Наши проекты: Склей-ка Модель! : NorthStarModels : Studio XIII : Wiki : Сувениры : Walkarounds : Новости |
И снова здравствуйте, коллеги! Так уж получилось, что после долгого перерыва в постройке вертолётов, я снова вернулся к ним и, чёрт побери, снова заказной... Можно было бы просто обойтись финальными фото и перечислением использованного "фарша", но это не мой путь. Для тех, кто любит финишные фото, можно сразу пролистать до конца - я же свои мысли, выводы и впечатления адресую тем, кто хочет более вдумчиво подойти к постройке "крокодила". И да, чисто моё субъективное мнение - это самый красивый и запоминающийся вертолёт всех времён и народов!!!
Вот, кстати, и прототип для пушечной модификации. Почему такой выбор?... Афганский вариант с ЭВУ буду делать себе, а повторяться не хочется - вот и был выбран вариант без них, что позволит сделать открытыми отсеки редуктора и двигателей без лишних проблем. Кроме того, на нём "прикольная" акула и жёлто-оранжевые ПЗУ. Статейка по чеченским вертушкам была в М-Хобби 2/2001, оттуда и подсмотрено фото для прототипа.
Помимо "армовской прокачки" заказчиком к модели дополнительно приобретено немало наборов, призванных облегчить и ускорить сборку (сугубо его личное мнение), а заодно и улучшить внешний вид! Ну-ну, свежо питание... Как говорил кто-то из классиков: - "благими намерениями вымощена дорога в ад..." Кроме того, что было в коробке, докуплена декаль с клёпкой, их же наборы травления, конверсионный набор с пушкой (модель была "В" и мне пришлось её конверсировать в "П" по пожеланию клиента), блоки Б8В20 от АМС, рэскитовские движки, редукторный отсек с несущим винтом, рулевой винт и "Радуга" под носовую часть - её тоже пришлось переделывать, так как на пушечном она другой формы. Был ещё набор с кабиной, но я отговорил заказчика от его переделки под пушечный, и правильно сделал - с ним тоже есть проблемы, о чём будет рассказано в следующей статье, когда построю себе пулемётный.
Сколько я не пересмотрел статей по сборке "крокодила", нигде не увидел процесса вживления этого красивого изделия от Рэскита, или же авторы просто не упоминали об этом... Для понимания чего, куда и как собрал детали из набора модели и склеил пару деталей редуктора от хохляцкого производителя. И вот тебе "веселье" - он крупнее стокового и никак не хочет становиться на своё место! Возможно, что производитель сделал его именно по результатам обмера настоящего, но как быть с тем, что его надо поставить на модель? Единственное, о чём он упомянул в инструкции по сборке, так это то, что надо подрезать посадочное место на пластике, но это нисколько не помогло... Пришлось подрезать сам редуктор, стачивать стенки каналов отвода воздуха перед редуктором до "просвета" и подрезать стенку между двигательным и редукторным отсеками. Сдвигать назад место крепления редуктора нельзя, иначе придётся полностью переделывать его подкосы, что в корне изменит "картинку" (именно по ним я и ориентировал редуктор - о подкосах будет ниже). К тому же, необходимо задать правильный угол наклона оси редуктора - это очень заметный момент на модели!
Далее. В допнике красиво даны гидроусилители рычагов автоматов управления шагом винта и тарелкой циклического шага (простите, если неправильно выразился - просто я так понимаю) - потом вычитал, что там ещё и кардан какой-то имеется... Умудрился вырезать лишнее внутри, хотя там залезть не просто так... Так вот, после их установки на редуктор, размер этого агрегата ещё более увеличивается! К тому же, ширина площадки, на которую крепятся эти гидроусилители, в аккурат в два раза больше таковой на модели!
Подкосы редуктора. По ступенькам на отливке видно, что изначально это была 3D растишка. Но после отливки в смоле появились ещё и пузырьки воздуха в самых неподходящих местах, что ведёт к куче ненормативной лексики при вычленении и обработке деталей!
Вот так выглядят редукторы при виде сверху. И попытка впихнуть невпихуемое! После чего - удаление лишних болтов и ещё одно сравнение с "изкоробочной версией".
На рэскитовском редукторе сточил площадку под установку колонки с рычагами - попытаюсь что-нибудь придумать после установки отсека в фюзель. Покрасил базовую и переделанную версии.
