответствует оригиналу: должны быть Pilots и Crew Chiefs, а не XB-70 и US AIR FORCE. Также расположение этой декали по инструкции дано неверно – надпись была выше. Она была продублирована на левой стороне клина ВЗ. На второй Валькирии эта надпись была совсем иной (всего 2 строчки), но также была нанесена по обе стороны клина ВЗ. По всей мотогондоле отсутствуют технички, показано сравнение лючка на правой скуле мотогондолы и его аналог из декали. Ближе к хвосту отсутствуют 4 маркера и надписи точек крепления чего то.
Теперь разберемся с левым бортом. Декаль №13 – надпись RESCUE имеет не совсем корректный текст в черном поле. Декали №11 не должно быть по левому борту. На ее месте должна быть маленькая техничка чуть выше ПГО. Надпись на двери кабины – декаль №14 вообще иная. Нет и других надписей, отмеченных зеленым. Расположение декали №10 по инструкции неверно – должна быть пониже. Также на фото видно, что полоса на фюзеляже у ПГО на левом борту отсутствует. По левому борту не должно быть декалей №15 (3 штуки). Про надпись на левой стороне клина ВЗ я писал выше. На модели отсутствуют черные полоски-марки на стойках шасси и мотогондоле, гора технички и 4 марки точек крепления ближе к
соплам.
Снизу на мотогондоле нет номеров двигательных отсеков, отчетливо видных на фото в полете. А цвет красных полос на мотогондоле и крыле должен быть чуть темнее.
На единственном довольно детальном фото Валькирии спереди-сверху видно обилие техничек на верхушке кабины и на верхних плоскостях ПГО. Расположение декалей на фюзеляже совпадает с моделью, а вот ПГО в инструкции и декали пусты. По поводу расположения декалей №23 на верхней плоскости крыла ничего не скажу – данными не располагаю. Единственное, что знаю, техничка на крыльях была в немалом количестве. На фото Валькирии сверху видно наличие по 5 техничек на верхних плоскостях ПГО, небедно украшенное техничками крыло в районе двигательного отсека между килями. Так как детальных фоток самолета сверху крайне мало, найти все декали на верхней плоскости крыла, гаргрота не представляется возможным. На киле отсутствует техничка в точках крепления распорок килей. Эти самые точки также никак не отражены в декали. На второй Валькирии не было марок (декали №19 и №20) на внутренней стороне килей. На первой Валькирии ¼ от корневой части передняя кромка ПГО была окрашена черным в период 1966-1967 гг.
Хочется напомнить, что первый экземпляр Валькирии с 1966 по 1969 использовался в различных целях NASA для аэродинамических испытаний. Поэтому на самолете появлялись и менялись антенны, менялась маркировка мелочевки, появлялись дорожки и ограничительные полосы на крыльях, различные маркеры. За этим надо внимательно следить по фотографиям.
В целом, декали по расположению остальных надписей и лейблов соответствуют следующим периодам времени:
• XB-70A/V-1 1967- 26 февраля 1969 г.
• XB-70A/V-2 июль 1965 – 8 июня 1966 г.
Декаль от AMT/ERTL изготовлена 14 лет назад – 20 сентября 1995 года, о чем свидетельствует штамп на обратной стороне. Технички в ней нет вообще. Это минус и сильный… Зато ее сила в другом – она матовая и имеет естественные цвета. Жаль, что с годами ее подложка слегка помолочнела до бледного оттенка. Тексты на мелочевке пропечатаны плохо. Также неважнецки пропечатана эмблема NASA. Еще неприятным косяком является смещение цветов при печати – это заметно за красных полосах О/З – они смещены вниз относительно оси знака и звезды.
Обе декали со своими косяками и сильными сторонами. Лучших по определению нет. Cartograf имеет огромное преимущество за счет верных О/З и хоть каких-то техничек (хотя их мало после просмотра пары сотен фотографий Валькирии), а АМТ за счет цветов и матовости. Но Cartograf пестрит мелкими недочетами и неверными цветами, тогда как АМТ позорится без технички с косячными опознавательными знаками.
Литники
Всего в наборе содержится 5 обычных литников, 8 «псевдолитников» и 1 литник из прозрачного пластика. Всего 77 деталей. Однако немного для такого большого самолета.
Теперь обо всем поподробнее. На «псевдолитниках» содержатся только крупные детали – фюзеляж, крылья, мотогондола. Теперь изучим пластик подробнее в деталях и сравним его с реальными деталями самолета.
