Наши проекты: Склей-ка Модель! : NorthStarModels : Studio XIII : Wiki : Сувениры : Walkarounds : Новости |
В 1968 году в каталоге фирмы «Airfix» появилась новая модель бомбардировщика «Short Stirling» в 72 масштабе. С тех пор и до недавнего времени это была единственная пластиковая модель это бомбера в популярнейшем масштабе. Что интересно, модели двух других знаменитостей из легендарной троицы «Lancaster» и «Halifax», выпускались и перевыпускались за прошедшие десятилетия, несколькими производителями в разных модификациях, не один раз. А вот со «Stirling» кроме как у «Airfix» ни у кого больше не сложилась. Модель осталась несправедливо обойдённой остальными гигантами модельной индустрии. И только спустя 45 лет(!) в 2013 году «Italeri» решилась таки на выпуск совершенно новой модели легендарного бомбовоза. Во всяком случае, именно в 2013 эта модель впервые была представлена в каталоге производителя.
В этой статье не будет обзора двух «Stirling». Я просто вкратце попытаюсь сравнить данные модели, выявит их явные, бросающиеся в глаза сильные и слабые стороны. Также в этом материале не будет (за одним маленьким исключением) детального анализа геометрии пластиковых отливок, т. к. достоверных чертежей на «Stirling» в 72 масштабе у меня нет. Да и существуют ли они вообще?
Для краткости и удобства модель от «Airfix» буду обозначать А, а изделие от «Italeri», соответственно И. Также уйду и от латинской транскрипции, перейдя к русским названиям. И ещё. Пластик обеих моделей почти одинаков по цвету, но думаю, что вы отличите один от другого. У И расшивка и клёп внутренние, у А, соответственно, всё наружу.
Итак, начну с фюзеляжей. И прежде всего о длине. Величину эту измерить проще всего. Фюзеляж А имеет длину 365 мм, фюзеляж И – 369 мм. Разница в 4 мм. На фото видно совмещение половинок этих деталей (ровнял по носу). Заметно, что «лишняя» длина фюзеля И приходится на хвостовую часть, за бомболюком, начиная от киля. В нескольких просмотренных мною источниках длина фюзеляжа Стирлинга варьируется от 26,59 до 26,63 м. Если взять среднее значение 26,61 м и перевести в 72-й масштаб, то это будет 36,96 мм. Т. е. фюзеляж модели И более точен, а модель А не добирает необходимой длины/ Тут ещё и вопрос с торчащими стволами передних и задних пулемётов; учтены ли они при обмере прототипа?
В остальном же фюзеляжи очень схожи, правда у И сделаны все необходимые проёмы и отверстия для различных люков и ниш, чего нет у А, кроме основного бомболюка, разумеется. Обтекатель верхней стрелковой турели у И сделан отдельной деталью. Хорошо это или плохо – неизвестно, стыковка и сборка покажет. Озадачило то, что в отличие от модели А, у И основание хвостовой турели сделано почти прямоугольным, правильно это или нет, не знаю. Так же на фото хорошо видно, какие разные профили оснований крыльев имеют эти модели. Кто ошибся, тоже надо выяснять более подробно. Обратите также внимание на то, как завалена вовнутрь задняя кромка фюзеляжного бомболюка у А, по сравнению с И.
Переходим к крылу.
По передней кромке совместил половинки деталей от разных моделей. Верхняя половинка А, нижняя И. В плане крылья почти похожи. Почти. Хорда крыла И на 1,2-1,3 мм больше, чем у А. Законцовки тоже немного разняться. У И чуть длиннее. Разная и конечная линия сопряжения с элеронами. Минусом И есть то, что полностью отсутствуют узлы навески этих самых элеронов, которые Адобросовестно воспроизвёл.
Теперь результат общего сравнения крыльев спереди. Крылья до внешних мотогондол имеют много общего и критически не отличаются. Но обратите внимание на законцовки! Крыло от И стремительно худеет и теряет в толщине по сравнению с законцовками А. И эта разница очень заметна! Предположу, что неправа в данной ситуации И. Прошу простить за наличие в кадре посторонних предметов, которые были необходимы для фиксации детали.
Далее вид снизу в районе внутренних мотогондол. Это конечно хорошо, что у И есть имитация бомбодержателей в крыльевых бомболюках. Пустяк, но приятно. А вот параллельные стенки ниш шасси у И, в отличии от А у которого эти стенки слегка дугообразные – это настораживает.
Крыльевые элероны.
