Наши проекты: Склей-ка Модель! : NorthStarModels : Studio XIII : Wiki : Сувениры : Walkarounds : Новости
Войти Регистрация

Как изготовить фонарь для F-5E

Это мой дебют на сайте. После долгого перерыва вновь занялся любимым когда-то увлечением. Так уж получилось, что у меня накопилось несколько моделей F-5, этого достаточно распространенного легкого истребителя. Он до сих пор в строю практически на всех континентах. Все мои киты в 72-м масштабе, но модельные фирмы и модификации прототипов разные. Решил собирать параллельно сразу всю «группировку»… И зря: порядком надоедают многократные повторения одних и тех же операций, а в итоге – кошмарный долгострой… Но об этом – в другой раз, а в этой статье, рассчитанной не столько на умудренных опытом, сколько на начинающих моделистов, хочу поделиться своим решением задачи по борьбе с дефектами фонаря, обозначенной в названии статьи модели.

Сначала немного о моделях F-5E Tiger II. В составе моей «группировки» их оказались две: от Моделиста и от Italeri. Обе модели очень похожи, и не только потому, что копируют одну и ту же модификацию. Их отливки будто бы сделаны с одной мастер-модели – уж очень много совпадений по контурам и размерам элементов. Детали из одного набора вполне можно использовать в составе другого. И даже ошибки совпадают, например, крылья имеют одинаковое смещение вдоль горизонтальной оси. Думаю, обе модели имеют одного предка. А до нашего времени дошли две его «ветви», схожие по исполнению:
1) Hobby Boss – Trumpeter – Моделист – …;
2) Testors – Italeri – …
Разумеется, у них есть и различия:
- разное членение крыла и фюзеляжа;
- у первой ветви крой внутренний, а у второй – внешний.
Кроме того, среди вариантов китов от Italeri есть швейцарский вариант (он-то и входит в мою «группировку»), имеющий существенные отличия в наплывах крыла и контурах носовой части.
Справедливости ради стоит упомянуть и F-5E от Airfix. У меня его нет, но, судя по найденным в Инете фоткам отливок и собранных моделей, эта модель имеет другое происхождение и, на мой взгляд, уступает Италовскому (поправьте, коллеги, если это не так).

Честно сказать, обе мои модели современным притязаниям моделистов не отвечают, однако от Italeri изначально сложилось лучшее впечатление, и оно, в процессе параллельной сборки, только укреплялось.
С Тигром от Моделиста проблем было предостаточно. Например, далее на фото можно заметить вырезанные из бука воздухозаборники (штатные нуждались в жутком перепиле), а так же переделанные очертания элеронов и закрылков, линии разреза которых были почему-то сымитированы параллельно не оси фюзеляжа, как на прототипе, а его обводам по месту «стыка» с элеронами. Да и красочная декаль на второй вариант от Italeri так и просилась на замену жалкого кусочка от Моделиста – решено было и этот «шедевр» перевоплотить во швейцарца.
Однако я увлекся, коллеги, простите! Вернемся же, наконец, к заявленной теме. Фонари обеих моделей состоят из двух деталей, что, безусловно, очень положительно, так как предусматривается возможность сделать их открытыми. Но тогда потребуется усилить деталировку кабины, что в мои планы не входило. Вот тут и ждал меня очередной косяк Тигра от Моделиста:


Как изготовить фонарь для F-5E Как изготовить фонарь для F-5E
Козырек фонаря оказался мал, причем сразу по всем трем осям! Настолько мал, что по стыку с «открывающейся» частью образуется даже не ступенька, а щель, почти в целый мм! На фото заметен и еще один дефект – ступенька между второй деталью фонаря и гаргротом из-за неверной геометрии, извините, задней части этой детали. Такой дефект исправить легко, ведь эта часть фонаря все равно будет закрашиваться, так что ее можно зашпаклевать или просто «приподнять» (последнее сымитировано на последующих фото) и потом сточить излишнюю выпуклость. А вот что делать с козырьком? Штатный-то явно не годится, причем не только по размерам, но и по форме (в частности, по конусности)… 

Многие современные самолеты имеют козырек фонаря, подобный оному на F-5 (F-15, F-16, F/А-18, МиГ-29, Су-27 и др.), а значит, мой опыт может пригодиться и другим коллегам. Такие козырьки имеют кривизну одинарной степени и, следовательно, их можно изготовить, просто обтянув прозрачным материалом некую цилиндрическую поверхность. Известно, что различные сечения цилиндра плоскостями, не перпендикулярными и не параллельными его центральной оси, имеют эллиптические формы, а срез части цилиндра под некоторым углом к той же оси образует псевдо-конусную поверхность. Таким образом, даже один цилиндр с определенным радиусом позволяет получить множество самых различных по эллипсности и конусности козырьков.