Деталировка
Чертежи чертежами – они слишком мелкие, чтобы с точностью передавать деталировку. Поэтому, отложим их в строну и воспользуемся музейными фотообзорами Валькирии. Радоваться тут тоже нечему. Возраст модели сказался на деталировке сильнее, чем на ее геометрии.
Фюзеляж и антенны
Носовая часть фюзеляжа неважно отлита. Расшивка внешняя. Есть кое-где маленький облой. На виде сбоку носовая часть фюзеляжа верная. Но форма и сечения хромают. Должны быть четкие грани по бокам в районе ПГО, сверху перед остеклением, над кабиной. Мне даже словами сложно описать эти ошибки, лучше смотреть на фото живой Валькирии и сравнивать с ней пластиковый нос. И по фото напильником придавать ему необходимую форму. Дверь в кабину сымитирована очень грубо – линия широка и глубока, а поверхность вокруг двери неровная. На фото видно, какая тонкая расшивка на реальном самолете. Деталировка внутренностей кабины на бортах отсутствует, что выдает возраст пресс-формы. Кончик фюзеляжа излишне толстый, грубый и имеет облой. Углы кабины пилотов завалены, при установке остекления придется шпаклевать. Расшивка катапультных люков мерзка и с облоем. 3 канала позади ПГО на фюзеляже должны иметь отверстия, острые углы и кромки и по 4 перегородки внутри каналов. Всего этого на модели нет, а кромки и углы завалены. Воздуховод на верхней части фюзеляжа за кабиной имеет толкатель прямо в канале. Мало того, его стенки толсты и присутствует облой.
ПВД… Даже не могу слов подобрать. Амодел нервно курит в стороне. Толстая, ужасная, смещения, облой, форма, овальная в сечении и непохожая по форме. ПВД можно смело в мусорное ведро, и на копийность ее не проверяем. «Плавниковые» антенны на носовой части фюзеляжа снизу ужасно исполнены. Расположение верное, но их форма и профиль жуткие, да еще с облоем. Их надо срезать и делать новые тонкие и ромбовидного сечения. Нет 4-х Т-образных антенн по бокам от кабины. Отсутствуют 2 мелких «плавниковых» антенны снизу фюзеляжа, в районе ПГО между 2 крупными «плавниковыми» антеннами.
Центральные секции фюзеляжа имеют внешнюю расшивку. Она тонкая и ровная. По краям деталей есть мелкий облойчик. Кромка зализа между крылом и центральной секцией фюзеляжа толста, а должна быть как почти бритва. Стыки носовой и центральной частей фюзеляжа и фюзеляжа с крылом придется изрядно шпаклевать и подгонять. В том числе и напильником. Стык центральной секции фюзеляжа с крылом и гаргротом доставит немало проблем из-за хлипкой конструкции, неверных сечений и плохой стыкуемости. Для сравнения я привел фотографии деталей гаргрота и фюзеляжа реального самолета и модели, где отлично заметен их профиль и сечение. Выводы делайте по фоткам.
Мотогондола и канал воздухозаборника
Мотогондола и канал ВЗ отлиты одной деталью. Литье по нынешним меркам грубоватое. Расшивка в основном толстая и внутренняя. Местами встречаются расшитые наружу лючки и … Створки ниш шасси! Причем часть расшивки нанесена неаккуратно от руки. Это уже Italeri дорабатывал форму в последние годы. На АМТ такой неаккуратной расшивки не припоминаю. Практически все линии расшивки неверны и их надо шпаклевать и нарезать заново.
Все кромки канала ВЗ излишне толсты – 1 мм + неровные края от мелкого облоя. Кромки канала ВЗ должны быть такими же острыми, как и кромки крыла. Вообще, все кромки на модели надо перетачивать в острый профиль! Ну кроме задних кромок на центральной секции крыла. На видимой части канала ВЗ маячат 2 огромных толкателя – срезать однозначно. Детализация видимой части канала ВЗ топорна и ужасна. Да еще и внешняя расшивка. Стенки клина ВЗ имеют неровные торцы с облоем. А вот сетка в канале пропечаталась/отлилась неравномерно – часть сетки четкая, а часть еле различимая. Хотя на самом деле никакой сетки на всех фото я не увидел. Так что не будет ошибкой, если эту сетку убрать. Еще на стенках клина присутствуют какие-то вертикальные выступы на стенке канала ВЗ. Вероятно, ими хотели показать стык панелей клина ВЗ и вышло слишком грубо. Зато в канале ВЗ не сымитирована щель отвода програнслоя.
