Наши проекты: Склей-ка Модель! : NorthStarModels : Studio XIII : Wiki : Сувениры : Walkarounds : Новости |
Як-25РВ - самолет который не хотел снижаться. Серебристый крест. Наш ответ Локхиду… Вот такие названия статьи о замечательном самолете крутились у меня в голове. Но потом из дальних уголков памяти всплыла строчка песни , «Есть одна у летчика мечта …. Высота, высота». Именно для высотных полетов создавалась глубокая модификация обычного перехватчика Як-25.
Она создавался в соответствии с Постановлением Совмина СССР и ЦК КПСС № 419-198 от 16 апреля 1958 г. - документом настолько важным, что на нем стояло сразу два грифа: "Совершенно секретно" и "Особой важности" -"... разработать одноместный высотный разведчик для отработки перехвата разведчиков с дозвуковыми скоростями на базе Як-25Р с прямым крылом, двумя двигателями Р11-300 (самолет Як-25РВ) со следующими данными: практический потолок 20000-21000 метров, максимальная скорость на высоте 15000 метров 900 км/ч, на высоте 20000 метров - 800 км/ч; минимальная скорость на высоте 20000 метров - 750 км/ч; дальность полета на высоте 20000 метров 2500 км, на высоте 16000-18000 метров - 3500 км и на высоте 13000-14000 метров - 5000 км. Вооружение самолета должно включать одну пушку НР-23 с 50 патронами и аэрофотоаппарат АФА-40 для плановой съемки.
Разве Адександр Сергеевич Яковлев когда-нибудь подводил? Да у его детищ не всегда все было гладко, но как говорил один киногерой:- «Милочка, у каждого есть свои недостатки». Самолет, доступный для эксплуатации как летным, так и техническим составом, обладал рядом недостатков, главные из которых связаны с отсутствием воздушных тормозов и закрылков. Як-25РВ-1, не имевший светотехнического оборудования, антиобледенительной системы и не укомплектованный радиочастотным оборудованием, мог эксплуатироваться только днем в простых метеоусловиях. Самолет-цель никак не хотел совершать горизонтальный полет на высотах от 12000 до 16000 метров с убранным шасси из-за большой тяги двигателей на режиме малого газа и ограничений по скорости полета. Он все время поднимался выше. А выключать один из двигателей было нежелательно, так как отсутствие кислородной подпитки двигателей не позволяло запускать их на высотах более 6000 метров. Если высота превышала 16000 метров, возникали трудности со снижением. Как рассказывал Петр Никифорович Белясник, поднявшись на 18000 метров самолет упорно не снижался и стал терять высоту только после выпуска шасси и уменьшения скорости до границы возникновения тряски. Спуск был довольно продолжительный и, например, с высоты 19000 м занимал около 30 минут. Усложнялся полет на больших высотах из-за малого диапазона эксплуатационных скоростей.
Но это не помешало в период с марта по август 1959 г. летчику В.П. Смирнову провести заводские испытания в варианте самолета-цели Як-25PB-I. В июле Смирнов установил два мировых рекорда. Грузы массой 2000 и 1000 кг были подняты соответственно на высоты 20174 и 20456 метров.
Ну а потом наступило 1 мая 1960 года и правительство потребовало довести ТТХ Як-25РВ до значений характеристик U-2. К сожалению по объективным причинам довести дальность полета до 5000 км так и не удалось, но давайте обратимся к воспоминаниям летчика ЛИИ А.А. Щербакова, проводившим испытания Як-25РВ на штопор:- «Максимальная высота полета дозвукового самолета Як-25РВ, как, впрочем, и американского Локхид У-2Р, в пределах 21000-22000 метров. На этой высоте скорость полета соответствует предельно допустимому числу М. На скорости близкой к минимальной начинаются нарушения управляемости, связанные с предельно допустимым углом атаки, а при увеличении скорости происходит нарушение управляемости, связанное с возникновением волнового кризиса. Это боковая раскачка и тряска самолета, и у Як-25РВ она начиналась значительно позже, чем у М-17, созданного 20 лет спустя. Як-25РВ был очень удачным самолетом. Его высотно-скоростные характеристики соответствовали самолету Локхид У-2Р, за исключением дальности.. При этом Як-25РВ не имел "экзотических" ограничений на взлете и посадке, мог эксплуатироваться на стандартных аэродромах и, имея достаточный запас прочности, выдерживал полет при значительном "рему" (болтанка - авт.), особенно при полете в кучевых облаках. С сожалением приходится отмечать, что созданные по той же концепции, но четверть века спустя, самолеты М-17 "Стратосфера" и М-55 "Геофизика" по своим характеристикам, в том числе и по дальности полета, так и не превзошли Як-25РВ»
За годы серийной постройки (до 1966 г.) промышленность выпустила 155 машин этого типа.
Из самолетов реактивной авиации мне всегда нравились яковлевские каракатицы на велосипедном шасси. И когда Александр Счастный поинтересовался у меня:- «почему ты делаешь только модели самолетов «золотой эры»», мой внутренний голос потребовал перемен в подходе к концепции собирательства коллекции. Я пытался оправдаться сложностью подготовки поверхности под покраску под люминь, дровянистостью наборов от А-модель и тд. но эти аргумент сразу вступил в противоречие с моим ЧВС «Да как ты смеешь принижать свои умения! А как же правило 10000 часов! Соберись!» Вот так вдвоем они придавили мою жабу и потребовали купить все имеющиеся в наличии «яковлевские каракатицы». В наличии было всего 4 шт. Як-25, Як-27Р, Як-28И, и Як-25РВ с декалью от SOVA на самолет мишень. Все они успешно переместились в мои кулацкие закрома, но вот сейчас я думаю прикупить еще Як-27 К-8 и Як-28П (Друзья ну продайте пожалуйста последний по спекулятивной цене! Обещаю собрать его в первую очередь).
Начать я решил с самого красивого, с героя данного повествования Як-25РВ. Сборка тихонько проходила с января 2017 года. Основные проблемы возникли с каналами воздухозаборника и сопла двигателей. Я много шпаклевал, шкурил, шпаклевал, шкурил…. Сейчас я понимаю всю неправильность моей работы (после изготовления сопла на FJ-3 ) и на остальных проектах буду действовать именно по этой технологии. Вклеивать в предварительно рассверленный канал свернутую трубочку из фольги. Работа по грунтовке, выведению поверхности и клепки, производилась на отдельных агрегатах, и только на последнем этапе все собиралось вместе. Места стыков пришлось выводить шпаклевкой –грунтовкой с длительным сроком сушки, дабы устранить эффект усадки. При окраске панельного эффекта, я решил применить метод так называемого прешейдинга, под более темные поверхности наносится черная глянцевая краска. Основным моим аргументом в данном случаи было желание избежать маскировки уже окрашенной модели скотчем, снизив вероятность поддевания алюминиевого пигмента на клевой слой. Метод хороший, но есть особенность. Очень тяжело контролировать равномерность слоя и соответственно интенсивность изменения окраски. Стоить чуть перелить краски и панельный эффект исчезает. Для определения наиболее приятного восприятия «алюминиевой» поверхности я сделал выкраску из имеющихся металликов.
Победил акановкий Алюминий яркий «зеркалик» 6-ой серии. Затем тамиевский глянцевый лак. Поскольку я не хотел делать самолет мишень, пришлось использовать от родной декали только техничку, а бортовой номер взять из набора Як-25. Надеюсь такой борт существовал в природе. Звезды взял из «бегемотовской» декали. Затем опять глянец по местам декалей и смывка акварелью на фейри. Некоторые линии расшивки прошел простым карандашом. Модель с таким размахом фотографировал впервые, поэтому некоторые виды не совсем удались, но в целом надеюсь Вам понравиться.
Приятного просмотра!
ПС Для желающих продать Як-28П …. жду предложений
unb320 в 15.01.2020 - 20:22 Тема: A-model 1/72 Як-25РВ - Есть одна у летчика мечта-высота! ПС Для желающих продать Як-28П …. жду предложений здесь продают... https://meshok.net/item/160027333_Yak_28_P |
борис в 15.01.2020 - 22:05 Тема: A-model 1/72 Як-25РВ - Есть одна у летчика мечта-высота! Отличная работа |
Dobrolet в 16.01.2020 - 01:15 Тема: A-model 1/72 Як-25РВ - Есть одна у летчика мечта-высота! Очень понравился Ваш Як!Таких красавцев Александр Сергеевич "породил" много,на наше счастье.В Вашем варианте песни:есть ещё у лётчика мечта-красота,красота.Скажите,пожалуйста,а почему образуется этот,так называемый,панельный эффект?Неужто обшивка вся из листов разных марок алюминия?Много лет лецезрел Су-15 вблизи,но так как-то не посещала сия мысль,а они тоже все разнотональные были,вроде. |
rum-ata в 16.01.2020 - 08:08 Тема: Re: A-model 1/72 Як-25РВ - Есть одна у летчика мечта-высота! Очень понравился Ваш Як!Таких красавцев Александр Сергеевич "породил" много,на наше счастье.В Вашем варианте песни:есть ещё у лётчика мечта-красота,красота.Скажите,пожалуйста,а почему образуется этот,так называемый,панельный эффект?Неужто обшивка вся из листов разных марок алюминия?Много лет лецезрел Су-15 вблизи,но так как-то не посещала сия мысль,а они тоже все разнотональные были,вроде.
Благодарю за развернутый положительный отзыв! Панельный эффект может появляться по нескольким причинам: -разный материал- алюминиевый сплав, сталь, титан ( стальные тормоза на Як-25 очень сильно выделяются на фоне люминевого фюзеляжа); -разная марка сплава Д1, Д16Т, В95 и т.д; -возможно разное направление проката при одинаковом сплаве (панельный эффект будет проявляться при разных ракурсах); -дополнительная обработка отдельных элементов. Добавлено спустя 2 минуты 52 секунды: Владимир, Борис! Благодарю за положительный отзыв! ПС Для желающих продать Як-28П …. жду предложений здесь продают... https://meshok.net/item/160027333_Yak_28_P Коллега! Сердешно благодарю за наводку! Очень привлекательная цена и самое главное возможность не тратится на пересылку. Буду выходить на связь с продавцом |
Dr_Pirogov в 17.01.2020 - 09:32 Получил море удовольствия от просмотра фотографий модели! Успехов Вам! Плюсую! |
Bertych в 17.01.2020 - 11:20 Ты настраивайся не только мою посмотреть но и свою закончить!
Правильное замечание, Ваня! Красивая модель красивого самолёта! - не зря мы спецноминацию заявили. :mrgreen: |
Roman-Nord в 17.01.2020 - 16:09 Тема: A-model 1/72 Як-25РВ - Есть одна у летчика мечта-высота! Салют,всем!
Мощно! |
danil1973 в 17.01.2020 - 19:20 Ещё "штришок" к поведению самолёта, рассказанных в своё время А.А.Щербаковым. Т.к. на больших высотах режим работы двигателя был практически один (максимал), снижение даже с выпуском шасси было очень медленным, и ускорить его можно было только выключением двигателей. Запустить их можно было только на высотах порядка 6000м (это в статье отмечено). Самое "удовольствие" было в том, что при неработающих двигателях также не работала СКВ, и в кабине довольно быстро становилось весьма холодно, а фонарь изнутри покрывался инеем, и такая обстановка сохранялась до спуска на 6000м и запуска двигателей. Вот такое "удовольствие"...
А модель - замечательна! Сам давно собираюсь приступить к сборке. Теперь есть идеал, на который стОит ровняться! |
|
|
» Последние статьи раздела
|
» Лучшие статьи раздела
|
Тема: A-model 1/72 Як-25РВ - Есть одна у летчика мечта-высота!