Наши проекты: Склей-ка Модель! : NorthStarModels : Studio XIII : Wiki : Сувениры : Walkarounds : Новости |
Закончил... Вздохнул с облегчением и глотнул стакан беленькой ))) Сказать, что устал от работы с этой моделью - значит ничего не сказать. Интересно было, безусловно, и ожидание финишного результата всё время "подстёгивало". После заказного вроде должно было пойти по накатанной, но не тут-то было...
Я всегда хотел сделать двадцатьчетвёрку именно в этой окраске, а решение повторить потом для себя ещё одного "крокодила", только пушечного в афганском варианте , ещё более утвердило это желание. Да и отличие по модификациям будет ещё более существенным, ведь начинал делать как "В", а в процессе изучения прототипа выяснилось, что это более ранний "Д". Эта модификация появилась как вынужденная мера до окончания доводки комплекса "Штурм-В". Вот так и вышло, что более поздняя буква была присвоена переходному варианту, вооружённому ПТУР "Фаланга".
Эдиковский перепак Звезды с декалью на этот вариант окраски был выпущен лимитированной серией и я не успел приобрести его на их сайте - пока "загонял" денежку на карту для перевода, они разлетелись как горячие пирожки. Пришлось кидать клич на скале и, о чудо, нашёлся мил-человек, согласившийся поделиться декалью. Но, самое главное, он успел её отправить буквально за неделю до известных событий, которые поставили крест на работе не только почтовой службы... Спасибо тебе ОГРОМЕННОЕ, Сергей, выручил!
Кроме самостоятельно изготовленных деталей были использованы многочисленные дополнения - Квинта Студия с Рэскитом (интерьер передних кабин), наборы травления от Микродизайна и Армы, армовская клёпка, мастеровский пулемёт, смоляные наборы от Эдика (пулемёт, обтекатели станции "Радуга", выхлопы, блок ЛТЦ, колёса, Фаланги).
Двигатели и редукторный отсек без доработок я собрал когда делал заказной. Конечно, смотрятся намного беднее смоляных, но с закрытыми капотами можно вообще их не красить - только впуск и выпуск! Выхлопные эжекторы взял из дополнительного эдиковского набора, так как Звезда даёт их под установку ЭВУ. Я решил сделать съёмные капоты, чтобы потом можно было сравнить готовые изкоробочные и смоляные на уже покрашенных моделях. ПЗУ тоже съёмные .
А вот пол транспортно-десантного отсека сделал с использованием травления от МД. Коробочки по бортам на месте. Арма просто же "забыла" про них... В своё время я успел купить декали с технадписями на крокодила, которые Эдик выпустил отдельным набором. Дверки ТДО на своём я изначально планировал сделать рабочими, поэтому "заморочился" с петельками. Перевёл декальки на внутреннюю сторону створок. В МД травлении есть рамки на окошки с внутренней стороны, смотрится эффектно. У Армы их нет. Процарапал мягкую обивку потолка скрайбером по линии швов - мелочь, но придаёт вид - у чешского потолок жёлтый. Установил створки дверей, вклеил стёкла и рамки на них. Срезал узлы навески ЭВУ (на чехе их не было) и облагородил обтекатель турбостартера, придав ему более каплеобразную форму.
Поизучал более конкретно свой прототип и пришёл к выводу о необходимости более серьёзных доработок и испралению откровенных "косяков" Звезды. Линию зализа на крылышках отодвинул на 4мм и добавил овальные обтекатели на самом зализе (на моём прототипе они были). Вообще, их наличие надо смотреть по фото конкретного борта, потому как не везде они присутствуют - я склоняюсь к тому, что они были именно на "Д". Сделал восемь пластиковых заготовочек и установил их на свои места. Обработал на черновую. Добавил характерные выштамповки и на боковых крышках редуктора - потом выводил форму уже на месте. Не зря приобрел набор с допами именно на чеха. Обтекатель "Радуги" и станция подсветки цели на нём сильно отличаются от таковых на "В".
Вернулся к ТДО, сделал выборки в сиденьях, ножки - через открытые двери даже "поднутрение" просматривается хорошо. А захотелось их поставить здесь потому, что на пушечном сидения чаще всего снимались - я так потом и буду делать, уделяя большее внимание деталировке. Изготовил соединительные тяги между верхними и нижними створками дверей - всё работает отлично, жаль, что видео загрузить не могу (в инсте есть оно у меня).
А вот потом пошла "веселуха"... От заказчика мне досталась рэскитовская кабина на "В". Она требует осознанного подхода к своему извлечению из литниковой системы - на ура там не прокатит, страшновато за тоненькие стенки. Пространство за креслом пилота сделано с расчётом на приобретение дополнительного набора с транспортно-десантнным отсеком от этой же фирмы. Там красотища конечно же, но слишком дорого... Поэтому пришлось сращивать смолу с пластиковыми деталями из набора, добавив при этом "недостающего" полистирола.
Но на этом "веселье" не закончилось... Мне кажется, что разработчикам было лень собрать модель полностью со своими изделиями (про редукторный отсек я уже писал в предыдущей статье по пушечному на заказ), а примерку делали только отсеками, не соединяя всё вместе. При пробной установке всё вроде срастается, кроме высоты этого "тамбура". Пришлось удалять лишние полмиллиметра, чтобы потолок ТДО сел на место и внешние контуры ВЗ двигателей совпали по обводам с фюзелем.
При подготовке деталей интерьера к покраске, как это ни странно - снова подгонка смолы под модель... Не думал я, что и интерьер придётся подгонять - "сухая" сборка не предвещала таких проблем. Правый борт носовой части фюзеля был приклеен к нижней, чтобы более точно подогнать смолу к борту. В результате, примерка смолы на своё место выявила необходимость подтачивания борта изнутри и это ещё до установки площадки под прицел оператора вооружения. После её установки пришлось подтачивать посадочное место фонаря. Справившись с правой стороной примерил левую - "фигвам", точите и её... Кроме того, сама площадка по высоте больше чем надо и не даёт фонарю полностью сесть по глубине. Подточил боковые стороны площадки на конус по ширине и по высоте, сделав заужение к носу и только после этого у меня состыковались половинки носовой части... Как же хорошо, что я не торопился красить детали до подгонки - очередной "ляп" получился с левой боковой доской в передней кабине. После подстыковки борта попробовал поставить её на своё место и, как результат - снова надо подрезать. В инструкции нет даже намёка на этот момент.
После этого загрунтовал смолу чёрным грунтом, потом положил слой чёрной полублестящей эмали и приклеил на свои места приборные панели. Собрал "тамбур" и попытался снова примерить полученное к пластику. Выяснилось, что с правой стороны надо подрезать кронштейн, к которому крепится амортизирующий шток открытия двери, а слева стачивать более основательно стык, чтобы половинки носовой части фюзеля сошлись в верхней части под ВЗ двигателей.
После этого склеил-таки носовую часть, в ТДО установил доработанную конструкцию с сиденьями. Приклеил крышу с двигательно-редукторным отсеками, доработал кое-какие детали, покрыл футурой окошки изнутри, сделал топливопроводы и хомутики на них - мелочь, а приятно. Пристыковал правую часть фюзеля к полученному. Убедившись, что проблем больше нет, пристыковал и левую.
Доработал вентилятор маслорадиатора над движками. Срезал заднюю часть на пластиковой детали, подточил до просвета и выбрал лишний пластик. Получились аккуратные 13 пластинок ВНА, хотя их дожно быть 17. На следующем переделаю и их. Обточил с внешней стороны центральное тело, с внутренней - алмазной шарожкой довёл до минимально возможной толщины и сделал прорези. Мелочь, а приятно! Да и вид теперь совершенно другой.
Приклеил лючки на носовую часть. С правой стороны оставшиеся неиспользованные с армовского травления для "В" - их толщина минимальна и смотрится очень даже ничего. А вот с левой стороны и снизу решётки вентиляции от МД имеют излишнюю толщину и смотрятся ужасно! Я как только представил, как это будет выглядеть на покрашенном... А ещё вспомнил, что на моём чехе в этом месте будет пасть и она попадает на обтекатель фары. Пересмотрел имеющиеся фото прототипа и ужаснулся - там нет этого обтекателя (до этого момента я наивно полагал, что это "В"), всё гладенько !!!!!!!!!!!!!!!!!!!! Пока не поздно - срезаю, дырявлю и переделываю по новой. Аналогичные операции провёл с решётками на киле и хвостовой балке. МД сделала их методом полутравления, поэтому и получились они толстыми.
Нанесение армовской клёпки начал с хвостовой части. В этот раз решил попробовать на "голый" пластик. Взял более поздний вариант деколи, на ней некоторые куски можно приклеить попанельно, что здорово облегчает работу с ориентированием клёпа. И лак потоньше. Но зато на ней клёпки сделаны менее рельефно, чем на раннем варианте. Боялся, что под краской, вообще не будут видны. Приваривал ИПС-ом, купленным в "радиолэнде" - чуть получше получается, чем с армовским растворителем. Но подложка не смывается!
Ещё одно не очень удачное место на модели - сочленение капотов с обтекателем ВНА вентилятора маслорадиаторов. Пришлось кое-где подклеить полистирол и вывести плоскости. Сразу сделал фару на бороде. Наклеил усиливающие накладки на стыки передней и основной частей фюзеля из бумаги от чеков (та, что мелованная и тоненькая) на суперклей, обработал и перевёл клёп. Наклеил стяжные ленты блоков ЛТЦ на хвостовой части балки - чуть-чуть "пролетел" с местоположением, но не критично... Произошло этого из-за того, что начал клеить заднюю ленту с правой стороны и чуть-чуть не довёл её "упоров" (синенькие квадратики). Потом примерил блоки и по ним приклеил переднюю ленту, совершенно не обратив внимание на то, что крепления на блоках разнесены шире, чем надо. Из-за этого блоки расположены слишком близко от заднего радиовысотомера. Но если бы я Вам это не сказал, Вы бы и не заметили...
Вернулся вновь к передним кабинам. Полдня провозился с петлями откидной крышки фонаря оператора вооружения - пришлось делать как на настоящем, иначе никак. Муторная работа - вычленять смоляные детальки, которые норовят постоянно сломаться... Приходится по максимуму обрабатывать, пока они находятся на литниках. Травление у рэскита сделано на такой толстой плате, что пришлось отжигать до изменения цвета металла. Естественно, что тонкие детали начали попросту сгорать, и всё равно, нужной мягкости достичь не удалось. Установил в кабины необходимые рычаги - шаг-газ, управления двигателями и тормоз НВ. В передней поставил кислородный баллон и панель управления вооружением.
Еле-еле прошёлся серебристым карандашом по заклёпкам на полу и стенках, чуть-чуть "натоптал" и поставил сиденья - ремни пока ещё не все, после тонировки добавлю.
Некоторые проблемы возникли при повторной примерке остекления. Пилотский колпак вполне нормально садится на своё место, а вот передний оператора "с сюрпризом" - надо подгонять по новой посадочное место, иначе крышка фонаря перестанет закрываться... Помучился, но подогнал посадочное место под переднюю половинку фонаря - видимо, мне достался поведённый прозрачный литник, что и не удивительно для мягкого звездинского пластика, а полиэтиленовые стёкла - вообще, отдельная тема!!! Перед приклеиванием собрал прицелы. Чехи для модификации "Д" делают маленький и я не знаю, как он называется, а Рэскит делает АСП-53 для "В". Они у меня на штырьках и я могу с легкостью поменять их местами - пока поставил большой (не видно на фото прототипа, какой там стоит). С внутренней стороны остекления приклеил вентиляторы, компас, ещё какую-то коробочку с переключателями и мягкую обивку за головой.
Подчумазил сиденья немного и приклеил половинки фонаря на место.
Работу с кабиной закончил установкой подвижной пилотской двери (сделал рабочий масляно-воздушный амортизатор), поручней, фиксирующей стойки крышки передней кабины.
Потом работа была отложена в сторону практически на месяц. Отдохнул, сделал кучу других дел и вернулся к аппарату. Были доделаны крылышки - исправлена расшивка, добавлены кронштейны крепления лебёдок, недостающие обтекатели СПО. На фюзеляже сделаны три ВЗ из алюминиевой фольги.
Наметил и просверлил самые видные дырочки на корпусе вертолёта, добавил скобочки, опоры для домкратов, усиления для крепления лебёдок, крепления для внешней грузовой рамы, переделал антенну "Эвкалипта" Р-828 (потом снял её, так как на прототипе её тоже нет) и прочую мелочёвку. Скрестил докупленные мастеровские и эдиковские стволы пулемёта. Теперь на модели блок стволов вращается как на настоящем! Сделал термометр с внешней стороны остекления пилота.
Покрасил в базовый светло-серый ВНА вентилятора, приклеил его на место, наметил посадочное место под датчик обледенения. Кое-как изогнул травлёную решётку на посадочную фару. Склеил дворники из травлёнки, подклеил тоненькую проволочку, чтобы придать объём. Доработал стойки шасси и переднюю створку, добавив огни сигнализации выпущенного шасси. Сделал складную рукоятку патронного ящика, вклеил трубочки дренажа - основная их масса приходится на правый борт, под крылышками не смог подлезть...