Вот здесь "производитель"на высоте! Единственный момент - выхлопные сопла даны под установку ЭВУ (такой сейчас маркетинг почти у всех производителей!!!). Пришлось брать "родные" от Звезды, приклеивать и подтачивать. Передние крепления от ResKit никуда не годятся - при обработке рассыпаются на несколько частей. Для центровки смоляных частей пришлось засверлиться и только потом клеить.
Первым делом покрасил выхлопные части движков. Нанёс золотистый горелый, потом серо-фиолетовый на лопатки. Сначала смотрелось не очень... Потом сделал лёгкую копоть чёрным матовым и всё стало на свои места. Очень красиво смотрится ВНА и первая ступень КНД в смоляных движках, вот только красить их ой как неудобно - диаметр внутри не больше пяти милимметров. Добавил серебристого цвета на смоляных движках, собрал КПА (но не до конца ещё), покрыл лаком и сделал смывку. Ещё предстоит добавить кучу мелких деталюшек и всяких трубопроводов..
Уставши от возни с движками и редуктором решил позаниматься с носовой частью и кабинами. Как же хорошо, что у меня есть пушечная модификация в наличии. Повычленял оттуда детальки и посмотрел, что нужно переделать для заказного. Как и упоминал выше, для конверсии "В" в "П" в своё время был приобретён дополнительный наборчик (пушечного тогда ещё не было в продаже). Пришлось изрядно попотеть выпиливая "ненужные" куски из полистирола.
Для армовского травления распечатал цветную инструкцию, поскольку ч/б вариант совершенно не подходит для сборки. Плата, на которой напечатаны детали пола транспортно-десантного отсека сделаны из тонюсенькой стали, что очень здорово. Но только до той поры, пока не начинаешь снимать защитную плёнку... С верхней стороны она снимается легко, а вот потом, когда отделишь детали от платы, начинаются "заморочки"... Клей настолько сильный, что детали приходится чуть ли не отрывать, что ведёт к их значительной деформации. Потом разработал рецепт - верхнюю плёнку снимаю положив травление на стол, а нижнюю с помощью широкого лезвия канцелярского ножа. А вот детали в кабину напечаты на толстенькой латуни и там никаких проблем. И смотрится получше, чем смола, рельефнее!
Армовский пол приклеил на жидко разведённый "момент". Смотрится интересно, но без покраски непонятно, как будет выглядеть потом. Попутно, для своего "В" собирал используя травление от микродизайна - плюсы и минусы есть и у Армы, и у МД. Но используя оба набора, можно собрать "конфетку". Армовские полы лучше, только вот коуши замучаешься приклеивать, они явно масштабнее МД. Но их потом не видно...
Вживил квинтовский интерьер. Изделие от Саши Трофимова чудесно, за что выражаю ему и его команде огромную благодарность! Примерил остекление, кое-где подогнул, подрезал и всё встало на свои места. Не хватает "пузатости" в остеклении пилота, но это не смертельно.
В своё время я успел купить декали с технадписями на крокодила, которые Эдик выпустил отдельным набором. Ведь себе запланирован чех с тигровым хвостом, вот для него и брал. Оттуда и взял необходимое для задней стенки ДТО. А на передние стенки "тамбура" и створки дверей перевёл из штатной.
Сделал смывочку и вот Вам для сравнения армовский и микродизайновский полы. Процарапал мягкую обивку потолка скрайбером по линии швов - мелочь, но придаёт вид. Приклеил потолок с двигательным и редукторным отсеками. Вклеил стёкла в ТДО.
Вроде бы можно уже и половинки фюзеля склеить, но не тут-то было, надо доделать редуктор... Как и было отмечено ранее, пришлось срезать болты не только на боковых частях крышки редуктора, но и на задней. Сточена площадка под установку кронштейна крепления гидроприводов. Но даже эти мероприятия не позволили установить кронштейн! Пришлось распиливать его поперёк и вместо четырёх гидроприводов осталось всего два. Но смысл передан и это самое главное. Потом ещё придётся повоевать с вилкой подъёма тарелки автомата перекоса, но это будет потом... Приклеил часть лючков на правую половинку фюзеля и рёбра усиления над пушечным отсеком, на хвостовой балке вырезал отверстия по форме в месте установки решёток. Добавил проводков к коробочке на задней стенке ТДО и склеил фюзель. Перед этим вставил сопла движков - потом это сделать будет невозможно.
Склеил стойки шасси и после установки дополнительных штырьков проверил, как будет выглядеть модель на "ногах". Вроде бы похоже... Собрал "крылышки".
Приклеил закрытые створки шасси на своё место, установил хвостовой редуктор, ДИСС, "Липу" и доработанные крылышки. Начал обклеивать лючками и кое-какими панелями. Здоровые клеить нет смысла - лучше декальными клепками сделать.
