Наши проекты: Склей-ка Модель! : NorthStarModels : Studio XIII : Wiki : Сувениры : Walkarounds : Новости |
Иногда в коробке с моделью нас поджидает неприятный сюрприз – погнутая или сломанная деталька, непролив, утяжины ну и т.п. Вот и мне досталась модель учебно-боевого самолета Aermacchi MB.339A P.A.N. (Italeri) c поцарапанным в районе питателя фонарем. Конечно же, для многих из вас, уважаемые коллеги, это не является причиной для сильного расстройства – существует масса способов устранения подобных недостатков. Тем не менее, хочу поделиться с вами одним из самых простых, с моей точки зрения, методом удаления царапин с использованием, так сказать, «подручных» средств.
О самой модели и злополучном фонаре я уже писал вот здесь:
http://scalemodels.ru/articles/9689-obzor-Italeri-1-72-MB-339-A-P-A-N--No-1317.html
Там же было опубликовано такое фото:
http://scalemodels.ru/modules/myarticles/img_9689_1458245044_rr0015.jpg.html
Попытку собрать модель я, в силу обстоятельств, предпринял, будучи в командировке, и был достаточно стеснен в выборе средств для устранения дефекта. «Под рукой» у меня оказались только пара листов наждака 360 и 2500, которые я прикупил вместе с другими инструментами и материалам (по минимуму, только самое необходимое: нож, клей, скотч, кисть…), да зубная щетка...
Итак, сначала отрезаем небольшую полосочку с более крупным зерном – от листа 360. Аккуратно сошлифовываем им пластик в районе царапин. Стараемся, чтобы площадь воздействия на поврежденный участок была как можно меньше. Вообще, тереть плоскостные поверхности наждаком рекомендуется круговыми движениями, но, исходя из относительной миниатюрности детали и желательности охвата как можно меньшей площади, можно этим пренебречь. Трем почти перпендикулярно царапинам, регулярно немного меняя направление движений.
Сколько трем – определить трудно, т.к. обрабатываемая поверхность становится матовой, и царапины, забиваясь частицами пластика, быстро «исчезают». Когда царапины станут совсем незаметными, очищаем обрабатываемую поверхность щеткой, движения должны быть параллельны царапинам, чтобы выбить из них опилки. Снова трем наждаком, затем щеткой, и все это делаем, обратите внимание, «на сухую». В какой-то момент Вам покажется, что с царапинами покончено. Тогда можно перейти ко второму этапу.
Отрезаем полосочку от наждака 2500 и начинаем процесс полировки. Теперь нужно стараться обрабатывать поверхность круговыми движениями, или, на крайний случай, по направлению, параллельному царапинам. Сначала давление на поверхность должно быть достаточно сильным, затем усилие постепенно снижаем. Мелкий наждак очень быстро забивается частицами пластика, поэтому сначала его нужно регулярно обмакивать в воду, а затем полировать только с водой, иначе трудно добиться нужного уровня прозрачности. Если на обрабатываемой поверхности «проявятся» белесые, как бы затуманенные, полосы, нужно изменить направление движения наждака почти на перпендикулярное, усилить давление на него. После исчезновения полос продолжить полировку с водой и постепенно уменьшая давление. Чтобы проверить глянец на поверхности нужно промыть фонарь под струей воды и насухо протереть его мягкой тканью. После этого проявятся все «косяки» шлифовки и полировки.
В моем случае с первого раза избавиться от царапин не удалось, да еще появились новые мелкие царапины от сошлифовки, ну и, конечно же, оказалась стертой часть переплета.
Начинаем все с начала – шлифуем, полируем, промываем, смотрим. Лучше, но полностью избавиться от царапин снова не удалось.
Повторяем весь процесс еще раз – теперь от первоначальных царапин следов не осталось, а вот мелкие – от сошлифовывания все-таки задирают глаз.
Теперь повторяем только этап полировки, обязательно используем для этого вновь отрезанный кусочек наждачки 2500 и обрабатываем поверхность с самого начала с водой. Полируем – промываем – проверяем… Сразу скажу, добиться приемлемого результата от наждака такой зернистости очень сложно – остается некоторая замутненность по всей области «затертой» поверхности. Поэтому, если царапин нет или они едва заметны, переходим к полировке «начисто».
Конечно, финальный результат достаточно легко можно получить купанием детали в футуре, но… Не было у меня ее, а искать и покупать уже не хотелось… Да и у многих коллег в регионах далеко не всегда все так радужно с принадлежностями и материалами, как, к примеру, в Питере или Москве! Надо найти в инете, заказать, ждать…
С незапамятных времен известно, что одним из лучших материалов для полировки является кожа. Именно ей древние мастера доводили до зеркального блеска изделия из дерева, камня и металла. Использовали не только кожу животных, но и просто собственные руки – тыльную сторону ладоней.
Вы можете, например, отрезать небольшой кусочек от старого кожаного брючного ремня. Для полировки годится его тыльная сторона, которой под небольшим давлением, желательно круговыми движениями, нужно натирать обрабатываемую поверхность. Главное – не перестараться. Кожа от чрезмерных усилий может нагреть пластик, и, в лучшем случае, придется все начинать сначала. Свой ремень я резать не стал – полировал фонарь пальцами и тыльной стороной ладони.
Процесс полировки кожей очень длительный, я бы даже сказал, непозволительно длительный. Ускорить его можно с помощью образива (специальные порошки, гели, пасты, причем для разных материалов – свои!). В свое время для полировки пластика я попробовал и мел, и зубную пасту, и пемолюкс, но иногда это приводило и к отрицательному результату – ведь все зависит от величины частичек образива: чем они мельче, тем лучше! На этот раз на глаза попался флакон с чистящим средством «Tyron», вот оно-то и помогло мне довести дело до совершенно блестящего результата!!!
Капельку средства на кожу (в моем случае – палец) и круговыми движениями начинаем натирать поверхность. Сначала давим сильнее, потом усилие уменьшаем. Для поддержания влажности добавляем средство или смачиваем кожу в воде. Через некоторое время прекращаем добавление влаги, трем почти без нагрузки. Вскоре состав средства начнет высыхать – продолжаем полировку. На завершающем этапе работаем почти сухой кожей и как-бы «протираем» ей обрабатываемую поверхность насухо. Затем ополаскиваем деталь в проточной воде, протираем, контролируем качество. Если есть претензии – повторяем полировку, если нет – натираем кусочком войлока (я его не нашел и натер тыльной стороной ладони) и все, готово!!!
И фото фонаря на почти законченной модели:
Спасибо за проявленный интерес!
Илья_Велижанин в 05.04.2017 - 13:51 Тема: Re: Как удалить царапины на фонаре так то конечно все верно написано, но думаю стоит указать, что и шаг, да и начальную наждачку стоит взять "потоньше". Не такая большая редкость да и ценность, чтобы именно на этом экономить.
Так и есть! Концепция верная, а вот личный пример (с 360 сразу на 2500) это совсем неудачный. Еще в школе на трудах помню все время говорили, что при переходе от большей зернистости наждачки к более мелкой, надо менять направление движения на 90 градусов. Однако ведь в жизни пригодилось, и не раз. |
Pavel_P в 05.04.2017 - 14:21 Тема: Как удалить царапины на фонаре Подход с 360-2500, тоже вызвал удивление.
Но опыт полезен, спасибо за статью. |
Kurtz в 05.04.2017 - 17:13 Тема: Как удалить царапины на фонаре Познавательная статья, спасибо за труд! Пользуясь смежной тематикой, спрошу, а как заделать отверстия в фонаре и придать им незаметный вид? |
serg-m в 06.04.2017 - 11:23 Спасибо, коллеги, за отклики и, особенно, за замечания!!!
Конечно, переход 360 - 2500 это далеко не айс, но при покупке наждачки я еще не знал, что придется полировать фонарь... А потом просто стало интересно, возможно ли добиться приемлемого результата именно теми средствами, что имелись под рукой. Так что дело не в экономии, а в любопытстве! А так как результат оказался неплох, решил поделиться... |
dkol4125 в 06.04.2017 - 16:48 еще очень хорошо бафик использовать - женская такая приспособа типа очень плотного поролона в виде прямоугольника и на все 4 стороны наклеены спец наждачки от 400 до 4000 бывают самые разные зернистости, женщины этой штукой ногти полируют.
4000 отлично заходит вместо кожи/пальцев, цена вопроса в Москве 150 руб |
Amouse в 06.04.2017 - 18:32 А что лучше в качестве полировочного средства использовать? Может пасту гои какую-нибудь, нежели Tyron? |
garris в 06.04.2017 - 18:57 Илья_Велижанин
Паста ГОИ — шлифовальные и полировальные пасты на основе оксида хрома, используемые для шлифования и полирования стальных сплавов, цветных металлов, твёрдых пластмасс и полимеров, стекла, керамических материалов и изделий из них пробовал не сильно много паст, но пока лучше тамиевской финишной ничего не нашёл, но дорогущая зараза. |
Dropper в 06.04.2017 - 19:01 Тема: Как удалить царапины на фонаре На профессионала не претендую, но я убирал очень похожие царапины как у ТС на фотографии в шапке обычной Футурой без всякого полирования. 2-3 купания - и было как новенькое. |
|
|
» Последние статьи раздела
|
» Лучшие статьи раздела
|
Тема: Как удалить царапины на фонаре
не могу всеж согласиться, что это разумный подход. 500-800-1000-1500-2000-2500 это я еще понимаю. но 360-2500... не удивительно, что пришлось три раза переделывать ; )
так то конечно все верно написано, но думаю стоит указать, что и шаг, да и начальную наждачку стоит взять "потоньше". Не такая большая редкость да и ценность, чтобы именно на этом экономить.