У И они и длиннее и шире, чем у А. Кто прав, не знаю. Так же И на своих элеронах не даёт технологических пазов для узлов навески, долженствующих быть на крыльях и которых тоже нет. Серьёзное и непростительное упущение для модели современного уровня разработки. Фактура, имитирующая тканевую обшивку элеронов у И груба и упрощена, можно переделать, а можно и нет. Как кому.
Киль.
У модели И он выше на 2 мм. На этот раз с узлами навески руля направления у новинки всё в порядке. Сам руль направления у И вполне хорош. Фактура обтянутой полотном поверхности такая же, как и у элеронов.
Оперение.
Фото можно не комментировать, видно всё и так. Но тут И превзошла саму себя, дав правильное число узлов навески рулей высоты – 4 шт, в отличии от А, где их только 3. Подтверждается фото времён войны и старым цветным рентгеном.
Общая деталировка.
Количество и качество мелких и крупных деталей кабины, фюзеляжа, двигателей, стоек и подкосов шасси и прочего у И приятно удивляет и вселяет оптимизм. Прибавьте к этому ещё и плату фототравленных деталей приличного качества. На этом фоне деталировка, даваемая А не идёт ни в какое сравнение. Я не буду сравнивать всё. Только лишь несколько деталей.
Винт.
У И он изготовлен более изящнее и тоньше, чем у А.
Колёса и створки шасси.
По диаметру одинаковы. У А шина и ступица - отдельными деталями, что удобно при окраске колёс. Зато И даёт мощное проседание покрышки под весом гиганта. Красиво и достоверно. Створки основного шасси у И имеют внутренний рельеф, в отличии от «голых» створок у А. Даже тормозные башмаки под основные шасси И даёт в своём наборе.
Двигатели.
У И имитация Геркулесов отменная, как для пластика + ФТД. У А просто какое то недоразумение.
Мотогондолы.
То же самое. У И выполнена имитация характерных створок юбок капотов Геркулесов, и обечайка капота отдельной деталью, что удобно при окраске этих обечаек под бронзу. У А грубая, примитивная деталь.
В наборе А присутствуют фигуры экипажа, у И их нет. Но представляют ли интерес фигурки такого качества?
Остекление.
У И оно несравненно лучше! Качественное, прозрачное литьё. Может не совсем тонкое у стрелковых точек, но вполне приемлемое. Есть, правда небольшие утяжины почти у всех фюзеляжных иллюминаторов. УА с остеклением полная катастрофа! Там надо менять всё! Сфотографировал только фонари кабины пилотов. Но при всём великолепии фонаря от И, производитель подложил нам небольшую свинью. Обратите внимание на отсутствие на правой половине ветрового стекла горизонтальной линии переплёта. На левой половине этот переплёт в наличии.
Единственным неоспоримым плюсом у Стирлинга от А является наличие модели трактора Дэвид Браун с водителем. Очень неплохие отливки, из которых можно собрать приличную модель.
Декаль.
И опять модель от И вне конкуренции. Шесть вариантов окраски, один из которых трофейный. Присутствует и техническая маркировка бомб. Скромные два варианта, что впрочем, не редкость и сейчас, предлагает нам А.
Краткое резюме. Если у вас есть финансовая возможность, приобретите модель от Италери. Все мелкие недостатки и досадные неточности с лихвой перекрываются замечательной деталировкой и приемлемым качеством исполнения. Если же у вас масса свободного времени и неутолимое желание пилить и дорабатывать, Стирлинг от Эйрфикса как раз для вас!
Спасибо!
olten в 24.01.2017 - 00:36 Олег, спасибо за работу и обзор.
Борис, на здоровье! Всегда рад тебя видеть! :wink: |
Казанец в 26.06.2020 - 14:51 Отличаются, конечно. 25 лет это срок. А чё это у Фикса сердцевинки ОЗ такие оранжевые? Южноафриканец что ли или так выгорели? |
CTS в 29.06.2020 - 10:40 Фиксовские кокарды (и красные коды) в моделях всегда отличались красно-коричневым оттенком, что мне всегда нравилось больше алых, бордовых и малиновых оттенков у других производителей. Синий тоже был точнее. Но со временем, скорее всего выгорели. Во всяком случае, те обрезки из 90-х, что остались у меня от их моделей сейчас выглядят достаточно странно. |
|
|
» Последние статьи раздела
|
» Лучшие статьи раздела
|
http://scalemodels.ru/modules/forum/viewtopic_p_1178614.html#1178614
Жестяк! :shock: Модель то одолели? :wink: