Наши проекты: Склей-ка Модель! : NorthStarModels : Studio XIII : Wiki : Сувениры : Walkarounds : Новости |
Доброго времени суток!
Вторая часть рассказа про рабочую лошадку Luftwaffe – Ju88.
С первой частью, посвященной последней условно-серийной версии машины, рекомендую ознакомиться по ссылке.
Это будет не лишним, т.к. при рассказе о некоторых аспектах будет упоминаться опыт предыдущей стройки.
Это последняя модификация машины, которая была выпущена крупной серией. По сути G-6 вобрала в себя весь опыт, полученный за время производства и развития конструкции, моторов, радиотехнических систем.
Планер незначительно отличался от G-1. В свою очередь конструкция G-1 была переработана из предыдущих версий, которые в массе своей базировались на А-4, под задачи ночного истребителя. Была применена хвостовая часть от Ju188. Отработанность конструкции позволила достаточно быстро перепрофилировать производственные линии под новую модификацию.
Наиболее важным фактором для появления G-6 стала разработка мотора JuMo213. G-1 очень сильно страдала от того, что приходилось делить BMW801 с производством Fw190, который был в приоритете. В данных условиях инженеры Junkers предприняли значительную переработку мотора JuMo211, использовавшегося на предыдущих версиях Ju88, а также Не111 и Ju87. Принципиальным изменением стало создание замкнутой системы охлаждения под высоким давлением. За счет подъема температуры кипения охлаждающей жидкости удалось значительно повысить тепловой КПД, повысить нагруженность конструкции и увеличить мощность на 30% при том же объеме двигателя. Использование замкнутой системы охлаждения и мощного нагнетателя позволило поднять высотность двигателя. Снижение необходимого количества хладагента положительно сказалось на массе силовой установки. Мотор получился весьма удачным и был одним из самых мощных жидкостных моторов Германии. Он же устанавливался на Fw190D-9 и Та152.
Суммарный заказ на G-6 составил 1037шт. (данных о точном выпуске нет). В строевые части в серьезных количествах машина начала поступать в конце лета 1944.
Машина имела преимущества над предшественниками, но значительно уступала Mosquito с сантиметровыми радарами. Оказать значительного влияния на войну в ночном небе Европы не могла. Сказывалось растущее количество машин сопровождения, расчищавших европейское небо перед строем бомбардировщиков, недостаток топлива и опытных экипажей, разрушение наземной системы наведения ночных истребителей.
Примечательно, что наличие Ju88G-1/6 поставило крест на перспективах Не219, который не смог достигнуть значимого превосходства над этими машинами. Но об этом расскажу в другой истории =)
FuG220 - старая и основная радарная система немцев. Радар с частотой 90Mhz и длиной волны 3,3метра. Система требовала габаритных антенн для работы, крайне негативно влиявших на ЛТХ носителя. Не отличалась высокой точностью и к моменту запуска G-6 в серию была глубокой архаикой в сравнении с системами союзников. Тем не менее по причине затягивания работ по магнетрону, которые привели в итоге к созданию FuG240, немцы были вынуждены продолжать использовать «оленьи рога». Система была хорошо известна союзникам, т.к. различные ее версии неоднократно попадали к ним в рабочем состоянии в основном по причине навигационных ошибок немецких пилотов. Англичане оперативно отвечали различными способами ее подавления и снижения ее эффективности. Немцы запоздало реагировали изменением положения диполей, изменением и селекцией выходных частот. Но всегда были в роли догоняющих с все возрастающим отрывом.
Упавший в Роттердаме Stierling, про который было рассказано в статье про FuG240, дал немцам не только понимание конструкции радара на основании магнетрона (H2S), но и позволил разработать приемник излучения этого радара. Т.е. радар-детектор. Система была впервые испытана в сентябре 1943. Показала свою способность засекать излучение на дальностях до 35км, но не обладала достаточной точностью для наведения на индивидуальный самолет. Начала устанавливаться на ночные истребители с целью наведения на «групповые цели», т.е. выхода на формацию бомбардировщиков. Новости об устройстве дошли до Англии, где разразилась некоторая паника, когда было высказано предположение, что H2S может привести к гибели самолета. Споры по поводу использования H2S Бомбардировочным Командованием начались заново. Они были окончательно остановлены в июле 1944 года, когда ночной истребитель Ju88, оснащенный FuG350, затерялся и приземлился в Великобритании. (с этой же машины сняли и рабочий FuG220) Экипаж описал работу детектора как малоэффективную в целом. Понимание, что магнетрон известен немцам, сняло запрет на использование над территорией континента радаров с этой системой. Королевские ВВС ответили выпуском версии радара для ночных истребителей - AI Mk.VIII. Этот радар обеспечил RAF значительное преимущество над более старыми немецкими системами, RAF смогли серьезно помешать действиям немецких ночных истребителей. Более того, излучение нового радара не фиксировалось имевшимися у немцев детекторами. Уцелевшие экипажи сообщали, что не было никакого предупреждения об атаке, и было предположено, что Королевские ВВС создали новый микроволновый радар. Это привело к внедрению Naxos ZR, настроенного на Mk.VIII с обращенными назад антеннами. Всего было выпущено около 700 Naxos и ZR.