Как изготовить фонарь для F-5E

Остается только определить требуемый диаметр цилиндра для конкретного случая. По моим представлениям, он равен длине малой оси эллипса, вписываемого в переплет фонаря по контуру соединения козырька с открывающейся частью. Изготовить цилиндр нужного диаметра, думаю, для многих не представляет большого труда. Я в таких случаях предпочитаю дерево, но у каждого могут быть свои предпочтения. Главное, чтобы потом на поверхности цилиндра можно было карандашом и, желательно, по чертежу наметить очертания будущей детали.
Если же вырезать или вытачивать цилиндр, как говорится, влом, можно сделать иначе – просто подобрать требуемую поверхность среди имеющегося вокруг интерьера (разумеется, с учетом того, что на нем придется рисовать, да еще и горячую заготовку к нему прикладывать!).

Мне тоже стало влом… И мой взгляд упал на гаргрот склеенного Тигра от того же Моделиста. Не цилиндр, конечно, но что-то общее в кривизне поверхности есть! Теперь берем чертеж… Стоп! А зачем он мне, если у меня имеется «эталон» – козырек из набора от Italeri! Вот, можно сравнить, как отличаются детали фонарей этих двух моделей:

Как изготовить фонарь для F-5E
И козырек от Italeri прекрасно подходит к фюзеляжу Тигра от Моделиста:
Как изготовить фонарь для F-5E
Осталось изготовить точно такой же!

Вот теперь переходим к самому главному, из-за чего и затеивалась эта статья.
Для изготовления нового козырька потребуются:

Как изготовить фонарь для F-5E

  • деталь-эталон (козырек от Italeri, а за его отсутствием – чертеж);
  • гаргрот склеенного F-5E (или иная подходящая цилиндрическая поверхность, а лучше сделать пуансон);
  • карандаш;
  • чертилка (вон та заточенная спица с закругленным вторым концом);
  • ножницы или нож (второй впоследствии мне не пригодился…);
  • утюг;
  • пластинка любого прозрачного материала, приобретающего пластичность в результате нагрева (не толще 1 мм., оптимально – в пределах 0,5 мм., я же, например, использовал пластинку, вырезанную из обычной бесцветной пластиковой бутылки, хотя есть мнение, что этот материал плохо клеится… – нормально он клеится, суперклеем);
  • обычная бумажная салфетка (на фото по причине временной потери внимательности в сочетании с забывчивостью отсутствует!).

Технология оказалась настолько простой, что жене, приглашенной в качестве фотографа, оказалось проще сделать козырек, нежели понять, что и зачем нужно снимать, поэтому пришлось уступить ей лавры демонстрации изготовления детали…

Прежде всего, нужно на гаргроте найти подходящий по геометрии участок поверхности. Но сначала можно включить утюг, что бы он как следует прогрелся. Далее берем деталь-эталон, прикладываем к гаргроту и осторожно, что бы не поцарапать, перемещаем так, что бы в итоге она прилегала к поверхности без зазоров по всему своему периметру. Когда это будет достигнуто, обводим периметр эталона карандашом.

Как изготовить фонарь для F-5E Как изготовить фонарь для F-5E Как изготовить фонарь для F-5E Как изготовить фонарь для F-5E Как изготовить фонарь для F-5E
В идеале при этом следует учитывать толщину пластины, используемой для изготовления козырька, неплотность прилегания линии обводки к контурам детали, и т.д., и т.п. Но я как-то сразу смекнул, что разница по толщине материала и эталона нивелируется как раз за счет неплотной обводки. Любителям высокой точности и масштабности рекомендую проверить размеры полученных обводов с помощью разных линеек и микрометров, и если обнаружится разница – повторить поиск подходящей поверхности, последующую обводку и измерения, и делать это до тех пор, пока не будет достигнут требуемый идеальный результат. Мы же с женой, как обычные простые наколеночники, подошли к этому наплевательски, и, забегая немного вперед, сообщаю, что козырек у нас по внешним очертаниям переплета получился где-то на 0,3 мм. уже, чем эталонная деталь (определено, о кошмар, на глаз – методом прикладывания детали к эталону соответствующими местами!). Зато по высоте и длине – один в один! Правда, при вырезании чуток закривили одну линию, но на фото это незаметно, а уж после шпаклевки и окраски и тем более все будет Ок! Но вернемся к описанию.