И тут пришла посылочка со "вкусностями", в аккурат под новогоднюю ёлочку! Естественно, вертолёт сразу же был заброшен и следующие три недели прошли под торжество зелёного змея и сборки Уайлдкэта )) Вернувшись к крокодилу закончил обклеивать фюзеляж лючками и панелями, начал устанавливать всякие прибамбасы.
Смешно звучит, но пришлось дорабатывать конверсионный набор с пушкой. Переделал передний, очень "характерный" кронштейн крепления. Сделал перемычку на нужное место, убрал ненужное и переделал хомуты крепления стволов.
Доделал движки и установил их на свои места. Не всё в инструкции нарисовано верно, причем в более поздних подсборках всё правильно. Пришлось подрезать внутренние каналы ВЗ движков. Капоты полностью не закрываются - мешают детали КПА сверху движков.
Чёрный цвет интерьера я не покрывал никаким лаком, поэтому было решено нанести пыль, именно пыль, с помощью водорастворимой смывки и пигмента от Мигеля. Доработал внутреннюю сторону остекления, разумеется, в разумном количестве, не выходя за рамки бюджета и договорённостей с заказчиком!
Продолжая работу с мелочёвкой сделал ПВД с ДУА - пришлось сверлить металлический насквозь, чтобы вклеить датчики. Ввиду своей исключительной ломкости (датчиков), приспособил тубочку от лекарства для транспортировочных целей. Изменил расшивку на носовой части и сделал пилотскую дверь.
О сборке подвесного вооружения писать ничего не буду, оставлю этот момент на будущее, когда буду собирать себе афганский. В десантном отсеке добавил хорошо видимые топливные магистрали а потом загрунтовал модель и приступил к нанесению клёпки... Жидкость для "приварки" (типа ИПС) делает это с успехом и местами даже полностью растворяет лаковый слой, но при этом велика вероятность "уплывания" заклёпочных рядов. Для себя сделал такой вывод - приваривать надо на голом пластике, в несколько заходов, что и буду пробовать делать на своём. Только как вот проконтролировать качество поверхности перед этой операцией, без нанесения грунтовки...? В наличии у меня была поздняя и ранняя версии заклёпок. За основу взял раннюю - она более рельефна. Не везде декаль совпадает с лючками, которые были приклеены по армовской же инструкции. Пришлось изголяться. Чрезмерное увлечение жижой тоже до добра не доводит ...
Предложенные Армой акриловые краски меня не воодушевили... Консистенция как раз под окраску кистью, что я и сделал на полоске полистирола для наглядности. Голубой мне не понравился своей насыщенностью и тёмным оттенком. А вот камуфляжные цвета очень даже ничего. Намешал и развёл из эмалевых красок очень похожие. А акриловые, при разведении водой до состояния продувки через аэр, получаются полупрозрачными, пигмент быстро садится, в общем - одни мытарства.
Покрасил камуфляж и потом занялся изготовлением трафарета на акулу. Этот вариант декали есть у Бегемота, но там она неправильно изображена. После задувки блестящим лаком пошла доработка и всякая мелочёвка на фюзеле. Сделал отражатели на фары. Жёлтая подложка под надпись "ОПАСНО" при переводе на место сильно потрескалась - надо не забыть про это и на следующем лучше накрасить. А здесь удалось хорошо прижечь и подкрасить. Установил основные стойки шасси, чтобы не ломать постоянно антенны.
НВ в рэскитовском исполнении собирается из большого количества отдельных деталей - не очень удобно... Совершенно не понравилось, как отлита колонка с верхним обтекателем-колпаком - после обработки "выползли" воздушные пузыри... .После некоторой подсборки были вклеены штырьки из стальной проволоки диаметром 0,4мм (гитарная струна). Выступающаяя часть (5мм) предназначена для съёмной лопасти НВ и она немного сплющена для более плотной посадки без клея. На концах лопастей вырезал прямоугольнички под будущие огни. Явно переразмерна вилка подъёма тарелки! Пришлось провести на ней операцию по удалению "лишнего", чтобы она села на своё место. Одну лопасть НВ приклеил к ротору, остальные съёмные. Установил на нём демпферы и шланги подвода воздуха к лопастям. Для упрощения процесса подстыковки лопастей на "свои" места сделал метки разными цветами.
На универсальные держатели взял упоры с МД травления - армовское никуда не годится. Установил створки станции подстветки цели в открытом положении.
Сделал смывку, снял маски с остекления. Кое-где клей от масок начал въедаться в зафутуренный фонарь - пришлось долго и нудно удалять ватными палочками и вновь наносить футуру кистью. Если не смотреть в сильном увеличении, то очень даже ничего! На редуктор оставалось приклеить несколько деталей, но перед этим пришлось их укоротить вдвое - крышки не закрываются... ПЗУ справа приклеил, левый съёмный - чтобы можно было посмотреть на КНД. Исправил неверно окрашенный колпак над ротором НВ. Доделал блоки и пусковые трубы "Штурма". Установил их на свои места (потому как выхлоп и на них хорошо садился) и сделал "грязное" дело. На фото прототипа видно, что техники пытались отмывать копоть, но не очень убедительно. В то же время, закрывать весь борт чёрным цветом не хотелось, поэтому пошёл по пути компромисса. На фото выглядит побледнее, чем в жизни. С правой стороны приклеил всё в открытом состоянии (пушку закрыл - заказчик убедился, что так "жабры" лучше выглядят), слева двери ТДО приклеил в закрытом положении (акула целиком получилась), а створки двигательного и редукторного отсеков держатся довольно туго - отправлю так, а заказчик сам решит, оставить их так или приклеить в открытом положении.
Итак, на выходе имеем Ми-24П со второй чеченской кампании, из состава Объединённой Авиационной Группировки Федеральных Вооружённых Сил, аэродром Калиновская, начало 2000г.
Фото без винтов и чуть покрупнее.
И при естественном освещении на крыше авто.
Для всех желающих более подробно изучить процесс сборки, увидеть побольше фотографий и продолжить просмотр по сборке уже пулемётного варианта для себя (начинается с 74-го поста на третьей странице), могу порекомендовать заглянуть вот сюда - http://zabmodels.mybb.ru/viewtopic.php?id=825
Когда была сделана модель, точно такой же вариант появился в сети (контакт), в исполнении Сергея Будянского (akaТень) - интересно было бы их сравнить живьём. Но и по фото видно, что у нас разные подходы к нему. Здесь впору заявить: - " а я так вижу!" ))
Надеюсь, что не "уморил" Вас своим рассказом, но очень уж не хотелось делить повествование на две части. С уважением, Альберт.
Bertych в 22.03.2023 - 15:37 В статье есть упоминание о жидко разведенном "Моменте". А чем он жидко разведен?
Спасибо за отзыв, Андрей! Было такое дело. Многие рекомендуют бензин для зажигалок, я же развёл 647м. Добавлено спустя 5 минут 58 секунд: rum-ata, спасибо, Ваня! Рад, что не прошёл мимо. :cool: Буду делать себе "навороченный" - вот там и поизголяюсь. :mrgreen: Svarschik, спасибо, Александр! Подскажите - травление экстерьера это МД? Конкретно на этой модели - Арма. Сейчас делаю себе "В", используя МД - да, там многого не хватает... Usatiymen, спасибо, Игорь! |
VZCJJJJJ в 23.03.2023 - 19:01 Альберт, спасибо за ответ!!! ....ох, уж эти заказчики! .....некоторым без них никуда, кушать всем хочется! :wink: :roll: :wink: |
Bertych в 26.03.2023 - 16:24 закусывать надо!
Ага, только после "разгона"... :mrgreen: Я даже расстроился. что ничего не могу написать там... :cry: |
alex_reft в 05.04.2023 - 22:57 Альберт, получилось!!!!!!!
Многие спрашивают в чем разница между Ми-24 П и Ми-35 М? Вот один из ответов на фотографиях моделей Ми-24 П (Альберта из Читы) и Ми-35М (Алексея из Екатеринбурга). Редкий случай, две модели от Звезды, собранные на расстоянии почти 5 000 км. на одной полке ! Прошу прощения за качество, как получилось, так получилось! ((((( Как думаете, может в отдельную статью выложить? |
Bertych в 06.04.2023 - 12:35 alex_reft
Здорово они вместе смотрятся, Лёша! Эх, к ним бы ещё "А" с верандой... Рад, что ты нашёл время и съездил в соседний городок на фотосессию. Обязательно пришли мне фото на почту. Теперь я абсолютно уверен, что к своему "Д" будет обязательно "П", а может быть и "А" дождёмся... Ещё раз спасибо, Лёша, плюсую за твои труды! "+" может в отдельную статью выложить? Если своё мнение изложишь, то почему бы и нет... |
|
|
» Последние статьи раздела
|
» Лучшие статьи раздела
|
Тема: Звезда 1/48 Ми-24П - Акула из Чечни