Наши проекты: Склей-ка Модель! : NorthStarModels : Studio XIII : Wiki : Сувениры : Walkarounds : Новости |
Учебно-тренировочный самолёт Як-152 задуман как самолёт первоначальной лётной подготовки по программе обучения на самолётах Як-130 в лётных училищах. Заказчиком разработки поэтому является Министерство обороны. Вообще возврат к поршневой машине для первоначального лётного обучения в лётных училищах МО кажется странным. Ещё в шестидесятых годах руководство ВВС отказалось от "услуг" аэроклубов ДОСААФ в первоначальной лётной подготовке и эту подготовку решили производить сами, непосредственно в лётных училищах и сразу на реактивных машинах (L-29 Дельфин). Причиной этого называлось то, что навыки, получаемые курсантом на поршневых машинах, не только не помогают, но даже вредят при переучивании на реактивные. Теперь выпускники аэроклубов уж не имели прежней форы при при поступлении в лётные училища перед "людьми с улицы".
Видимо, лишение аэроклубов одной из важнейших своих функций могло явиться причиной начала процесса их "заката" - оплачивало этот весьма недешёвый вид спорта оборонное ведомство. Именно поэтому попытка возврата поршневых (винтовых) машин в процесс обучения на реактивные кажется несколько странным.
Идея создания этой машины появилась ещё в девяностые. Долгое время развитию процесса мешало безденежье и дело "рвануло вперёд" лишь в 2006 году, когда в идею решила вложиться китайская сторона (в основном денежно).
Сначала предполагалось оснастить новую машину движком М-14Х (360 л.с.)
Была-ли испытана эта машина, или это лишь красивы картинки - мне неизвестно. Китайская сторона представила свою машину по этому же проекту в 2010 г. на авиавыставке в Чжухае. Их Як именуется "Hongdu L-7".
В одних интернет-материалах говорится, что он уже испытан, в других выражают сомнение. Во всяком случае ни снимков, ни видео летающего L-7 в сети пока нет.
Когда в России всерьёз занялись новой машиной, то решили делать её с дизельным двигателем RED A03T (500 л.с.) немецкой конструкции. Он мощнее старинного М-14 и ещё плюс: горючее для него - тот же авиакеросин, что и для Як-130. Не нужно морочиться с разными сортами топлива. Мотор вместе с капотом новой машины был испытан на обычном Як-52
И наконец, в 2016 г. на иркутском авиазаводе был построен первый лётный экземпляр Як-152.
Его выкатили из цеха в конце августа, а 29 сентября состоялся первый полёт, который осуществил испытатель Василий Севастьянов.
Как писал выше, машина предназначалась для первоначального лётного обучения, а в одной из статей прямо написано, что это самолёт для отсева курантов в лётных училищах. "Самолёт для отсева" - пожалуй, такое откровенное назначение машины в авиационной литературе ещё не встречалось.
Статические испытания Як-152 закончились в 2018 г.
В некоторых статьях о Як-152 говорится, что машина не предназначена для авиаспорта, в других упоминается намерение снабжать ими аэроклубы. Имеется даже картинка с прикидками подвески вооружения под крылья:
На сегодня построено три лётных экземпляра и все сейчас находятся в Жуковском, в ЛИиДК (хотя возможно, данные устарели).
За время постройки и испытания прототипов кое-что на самолётах видоизменялось (например, пробовались другие винты, изменялась конфигурация "рельефа" с внутренней стороны щитков и пр.)
Снимков первых двух "лётных" Як-152 довольно много в сети, а вот третий почти не засветился. Имеется лишь одно фото, где они сняты "втроём":
Любой желающий может не только увидеть массу снимков Як-152 в сети, но и видео полётов и интервью с пилотом.
У нового Яка имеется и конкурент. Это самолёт УТС-800, созданный конструкторами Уральского завода гражданской авиации (УЗГА). Эта машина оснащена ТВД ВК-800 ПС:
Взявшись за модель этой машины, поинтересовался, делал-ли кто-нибудь такую модель. Оказалось, что выпущена сувенирная модель первого лётного экземпляр в 1/32, правда, "без ног" и с непрозрачной кабиной. Зато на подставке. Ну, в общем, для сувенира в самый раз:
Нашлась ещё одна модель 1/10, выполненная умельцами "РОНДО-С" из Самары (но тоже без ног):
Графического материала на Як-152 негусто (в основном графика Д. Соколова), поэтому материалы по деталировке и прочим подробностям - это фотообход всем известного igor 113, сделанного в Мячково. Использовал и графику от Мусы Закореева.
Делал, как и все свои самоделки, из листового полистирола 4,5, 2 мм. Выклеивал заготовки в "стиле кубизма", потом обрабатывал их старым роденовским способом (взять глыбу материала и отсечь всё лишнее). Работы шли приблизительно в такой последовательности:
Фонарь выдавил из прозрачной плёнки путём напяливания в разогретом виде на деревянную форму:
Далее пошла конкретная деталировка:
О декалях позаботился заранее и заказал их у Алексея Бацких.
И наконец, дело дошло до малярки:
Шасси красилось отдельно. И вот, он наконец, встал на ноги:
Осталось лишь добавить несколько мелких деталей.
Конечно, не обошлось во время постройки без переделок и исправлений "накосяченного". Так, или иначе, модель я закончил и имею возможность её предъявить:
Хотелось-бы поблагодарить коллег за внимание к это теме во время строки и за оказанную помощь. Особенно - коллегу "Max" за предоставленные ценные материалы.
С уважением, Константин.
P.S. Благодарю Константина (ака potter) за помощь с фотосессией.
Монтёр в 24.08.2022 - 21:44 Но в такой окраске выглядит вообще не сексуально.
Ну, нишмагла я, нишмагла! :facepalm: Цветастая окраска мне не по зубам (возможно, и изготовителю декалей тоже). |
MARVIK в 24.08.2022 - 22:27 модель удалась
замечательный результат как была решена проблема ребрения на руле поворота? |
Монтёр в 24.08.2022 - 22:32 как была решена проблема ребрения на руле поворота?
Рифтовка на всех рулях делалась одинаково: брал тянутый литник, соскабливал его с одной стороны и наклеивал полоски бутилацетатом. |
ZheShe в 24.08.2022 - 22:44 Тема: Самодел 1/72 Як-152 ОТЛИЧНЫЙ запил!!!! Все смотрю, пытаюсь понять чьи обводы этот Як мне напоминает... Так это ж Tucano... |
plata в 30.08.2022 - 17:59 Тема: Самодел 1/72 Як-152 Самоделка хороша++. Про дизеля из Германии они имеют русские корни основатель и костяк из России есть ролик на каналеSkyShips в ютюбе(Celera 500L | Яйцо с крыльями или революция в авиации ролик про летающее яйцо его невероятные характеристики благодаря этому агрегату). Наверное ГТД лучше использовать на самолёте отсева, ДВС значительно приёмистей по этому и вред в обучении. Электронная система управления может внести необходимые настройки в работе ДВС для большего сходства с турбиной а реальные могут включаться по необходимости. |
Монтёр в 30.08.2022 - 18:16 Главное отличие (?) при посадке на реактивном и на винтовом в том, что на реактивном нет возможности резко "подтянуться на винтах" при неправильном расчёте посадки, поэтому нужно изначально лучше рассчитывать. А вот "приемистость" ГТД(ТВД) - это уже ближе к реактивному, а значит лучше (если курсанту запртить подтягивание на винтах :mrgreen: ). Впрочем, есть и компоновка Як-152 и с ТВД. |
|
|
» Последние статьи раздела
|
» Лучшие статьи раздела
|
Тема: Самодел 1/72 Як-152