И наконец-то началось самое интересное! Покрасил весь фюзель светло-серым, нанёс маски для покраски оранжевого хвоста и понял, что "пролетел"... Пришлось корректировать по фотографиям. На выкладывание масок под светлый серо-голубой у меня ушло в общей сложности почти девять часов!!! Никогда у меня такого ещё не было... В инструкции схема нарисована неплохо, но имеются "нестыковочки" - пришлось всё корректировать по имеющимся фото.
Нанёс светлый серо-голубой в тех местах, где это было необходимо. Потом пластинками из блютака закрыл там, где идёт сопряжение с тёмным серо-голубым и нанёс его. Потому как на реальном аппарате границы на переходе этих цветов более плавные.
И вот что имеем на выходе после нанесения основных цветов. Базовый светло-серый использовал по рекомендации инструкции, поскольку он абсолютно соответствует действительности. А вот серо-голубые оттенки мешал сам.
Такую вот декальку прислал мне хороший человек! Начиная с 2021 года Эдик в основной своей массе делает декали со снятием лакового слоя. Так и здесь. И хорошо прилипают они только на глянцевую основу. Но даже в этом случае не исключены мелкие "неприятности". Захочешь специально так сделать на "боевом" - не получится, а тут - пожалуйста.
Подправил огрехи кистью и взялся за мелочёвку. Изобразил подножку и противоскользящее покрытие на ней. Потом сделал стойки под тросовую антенну на нижней части фюзеля - в основании они имеют утолщение. Сделал по новой антенны на верхнюю часть хвостовой балки и пару выводов в изоляторах.
После подкраски антенн и кое-какой мелочёвки, нанесения декалей, снова нанёс слой глянцевого лака и отложил фюзель в сторону для "капитальной" просушки перед смывкой. Вернулсяк давно отложенным винтам. Как и на заказном, одну лопасть приклеил к ротору НВ, остальные сделал съёмными. Аккуратно отделил лопасти от комлевых частей, подточил и теперь в присоединённом состоянии они не отличаются от приклеенной. В качестве штифтов использовал медицинские иглы диаметром 0,8мм - сидят мёртво на трении(на заказном стальной корд 0,5мм и на нём лопасти покачиваются). Изменил расшивку на комлевой части лопастей. Для удобства окраски собрал отдельно от ротора автомат перекоса лопастей. За счёт небольшого увеличения паза он теперь вместе с осью вставляется в ротор и путём доворота рычаги встают на своё место. Вклеил кусочки прозрачного пластика в законцовки лопастей НВ с уже намеченными лампочками. Доработал лопасти и колонки винтов. В рэскитовском наборе, который я приобрёл для будущего Ми-24П некоторые детали даны в двойном экземпляре ввиду поломок. Вот и взял оттуда автомат перекоса на РВ, сделав недостающее... Налепил маски в несколько заходов и покрасил.
Заполнил расшивку чёрным линером от тамии. Хорошенько поработал ватными палочками с уайтспиритом, прототип как-никак почти "вылизанный" для демполётов на авиашоу. Закрепил матовым лаком - получился сатин, таким фюзель и оставляю.
Очередные неприятности вылезли после снятия масок с фонаря. Когда делал заказной пушечный, думал, что это единичный случай. Но нет - закономерность! Никогда больше не буду пользоваться такими масками на фонарь. Всё дело в толщине и жесткости пленки. Кое-где она отходит от поверхности, как не придавливай. В месте стыков и накладок тоже образуются поддувы. Да и по точности контуров есть вопросы. Пришлось всё это дело подчищать "мягкими" палочками-зубочистками (не из бамбука) и потом подправлять футурой. Результат вполне приличный вышел.
Доделал НВ и РВ, установил проблесковый огонь сверху хвостовой балки, накрасил строевые огни и воткнул хвостовой БАНО, покрасил статики. Установил на своё место турельку и решётку на фару под носовой частью фюзеля. Изобразил "щётку" на задней части дворников и установил их на свои места. Благодаря подклеенному шарику, пантограф находится на некотором расстоянии от стекла, что соответствует истине.
Вертолёт готов, а подвесное вооружение нет. Решил ограничиться только "Фалангами". Доработал направляющие фермы для ракет установкой рельс (про которые чехи забыли), в упор под ракеты вклеены электроконтакты и сделан экранированный шнур - всяко разно лучше чем из травлёнки! Для него использовал латунную проволоку 0,2мм, на которую намотал 0,15мм нить из распущенной косы от экрана монитора. Совсем забыл сфотографировать направляющие до покраски, чтобы нагляднее было - извините... Резиновый уплотнитель сымитирован прямо на ракетах. А контакты специально сделал подлиннее, чтобы ракеты на них насаживались. Они плотненько входят в направляющие и сдвигаются назад на контакты, абсолютно как на настоящем. Провода тоже зафиксированы и не "болтаются".
