Наши проекты: Склей-ка Модель! : NorthStarModels : Studio XIII : Wiki : Сувениры : Walkarounds : Новости
Войти Регистрация

Hasegawa 1/48 Macchi M.C.205V Veltro Serie III

Приветствую всех. Представляю на ваш суд свою первую более-менее серьезно сделанную модель - Macchi M.C.205 Serie III. Мое увлечение (по мнению некоторых коллег-земляков, серьезно напоминающее одержимость) итальянскими самолетами Второй мировой корни имеет совершенно прозаические: увидев однажды на "Уголке неба" фотографии и боковики Fiat G.55, я попросту пропал. Машина настолько понравилась, что я немедленно начал собирать и изучать материалы, так или иначе связанные с итальянскими самолетами - сначала по машинам так называемой "пятой серии", потом и по другим аппаратам, принимавшим участие в войне 1939-1945 годов.

Скажу несколько слов о собственно типе машины и выборе прототипа.
Боевая карьера истребителя Macchi M.C.205 началась летом 1943 года, незадолго до сентябрьского "перемирия" маршала Бадольо, расколовшего Италию надвое. Под руководством инженера Кастольди машина стала вершиной развития семейства истребителей Macchi моделей 200, затем 202, и, наконец, 205. Так и не преодоленная проблема выпуска собственных рядных двигателей жидкостного охлаждения преследовала итальянскую промышленность на протяжении всей войны, и единственным выходом стал лицензионный выпуск немецких двигателей "Даймлер-Бенц". Оснащенный двигателем DB-601 Macchi M.C.202 Folgore ("Удар грома") стал, по мнению многих специалистов, едва ли не лучшим истребителем Regia Aeronautica во Второй мировой войне, превзойдя своих противников - P-40, P-39 и даже Spitfire - практически по всем показателям.

Естественно, дальнейшее развитие самолета было просто необходимо в военных условиях. Удачный планер M.C.202 был оснащен более мощным двигателем DB-605, и "новая старая" машина получила наименование M.C.205 Veltro - "Гончая". Внешне Folgore и Veltro различались мало: последняя получила вместо одного короба маслорадиатора под носом две "трубы", хвостовое колесо было сделано убирающимся. Еще одной проблемой, влияющей на боевые качества итальянских истребителей на протяжении всей войны, была слабость вооружения, ведь самым крупным калибром, применявшимся на истребителях, был 12.7 мм. И здесь на помощь пришли немцы: M.C.205 серии III начали оснащать крыльевыми пушками Mauser MG151/20 для более эффективной борьбы с бомбардировщиками антигитлеровской коалиции.

Перед постройкой модели я "прошерстил" интернет в поисках необходимых данных для работы, и наткнулся (практически сразу) на модель Вернера Шейблинга - обзор которого и использовал в качестве эталона. Затем были найдены книги "Aero Detail 15: Macchi 200/202/205" и "Camouflage and Markings of the Aeronautica Nazionale Reppublicana" авторов F. D'Amico и G. Valentini. Выбор прототипа для модели как раз и осуществлялся согласно фотографиям из последней книги. Мне приглянулась машина соттотененте (младшего лейтенанта) Сержио Мазерелли, принадлежащая 3 Squadriglie 1 Gruppo Caccia (3 эскадрилье 1 истребительной группы). В целом, персональных машин в ВВС ANR было немного вследствие того, что на одной машине зачастую летали несколько летчиков. Самолет Мазерелли был украшен сокращенными именем и фамилией пилота, нанесенными на гаргрот сразу за горловиной топливного бака. Еще одним немаловажным фактором, полиявшим на мой выбор, стало то, что сама машина (заводской номер M.M.9350) была своего рода "сборной солянкой": фюзеляж принадлежал самолету Serie I, а крыло, оснащенное пушками, - Serie III. "Меньше исправлять" - подумал я, и в чем-то оказался прав. Меньше, но ненамного. Таким образом, мы плавно подходим (наконец!) собственно к процессу сборки.
Hasegawa 1/48 Macchi M.C.205V Veltro Serie IIIHasegawa 1/48 Macchi M.C.205V Veltro Serie IIIHasegawa 1/48 Macchi M.C.205V Veltro Serie IIIHasegawa 1/48 Macchi M.C.205V Veltro Serie III

Прежде чем приступать - хочу поблагодорить своего земляка Сашу Трофимова aka Lavka за неоценимую помощь словом, делом и недостающим (пока) инструментарием при постройке. :-)
Набор Hasegawa в целом хорош, но, как оказалось, не без неточностей - и довольно серьезных. В своем стремлении максимально унифицировать процесс выпуска своих моделей фирма зачастую допускает серьезные просчеты в деталировке, не обошлось без них и в этот раз. В целом, отливки - точная копия их же набора Macchi M.C.202, за исключением конструкции хвостового колеса и маслорадиаторов. Также в наборе даны обтекатели пушек, что якобы позволяет без проблем собрать машину 3 серии - но не все так просто. Все же пойдем по порядку.

"Сборка началась с кокпита" - а вот и нет! Первое, что я сделал, это попытался вживить на место неродные патрубки "Москит". И сразу бросается в глаза первый "косяк" набора: патрубки из него отправляются прямиком в мусорное ведро, им не поможет даже рассверливание - они слишком узкие. К тому же ограничители патрубков чрезмерно толсты. Последние были срезаны и заменены полосами из остатков какой-то безымянной уже травленки, после чего, расточив посадочные места для патрубков, я установил "Москитов". Если бы я знал, чего мне это будет стоить в будущем - я бы дважды подумал, прежде чем бездумно лепить их на место! Но в тот момент я был безумно доволен результатом.
Hasegawa 1/48 Macchi M.C.205V Veltro Serie III
Вот теперь пришла очередь кокпита. Здесь мне помог набор ФТД от "Эдуарда", который, в принципе, хорош всем - кроме имитации силового набора кабины, который слишком тонок. Однако, будучи установленным на свое "рабочее место", кокпит от этого практически не страдает - скорее наоборот. Жалею только об одном: стоило бы доработать кресло пилота, у стандартной детали слишком толстые боковины. Вместо стандартного прицела (не выдерживает никакой критики, даже при условии установки на него ФТД) установлен смоляной прицел Revi от Quickboost - одним таким со мной поделился Lavka. Внешне он очень напоминает нужный нам San Giorgio, я лишь добавил линзу из ацетатной пленки и затенитель из старого рентгеновского снимка. Зеркальце тоже доработано кусочком самоклеющейся фольги.
Hasegawa 1/48 Macchi M.C.205V Veltro Serie III
Затем я задумался о деталировке ниш шасси. У "Hasegawa" этой деталировки практически нет, есть лишь моторама и пара трубопроводов, что неправильно - у M.C.205 нет куполов ниш шасси в силу некоторых особенностей конструкции, и в нишах должны быть видны задняя часть двигателя, сложное переплетение проводов, трубопроводов и всего прочего. Я знаю о существовании неплохого смоляного набора Jaguar, но достать его вовремя не смог, поэтому пришлось обходиться подручными средствами. Сначала я задумал просто насверлить отверстий в стандартных деталях и напихать туда побольше начинки, но вскоре выяснилось, что родная передняя стенка ниш шасси в принципе не помещается на свое посадочное место - спасибо патрубкам "Москит"! Впору опустить руки на время и задуматься. "Деталировать - так деталировать" - в итоге подумал я, и достал из загашника неиспользованные отливки с деталями двигателя от "Мессершмитта" фирмы ICM.

Распостряняться много не стану, что получилось - видно на фотографии. Гофрированные шланги выполнены из гитарных струн различного диаметра. Разумеется, у двигателя не хватает некоторых важных частей, но я отдавал себе отчет в том, что их все равно не будет видно. Забегая вперед, скажу, что штоки гидроцилиндров привода стоек шасси я благополучно сломал уже после установки узла на место, при шлифовке модели. Технологическое Членение модели позволило мне не вклеивать одну из носовых панелей на место, а поставить ее "просто так", внатяг. Правда, я не уверен, снималась ли эта панель отдельно, или вместе с боковинами капота - но, поскольку внешнего восприятия модели эта опционально съемная панель не меняет абсолютно, было решено так все и оставить.
Hasegawa 1/48 Macchi M.C.205V Veltro Serie III
Крыло также подверглось доработке. У "пушечных" самолетов 3 серии по сравнению с "пулеметными" образцами изменилась конструкция отверстий сброса гильз, которые и были прорезаны практически заново. Помимо этого подверглась изменениям конфигурация лючков на крыле - они должны быть не прямоугольными, а овальными. Также появились четыре небольших каплевидных обтекателя для механизма пушек, выточенные из оставшихся от хоббикрафтовского "ишака" реактивных снарядов, и две горловины топливных баков в корне крыла. В довершение работы над крылом я углубил расшивку в некоторых жизненно важных местах, рассверлил стволы пушек, сделал из медицинских игл трубку ПВД и установил АНО из прозрачного литника. Фюзеляж тоже подвергся изменениям: лючок для аптечки был перенесен в соответствии с фотографиями дальше к хвостовому оперению, были сделаны новые створки хвостового колеса из "доширака", в канал носового воздухозаборника установлена заслонка-"бабочка" в открытом положении, доработан короб маслорадиатора путем установки новых тяг и ограничителя из тянутого литника и рассверлены кое-какие маленькие воздухозаборнички.
Стойки шасси доставили мне массу проблем. По инструкции к набору "Eduard" их предполагается АККУРАТНО сточить весьма хитрым образом для установки достаточно ажурной конструкции крепления основных щитков, что я честно и попытался сделать. Результат меня, мягко говоря, не впечатлил, и, за неимением трубок подходящих диаметров было решено облагородить стандартные стойки накруткой деталей из самоклеющейся фольги, сажая ее на Х-22 для надежности. Двузвенники я установил из набора ФТД от RCR Models - "Эдиковские" показались мне мелковатыми. Колеса установлены из набора, я лишь немного их "нагрузил".