Как и во многих других обстоятельствах ситуация в ночном небе для немцев представляла классический цугцванг. Война в ночном небе была проиграна по всем фронтам. Внедрение какой-либо контрмеры давало краткую передышку, но приводило к еще более эффективному ответу союзников, которому немцы ничего противопоставить не могли.
Модель воспроизводит машину W.Nr. 621642 D5+GН из 1./NJG 3. В мае 1945 экипаж в составе 3х человек вылетел из Гров, Дания, и посадил ее в Ирландии.
Фото машины с носа встречается во многих изданиях. Дальнейшая ее судьба не известна.
В очередной раз отошлю к первой статье про Ju88. К сказанному могу добавить, что Hasegawa тоже может грешить с качеством литья. Есть малозаметные дефекты на консолях снизу. Ну и утяжины есть. Куда ж без них?
Так же отметил, что сложности, возникавшие при предыдущей сборке, связаны не только с моими руками. Некоторые узлы действительно так себе сопрягаются с остальным. В частности:
• Кабина в сборе с центропланом и пушечной ванной
• Носовой обтекатель (в котором установлены антенны) с остальной частью кабины
• С монтажом консолей есть не очень приятные моменты
• Сопряжение консолей и моторам нужно подгонять и выводить
• Ну и размещение стоек антенн FuG220 в носу (да и в хвосте) крайне неудачное
В целом ничего критичного. Но требует внимания и времени.
Для улучшения восприятия я постараюсь демонстрировать фото узлов и сборки в формате «до – в процессе – результат». По многим узлам это даст представление о доработках и исправлениях.
Что было сделано:
• удален и восстановлен силовой набор на стенках кабины, шпангоуты выполнены из листового пластика
• кресла пилота и оператора выдавлены из пластика
• кресло стрелка-радиста дополнено различной фурнитурой. Изобразил направляющие, по которым кресло перемещалось поперек кабины, различные крепления и пр.)
• блоки FuG220 и FuG350
• прицел, блоки педалей, различные фурнитурные элементы
• элементы внутреннего оснащения: проводки, различные рычаги, помпа топливной системы (sic!), широкое использование ФТД.
• Расшивка стекол (4шт.) на козырьке сошлифована, форма самих стекол откорректирована
Заготовка.
Силовой набор.
В грунте.
Окрас + ФТД + кисть + смывка.
Кресла.
Промежуточная сборка
Мелочи. Все кроме ФТД на приборной панели пришлось самоделить.
Сборка. Пока без кресел.
Остекление.
У стекла есть несколько важных моментов.
1) Hasegawa сделала не совсем верный, но все же наиболее похожий "истребительный" козырек. А вот размещение в нем стекол (кроем) мне не нравится. Стачивал, полировал. 4 лобовых стекла будут иметь форму отличную от предложенной.
2) Нашлепка FuG350. Hasegawa дала ее отдельно. Клеить надо очень осторожно. Чтобы лучше контролировать процесс заматовал.
3) есть некоторые дефекты литья. Желательно бы их убрать.
4) Финалом занудная полировка.
В сборе.
Что было сделано:
• как таковое создано пространство ниши: изнутри уменьшена толщина стенок, толщина кромок, сделан «потолок» ниши (фактически, крыло), сымитирована противопожарная переборка
• силовой набор на стенках относительно предыдущей сборки дополнен и изменен
• переработана детализация и исполнение креплений стоек шасси («трапеции» на потолке ниши)
• На крыле (фактически, внутренняя поверхность верхней поверхности крыла) сделаны элементы нервюр и крепления цилиндра уборки шасси
• Кинематика: сделаны ГЦ, складывающие стойку, ГЦ открытия задних щитков с необходимыми рычагами и проводкой
• На стойку шасси добавлены различные болты, крепления, проводка и пр.
• Двухзвенники заменены на самодельные
• На саму стойку добавлены тяги, которые ее поворачивали в процессе уборки
• На щитках удалены «родные» и сделаны новые усиливающие накладки, сделаны тяги закрывания
• На штоках амортизаторов (очень большое упущение Hasegawa) не выполнена имитация чехлов, характерных для этой и >95% 88-х. Способ имитации: эпоксидная шпаклевка Tamiya раскатана на влажной поверхности (чтобы избежать прилипания) до толщины 0,2-0,3мм, из получено «блина» вырезаны заготовки, обернуты вокруг штока, отформованы. На следующих 88 буду использовать другой материал.
Формирование каркаса.
Детализация.
В грунте.
Окраска.
Гондола шасси.
Нервюры.
Силовой набор гондолы.
В грунте.
Окраска.
Гидроцилиндры открытия створок.
В сборе.
Стойки.
Дополнения:
1) чехлы на штоки амортизаторов
2) новые двузвенники
3) их крепления
4) различные болты
5) гидравлика
6) колено для поворота стойки.
7) всякое...
Окраска.
Гидроцилиндры уборки стоек шасси.
Подкосы стоек.
В сборе.
В наполнение ниши были добавлены:
• лонжероны стабилизатора,
• структурные элементы фюзеляжа (шпангоуты и стрингеры),
• проводка и труба слива топлива, уходящая под руль направления.
• Рельеф, усиливающие накладки и тяги (в этом и многих наборах ФТД они исполнены неверно) щитков шасси
• С хвостовой стойки удален грязеотбойный щиток. Его не было на большинстве G-1/6.
Хвостовая стойка без щитка и аналог от А-4 (потом сделаю)
Сборка и окраска
Переделка щитков хвостовой стойки.
Исправление щитков основных стоек.
Окраска колес.
• Убран ненужный триммер на правом элероне, на левом сделаны тяги
• Узлы подвеса элеронов переделаны – уменьшена в 3раза их толщина
• Сделаны тяги элеронов
• Выводы воздуха по бортам от двигателей выдавлены из пластика
• Добавлен недостающий крой и локально клеп
• Изготовлена фара
• ВЗ нагнетателей рассверлены
• Лопасти винтов заменены на Quickboost
• На капотах моторов сверху сделаны сопуны отвода картерных газов
• Пламягасители Quickboost. В них вставлены самодельные ФТД решетки (у Eduard исполнены неверно)
• Вводы антенн сверху и с левого борта фюзеляжа сделаны их прозрачного пластика – имитация диэлектрика
• Сверху фюзеляжа нарезаны необходимые люки для обслуживания баков
• ВЗ с левого борта фюзеляжа для охлаждения аппаратуры FuG220 выдавлены из пластика
• Изготовлены антенны FuG 10, 16, 25
• На рулях высоты и направления сделаны тяги триммеров
• Прорезан люк снизу фюзеляжа (специфическая особенность G-6)
• Пушки Schage, размещенные нестандартно, заменены на трубки, на них вылеплены манжеты
• Сделаны различные дренажные отверстия
• Сделан трос выброса плота
• Прорезаны гильзобросы в ванне MG151, сделаны их каналы, стволы заменены на трубки
• Штанга хвостовой FuG220 изготовлена заново
• Радикально переработаны крепления мачт FuG220 в носу. Сделаны закладные, в них вставлены штифты
Доработка MG131.
Исправление узлов подвеса элеронов. Вопрос был толщине.
Дополнен крой на капотах, сопун сверху, рассверлен ВЗ нагнетателя.
Результат использования ФТД от Atol Hobby (шаблон для лючков Ju88)
Мачта хвостовой антенны FuG220. Латунь.
Антенны.
1) FuG16Y - типовая УКВ радиостанция
2 вариации:
- сплющенная стальная игла шприца 0,7мм
- латунная трубка 0,6мм, тоже сплющенная
2) ПВД.
трубка 0,3мм в трубке 0,6мм, в пластиковом стержне 1,2мм. Так удобнее вклеивать в крыло.
3) FuG25 - передатчик системы "свой-чужой".Штыревая антенна.3 вариации.
Во всех вариантах исполнение простое: берется пластиковый стержень, в нем сверлится отверстие, вставляется "антенна", фиксируется супером в тыльной части, делается кольцевая накладка
4) просто выдвижная мачта тросовой антенны FuG16 (за фонарем)
3) Кольцевая антенна FuG16ZY
FuG101.
Антенны радиовысотомера.
Листовой пластик 0,5мм.
С торца просверлен 0,25мм.
В отверстие вставлена игла 0,2мм (для прочистки дюз 3Д принтеров)
Планер в грунте. Детальные фото для оценки поверхностей и некоторых не упомянутых мелочей.
Пушки в "спину". (трубка+пластиковый стержень+манжеты из скульптурной смолы)
Пламягасители (+кастомное ФТД)
Прешейдинг различными цветами по черному грунту.
Сборка антенн.
1) под мачты сделаны закладные, т.е. нос рассверлен, в него вставлены штифты 1,2мм, в которых в свою очередь сделаны отверстия 0,5мм;
2) в самих мачтах тоже сделаны штифты 0,5мм;
3) сделан кондуктор, чтобы диполи формировали квадрат.
