Наши проекты: Склей-ка Модель! : NorthStarModels : Studio XIII : Wiki : Сувениры : Walkarounds : Новости |
Такое прозвище -"10 gun terror"- самолету дали английские газетчики во время "ночного блица" (продолжение "Битвы за Англию", только уже ночью) и оно, как водится, прижилось. "Шепчущая смерть/Whispering death" появилось много позже и с помощью австралийских коллег. Давно хотелось собрать эту модель, спасибо детству и Novo, но не абы как, а так, чтобы самолет был внешне похож на себя, без чрезмерных упрощений, вызванных унификацией, заложенной японскими инженерами в модели Tamiya. Внедрение в историю и матчасть, вкупе с определением собственных хотелок в отношении расчехленности и прототипов в формате коллекции, заняло чуть меньше, чем с десяток лет. Результатом стал прототип ROoL из 29 Sqn RAF.
Довольно "мутный" аппарат, но весьма харизматичный. В некоторых ранних источниках фигурирует, как самолет Боба Брэхема, чему не противоречит (и даже косвенно подтверждает) явно замененное "яйцо" (капот + двигатель, англ.) и непонятный стабилизатор - то ли черный, то ли зеленый, то ли качество снимка такое. Подпись под фото (мы знаем, что такое подобные подписи) гласит: начало 1943-го. К тому моменту "Боф" V8284 Брэхема был утерян, а из лопасти винта коллеги изготовили боевому товарищу медальон, провожая последнего на повышение в должность командира 141 Sqn. Выходит неувязочка, в более поздних публикациях отсылки к Бобу, нашему, исчезли, но если не привязываться к подписи (откуда такие данные?), то все становится на свои места . Фото не ранее апреля 1942-го: именно тогда уже озвученный Министерством, но еще не одобренный (официальное одобрение пришло на полтора месяца позднее) камуфляж начал внедряться среди ночных истребителей "Бофайтер" там же, где их и переоборудовали под новейший радар сантиметрового диапазона AI Mk VII (изготовлено 100 комплектов). В дальнейшем эта конфигурация РО называлась AI Mk VIIIа, чтобы не путать с вполне себе крупносерийным и обкатанным на предшественнике AI Mk VIII, который стал называться AI Mk VIIIb. Исследования по этой части - совершенно отдельная и печальная в плане визуальных материалов тема: единственное фото (не отражающее весь состав оборудования), список самого оборудования, американская интерпретация английского РО (производившегося американцами под собственными аббревиатурами), плюс схема размещения приборов на более поздней версии AI Mk XII Берегового Командования- вот, собственно, и все исходники. В общем, все как всегда: история человека - есть, история самолета - есть, матчасть +/- есть, а все вместе как-то мутно получается. Посему привязывать сей конкретный аппарат к конкретной личности лучшего аса-двухмоторника Британских ВВС не возьмусь, но и без Б/Н оставлять модель как-то совестно, пусть каждый сам для себя решает, насколько это справедливо (для этого желательно прочесть мемуары "вышеупомянутого(с)" Боба и изрядно вскопать матчасть, сопоставив даты и цифры).
А теперь давайте поближе к пластику от Тамии. Пока это был "единственный (конь, магазин, etc.) в городе (англ.)" - выбора, по определению, не было. Но после выхода новинки от Revell... Куда, спрашивается, теперь девать две Тамии, одна из которых надкушена?! Да вот же он, ГБ! Итак, "черные дыры" японского пластика, известные мне на начало ГБ: общая скудость внутренней деталировки (кабины, ниши и стойки шасси, движки, фары, выхлопные коллекторы); недостаточная в одних случаях и не верная в других расшивка, мелочевка. Переделки, связанные с изменением модификации модели: горизонтальный стабилизатор, спицованные диски колес, винты, капоты. Кроме того, хотелось демонстрации потрохов, не утилизировать же такое количество исследований. Крыло было собрано давно, временами извлекалось из коробки, снова попиливалось и вновь отправлялось в долгий ящик. А тут... не будем повторяться. Итак, крыло:
1) Сделал человеческие фары (Эльф х2, проволока - питание, силовые и поворотные рамы и ламподержатели, обрезки пластика и пластиковые же профили - лонжерон с силовыми элементами, носки нервюр с усилениями и отверстиями).
2) Собрано крыло как таковое. Чтобы избежать щелей на консолях снизу сначала склеил сами консоли с центропланом и лишь затем приклеил верхние половины крыла, контролируя, и не допуская крутки по продольной оси/лонжеронам. Слегка поправил профиль в районе набегающей кромки, в особенности на консолях, сточил заднюю кромку - по большей части заранее, изнутри, а снаружи только косметически, для пущего эффекта.
3) Перешил расшивку по фотографиям и вот этим чертежам http://scalemodels.ru/modules/forum/viewtopic_p_1266865.html#1266865
4) Имитировал провис полотна на элеронах, сделал пропилы 0,1 мм, отделяя плоскость элеронов от плоскости крыла, проделал ту же манипуляцию с триммером на правом элероне, добавив последнему тягу.
5) Уменьшил и сместил отверстия пулеметных портов.
6) Увеличил по длине и заглушил лишние отверстия гильзовыброса пулеметов.
7) Категорически переделал входные тоннели маслорадиаторов и выбрал скрайберами выходные отверстия совков. На заключительном этапе вклеил барашки ограничения их хода(?).
8) "Набросал" всякой мелочевки: всасывающие и выходной патрубки на правой мотогондоле (на левой их не было), обтекатели наддува в баки, отверстия "кривых стартеров", замки, выпуклые крышки кранов слива топлива и пр.
9) Высверлил борами и шарошками отверстия в патрубках аварийного слива топлива
10) На центроплане уменьшил избыток длины пушечных портов гильзовыброса , над задними "окнами" сделал два дополнительных отверстия сброса звеньев с обтекателями. Задние стенки пушечных портов засверлил на пару мм, имитируя "глубину".
11) Ниши и стойки шасси довольно подробно освещались в ветке постройки (ссылка будет в конце статьи), поэтому только фото.
Задняя ниша, как и на подавляющем большинстве самолетов защищалась/зашивалась дюралевым куполом, что видно на +/- подробных схемах
12) Стойка с трубкой ПВД и дипольная антенна
13) Крыльевые АНО
Далее пошло хвостовое оперение. Опять же, описание того, как из V-образного стаба сделать горизонтальный есть в ветке, НО!.. На тот момент я, увы, еще не знал, что засада также кроется и в рулях высоты, которые (если огрубить нюансы подгонки) шире, чем нужно на 1,5 - 2 мм. Геометрия и высота вертикального оперения также нуждаются в корректировке, но это можно сделать (и было сделано) после монтажа. Снова борьба с задними кромками, снова прорезаны триммеры, срезаны уродливые имитации тяг триммеров, сделаны человеческие и размещены по месту. Еще на стабилизаторе оставались люверсы крепления антенн "свой-чужой", хотя растяжки антенн на самолетах с AI Mk VII не использовались. На руле поворота сделаны два лючка, один впоследствии изменен в соответствии с формой, добавлен 2-й хвостовой АНО и сделан антенный ввод из медицинских игл.
Фюзеляж. И это самая ужасная часть Тамиевской модели. Расшивка от зализа к хвосту либо не на месте, либо отсутствует, лючки тоже, за исключением 4-х на хвосте, хотя один-то как раз лишний (правый передний), всякого рода отверстия и выколотки также проигнорированы. Потроха, по нынешним меркам, бедны как церковная мышь. Учитывая все "раскривушки", это нельзя было оставлять на уровне "слегка затонировал". Вот и начнем с внутренней части.
1) Борта фюзеляжа. В ход пошло травление от Эдуарда, чтобы прикрыть "зияющие провалы", проволока и пластик разной толщины
2) Пол, шпангоуты, радио- и электрооборудование. Вот где действительно пришлось плясать, используя все, что попадет под руку и приводя это к общему знаменателю матчасти. Пожалуй, просто выложу фотки
Задул все черным грунтом от Gunze, покрасил и оттонирвал
Центральная секция приборной панели была взята из набора от Эдуарда FE1124, "уши" остались от Yahu 4829, кроме того в воссоздании внутреннего облика принимал участие и другой набор Эдика - 48 215, впрочем, в весьма умеренных количествах (при том, что FE1124 был выбран до последней нитки); прицел от Квикбуст; Различные обрезки травления и пластика; ногтевой скотч-самоклейка шириной 1 мм для имитации обшивки отопления; проволока медная разных диаметров. Но тут выяснилось, что собрать фюзеляж без аварийных люков не получится, что ж, люки - так люки
Перейдем к наружной части.
Перешит фюзеляж. Добавлены отверстия за зализами стабилизатора под вал руля высоты. На левой половине фюзеляжа добавлена каплевидная выколотка с отверстием вентиляции кабины радиооператора, а рядом с эвакуационным люком оператора высверлено отверстие и вставлен отрезок латунной трубки, имитируя трубу сигнальных/осветительных ракет. На правой - фестон вентиляции кабины пилота и отверстие слива гидравлики. Нарастил стенки кабины оператора, образуя характерный замок с куполом откидной части фонаря.
На фонаре оператора остановлюсь чуть подробнее. Сначала пропилил боковые панели, оставив буквально доли мм снизу, чтобы не завалить борта. Благодаря прекрасной стыкуемости набора (единственный несомненный плюс на сегодняшний день), соединил половины фюзеляжа на скотч и проклеил те небольшие участки, что относятся к откидной части. Затем приклеил родной фонарь, дал просохнуть сутки и выпилил из него прозрачную часть, оставив лишь переплет. После этого "дорезал" те доли мм, которые соединяли панели с фюзеляжем, сточил изнутри толщину переплета, получив основание для монтажа силового каркаса. Дальше изготовил сам каркас, используя проволоку, профиль и пластик от Эвергрин. В дальнейшем сделал и замки запирания фонаря, расположив их так, чтобы в откинутом положении они какбэ висели. На нижней части "крыльев" купола сделал ответные выборки под борта кабины оператора, просверлил отверстия под петли "по Bertych'у", проверил насухо соосность, чуть скорректировал, вклеил. Впоследствии вытянул сам купол и вклеил на акриловый лак. Потом еще раз пришлось стык "фонарь/фюзеляж" шпаклевать, чтобы не было щели/ступеньки. Любопытный нюанс: верхний - белый - АНО находится прямо за срезом кабины, под откидной частью.
Фонарь кабины пилота. Тоже не все оказалось просто. Для начала убрал лишнюю ширину и толщину внутренних замков на фонаре. На откидной части тоже сточил замок, т.к. он шире переплета и будет явственно виден после окраски последнего. При этом - после стачивания, шлифовки и полировки изнутри - толщина боковой кромки форточки стала 0,3 мм, что делало невозможным применение тех же петель, что и на фонаре оператора. Пришлось изобрести более грубый, но практически безальтернативный в таком случае велосипед из инсулиновой мед. иглы и проволоки. Мелочевку (ручки и механизмы открывания верхней и сброса боковой панелей, а также лампу подсветки) пришлось изготовить самостоятельно.
Нюанс, не упомянутый мною в ветке, но воспроизведенный при постройке модели. Как и было сказано, с правой стороны фонаря находилась аварийно сбрасываемая панель, в результате переплет на этой стороне значительно шире такового слева (там-то ее нету!). Вот, где более-менее что-то видно
Единственно, что я не сделал, забыв в спешке, это угольники усиления на переплете панели.
Теперь можно было быстрым скоком собрать зачаток самолета. Вставил люки, склеил фюзеляж, приклеил крыло и руль направления, начались шлифовальные работы. И тут, как водится, всплыла информация о "беременности" хвостовой части в модели Тамия, в области ниши.
И снова хирургическое вмешательство, причем, параллельно с продолжением строительства. Утопил центральную часть ниши на 1 мм, остальное сточил. Раза 4 пришлось шпаклевать, облагораживать и доводить по обводам хвостовую часть, при постоянном опасении протереть примыкания до дыр
Приклеил и подогнал стабилизаторы, начал наращивать рельеф: труба выпускной антенны со спойлером (его удалось художественно подмять), строевые огни, стойки носовой и "спинной" антенн и антенный спуск с отражателем; козырек термометра, вечно и незаслуженно всеми забываемый; установил носовой обтекатель РЛС, изменив его угол наклона и наклеив киперную ленту. В качестве "вишенки", после вылизывания клеевого шва, задул несколькими слоями грунтовки рельеф накладных листов обшивки
И вот настал самый решительный момент в этой модели - две ВМГ.
Винты. Просто взял из набора Ревелл, после зашквара с продукцией от Квикбуста. По крутке и профилю лопастей они для "единички" - самое то.
Впоследствии задул черным грунтом, накрасил желтым законцовки, отрезал полоску скотча 2,1 мм (да, друзья, 4 дюйма, именно такая величина является стандартной для желтых законцовок винтов на самолетах союзников, а не по четверти лопасти, что аж кровь из глаз идет), замаскировал и задул оставшееся черным.
Движки. Непрерывно посылая благодарности в адрес Сережи Косачева ака KSL, собрал оба "Геркулеса", вставшие в отлитые капоты с минимальным люфтом, порядка 0,3 - 0,4 мм. Правда, пришлось-таки слегка отгрызть им хвосты и даже выбирать полость в картере, но это уже в соответствии с выбранной концепцией монтажа. Далее все стандартно: черный грунт, Ганза суперметаллик и тонкий слой полуглянцевого лака, да еще пара черных проводочков к картеру, которые на моих фото и не видно толком. Дальше шли патрубки (катушечное олово 1 мм.). С шаблоном решил не заморачиваться, поэтому каждый последующий гнулся по предыдущему (т.е. делается образец, по нему гнется патрубок, вклеивается, потом следующий - гнется... и т.д.). Накрутил колечек из медной проволоки, с запасом по количеству, в качестве фланцевых соединений (заодно и возможные щели после подгонки прикрыть) с внутренним коллектором капота
К слову о капоте. Воистину, ни секунды не жалею о решении отливать эти детали. С мастером все было привычно: нарезание расшивки, добавление недостающих внешних деталей, удаление невнятного наплыва внутри капота и замена этого убожества на нормальный кольцевой коллектор с ответными частями патрубков и хомутами крепления к капоту, заделка внутренней траншеи общего патрубка, замена наружной части этого коллектора... Короче, вот фото:
Последовательность сборки "яйца" такова: Сначала приклеиваем "юбку" капота, к ней - двигатель, на него надевается капот (подгонка, подрезка патрубков, установка и подгонка внешних силовых элементов; последняя пара операций повторяется до окончательной победы). Снимаем капот, надеваем на каждый патрубок по кольцу (следить, чтобы не соскочило ни одно из 14), снова надеваем капот, приклеиваем, сгоняем кольца по патрубкам к коллектору (внимательно, кольца должны быть попендикулярны(с) патрубкам), аппликативно наносим суперклей на стык кольцо/коллектор/патрубок. Повторить по количеству "яиц". На выходе должно получиться что-то в этом роде
Из сборки этого узла остаются только "дикобразы", которые удобнее всего вклеить после окончательной отделки
Дальше - проще. Маски, шлифовка, черный грунт, окраска (то что видно на фото + руководство по нанесению пятен камуфляжа). Краска - акрилы Тамия XF-81,83,85,2. Разделение границ цветов - колбаски Патафикса. Красочка уже даже не пожилая, так что местами возникли незначительные огрехи, ну, пошлифовал, исправил.
Далее тоже вполне традиционно - глянец, декали (спасибо коллеге BAV), смывка (акварель + Фэйри), глянец местно (Vallejo 26.517), полировка, матовый лак Vallejo 62.062, сколы и потертости. Примерно так, с поправкой на поузловой разбор модели. Финальные фото
Надеюсь, это небольшое исследование поможет всем, кто собирается построить "Бофайтер" из Тамиевского набора пластиковых заготовок "для детей от 10 лет". Обещанная ссылка на ветку стройки http://scalemodels.ru/modules/forum/viewtopic.php?t=84847&postdays=0&postorder=asc&start=0 .
Bertych в 22.01.2022 - 04:20 Тема: Tamiya 1/48 Beaufighter Мк1 - 10-ти пушечный ужас Ещё раз повторюсь, Серёжа - превосходная работа!
За это я уже тебе плюсовал, а вот за статеечку сейчас кину - не каждый на такое сподабливается! |
freeman в 22.01.2022 - 09:21 Тема: Re: Tamiya 1/48 Beaufighter Мк1 - 10-ти пушечный ужас Ещё раз повторюсь, Серёжа - превосходная работа!
За это я уже тебе плюсовал, а вот за статеечку сейчас кину - не каждый на такое сподабливается! Статья уже вышла? |
Bertych в 22.01.2022 - 10:41 Статья уже вышла?
На главную страницу зайди, Денис... :mrgreen: :mrgreen: :mrgreen: |
sergeyPT в 22.01.2022 - 15:31 за статеечку сейчас кину - не каждый на такое сподабливается!
Спасибо, Апьберт, :mrgreen: пахлава :mrgreen: от тебя - дорогого стОит. Статья уже вышла? "Свежее - модели/галерея" - два клика в "шапке" :wink: . На главную страницу зайди, Денис... Ну, или так. |
Test-tehnik в 22.01.2022 - 23:40 Тема: Tamiya 1/48 Beaufighter Мк1 - 10-ти пушечный ужас Замечательная и модель, а особенно статья. Спасибо! |
Roman-Nord в 25.01.2022 - 11:22 Тема: Tamiya 1/48 Beaufighter Мк1 - 10-ти пушечный ужас Салют, всем!
Очень детальный и дотошный подход к нашему делу. Статья, работа - класс! Вот фото бы посветлей или фон сменить, немного теряется модель... |
sergeyPT в 25.01.2022 - 12:03 Спасибо, Роман! К сожалению, фотографии у меня всегда являлись слабой стороной модельного творчества :???: . |
|
|
» Последние статьи раздела
|
» Лучшие статьи раздела
|
Конечно же нет)), там вполне себе пулеметы и даже винтовочного калибра, это не более, чем прямой перевод с английского.
а внешняя часть подкачала.)) Вы говорите что клёпки не видать и приводите фотографии где они отчетливо видны.
Как и говорилось выше - каждый человек имеет право на свое мнение. На мой взгляд определение "отчетливо видны" касается исключительно модели мз того же поста, что же до клепки реальных летательных аппаратов (вполне себе поживших, надо дополнить) - в тех немногих местах, где ее все же можно различить, т.е. на крыле, она практически сливается со швом. А так-то, на вкус и цвет... кто-то и полированный "мессер" А.Гриславски клепать будет красивости ради, а некоторые даже фюзеляж "Корсара" и крыло "Мустанга" - чё нет-то?.. :wink: .