Из-за тесной коробки и перевозки модели из Италии в Польшу и оттуда потом в Москву погнулась нижняя губа канала ВЗ. Сама губа ВЗ и его клин толсты и имеют скругленные края. На своей Валькирии я выточил новый острый клин и новый острый кончик губы канала ВЗ. На фото самолета в музее отчетливо видна разница кромок и углов на модели по сравнению с реальностью. На клине канала ВЗ нет мебольших Г-образных антенн, по одной с каждой стороны клина.
Имитация 4-х антенн на нижней поверхности мотогондолы просто ужасна. Они толстые и овальные в сечении. Их надо однозначно срезать и делать новые тонкие, ромбовидного сечения. Вся нижняя поверхность мотогондолы неровная. Это хорошо заметно на фото в отраженном свете вокруг всей внутренней расшивки. Есть усадки пластика на скулах мотогондолы в районе ниш основных стоек шасси и в районе установки стенки двигательного отсека с соплами. На модели нет четкой имитации створок бомболюка. Боковые стенки-створки 1-го и 6-го двигательных отсеков надо шпаклевать – у них слишком грубый стык с мотогондолой с заметным перепадом высот. Довольно неплохо отлиты решетки на нижней части мотогондолы.
Грубо отлит канал за носовой нишей шасси. 3 перегородки в этом канале ужасно толстые и их надо удалять. В левом центральном канале нет одной Г-образной антенны и отсутствуют мелкие горизонтальные штыри-перегородки в центральных каналах. Хвостовые концы мотогондолы в районе двигательного отсека загнуты и деформированы. Это видно на фото собранной в сухую модели Валькирии.
Крыло
Крылья отлиты 4 половинками. Расшивка внешняя, средней паршивости от ручного восстановления. Лючки кривоваты и несимметричны. Вообще расшивка неверна и ее надо срезать. Пропилы механизации крыла неверны по форме, длине и исполнению. Углы механизации крыла скруглены, что неверно. Расшивка механизации неверна и нет имитации узлов навески. Лучше всего вырезать всю механизацию, обработать ее торцы и кромки, сделать узлы навески и обратно установить на крыло.
На крыле имеется масса усадок пластика и недоливов. Самая неприятная усадка пластика идет вдоль всей передней кромки крыла на расстоянии 5 мм от нее. Также усадки пластика наблюдаются на верхних плоскостях крыла на механизации и на центральной секции крыла над двигательными отсеками.
Передняя кромка крыла – отдельная песня. На реальном самолете ей можно было почти обрезаться, а на модели она по форме напоминает «бронепояс тяжелого крейсера» - жутко толстая с заваленными краями. Я бы сказал, выполнена по аэродинамической схеме «Кирпич». Даже наличие толкателей, литьевого брата от питателей на передней кромке и облоя на ней уже не так расстроили как ее формы. Ее придется очень долго перетачивать под нужный профиль. Я даже лишний пластик срезал не напильником, а рубанком, настолько много там его было. Носовой кончик крыла на модели не острый, а его края завалены. Лучше всего срезать первые 5 мм длины крыла и выточить новый острый треугольник из пластика или металла. На фотографии Валькирии в музее видна острота всех кромок и углов на крыле.
Профиль крыла модели неверный, если смотреть по фотографиям и срезам из монографии Дженкинса. Профиль надо с помощью напильника и шпаклевки ручками выводить.
Задняя кромка консолей крыла толста и нуждается в переточке. Заднюю кромку в районе сопел надо сделать перфорированной.
Из-за тесной коробки и вероятно плохих условий перевозки, носовые кончики крыльев были деформированы и загнуты.
Каналы слива погранслоя на верхней плоскости крыла неверные по форме. На модели они расположены не перпендикулярно оси самолета, а под острым углом, что неверно. Эти каналы не имеют глубины, в идеале должны быть вообще сквозными, а их перегородки толстые. Проще всего сделать новый канал из металлических пластин. Каналы продувки двигательных отсеков перед килями также не имеют отверстий и глубины. Они имеют неверные размеры, а их кромки нечеткие и завалены. На модели 2 внешних канала одинаковы по ширине, а 3-й много меньше. В реальности – внешний канал самый крупный, все остальные меньше друг друга. Суммарная ширина их на модели 45 мм против 50 как по американскому чертежу.
Законцовки крыльев и разъемы их складывания
Законцовки крыльев отлиты точно также, как и крылья, разве что стыкуемость лучше. Как и на крыльях, на консолях присутствует усадка пластика вдоль задней кромки. Задняя кромка также толста и нуждается в переточке. Геометрия отклоняемых консолей крыла в норме. Расшивка консоли и крыла вдоль узла складывания имитирована с помощью накладных панелей зигзагообразной формы. В реальности такого естественно не было и имитацию надо срезать.
Торец механизации консоли крыла у узла складывании срезан под углом. Это видно на фото в музее. На модели ничего подобного нет. Наоборот, там есть какие-то лишние обтекатели, грубо отлитые вместе с консолями крыла.
Узлы складывания крыла в модели даются для двух положений: обычное дозвуковое и максимальное сверхзвуковое. Детали узлов очень грубо отлиты. Внутренняя расшивка узлов чрезмерно глубокая, углы оплывшие. На поверхностях этих узлов помимо толстой расшивки присутсвуют серьезные усадки, утяжины пластика и местами облой. Со стороны они больше напоминают на цепочку сосисок или докторскую колбасу в сетке. Носовые обтекатели узлов складывания крыла имеют неверную форму и размеры, на поверхности имеются грани, а их края нечетко отлиты. Форма обтекателей узла далека от идеала. Особенно бросается в глаза излишне выпуклая форма нижней части узла на модели, в сравнении с фото из музея – обтекатель на самолете имел нечто на подобии талии. В реальности узел складывания не имел такой грубой и глубокой расшивки, что подтверждается фотографиями.
Кили и переднее горизонтальное оперение
Кили отлиты средне. Все углы скруглены (это необходимо исправлять – на самолете все углы были острыми), кромки толстые, есть просадка пластика в нижней части килей. По периметру идет тонкий мелкий облой – особенно по задней кромке и верхушке киля. Расшивка восстанавливалась неаккуратно, видны следы кривых бракованных линий. Она неравномерная, кривая и внешняя. На передних кромках киля наросты от питателей. Кили надо нарастить сверху в высоту на 2-2.5 мм. Стреловидность кромок в норме. Но необходимо переделать нижнюю часть килей – вырез внизу в задней части должен быть со ступенькой, а его обшивка снизу была гофрированной. Это отчетливо видно на фото из музея. Все это необходимо делать и имитировать.
ПГО отлито также - имеет неровные торцы, скругленные углы и толстые кромки. По задней кромке и торцу присутствует облой. Расшивка внутренняя, но исполнена грубо – она излишне широкая, местами неровная, а начало линий сопровождается расширением типа устья.
По геометрии ПГО на себя похоже. Но вот стреловидность задней кромки неверная. Для справки, угол стреловидности передней должен быть 58.7 градусов, а задней 75.1 градусов. Это видно на фото сравнения чертежа из книги и детали модели. Поэтому будет шаманство с кромкой – сначала делаем вставку в заднюю кромку, потом придаем необходимую стреловидность. У меня вышло примерно так: корневая часть ПГО выросла на 1-2 мм, а длина торца сократилась на 1-2 мм. Тогда все встанет на свои места. Торец ПГО должен быть плоским без закруглений. Это видно на фото из музея.
Сопла двигателей
Сопла модели вообще отдельная тема. Сопла – это бич модели. Ни копийностью ни формой они не имеют ничего общего с оригиналом. Деталировка внутренностей сопел составляют только окружности и обтекатель в форсажной камере. Нет ни имитации створок сопел изнутри, ни решетки форсажной камеры, ни стяжных колец на створках сопла. Все углы, грани створок – все закругленное, оплывшее и нечеткое. Но так как створки сопла неверные, нам это уже не интересно. На торцах сопла присутствует маленький облой. Диаметр сопел модели на 2.5 мм меньше нужного, а их длина на 6 мм меньше. Сопла модели, установленные на панель под крыло смотрятся инородно, как будто поставили другие двигатели. Схожее ощущение будет, если на Миг-25 вместо его ТРДФ Р-15Б-300 поставить двигатели от Як-130 ТРДФ Р-15Б-300. Цилиндрическое продолжение двигателя на модели меньшего диаметра, чем
сопло, что неверно. На фото двигателя в музее видно, что диаметры одинаковы.
На фото летных программ видны черные обтекатели снизу каждого сопла. На фото в музее их нету. Что это такое – не знаю, но на модели этого нет и это надо делать.
Стенка двигательного отсека отлита с 17 толкателями на лицевой стороне! Она имеет грубую и упрощенную имитацию силового набора. Стенки-разделители между движками слишком толстые и абсолютно неверной формы. Необходимо сделать перфорированным стрингер в наборе крыла сразу за задней кромкой. В районе сопел по кромкам мотогондолы есть маленький облой.