Несущая частота радара FuG220Sn-2d равна 90Mhz, т.е. длина волны 3,331м.
Длина линейного вибратора 1582.8 мм. Что дает клетку в 72-м со стороной 22мм.
4) но диполи должны быть параллельны в 3х плоскостях. Еще и под углом 45 к горизонту, еще и направлены на -5град относительно конструктивной оси самолета.
Потому монтаж при помощи подпорок.
Полностью от руки.
С надеждой на них, но в первую очередь на надежный инструмент и качественные материалы.
Прошло намного проще чем казалось.
• Hasegawa #01562 Junkers Ju88G-6 'Nachtjager'
• Eduard 73361 - ФТД. В данном случае использовался вышедший на тот момент (а на данный момент снятый с производства) набор для G-6.
• Eduard CX183 - маски.
• Quickboost 72190 – винты. Но только лопасти, кок предназначен для тотально кривой модели Звезды и меньше посадочного места в модели Hasegawa.
• Quickboost 72295 – пламягасители.
• Master Model AM-72-016 – антенны FuG220. Для любого ночного рогатого это must
• Atol Hobby 72008 - шаблон для нарезания лючков на спине.
• Техдокументация, сканы оригинальных РЛЭ.
Наиболее полезной литературой считаю:
• In action
• In Detail
• Walkaround
• Kagero
Gunze Sangyo (MR.Color), Tamiya, водные акрилы.
Приятного просмотра!
Junkers 88. Конец второй части.
alexyao в 05.02.2023 - 10:20 Тема: Hasegawa 1/72 Junkers Ju88G-6 FuG220 Lichtenstein Sn-2d + однозначно. |
Comanche в 05.02.2023 - 20:52 Тема: Re: Hasegawa 1/72 Junkers Ju88G-6 FuG220 Lichtenstein Sn-2d Читал с телефона (в кинозале), не воткнулся и без внимания. Сорри. Вы про чехлы на стойках амортизаторов вопрос задавали? Про шайбы... Чехлы - это чехлы. Они лепились из эпоксилина. Шайбы - это шайбы. Этих элементов много на модели. Простые плоские кругляши. Коллеги, благодарю всех еще раз за столь лестные отзывы. Как сказал ранее, надеюсь, и статья, и тема на форуме позволят извлечь пользу. И не только в плане 88. Тут, объективно, очень многое сделано просто чтобы сделать. Но методы и техники - вещь универсальная. 88 у меня еще много. Постараюсь каждым в той или иной степени удивлять. Ну и они для меня в целом отдых от других, порой рутинных, строек. Следующим будет 88G-1. |
YSG в 05.02.2023 - 21:38 Тема: Hasegawa 1/72 Junkers Ju88G-6 FuG220 Lichtenstein Sn-2d Прекрасная работа! +1 |
Котовский в 05.02.2023 - 21:38 Comanche
Шайбы- вырубать из пластика. В некоторых случаях высверливать серединку, а не вырубать. В некоторых-протыкать иглой. Самое для меня лично неприятное- делать их, нарезая медицинские иглы или кабельные наконечники. Чуть менее, но тоже неприятное, нарезать из латунных трубок. Я говорю сейчас о шайбах наружным диаметром 1,5 мм и меньше. |
Comanche в 05.02.2023 - 22:06 Котовский, Миш, вот и я про то.
Все можно сделать много проще. Достаточно только спросить "как ты....?" |
plata в 08.02.2023 - 01:05 Тема: Hasegawa 1/72 Junkers Ju88G-6 FuG220 Lichtenstein Sn-2d Впечатляющий труд, отличная модель. Спасибо за отличную статью, приятно ваше внимание к нам её читающим. |
VolfMax в 14.02.2023 - 14:18 Тема: Hasegawa 1/72 Junkers Ju88G-6 FuG220 Lichtenstein Sn-2d Прекрасная, вдохновляющая работа! |
gadeshi в 15.02.2023 - 00:16 Тема: Hasegawa 1/72 Junkers Ju88G-6 FuG220 Lichtenstein Sn-2d Жирнющий лайк!
Автор - титан просто. |
Kr0tt в 17.02.2023 - 12:14 Я не могу прокоментировать то что я испытал от просмотра статьи...
Я в ШОКЕ! Автор, спасибо за такую работу. Ваши доработки заставили мои глаза и руки дергаться и трястись, представляя как это все создавалось! Честно говоря с такими фото и детализацией, я даже забыл что это 72 масштаб. От этого и падавно в глазах мутнеет. А что если 48 масштаб? Вы,наверное, сделаете так что и можно чертежи сравнивать?... Браво! Шедевр! |
|
|
» Последние статьи раздела
|
» Лучшие статьи раздела
|
Тема: Hasegawa 1/72 Junkers Ju88G-6 FuG220 Lichtenstein Sn-2d