Наши проекты: Склей-ка Модель! : NorthStarModels : Studio XIII : Wiki : Сувениры : Walkarounds : Новости |
Эта статья была написана несколько лет назад и не публиковалась по одной простой причине, о которой говорится в конце статьи.
В любой диораме на авиационную тему присутствие Захара всегда оставалось камнем преткновения для 48-го масштаба. Почему-то до последнего времени никто не брался удовлетворить желание сорокавосмиразмерных моделистов! Основными монополистами в этой области пока остаются французские GASO.LINE и TARMAK, которые работают «в смоле». Они выпускают, аж двух Захаров. Заправщик и бортовой.
К сожалению, их модели очень дороги и труднодоступны.
Как раз то бортовой Захар с зенитной установкой от GASO.LINE и попал на мой стол.
Называется это «чудо» ZiS-5 M1939 37mm AA. На первый взгляд сама машина сделана довольно не плохо, а вот к зенитке сразу возникли вопросы. И дело вовсе не в том, что ствол кривой и много облоя, и что пушку предлагается установить в кузов на деревянном лафете с двух сторон подпёртом двумя деревянными ящиками – умельцев на Руси всегда хватало! Дело в самой пушке! Только после долгого изучения документов, любезно предоставленных мне небезызвестным Андреем Черемискиным, удалось выяснить, что французские моделисты хотели изобразить 37-мм автоматическую зенитную пушку образца 1939 года.
Далее предлагаю некоторые рекомендации для тех нетерпеливых моделистов, которые плюнули на обещания и ожидания и запаслись аналогичным набором, инструментом и терпением!
Итак, зенитка отходит на второй план (можно и в помойку), а в работу идёт бортовой ЗИС-5. Чертежи, естественно от Николая Поликарпова! Стоит отметить, что именно на них ссылается производитель в инструкции к этой модели.
Впервые они были опубликованы в газете «Моделизм #5-96». Фотографии из журнала М-Хобби #2’97 и из собственного архива. Внимательно посмотрел соответствующие серии телефильма «Дети Арбата», «Освобождение», а так же «В августе 44-го…» где снимали ЗИС-ы различных модификаций. Очень пригодилась инструкция от ЗИСа в 35-м масштабе. В принципе, для задачи, поставленной перед собой, этого вполне хватало.
Рама, пол кабины, крылья, нижняя часть картера двигателя с коробкой передач, передние и задние рессоры, всё это отлито одной деталью!
Традиционно всё получилось вкривь и вкось - мало того, что продольные балки рамы выгнуты дугой, вся конструкция имеет вполне заметную винтообразность.
Кабина с капотом двигателя – это тоже одна деталь и в целом выполнена не плохо, однако, если заняться воспроизведением интерьера кабины могут возникнуть проблемы.
Таким же образом, одной деталью, отлит и кузов
. К колёсам, переднему и заднему мостам и прочей мелочёвке особых претензий на первый взгляд не было.
Кривизну и винтообразность рамы исправил термообработкой - опусканием в кипяток с последующим приданием необходимой формы. Однако надо иметь в виду, что при этом действии необходима некоторая сноровка и опыт, иначе можно лишиться всей детали. Также надо иметь в виду, что смола имеет некую «память» и до конца придать необходимую форму вряд ли получится – со временем она будет стараться принять первоначальную, «извращённую» форму. Нужно воспользоваться, либо жёсткой накладкой, либо усилением, либо распилить исправляемую деталь, и сделав вставки, снова собрать её. Можно повреждённую часть изготовить самостоятельно. В данном случае, воспользовался кузовом, так как это очень прочная деталь. Приклеенный к раме он создаёт необходимоё препятствие к её скручиванию и изгибу.
На полу кабины имеются задиктовки: под рулевую колонку, педали, рычаг коробки передач и ручного тормоза, а так же под сидение. Последнее не стоит срезать с литьевого опалубка, поскольку детали, на котором крепилось сидение в наборе не предусмотрено, а задиктовка под сидение переразмерена и выполнена не на месте. Опалубок нужно немного сточить он прекрасно заменит отсутствующую деталь. Прежде того, как приклеивать сиденье необходимо определить его положение, одев сверху кабину. Спинка сидения должна плотно прилегать к задней стенке кабины, а не так как она задиктована разработчиком.
Ходовая часть в модели проста как три копейки. Передний мост, задний мост и карданный вал.Всё! Попытка установить мосты на свои места закончилась неудачей. Посадочные места переднего пришлось подпиливать как на самом мосте, так и на рессорах. То же пришлось делать и с задним мостом. Карданный вал так же не лезет в отверстия, предусмотренные разработчиком. Пришлось подтачивать вал, поскольку мосты были приклеены, и рассверлить отверстия не представлялось возможным. В результате вал сломался пополам – внутри был пузырек воздуха. Устранив возникшую проблему и установив вал на место, взялся за дополнительную деталировку ходовой части модели. В этом бесспорную помощь оказала инструкция от ЗИС-а в 35-м масштабе. К сожалению упрощения сделанные разработчиком всячески препятствуют подробной деталировке, но всё же кое-что сделать удалось. В первую очередь были изготовлены рулевые тяги и узлы их крепления. Далее необходимо заклеить подозрительное отверстие на коробке передач в форме гайки. Изготовить и установить тяги к заднему мосту и рессору для узла крепления прицепа. Задний стоп-сигнал и электропровод к нему. На передние рессоры необходимо установить буксировочные крюки и силовую тягу между ними.
Для передних фар на крыльях имеется задиктовка, но если их приклеить на указанные места получится не симметрия, криво получится! Также отсутствует силовая тяга между ними. К фарам нужно протянуть электропровода.
Далее необходимо заняться внутренним убранством кабины. Не смотря на то, что интерьер настоящего ЗИС-а прямо скажем – спартанский, разработчики и его упростили до минимума: торпедо, руль, сидение и …всё! Что делать с сидением говорилось выше. Педали, задиктовка под них имеется на полу, были сделаны из тонкого полистирола. Через стекло кабины их практически не видно, но то, что они есть успокаивает. В наборе дается очень жёсткая проволока, из неё изготовляется рулевая колонка. Отверстие под неё нужно сверлить после установки сидения для того, что бы выбрать правильный угол наклона. Рычаг переключения передач так же изготовляется из проволоки, а рычаг ручного тормоза лучше сделать из полистирола подходящей толщины. На правой стороне торпедо сделал ручку для удобства посадки в кабину, но была такая или нет, точно не знаю.
На раме необходимо сделать собственные задиктовки под установку кузова. Поперечные балки крепления кривые. Рама тоже кривовата, не смотря на все ухищрения по её выпрямлению. Путём кропотливого подпиливания и подгонки поперечных балок удалось более или менее правильно установить кузов и зафиксировать его сзади и спереди задиктовками на раме автомобиля.
Теперь о кабине. Виртуозно отлитая деталь при близком рассмотрении также имела некоторые изъяны. Задняя стенка имела значительный прогиб внутрь, обусловленный технологией литья в мягкую форму. Радиатор на мастер модели приклеен криво. Ручки на дверях некопийны. К тому же отсутствовали петли на дверях, по одной с каждой стороны. На прогиб задней стенки плюнул – его не видно и на установку кабины он особо не влиял. Радиатор отпилил и переклеил. Ручки срезал и сделал свои, так же и недостающие петли. Далее в каждый «оконный» проём были сделаны задиктовки для установки стёкол. Это была самая кропотливая работа, которая потребовала внимания, расчёта и особой аккуратности. При решении этой задачи пришлось использовать очень тонкий полистирол.
Далее можно взяться за кузов автомобиля. О том, что его необходимо подогнать к раме автомобиля упоминалось выше. Работа долгая и утомительная, пришлось в одном месте подпиливать, а в другом, наоборот подклеивать посадочные места на поперечных силовых балках кузова. Далее нужно сделать ручки бортовых запоров. Сами они сделаны очень хорошо, а вот про ручки производители забыли. Далее необходимо сделать крючки на поперечных силовых балках. Они служили для крепления тента или для увязки груза в кузове грузовика. В задней балке необходимо сделать вырез под узел крепления прицепа.
Отдельная «песня» - инструментальный ящик. Он есть и на фотографиях и на чертежах, нет только в наборе. Поскольку он сделан из дерева и имеет соответствующую фактуру нужно на полистироле нарезать доски, а потом тонкой иголкой придать им соответствующий вид. Когда искал подходящий материал, наткнулся на уже готовую пластинку полистирола с дощатым рельефом. Из него и построил недостающую деталь. Петли и болты сделаны традиционно из тянутого литника.
На фотографии в «М-Хобби» на передней стенке кузова красуется лопата. Из тонкого полистирола и вытянутого литника изготовил такую же. На левом борту сделал крючок для ведра от «ICM».
Про колёса ничего особенного сказать нечего. Колёса, как колёса. Сделаны не плохо, необходимо только сделать ниппельные трубочки для большей копийности.
Теперь можно было приступать к покраске.
Основная краска «4 БО» от «АКАНА». Полуматовый черный для рамы и дисков колёс, серый антрацит для шин, от «REVELL». Остальные краски от «TESTORS».
Из аэрографа были окрашены кабина, передняя часть рамы, кузов и диски колёс. Всё остальное окрашивалось при помощи кистей от «REVELL».
Приборы на панели сделаны из подошедших декалей и капелек глянцевого лака.
Особенно старить модель не стал. Мне не очень нравятся заляпанные грязью и покрытые пылью модели. Иногда в погоне за так называемой копийностью, некоторые моделисты переходят грань, за которой модель вообще теряет свой привычный глазу образ, превращаясь в комок грязи или ободранный и ржавый кусок метала. Во всём должна быть своя мера!
Для старения использовал «пачкалки» и акриловые краски от «TAMIYA».
Номер, к сожалению виртуальный, поскольку не удалось найти фотографий бортовых Зис-5 авиационных соединений. Поэтому при помощи декалей сделал номер по аналогии с приведённым в М-Хобби и задул модель матовым лаком с отвердителем от «АКАНА».
Последним этапом было «остекление» кабины. Для этого использовалась плёнка из набора и Clear parts cement and window maker от «TESTORS». Из тонко вытянутого литника был изготовлен стеклоочиститель и установлен на место при помощи вышеуказанного клея. В результате на выходе получилось вот так:
С фарами меня постигла неудача. Стека, сделанные при помощи всё того же Clear parts cement and window maker, неожиданно «подёрнулись» мутной зеленоватостью и провалились внутрь. Скорее всего, надо было в корпусе фар сделать небольшое отверстие и тогда не возник бы эффект вакуума при высыхании клея. Поскольку удалить такое остекление без повреждения самих деталей не удалось, пришлось воспользоваться продукцией белорусской фирмы «Эльф». Фары, подобранные из набора в масштабе 1:35 были немного великоваты, и это не бросалось в глаза.
Терпел я эти фары до тех пор, пока украинская фирма UM не выдала на прилавки серию ГАЗ-ов, откуда я и взял подходящие по размеру фары, скопировав их в смоле, за что огромное спасибо московской фирме A-Resin.
В заключении хочется сказать, что собранная модель производит приятное впечатление, вполне похожа на реальный объект и является не только хорошим дополнением к авиационной диораме, но и вполне самостоятельным предметом коллекции автобронетехники в 48-м масштабе.
P.S. Пушка, таки, окончательно попала в помойное ведро, так как вышеуказанная UM сделала замечательный набор на это орудие, тем более что оно устанавливается на собственное шасси.
Водительница и собачка – набор от A-Resin 48009 «Авиатехник Кукушкина и авиационный пёс Дутик (1940-1943 гг.)».
И последнее. Новость возбудившая многих сороковосьмистов. Укромодельпром заявил о выходе ЗИС-5 в шортране с "тонной метала" в комплекте. Ждём с нетерпением!
» Автор | |
---|---|
Test-tehnik | |
Опыт: | 4600 |
Репутация: | +120/–3 |
YSG в 27.04.2020 - 17:43 Тема: GASO.LINE 1/48 ЗИС-5 Захар в 48-м Боря, здОрово! Впрочем, как всегда.
Умеешь сотворить из каки кондитерское изделие. Поздравляю! |
JohniGo в 27.04.2020 - 17:48 Борьба с газолайновской смолой весьма впечатляет!
GMU обещали в дальнейшем расширить ассортимент ЗахарИванычей. Военный вариант на ленд-лизовской резине не всем по вкусу, так что будем ждать, когда и эта модификация появится в пластике. |
YSG в 27.04.2020 - 18:15 Коллеги, кроме английского, есть и другие иностранные языки.
GASOLINE - французская фирма. Поэтому Газолин. С ударением на последний слог. Удачи. |
Test-tehnik в 27.04.2020 - 18:39 Тема: GASO.LINE 1/48 ЗИС-5 Захар в 48-м Спасибо друзья!
Очень люблю возится со смолой. Причём без разницы с чем. Самолеты, солдатики, машинки. Даже тесть два танка. Один почти готов. Мелкая подкраска, тонировочка фотосессия и обязательно статья. |
Bertych в 28.04.2020 - 03:29 Бальзам на душу, поздравляю с окончанием работы над этим "чудом". :cool: Ну и не могу не поставить "+", Боря! :mrgreen: |
Yez в 10.05.2020 - 19:25 Хорош. Единственно эксплуатации нет. Я бы задул кузов деревом, а потом задрал. |
fsl в 10.05.2020 - 22:02 Тема: GASO.LINE 1/48 ЗИС-5 Захар в 48-м Очень хорошая и познавательная статья! Модель понравилась. |
|
|
» Последние статьи раздела
|
» Лучшие статьи раздела
|
Тема: GASO.LINE 1/48 ЗИС-5 Захар в 48-м(#14149) - обсуждение
Как обычно,дрова+ручки дяди Бори=афигенная модель!)