Шасси
Носовая стойка шасси. Передняя стойка шасси со своими щитками на удивление похожа на оригинальную, но лишь издалека. Поверхность носовой стойки по форме напоминает все, что угодно, но только не цилиндр. Плюс ко всему – облой, смещение, замыленность форм, толкатели, грубая и неуместная имитация гидравлики. Щитки портят толкатели на внутренней стороне (по одному на каждый) и толщина лицевых панелей. У горизонтального щитка надо утоньшить вдвое крепления к стойке и просверлить в них по 2 отверстия. Гидравлику надо делать новую. Двухзвенник передней стойки отлит толсто и грубо. Выкидывать однозначно. Передняя стойка отлита в полностью обжатом состоянии. Концы перекладины, к которой крепится горизонтальный щиток, должны быть толстыми и плоскими, а не такие как на модели. На стойке нет 2-го подкоса, который крепится выше основного. Еще необходимо срезать грубый плоский подкос для вертикального щитка на стойке и заменить его на 2 прутика. Гидравлику надо делать новую.
Обтекатель носовой ниши шасси почему то имеет четко заметные грани на поверхности и небольшой облой. Его надо перешкуривать. Геометрия обтекателя ниши передней стойки шасси в порядке, за исключением его носового кончика – он слишком толстый и широкий, а должен быть тонким и острым. На обтекателе отсутствует расшивка створок передней ниши. Само убранство ниши лишь отдаленно напоминает оригинал. В ней нет высоких перегородок, горы гидравлики, уголков, укреплений, подкосов. Также надо сточить огромную толщину торца стенок ниши и излишне широкие бортики – они не должны быть как бронепояс линкора.
Основные стойки шасси. Подкосы стоек отлиты с мелким облоем. По форме они отлично напоминают родные. Но именно напоминают, так как в мелочах есть разночтения. Передние внутренние подкосы основных стоек надо переделывать – они крепились к стойке под другим углом и на другой высоте. Это отчетливо видно на фотографиях. На тележках колес нет гидравлики, каких-то блоков, усилений. Все 4 подкоса стойки имеют похожую, но не до конца верную форму крепления. Место крепления стойки к тележке не совсем верно сделано – слишком сильно наползает на промежуточное колесико тележки. А плоская перекладина-подкос посередине стойки излишне толста и подлежит замене. На ней нет тяги и двух перфорированных уголков. Нет гидравлики и многих мелких механизмов. Выштамповка на щитке не совсем верной формы. Также каждую створку портят 4 толкателя и излишняя толщина лицевой стороны. Узлы подвеса щитков всех 3-х стоек неверны – их надо переделывать. Тонковато сделан подкос тележки колес. Тормозная система на тележках и сами торцы тележек абсолютно не проработаны. Бортик ниш основных стоек слишком широк, а в задней стенке нет проема в отсек для тележки с колесами. Само убранство ниши не соответствует оригиналу - нет огромного числа подкосов, гидравлики и механизмов уборки стойки в нише. На фото из музея видна гигантская разница в детализации стоек, в сравнении с оригинальными стойками модели. Я трижды переделывал стойки на своей Валькирии, но так пока и не добился желаемого результата. Главным плюсом стоек модели является то, что они геометрически верные, по форме похожи на оригинал, прочные и их не придется заново вытачивать, как на Ту-16, а всего лишь облагородить.
Длину стоек не промерял. Но есть данные по «клиренсу» самолета из монографии, которые я опубликовал в таблице данных в первой части статьи.
Моя Валькирия не годилась для подобных измерений, так как стояночный угол у нее нарушен из-за переделки высоты мотогондолы. Но если делать Валькирию «из коробки», то задние стойки вместе с установленными колесами у нее коротковаты на 1-1.5 мм. А что же делать, если модель переделывать всю – и стойки и мотогондолу?… Переделка высоты мотогондолы цепляет за собой стояночный угол крыла и фюзеляжа, и придется играть с длиной стоек. На «моей» Валькирии надо удлинять основные стойки, укорачивать переднюю, шаманить с диаметром колес. Тогда я получу верный стояночный угол (сейчас у меня он на 1.5 градуса больше нормы при «стоковых» стойках, хвост ниже нормы на 6 мм, а ПВД наоборот на 13 мм выше) и верный клиренс всей модели.
Колеса. Колеса просто омерзительны. Профили резины и диска далеки от истины. Протектор отсутствует, а по середине покрышки идет широкая выступающая полоска. Откуда и зачем она? Диаметр колес похож на правду, но если сточить эту полоску, то он уменьшится почти на 1 мм. Колеса имеют диск неверной ширины – в реалии он был шире и не так глубоко посажен, как на модели. Также нет насечек на внутренней поверхности диска. Колеса на модели выполнены в обжатом состоянии.
Кабина и остекление
«Ванна» кабины очень неплохо отлита на фоне остальной модели. Боковые панели даже соответствуют оригинальному интерьеру. Все четко. Как говорится, «Гадость и Радость рядышком». Расположение приборов на приборной панели и центральной консоли не соответствует оригиналу.
Катапультные капсулы-кресла в модели похожи на оригинал и неплохо отлиты. Все впечатление от них портит имитация самого кресла, его ручек и заголовника. Да есть маленький облой, но есть и толкатели на боковых стенках капсулы. Спорны механизмы на задней стенке капсулы. Но так как их все равно не будет видно, то на это можно забить. Скорее всего, это часть катапультного механизма с баллоном сжатого воздуха, никак не относящиеся к самой капсуле. Штурвалы не похожи на оригинал, вдобавок отлиты со смещением и толсты. В кокпите нет педалей.
Стекла кабины отлиты чисто и четко. Но из-за большой толщины возникает эффект увеличительного стекла и маленьких искажения в районе переплета. Боковые стенки отлиты почти чисто и без неровностей. Искажений по минимуму. Но переплет остекления толстый и грубый. Его лучше сточить, тогда искажения уйдут окончательно.
Пластик и его качество
А теперь о пластике AMT/ERTL. Сохранившийся запасной фонарь кабины от АМТ сделан точно также как и у Italeri. Словно состояние формы было неподвластно времени. Сопла также отлиты «оплывшими». А вот все остальные детали модели АМТ были отлиты без заметного облоя, огромного числа толкателей, утяжин и недоливов. Все кромки и углы были довольно острыми. Сам пластик был светло-серого цвета, упругий, пружинистый, нехрупкий. Питатели не были сломаны, детали не имели повреждений, несмотря на огромную коробку, по которой можно было летать во всех направлениях, и тот путь, что она проделала из самой Айовы.
Тот факт, что много деталей слетели с литников модели Italeri, а много питателей лопнули, говорит о хрупком дешевом пластике или нарушении технологии литья. Недоливы и утяжины подобные Амоделу, облой, нестыковка – все это навевает мысли или о качественном ЛНД или о нарушении технологии литья дешевым пластиком, но никак не о качественном ЛВД. Фонарь то у Italeri был отлит нормально. Еще огорчило то, что модернизация форм прошла неумело подручными средствами, что сказалось на качестве расшивки и качестве многих плоских поверхностей. Вывод один – на литниках AMT/ERTL смотрелась лучше, чем Italeri.
Копийность модели
Несмотря на то, что Italeri дает декаль на оба самолета, пластик соответствует именно Валькирии A/V-1. Ее и будем проверять на геометрию. Чтобы получить Валькирию A/V-2 придется очень сильно попотеть над V-образностью крыльев, антеннами, обтекателем на стыке правой скулы мотогондолы и крыла и декалью.
Так как остался один относительно адекватный чертеж из американского издания Historical Aviation Album, я его распечатал на офисном принтере в масштабе 1/144-145. Все высказывания в этой главе адресованы только в адрес этого чертежа. Он пропорционален, и судить строго не буду. Также я располагаю сводными таблицами всех размеров Валькирии из ее монографии, опубликованными в первой части статьи. Все отклонения меньше 1.5 мм я счел погрешностями при многократном перепечатывании чертежа и погрешностями автора.
Вот что я намерил:
Длина корневой части крыла на 2-3 мм больше нормы, но в процессе обработки, это сократится до 1-2 мм и различия будут несущественны.
Расстояние между осями фюзеляжа и узла складывания законцовки крыла на 2 мм больше. Но процесс подгонки отклоненной консоли и самой половинки крыла почти ликвидируют разницу.
На 1.5-2 мм больше расстояние между углом по задней кромке крыла и осью фюзеляжа.
Мотогондола в хвостовой части в районе отсеков двигателей недостаточно выпуклая – не хватает 3-4 мм ширины. Высота мотогондолы недостаточна – она низковата. В хвостовой части не хватает 2 мм, в середине 3 мм, носовой почти 4 мм, а в районе самого носика клина ВЗ – почти 5 мм по высоте. Надставлять по высоте надо именно стык мотогондолы с крылом. На фотографии приведено сравнение воздухозаборников и мотогондолы Валькирии от Italeri с моей переделанной моделью. Разница по высоте ощутима даже на глаз. В остальном форма и размеры мотогондолы верны. Расположение всех лючков неверно. Также неясно насколько верно расположение отсека вооружения и его створки, которая не открывалась как на многих самолетах, а сдвигалась на рельсах назад к хвосту.
Фюзеляж. Все самое страшное в модели именно с ним. Отдельно все куски его мерить невозможно и бессмысленно. Надо смотреть как он в сборе, а в сборе он не радует нас, особенно длиной. Ширина фюзеляжа и гаргрота колеблется. В таблице приведено сравнение ширины фюзеляжа и гаргрота на всем протяжении от хвоста до носа модели и отмасштабированного чертежа из американского источника.