Сделал выхлоп турбостартера и ещё парочку других. Установил датчик обледенения. Повозился с антеннами, изобразив крепления и изоляторы. Поставил на место щиток передней стойки шасси с соответствующей проводкой, блок ЛТЦ под хвостовую балку. Финальный аккорд - ПВД, трубка Пито с ДУА и вращающийся блок стволов ЯКБ-12,7.
Таким вот получился у меня крокодильчик - модификации "Д" чешских ВВС с окраской для участия в авиашоу.
331 Attack Helicopter Sqn, 33 Helicopter Base, Prerov, RIAT Fairford (UK), July 24, 1995
Домашние фото с винтами и без.
И "живые" на крыше авто - целую неделю ждал, пока солнышко появится!
Прошу прощения за длинное изложение, но кому-то (надеюсь) это очень поможет при постройке. Ну а любителям "чтива", думаю, в самый раз будет - под бутылочку холодненького пивка, вечерком, после жаркого дня...
С уважением ко всем форумчанам, Альберт.
pilot64 в 22.07.2023 - 16:27 Тема: Звезда 1/48 Ми-24Д - Крокодил с тигрохвостом Да уж... Фанатизм высшей степени. :) Смотрится, конечно, обалденно. Труда вложено-о-о-о. Но результат того стоил. Наружная клепка, конечно, здорово, но нужно было хоть как-то притемнить, придать, вообще, живости модели. А то, как будто только выкатили, птица не сидела. :))
Но...Почему же чешский?? |
Bertych в 22.07.2023 - 19:58 Ого, как приятно парни, читать выши отзывы! :grin:
Kent, привет, Игорь! Это в довесок к твоему Ми-4. :wink: что всё реально, нужно лишь желание. Вот это правильно, Эдуард! Мне тоже хотелось на многое "забить", но теперь есть желание ещё круче сделать пушечный. :roll: UDO, всё ты умеешь, Игорь! Не стесняйся! :cool: Стоит того чтобы продолжить заниматься моделизмом) Оно всегда этого стоит, если по душе, Александр! :wink: mihalich, спасибо, коллега, мне тоже нравится! :mrgreen: А то, как будто только выкатили, птица не сидела. ) Но...Почему же чешский?? Окрас больно красивый, потому и "запал". К тому же, буду делать пушечный афганский, и зачем мне два "одинаковых" на полке? А его "выкатили, действительно... Прототип всегда помытый. Добавлено спустя 2 минуты 57 секунд: Чуть не хватило тонирования, везеринга и прочей художественной "дряни" в лучшем смысле этого слова. Прототип такой и есть, а "хименесовщиной" не страдаю, я за реальность. :wink: |
Fitter29 в 23.07.2023 - 00:01 Тема: Звезда 1/48 Ми-24Д - Крокодил с тигрохвостом Стать, работа высший класс Альберт! Очень понравился вертолет! |
Roman-Nord в 24.07.2023 - 11:38 Тема: Звезда 1/48 Ми-24Д - Крокодил с тигрохвостом Салют, всем!
Очень серьезная и масштабная работа! Мои поздравления Альберт! |
Bertych в 25.07.2023 - 16:41 Roman-Nord
Благодарю, Рома! Поздравления принимаются! :mrgreen: :grin: :cool: |
avcooper в 31.07.2023 - 00:43 Офигенный Ми-24, Альберт! Большую работу проделал и замечательный результат на выходе. С удовольствием прочел подробную статью. |
Audrius в 01.08.2023 - 10:33 бесподобная работа! Результат отрывает крышу! Вау!!! 🙂 Поздравляю! У вас терпения можно позавидовать. |
Bertych в 02.08.2023 - 09:56 avcooper, спасибо большое, Андрей, я старался! :mrgreen:
У вас терпения можно позавидовать. Спасибо, коллега Audrius! Терпение это иногда заканчивается и есть великое желание забросить текущее и собрать что-либо из коробки. Собственно, так оно и происходит во время сложных запилов. :lol: |
|
|
» Последние статьи раздела
|
» Лучшие статьи раздела
|
Тема: Звезда 1/48 Ми-24Д - Крокодил с тигрохвостом