Берем пластинку-заготовку и подносим ее к предварительно прогретому утюгу с зазором от поверхности последнего примерно на 5-10 мм.


Как изготовить фонарь для F-5E

Через некоторое время (оно зависит от материала, его толщины, удаления от поверхности утюга и т.д.) часть пластины прогреется и станет мягкой. Вот теперь понадобится сноровка: нужно быстро и точно наложить горячую пластинку на пуансон (у нас – гаргрот модели) с обводами детали и плотно прижать ее бумажной салфеткой по всей поверхности, пока заготовка не остыла. Если не успели – деталь получится неправильной формы и придется снова греть пластину (по опыту знаю, при разогреве заготовка будет стремиться принять свою первоначальную форму с разной степенью успешности…). Разумеется, нужно немного подождать, пока заготовка остынет и затвердеет, а уж потом снимать нагрузку. И особое внимание следует уделить «уголкам» по контуру «основание-переплет» и носовой округлой оконечности детали – здесь заготовка должна плотно прилегать к поверхности пуансона, иначе тоже придется все начинать все сначала. У жены, к счастью, получилось с первого раза!

Как изготовить фонарь для F-5E Как изготовить фонарь для F-5E
Теперь плотно прикладываем заготовку к размеченным на пуансоне обводам будущей детали, берем чертилку (можно любой другой колющий инструмент) и аккуратно накалываем ей на заготовке точки, повторяющие обводы. Чем чаще точки – тем точнее потом будут линии (хотя – не факт), но и больше времени уходит на разметку.
Как изготовить фонарь для F-5E Как изготовить фонарь для F-5E

Затем ножницами очень аккуратно и осторожно вырезаем из заготовки деталь по намеченным точкам. Это самая ответственная операция. Деталь относительно мелкая, удерживать и параллельно резать ее ножницами трудно. Одно неверное движение – и можно начинать прогревать новую заготовку. Если же применить не такой варварский метод, как использование в качестве пуансона склеенной модели, а предварительно подготовить цилиндр с разметкой, как это описано выше, то процесс можно упростить – не снимая заготовку с пуансона, обрезать деталь по контуру ножом. Тогда можно обойтись и без чертилки. И в первом, и во втором случае получим:

Как изготовить фонарь для F-5E Как изготовить фонарь для F-5E Как изготовить фонарь для F-5E
А теперь сравним, как было, и как стало:

Как изготовить фонарь для F-5E
Правда приподнимать, еще раз простите, заднюю часть фонаря я не стал, приклеил ее плотно по основанию, а порожек между фонарем и гаргротом зашпаклевал. И вот как фонари моих F-5E выглядят сейчас (на переднем плане Italeri):

Как изготовить фонарь для F-5E
Для полноты картины хочу обратить внимание коллег еще на один нюанс. В конструкции фонаря швейцарского Тигра (а аналогичные модификации есть в ВВС США, Тайваня, Мексики, ЮАР, Бахрейна и др. стран) по левому борту сразу за остеклением имеется некое выходное устройство. Понятия не имею, какую функцию оно выполняет, но, если разницу в 1-3 мм., например, по размаху крыла модели B-52 на глаз (без укладывания в чертежи или использования измерительных приборов!) вряд ли кто-либо сможет определить, то отсутствие этого элемента (или, наоборот, присутствие!) на модели соответствующего прототипа определяется естественным способом, да и на фото это хорошо видно (нижний ряд – варианты, где эта щель отсутствует):

Как изготовить фонарь для F-5E
Так что, если будете собирать такую модель, не поленитесь найти фото прототипа, сейчас это несложно. Я на своих фонарях острым резачком вырезал имитацию этих элементов (на фото видно плохо из-за прозрачности деталей) и могу сказать, что прозрачный пластик Italeri в меру мягок и изумительно режется, но хуже полируется, а пластик Моделиста полируется гораздо лучше, но он жесткий и очень хрупкий, чуть посильнее надавил – хрясь, и трещина… У меня она пошла от инструмента к ближайшему срезу детали, т.е. не выскочила на незакрашиваемую часть фонаря – повезло! А то бы пришлось вырезать пуансон, матрицу, и давить новый фонарь хорошо известным способом.

И вот тут очень привлекательный метод:
http://scalemodels.ru/articles/4684-termovakuumnaja-formovka-na-primere-fonarja.html

В заключение, вот пара моих F-5E в сборке (у Italeri пластик белый)...А вот и вся группировка...

Как изготовить фонарь для F-5E Как изготовить фонарь для F-5E 

Кстати, у F-5A от Airfix козырек фонаря также сделан этим способом, т.к. на штатном из-за непролива зияла дыра.

» Информация о статье
serg-m в 30.01.2012 - 17:34
Тема: Как изготовить фонарь для F-5E
Спасибо редактору! Все правки только улучшили текст.

Seversky!
Спасибо! Думаю, по мере готовности, размещу здесь статьи и фото готовых моделей. Вроде уж и финиш близок, но их шесть, и это жесть!
coda69 в 30.01.2012 - 21:27
Тема: Как изготовить фонарь для F-5E
Хорошая статья и метода доступная!
Я два 21 МиГаря совместно собрать не осилил, один из них в коробке отдыхает по сей день. А тут 6 штук F-5, офигеть...
Сан_Саныч в 31.01.2012 - 07:26
Тема: Как изготовить фонарь для F-5E(#4889) - обсуждение
Прикольное решение. Остаётся правильно подобрать жену, для грамотного изготовления козырька. :wink:
N9i9k в 09.02.2012 - 15:41
Тема: Как изготовить фонарь для F-5E
Целая эскадрилья получится, интересно будет взглянуть на конечный вариан всех самолетов. Удачи, успешного окончания работ.
Wishmaster в 01.11.2016 - 13:06
На руках имеется моделисто-хоббибоссовский тайгер.
Козырек-зараза, действительно, мал.
Решил я воспользоваться опытом коллеги и сделать этот козырек.
В моем распоряжении не было не италовского козырька, не италовского фюзеляжа.
Приложил родной к гаргроту, обвел пожирней, и обдавил полоску плекса миллиметрового. Еще сдуру сверху платком придавил.
В итоге с внутренней стороны пропечаталась расшивка, с внешней- текстура платка. Толщина позволит все это устранить и отшлифовать заготовку. Поверхность, вокруг которой давим, должна быть гладкой
Как то так :oops:
master_din в 01.11.2016 - 13:24
F-5 от Моделиста это пиратка Итала от китайской Lee расшитая вовнутрь, появилась году в 2001. Хоббибосс тоже имеет корни от Итала, но сделан более менее и вышел лет на 10 позже.
Если понадобится, то здесь продают рамки с фонарями на F-5 от Хобибосса, который должен нормально встать

https://ru.aliexpress.com/item/80207B-T2/32709066238.html?spm=2114.13010608.0.0.rtHln p
Wishmaster в 01.11.2016 - 15:14
продают рамки с фонарями
Спасибо, но выпилю. Будет быстрее.
Да и с учетом доставки цена получается не на много гуманнее новой модели. А в свете их одинаковости не имеет смысла
А по происхождению ХБ дискуссия в другой веке.
Но поверьте наслово, что содержимое коробки моделиста ничем не отличается от представленного :arrow:
Barbarian в 01.11.2016 - 18:37
Раньше Моделист паковал что-то китайское, сейчас пакует ХоббиБосс. декаль у моделиста хуже, а цена выше :shock:
master_din в 01.11.2016 - 22:38
Надо будет в выходные Хоббибоссовский фонарь приложить, посмотреть как встаёт, заодно и к моделисту (Lee) приложить.
Я брал фонарь в приведённом магазине Трампобосса на Алиэкспрессе в довесок к фонарю ми-8 для исправления Звезды и литнику на Трамповский F-100 с каналом воздухозаборника, для Италовской модели. В кучке получилась нормальная цена доставки, при цене рамки в 2,5 бакса.
Wishmaster в 01.11.2016 - 23:13
Выпилил. Позже отполирую и отфутурю
Для сравнения с родным

# #

Добавить свою статью | Обсудить на форуме

Вы должны быть пользователем сайта, чтобы комментировать статьи!
Зарегистрироваться

ScaleModels.ru - сборные масштабные модели. © 2005-2015. Работаем на сервере FastVPS.ru
Privacy Policy