Причина вычисления по чертежам проста. Обмерка модели по чертежам и техданным дала почти одинаковые результаты. Отклонения были только в мелких размерах. Желтым выделены самые явные ошибки, на мелочи в 1-2 мм закрываем глаза – они приходятся на погрешности измерений и печати. Но 9 миллиметров ширины! Треть ширины гаргрота вырезать! Achtung! Но это еще не все. Причина такого широкого фюзеляжа и гаргрота кроется в неверных сечениях. Посмотрел фотографии, на модели гаргрот действительно неверный, но не на огромные 8-9 мм, а на 5-6 мм максиму. Вывод сражает наповал – надо делать практически новый гаргрот и часть фюзеляжа на протяжении 35 сантиметров от задней кромки крыла до створок слива погранслоя! Как говорила хирург из «Покровских ворот» - «Резать к чертовой матери!». Вы спросите, почему новый – отвечаю – толщина пластика на модели может не позволить бесконечно срезать лишние миллиметры в погоне за шириной и сечениями. Он может прохудится до толщины бумаги. Для сравнения, я привел фоты гаргрота реального самолета и собранного гаргрота на модели. На модели он кажется более низким, за счет ширины, в то время как на реальной Валькирии, он имел почти плоские бока и был уже.
Ради интереса, я на огромном листе ватмана сложил все секции фюзеляжа с новой верной ПВД и крылом и получил суммарную длину модели 811 мм +/- 2 мм, а надо 801.7 мм. В общем, где то 10 мм длины фюзеляжа самолета лишние между задней кромкой ПГО и началом зализа крыла. Там, где цилиндрическое сечение фюзеляжа. Также я достал свою Валькирию, у которой вырезал примерно 1 см длины на стыке носовой и центральной частей фюзеляжа. Измерил все ее параметры – моя доработанная модель идеально легла в данные с погрешностью 1 мм по длине, размаху и пропорциям! Единственными отклонениями были высота моих доработанных килей, стояночный угол модели и широкий гаргрот. Для сравнения я привел фото двух Валькирий «до» и «после» переделки носовых частей. Фюзеляж модели «из коробки» более вытянут в длину и имеет более толстые обводы носовой части, форма которой нуждается в серьезной переточке.
На этом с геометрией надеюсь все. Расшивка - она везде неверная. Снизу на мотогондоле надо все зашпаклевывать и выравнивать поверхность. В остальных местах надо просто срезать и заново расшивать. В разное время на Валькириях ставились различные антенны и датчики в рамках испытаний, проводимых NASA. На модели они никак не отражены. Поэтому если делать самолет по состоянию на определенный промежуток времени, нужно внимательно учитывать расположение антенн на фюзеляже, под мотогондолой, на верхней плоскости крыла, перед кабиной.
Собираемость
Собираемость модели мерзкая. Шпаклевка и напильник – вот мой рецепт для больного.
Чего стоят стыки секций фюзеляжа, фюзеляжа с крылом, плоскостей крыла! Верхняя и нижняя половина крыла стыкуются между собой скверно. Возникают огромные щели до 1 мм шириной вдоль передней кромки на нижней плоскости. Так как все кромки на стыках и посадочных поверхностях завалены и не четкие, то шпаклевку придется применять повсеместно на всей модели. Собранное крыло дышит за счет внутренних полостей, больших размеров и мягковатого пластика. Необходимо делать прочный внутренний силовой каркас. Стык правой и левой консоли крыла очень непрочен, его надо тщательно подгонять, делать самодельные подкрепления и принудительно стягивать оба крыла. Иначе получится огромная щель по середине, как на фото. Кромки и углы некоторых стыков лучше сделать из самодельных деталей. На фото сравнения моей переделанной и италовских Валькирий видно, что я заменил все острые углы новыми деталями и вставками. Нижняя половинка правого крыла оказалась покоробленной со стрелкой прогиба в 1 см! Чтобы добиться качественной сборки такого крыла, лучше всего его собирать на жестком стапеле.
Секции фюзеляжа между собой стыкуются с неприятным уступом. Носовая часть ушла вправо с уступом. Но это не особо важно, если отрезать 10-11 мм от длины фюзеляжа на этом стыке. Получится даже лучше. Стык центральной секции фюзеляжа с кусочком гаргрота на крыле – место для массового применения шпаклевки. На моей Валькирии от АМТ в этом месте была нестыковка по сечению и был заметный перепад высот на стыке который лечился шпаклевкой. На этой Валькирии, как и на моей, возникли огромные щели вдоль всего стыка гаргрота с крылом. Это вызвано плохой стыкуемостью крыльев и чуть большей шириной посадочного места под гаргрот. Если избавляться от щелей распиранием гаргрота изнутри, то можно позабыть о верных сечениях. А если придать гаргроту верное сечение, то мы получим внушительные и глубокие щели длиной в 40 см.
Мотогондола и канал ВЗ хорошо стыкуются даже с поведенными крыльями. Щелей по стыку нет. Но из-за деформированной хвостовой части мотогондолы щелей избежать не удалось.
Итог
В своей статье я подробно рассказал про один очень интересный самолет – опытный сверхзвуковой бомбардировщик North American XB-70A Valkyrie, его историю, китографию и его модель. Я раскрыл тему недостатков исходного набора модели с применением детальных фотоматериалов, подробной зарубежной монографии, заводских технических данных, и нашел многие «подводные камни» в модели для всех, кто пожелает построить ее модель. Параллельно с написанием статьи, я подробно изучил свою Валькирию и также нашел в ней новые недостатки, которые еще есть возможность устранить.
Исходя из выше написанного, итог, увы, не самый приятный. Модель Валькирии довольно старая, родом из начала 80-х годов. Это является главным источником ее проблем – слабой и грубой деталировке, внешней расшивке и изношенной пресс-форме. Также у нее есть определенные проблемы с геометрией фюзеляжа, мотогондолы, килей, ПГО, мелочевки. Новая перепаковка модели от Italeri добавила новых проблем. Пластик стал хрупким, литье ухудшилось, декаль стала визуально лучше, но на проверку оказалась неверной с недостаточной техничкой. Но, несмотря на все недостатки модели, ее самым главным плюсом является ее относительная финансовая доступность и сходство с оригиналом. По сути это «заготовки» для изготовления Валькирии за умеренную цену. Она дешевле в разы, чем бомбардировщики от Амодел, Monogram, и Trumpeter. За все это вы получаете модель уникального в истории самолета, опередившего время на 20 лет и не имевшего аналогов во всем мире.
Эта модель не для новичков и даже не для моделистов среднего уровня. Собрать эту модель из коробки у вас точно не получится. Нужно немало сил, умений, мужества и выдержки, чтобы сделать из этих заготовок не «гадкого утенка», а прекрасную белую Валькирию. Ведь делать эту модель придется только один раз. Второго раза вы сами не захотите. Поэтому, вложите в ее постройку тот максимум, на, который вы способны. Ведь результат усилий окупится и не заставит вас ждать! И, главное, не стоит торопится в постройке.
В общем, я предоставил в своей статье вам, уважаемые читатели, материал, подкрепленный многочисленными фотографиями и аргументами, для размышлений и выводов. Выводы на основании предоставленной информации пусть сделает уже каждый из вас, даже Я. Я надеюсь, что мой труд не только поможет ответить на многие ваши вопросы по модели, матчасти, станет полезным при постройке, но и познакомит вас с этим необычным самолетом и его моделью.
Я рад тому, что мне улыбнулась возможность заново детально изучить матчасть самолета и снова познакомиться с этой необычной моделью, как и 13 лет назад, и высказать по ней свое мнение. Я сравнил, сколько я сделал за эти 13 лет из исходного набора и сколько еще предстоит сделать, чтобы произнести магическое «Готово!». Нет предела совершенству, но нащупать его каждый из нас хочет.
И наконец, историческая встреча двух Валькирий. Какое будущее им уготовано, покажет время…
Выражаю особую благодарность Игорю Слапыгину за предоставленную для обзора модель, коллеге Tali за чертежи из Historical Aviation Album, Снорри за его помощь редактора первой части статьи, Владимиру Якубову за фотообзор Валькирии в Национальном Музее Авиации США, своим друзьям моделистам, которые не один месяц поддерживали меня во время написании статьи, Деннису Дженкинсу и Тони Лэндису за то, что их немалый труд послужил сильным стимулом к моему изучению матчасти, конверсии модели и в последствии – написанию этой статьи.
P.S. Прошу строго не судить за объем и содержание статьи.
С уважением, Андрей Кузнецов
Не знаю насколько близко к деревне:
http://scalemodels.ru/news/4966-novosti-internet-magazina-ScaleFan-ru.html
но пышуть "тираж ограничен"
Добавлено спустя 1 минуту 45 секунд:
O-o, я что-то видимо пропустил - где такую травлёнку берут?
:???: дыксть, я ж ее в обзоре по Днепру еще в конце апреля показывал на Бритмоделлере!