Окраска прошла не совсем гладко. Целью работы я поставил себе создать потрепанную боевую машину, со сколами краски, следами масла и огромными, во все крыло, "усами" нагара. Окраска производилась акрилами Tamiya, тонировка - гуашь и тамиевские же пигменты. Главным разочарованием стал фонарь, предварительно выкупанный в Х-22 - после снятия с него маски я с удивлением обнаружил на стеклах шершавую, матовую, практически непрозрачную поверхность. Кое-как исправив ситуацию с несъемной частью, я задумался о спиртовой ванне для откидной части фонаря (уже вторичной к тому моменту ванне). И тут мне пришла в голову светлая мысль: пару месяцев назад с одной из моих моделей, а именно М.С.202, произошла весьма досадная неприятность из разряда "поиграли дети", вследствие чего экспонат был низведен до малопотребного состояния. Я погоревал, сложил обломки в коробочку с надеждой когда-нибудь восстановить - но нет худа без добра. Неплохо окрашенный в цвета "пустынного" камуфляжа фонарь заменил мне испорченный в ходе покраски, тем более что на фотографиях реальных машин зачастую эта самая откидная секция покрашена именно так. Дело в том, что самолеты перекрашивались в цвета немецкой схемы RLM 74/75/76 в строевых частях, что накладывает определенные особенности при покраске. Так, заводской номер (Matricola Militare) при перекраске замаскировывался целиком (поэтому он нанесен на светлокоричневом фоне Nocciola Chiaro), как и фашины ANR на нижних поверхностях крыла - сквозь них, в свою очередь, проглядывает Grigio Azzuro Chiaro. Возвращаясь к фонарю: либо его тоже маскировали или снимали перед покраской, либо он попросту снят с отслужившей свой срок машины. По этой же самой причине я проявил художественную смекалку и покрасил трубку Вентури в Nocciola Chiaro.
.
Hasegawa 1/48 Macchi M.C.205V Veltro Serie IIIHasegawa 1/48 Macchi M.C.205V Veltro Serie IIIHasegawa 1/48 Macchi M.C.205V Veltro Serie III
Декаль я применил производства итальянской фирмы Skymodels. Здесь тоже не без загвоздок. В частности, несколько переразмерены триколоры на фюзеляже, а эмблема эскадрильи на носу - наоборот, "недоразмерена". Цифра 1 в тактическом обозначении самолета должна быть синей, а не красной - все машины 3 эскадрильи имели эту особенность. О качестве же декали ничего плохого сказать не могу - оно идеальное.
Hasegawa 1/48 Macchi M.C.205V Veltro Serie IIIHasegawa 1/48 Macchi M.C.205V Veltro Serie IIIHasegawa 1/48 Macchi M.C.205V Veltro Serie III
В общем итоге без замечаний, разумеется, не обошлось. Главных претензий две: патрубки и стойки шасси. Первые "неродные", соответственно, отличаются от реального прототипа, будучи несколько длиннее. Стойки же шасси, по моему мнению, чуть короче, чем нужно - либо промахнулся "Eduard", дав слишком большие щитки в верхней части стоек. Но, несмотря на все сложности, львиную долю которых я создал себе сам, сборка (она шла на протяжении примерно полугода) доставила массу удовольствия, а результатом я доволен
Hasegawa 1/48 Macchi M.C.205V Veltro Serie IIIHasegawa 1/48 Macchi M.C.205V Veltro Serie IIIHasegawa 1/48 Macchi M.C.205V Veltro Serie III
Да, чуть не забыл сказать пару слов о смоляной фигурке пилота производства фирмы Czech Master Kits - смолу я окрашивал впервые, и впечатления остались самые добрые. Окрашивал пилота по методу, предложенному Вячеславом Демченко - от себя добавил только тонировку тамиевскими пигментами и финишное покрытие лаком Х-22 с добавлением большого количества матовой основы Х-21. В итоге получилось хорошее покрытие, по фактуре напоминающее ткань.
Hasegawa 1/48 Macchi M.C.205V Veltro Serie III
Ну вот, в общем, и все. Конструктивная критика приветствуется.

» Информация о статье
Просмотров: 6827
Опубликовано:
omega в 25.08.2009 - 00:22
Один вопрос - фюзеляжные створки ниш шасси открывались на такой близкий к 90 градусов угол? С конструктивной точки зрения - это много, и при закрывании возможно заедание створки.
Олег, ты не совсем прав. Створки могут без проблем открываться и на больший угол, чем 90 градусов. Опять же, смотря между чем и чем этот угол. Ведь крыло имеет ещё и поперечный V.
Заклинивание тяг возможно при угле, близком к 180, но никак не к 90 град... :cool:
Вячеслав, я про 90 градусов между открытой створкой и центропланом...Как я понимаю, там же не гидравлика - при уборке шасси колесо нажимает на рамку и закрывает створку. В силу того, что закрытие происходит по радиусу (прости моё косноязычие :lol: ), угол открытия может быть и меньше 90. Однако коллега Laser убедительно показал фото, сомнение моё рассеялось :wink:
С уважением - Олег.
Laser в 03.09.2009 - 10:48
Что касается ниш шасси: нашел на просторах Интернета кое-что по этой тематике. Статья по постройке М.С.205 производства Tauro Models (кстати, по мнению некоторых моделистов, в частности автора статьи, модель, при всех ее недостатках, геометрически несколько точнее Хасегавы) лежит тут:

http://www.stormomagazine.com/ModelArticles/MC205/RiccardoTrotta/MC205_1a.html

Утверждается, что на все Макки, кроме М.С.202 самых ранних серий, ставилось оборудование для боевых действий на Североафриканском ТВД. В нем, помимо всего прочего, были и купола ниш шасси. На что они были похожи - можно судить по прилагаемому рисунку.
Нечаев в 03.09.2009 - 13:44
А кстати - в чем конкретно "все недостатки" модели от "Тауро"? Про ее легендарную собираемость я слышал, про лучшую точность сравнительно с хасей - тоже. Вроде деталей там поболе, чем в японской, но вот качество литья судя по воткам как-то не очень. Просто есть возможность приобрести, хотелось уточнить - стоит ли?
KSL в 03.09.2009 - 14:38
Просто есть возможность приобрести, хотелось уточнить - стоит ли?

Ни в коем случае. Был у меня этот пепелац где-то в начале 90-х. Сейчас за давностью лет всего не помню, но впечатления остались жутковатые, худшие образцы чешского шортрана по сравнению с этим шедевром - практически тамигава. Деталлировка там конечно очень богатая, но 90% придется делать заново. в целом крайне не рекомендую. Кстати, раз уж зашла речь, а в чем собственно не правильна Хаська? Сам матчасть пока не копал, хотелось бы узнать про косяки.

С уважением,
Сергей.
Нечаев в 03.09.2009 - 16:53
Спасибо, сергей! собственно, глядя на фото отливок я примерно так и подумал, что половину деталей придется ф топку утилизировать. Я думаю, что народу нравится проработка внешней поверхности, которая на "тауро" выглядит более правдоподобно и как-то побогаче.
KSL в 03.09.2009 - 17:04
Я думаю, что народу нравится проработка внешней поверхности, которая на "тауро" выглядит более правдоподобно и как-то побогаче.

Мож я за давностью лет чего путаю, но у меня отложилось, что расшивка там аля мачбокс, этакие замыленные окопы для тараканов.
Нечаев в 03.09.2009 - 17:17
Ну, тады ой. Ждемс, может кто еще про геомертию раскажет. Я копал немного матчасть, но довольно давно, и в основном по боевому применению, не углубляясь в детали аэроплана как такового.
Laser в 03.09.2009 - 18:36
KSL

В статье, ссылку на которую я привел, утверждается, что у Хасегавы фюзеляж короче на 2,5-3 мм в хвостовой части - это во-первых. А во-вторых, гаргрот ниже на 1 мм. Это все привязано к чертежам из Ali D'Italia. Сам при первой же возможности хочу проверить, благо книжка такая есть - вот только модели пока нет, все в планах. :)

Нечаев
Из основных отмеченных недостатков у Тауро - очень плохая собираемость (при хорошей деталировке) и отвратительная расшивка.
Нечаев в 03.09.2009 - 20:43
Понятненько. Придется, видимо хасю "ягуарить".
Карабас-Барабас в 05.01.2010 - 21:18
Тема: Re: Hasegawa 1/48 Macchi M.C.205V Veltro Serie III
Только сейчас обнаружил статью. Великолепно, особенно начинка - внизу около нишь шасси и двигатель с моторным отсеком (пушки!!!супер) сверху.

Добавить свою статью | Обсудить на форуме

Вы должны быть пользователем сайта, чтобы комментировать статьи!
Зарегистрироваться

ScaleModels.ru - сборные масштабные модели. © 2005-2015. Работаем на сервере FastVPS.ru
Privacy Policy