Наши проекты: Склей-ка Модель! : NorthStarModels : Studio XIII : Wiki : Сувениры : Walkarounds : Новости |
Як-9… Самолет-солдат. Была когда-то в 90-х годах выпущена книжка под таким названием. Ну, утверждение верно на все 100%. По количеству выпущенных машин он обогнал любые другие истребители страны Советов периода ВОВ.
Возвращаясь в детство, вспоминается, как хотелось иметь в коллекции Яшку… Но. Можно было только заглядываться на ч/б фото модели от Эйрфикс. И мечтать. О том будущем, в котором в нашей коллекции будут модели всех советских самолетов Великой Отечественной войны. И ведь надо признать, в отличии от многих других «мечт», эта вполне себе сбылась! Желающий может собрать любую модель советского самолета того времени. И не только боевого.
Однако, вернемся к Як-9.
Когда в 1999 году приобрел модель от ICM, узнал о множестве вариантов «девятки». Там были предусмотрены и Як-9Д, и Як-9ДД, Т, и даже К (о которой вообще не знал ничего).
Чуть позже, была куплена модель от Дако. А там вариант предусматривал уже изготовление модификации разведчика и бомбардировщика. Ну как иначе назвать Яка-9го, как не солдат.
Уже в 2004-2005 году приобрел модель от ВЭ (тот же Дако) в варианте Т. Отличается фюзеляжем со сдвинутой кабиной. Коробка благополучно отправилась на стеллаж, само собой разумеется. Поскольку тогда был период «покупации».
Модель дакопластовского Яка на рассматриваемый период, считалась достаточно копийной и деталированной. В то время на нее афтермаркета выпускалось «выше крыши» - колеса Экипаж, травление Interavia, Part, вакуфонарь от Pavla, патрубки Москит, декали AML. Поскольку, помимо болезни «покупации», я был поражен и «синдромом продвинутого моделиста», то все эти девайсы были приобретены, разумеется.
Оставалось дело за малым, пустяком совсем — собрать модель со всем этим фаршем и явить миру шедевр. Чтоб все «вааууу». Ну вы поняли)))). Однако, почему-то именно на этом я постоянно спотыкался. Почти с каждой моделью. Много раз.
Не прошло и 20ти лет, как фирма Звезда выпустила новую модель Яка. В свете технологий 21го века. Понятно, что в преддверии выхода данного «кита» коробки от Дако/ВЭ безжалостно сливались представителями модельного сообщества за бесценок, либо просто продолжали валяться на полках без надежды на сборку))).
Я еще в 2019м году изготовил ниши на даковской модели и примерял исправленный смоляной капот, приобретенный у талантливого моделиста Ивана ака Rum-ata на Скале. Планировался Як-9т летчика Степаненко из 4 киап. Но, потом еще на 3 года все это счастье было положено в коробку.
Тем не менее, когда Павел Голдовский наметил старт турнира «Самолеты ОКБ Яковлева», пришла мысль, что это шанс завершить еще один долгострой.
К этому моменту уже видел в сети фото линейки Як-9 с надписью «Курский колхозник». Ознакомившись с историей снимка, узнал, что эскадрилья данных самолетов, построенных на деньги тружеников села Курской области, была вручена летчикам 355 иап на нашем аэродроме Рышково осенью 1944 года. Среди самолетов просматривались как Як-9т, так и более поздняя модификация — Як-9м. Решил делать ее.
Определился, что самолет относится к поздним производственным сериям, соответственно, имел пылевой фильтр, усиленную обшивку крыла, винт ВИШ-105СВ диаметром 3 м.
