Наши проекты: Склей-ка Модель! : NorthStarModels : Studio XIII : Wiki : Сувениры : Walkarounds : Новости |
Голландский бомбардировщик Fokker T IX в мире моделей - явление довольно редкое. Видимо, это связано с тем, что эта машина, будучи построена в единственном экземпляре, малоизвестна "широкой авиационной общественности". Возможно, с появлением новой модели (очередная новинка от "Croco") самолёт станет чуть более популярным. Что-же это был за самолёт?
На фирме "Фоккер" проектирование новой машины началось в 1938 году. Расчёт был на госзаказ по поводу намерения колониальных ВВС голландской Ост-Индии заменить устаревшие американские бомберы Мартин 139 (более нам известные как Мартин В-10 и В-12) на более современные машины. Руководство "Фоккера" торопилось, чтобы поспеть раньше американцев, которые могли предложить колониальным властям что-то поновее. К середине 1939 г. машина была почти достроена и первый полёт совершила 11 сентября под управлением заводского испытателя Т.Х. Леегстра.
К этому времени война в Европе уже началась. Полёты шли вполне успешно, пока 8. 03. 1940 г. машине не пришлось садиться на брюхо из-за не полностью выпущенного шасси.
Самолёт отправили на ремонт, но уже в апреле он продолжил полёты. Увы, злой рок преследовал новую машину и опять, из-за неисправности тормозов Фоккер "зацепил" дверь ангара. Вновь машина отправлена в цех на ремонт. Тем временем, 10 мая Германия вторглась в Голландию и после непродолжительных боевых действий страна была оккупирована. Повреждённый Фоккер стал немецким трофеем. Немецкие специалисты не заинтересовались этой машиной, сняв с неё лишь английские движки "Геркулес". Чтобы машина не занимала место в цеху, её просто подвесили к потолку, где она и провисела всю войну.
Сам цех всё это время исправно трудился над ремонтом немецкой техники.
После войны самолёт уже никого не интересовал и был отправлен в политехнический университет в Дельфте, а оттуда на военную базу Гилзе-Рийен. Простояв там до 1960 года, самолёт был отправлен на слом.
Теперь голландские историки и авиафанаты кусают локти по поводу утраты ценного экспоната, но что сделано, то сделано и "фарш невозможно провернуть назад".
Какова была эта машина? Трудно сказать, поскольку испытания не закончились. Сложись его судьба удачнее, он мог-бы стать не хуже, скажем, "Веллингтона". На мой эстетский взгляд этот самолёт довольно величавый и "всё при нём". Модель такого на полке хорошо-бы смотрелась.
В интернете отыщется мало моделей этого самолёта, что объяснимо малоизвестностью этой машины. Пожалуй, первая его модель появилась ещё в 1939 году.
Владелец получил её от своего деда, который каким-то боком был причастен к испытаниям прототипа. "Серийные" модели этого Фоккера в виде "ваку" в 1984 г. выпустила голландская "KPL". Набирая материал по Фоккеру T IX, я наткнулся в интернете на ветку по постройке этой модели на голландском сайте "Modellbouwers". Там некий Paulus de Boskabouwer в 2010 г.самоотверженно строил продвинутую модель из этой вакушки и внушил мне глубокое уважение своими трудами. На пятнадцати страницах ветки очень интересная история постройки, которая неожиданно обрывается на самом интересном месте.
Во всяком случае я немало почерпнул из его постройки для работы над своей моделью.
Кроме этого в сети обнаружилась ещё пара моделей Фоккера T IX, одна самодельная,другая непонятного происхождения (не исключаю, что это и есть тот, законченный "KPL").
Собирая материал по Фоккеру, я обращался и к иноязычным статьям в интернете, где как обычно порадовал автоматический переводчик. В статье то и дело вместе с Фоккером T IX постоянно упоминался некий Фоккер-телевизор. Причём здесь телевизор? Ведь речь идёт про 1939 год. Не сразу дошло, что дело в типовых номерах, которые у голландцев пишутся римскими цифрами. На самом деле упоминался предыдущий бомбер Фоккер TV.
Ясно, что "TV" для умного робота - это "телевидение".
Модели Фоккера T IX по большому счёту интересны, в основном, для самих голландцев. Собственно и "Croco" взялось за эту модель по просьбе некоего голландца.
Я решил сделать простую "искоробку" - на что-то более подробное материалов просто не было. В наборе имеется стрелковое вооружение (пушка и два пулемёта), однако самолёт испытывался без вооружения (видимо, до него просто очередь не дошла) и я решил делать машину без оружия "из любви к исторической правде" (а может просто лень?). Во всяком случае стрелковые установки довольно "гипотетические".
Каких-то особых трудностей в работе не встретилось. Начал с фюзеля. Почти вся "нутрянка" устанавливается на платформе, собирающейся из пяти частей. На неё устанавливается всё оборудование.
Лишь немногие детали ставятся на борта фюзеля.
Как всегда, самым геморройным было установить вакуформное остекление. Но это я уже отношу к разряду неизбежных вещей.
Склейка и подгонка элементов крыла и деталей мотогондол требует немалой суеты, но и это преодолел.
Так, или иначе, общие контуры модели обрисовались. Собрались и установились на места стойки шасси с подкосами, моторы и капоты и на капотах появились всасывающие патрубки, маслорадиаторы и выхлопа. Винты даны в наборе в двух вариантах: с обтекаемыми коками и без них. Я собрал винты без коков. Вообще, судя по фото, в ходе испытаний различные детали машины появлялись на ней не сразу (такие вещи, как коки винтов, мачта антенны и сама антенна и пр.) так, что сначала нужно выбрать вариант с комплектностью.
Наконец, дошло до общей примерки всех деталей на предмет "сидит - не сидит", "смотрится - не смотрится".
Вроде сидит всё более-менее и можно переходить к грунтовке - окраске. Загрунтовал грунтом от "TAMYA"
Вот тут проблемы со зрением, копившиеся годами, начали сказываться всё сильнее, однако я решился начать окраску. Цвет у этого Фоккера был оригинальным по-голландски. Голландцы красили свои машины снизу в этакий шоколадный цвет (что они при этом имели в виду - непонятно). Те модели Фоккера T IX, что я наблюдал в интернете, были окрашены по-разному: один- пестренький, другой- серый, третий- зелёненький. "Палитра крыла" и некоторые другие источники настаивают на полностью коричневом цвете. Собственно, на фото видно, что самолёт был тёмным и однотонным и я склонен верить "коричневому" варианту. Правда, подходящей краски у меня не было. Нужен был "шоколадный полумат", а у меня был только "мат". Поэтому я решил использовать краску "KUDO" из недр хозмага. В качестве модельной она "не очень", тем не менее, я рискнул. Дело сразу не пошло. И зрение навалилось "нипадецки" и я приостановил работы. Медицина выявила "зрелую катаракту" и я решился на замену хрусталика. Поставили качественный, цейсовский. И вот, взглянув новым глазом на ранее сделанное, я ужаснулся. Пришлось много доделывать, но исправить удалось далеко не всё. Окраску я ободрал, шлифовал и снова красил. Стало куда лучше, чем было, но до идеала далеко. Как-то всё-же докрасил модель, покрыв снаружи полуматовым лаком. Ну и что-же получилось?
В общем, модель эта из-за проблем разного рода далась нелегко и работа растянулась почти на полгода. Но я рад, что дополз до финала и могу, наконец, показать то, что получилось в результате. Думаю, подобная модель не затеряется на модельной полке и где-то даже будет радовать взор владельца.
С уважением, Константин.
P.S. Большое спасибо Константину (ака potter) за помощь!
Нечаев в 20.07.2021 - 19:53 Spheros
А чем шоколадный, хуже, скажем, оливкового? Полно самолетов целиком в оливковой окраске. ))) Я так думаю, это они у англичан стырили рецепт пигмента краски РС12 времен ПМВ, она же "сервис браун" для АБТТ. Дешево, практично и от УФ хорошо защищает за счет оксида железа. |
Spheros в 20.07.2021 - 20:25 Тема: Croco 1/72 Fokker T IX - Шоколадный бомбер У кого то небо в алмазах, у кого то в шоколаде))) |
KSL в 20.07.2021 - 20:38 Небо шоколадное? ))))
Ну, если употребить некоторые вещества (в медицинских, разумеется, целях), то небо не только шоколадным будет, но и "фиолетовым в крапинку" :mrgreen: |
Нечаев в 20.07.2021 - 21:04 Spheros
Люси ин тхе Скай виз Даймондс ("Тхе Беатлес", они же "Жучки-барабанщики")- ЛСД. Учитывая что в Нидерландах с этим запросто. то одновременно и в алмазах и в шоколаде. Или в том. что на шоколад похоже цветом - но совсем, совсем не шоколад. Это уж от дозы зависит и от состава того самого, от чего улетела Люси. |
KMS в 23.07.2021 - 19:52 Тема: Croco 1/72 Fokker T IX - Шоколадный бомбер Зачем ОЗ заменили?
Голландцы сохраняли нейтралитет до вторжения и ничего не меняли. Только после капитуляции, авиация, которую частично эвакуировали в Ост-Индию, приняла на себя треугольник и оранжевый руль. Противостояние Голландской Ост-Индии с Японией. Вот где был оранжевый цвет, а не триколор. Разгром в 1942 и бегство в Австралию. Там уже что осталось было под ОЗ Австралии. Исторически треугольника и оранжевого руля на этом ЛА и быть не могло от слова совсем. Разве что вот прям совсем в тестовом режиме где-то чуть-чуть перед вторжением Германии. Повоевать-то даже не успели. ....ага. Увидел. Таки успели нанести оранж. Сорри. 👍 |
Нечаев в 23.07.2021 - 21:10 . Вот где был оранжевый цвет, а не триколор
Вот как раз там был натуральный триколор, в виде госфлага. Хотя и треугольники тоже были, на самолетах, поступивших до войны |
KMS в 23.07.2021 - 21:57 Нечаев
ML-KNIL с 39 до 42 оранж треугольник. ML-KNIL с 42 прямоугольный триколор в Австралии с союзниками и далее до 48-го. До 39го (LA-KNIL) и после 48-го круглый триколор. Curtiss-Wright CW-21, Martin 139WH, DO24 как минимум тому пример в оранже соответственно периоду. Единственный DO24 бортовой Х-24 с 1942-го имел прямоугольный триколор и перекрашен в тёмно-синий с светло-серого. Остальные (выжившие) Дорнье переданы Австралийцам. Многие ЛА остались на прямоугольном, многие переданы Австралийцам. Оранж был только в противостоянии Ост-Индии с Японией. Колония пала, поменяли ОЗ. Кругляк триколор поменяли в 39-м на оранж вступив в сопротивление с Японией. PS в своё время пока разобрался как у них там было, чуть мозг не закипел. Жирной точкой треугольного оранжа стала Японская бомбардировка и тотальное бегство выжившей колонии в Австралию. Там и появился прямоугольный триколор. PPS Fokker D.XXI с оранжем в Голландии при вторжении даже не успел оторваться от земли, как был сбит мессером. |
Монтёр в 24.07.2021 - 11:10 Тема: Re: Croco 1/72 Fokker T IX - Шоколадный ...(#15114) - обсужд Модель Fokker T IX - явление редкое. Но и моделей от Croco собранных в целом - днем с огнем! +1 Собранных Croco в интернете действительно, немного, но они есть. Сборки выкладывали америкосы (7 шт.), один австралиец, один новозеландец и два- македонец. Это всё по авиа тематике и помимо мною выложенных. Вот, пожалуй, все: Кроме этого были ещё две сборки на М-хобби. Добавлено спустя 6 минут 11 секунд: Re: Croco 1/72 Fokker T IX - Шоколадный бомбер Зачем ОЗ заменили? 👍 Слава Богу, разобрались! Дело в том, что модель я получил без декалей. Конечно, Фоккер смотрелся-бы куда наряднее с круглыми ОЗ, но заказчик захотел треугольники. Что интересно, все фото Фоккера - с круглыми ОЗ, кроме одного. Это и решило. |
|
|
» Последние статьи раздела
|
» Лучшие статьи раздела
|
Тема: Croco 1/72 Fokker T IX - Шоколадный бомбер