Усиление обшивки решил сделать с помощью клепки от Quinta Studio, заодно узнать, что за зверь такой и как его приручать. Поскольку на Яке усиление обшивки - это не клепка, а винты, т. е. по идее, крупнее, купил лист черной клепки в 48м масштабе. Крупновато, но наглядно))). По чертежам, опубликованным в М-Хобби (знаменитый цикл статей о Як-9) посчитал количество рядов, сделал кондуктор из тамиевского скотча и нанес полоски с заклепками. Клеил на пластик, без грунта. Приваривал жидкостью Micro Sol, размывал подложку потом — изопропиловым спиртом. Делать это нужно «аккуратно, но сыльно», поскольку либо подложка остается, либо от стараний клепки разъезжаются. Результат лично меня удовлетворил (опустим подробности про то, что на реальном самолете эти винты были все же с потайными головками…). После грунтовки нанесение масок из скотча ущерба клепке не нанесло, все на месте. Пылевой фильтр вырезал из травленной сетки. И вдруг пришла новость о том, что М.Закореев выпустил набор на поздний Як, в котором есть такой фильтр. Заказал и установил.
Если сократить дальнейшее повествование, то были выполнены следующие доработки:
- установлен смоляной корректный капот;
- установлены патрубки «Москит»;
- полка с радиооборудованием, водорадиатор и стойки шасси от нового Як-9 Звезды;
- травленный совок водорадиатора «Микродизайн»;
- травленные щитки шасси и совок маслорадиатора Part;
- винт ВИШ-105СВ от модели Пе-2 Звезды;
- кок винта от нового Як-9 Звезды;
- прицел от Clear Prop;
- вакуфонарь от Pavla (оказалось, с браком, но что поделать…).
- колеса Экипаж.
Возился, выправляя форму маслорадиатора. Однако, А.Пировских, к примеру, назвал результат «позорищем»))) и под эту тему просил М.Закореева выпустить корректировочный набор радиаторов на Як-9, дабы товарищи не являли более сообществу результаты работы «золотых рук». Еще из «не получилось» - имитация полотна снизу фюзеляжа(((.
Декаль заказал у Алексея Бацких (заказал еще давно, очень захотелось курскую машину сделать). Фото самолетов 355 полка, где отчетливо можно было бы разглядеть бортовой номер, я не встречал. Потому вариант — мурзилка, скажем так. Вид самолета представлен на последние военные дни, т. к. награждение полка орденом Кутузова состоялось 26.04.1945г.
Победные звездочки на машине — моя блажь. Но как бы то ни было, штурман данного полка отличился сбитием Ме-262 (причем, если верить источникам, это была реальная победа). Правда, вылет осуществлялся на самолетах Як-3.
Красил модель традиционно Аканом 6-й серии, осветленным на свой вкус, лаки, смывки, финишное покрытие.
Был завершен очередной безнадежный долгострой, втиснуто большинство из закупленного для данной модели афтерматкета. Что получилось, то получилось. От модели Дако в итоге остались только крылья, стабилизатор да часть фюзеляжа))).
Результат оценивать вам, коллеги.
P.S. Выражаю благодарность Сергею Труфанову за помощь информацией
.
AndyK в 16.02.2024 - 12:10 А почему нет отдельной темы "граффити советской авиации"?
А зачем темы плодить? Как по мне, так тема "Цветов советской авиации" в т. ч. и символику затрагивает. |
romanmec в 16.02.2024 - 20:30 Тема: Re: Дако 1/72 Як-9м Курский колхозник Красивая работа.+
Спасибо, Саша! |
дядька в 16.02.2024 - 23:25 Тема: Дако 1/72 Як-9м Курский колхозник Отличная модель! А самолеты полку вручали в Халино. |
romanmec в 17.02.2024 - 00:47 Тема: Re: Дако 1/72 Як-9м Курский колхозник Отличная модель! А самолеты полку вручали в Халино.
В Халино, если не ошибаюсь, была не грунтовая полоса... Откуда инфа про Халино? В краеведческом музее информация о Рышково... |
дядька в 17.02.2024 - 10:38 Тема: Дако 1/72 Як-9м Курский колхозник От Ясакова Леонида Ильича, летчика "Курского колхозника". Его фото как раз в музее и красуется, где ему вручают самолет. Этот вопрос я специально уточнял. |
|
|
» Последние статьи раздела
|
» Лучшие статьи раздела
|
Всякие были - и косые и кривые и по месту вписанные,
:mrgreen: