Наши проекты: Склей-ка Модель! : NorthStarModels : Studio XIII : Wiki : Сувениры : Walkarounds : Новости |
Многие привыкли видеть бомбардировщик B-52 строевым времен Вьетнама или Бури в пустыне. Но путем доработок из наборов Monogram/Revell и AMT/Italeri можно получить различные экзотичные опытные самолеты на базе B-52. В этом должны помочь декали от Almark Decals и Cutting Edge. Представляю первую часть обзора, посвященную декали от Almark Decals.
Данную декаль я приобрел в конце 2000-х в интернет-магазине Hannants и сейчас ее довольно сложно найти в продаже. Качество печати оставляет желать лучшего. Видна неаккуратность и неряшливость исполнения различных мелких элементов декали.
Всего предлагается 4 варианта окраски.
Первый предсерийный самолет. Самолет был выпущен 18 марта 1954 г. Это был первый B-52, который был оснащен кормовой турельной установкой, и в котором командир экипажа и второй пилот сидели рядом, а не тандемом как на первых прототипах – XB-52 и YB-52. Первый полет совершил 5 августа 1954 г. Самолет использовался фирмой Boeing для различных эксплуатационных испытаний. В июле 1957 г. самолет получил новый киль, который позже пошел в серию на B-52G и B-52H, и двигатели Pratt & Whitney J57-P-43WВ вместо J57-PW-9W . В июле 1958 г. самолет получил новую схему окраски. Самолет был порезан на металлолом в апреле 1961 г. на авиабазе Tinker в Оклахоме после того как был выявлен серьезный дефект, устранять который было экономически нецелесообразно и дешевле было утилизировать самолет.
В декали представлен самолет по состоянию на вторую половину 1958 г. Написание цифры 2 в номере на киле неверно. В надписи "B-52A" неверно написание буквы B и пятерки. Наклон шрифта в надписях "Boeing" и "Stratofortress" недостаточный. Пробелы в надписи "United States Air Force" маловаты. В инструкции не указано, что переднюю часть пилонов двигателей необходимо окрасить в белый цвет.
Ну и немного более ранних фоток периода 1954-1957 годов.
Третий и последний предсерийный B-52A. Первый полет совершил летом 1954 г. На самолете была установлена кормовая установка с пушкой, которая была демонтирована после того как самолет был передан в Air Force Flight Test Center (AFFTC) на авиабазе Edwards и конвертирован в самолет-носитель NB-52A для возможности подвески различных экспериментальных самолетов, включая North American X-15. Имел название "The High and Mighty One". Далее у самолета была долгая и насыщенная событиями десятилетняя карьера стартовой платформы X-15. 15 октября 1969 г. передан в AMARC (Aerospace Maintenance and Regeneration Center на авиабазе Davis-Monthan в штате Аризона) на хранение. 16 сентября 1981 г. передан в Pima Air & Space Museum, Tucson, Arizona. Это самый старый сохранившийся B-52.
Декаль ошибочно датирует вариант окраски самолет по состоянию на 1960 г. На самом деле это окраска 1961 г. С него запускались первые 2 X-15: X-15-1 66670 и X-15-2 66671. Фотографии самолета, сделанные в 1961 г. подтверждают данный вариант окраски. Самолет за свою карьеру многократно перекрашивался (1958, 1961, 1963), менялись обозначения, надписи и их расположение. Данную окраску самолет получил после капитального ремонта в январе-марте 1961 г.
К самим элементам декали можно придираться до бесконечности. Они лишь отдаленно напоминают реальные. Изображение орла в декали сильно отличается от того, что было в действительности. Форма головы, лап, клюва, хвостовых перьев, крыльев, расположение изображения Х-15 под орлом. В надписи «The High and Mighty One» тоже есть ошибки. Недостаточный пробел перед словами “Mighty” и “One”, а также неверное написание всех букв в слове “One” и буквы h в словах “High” и “Mighty”. Эмблема орла появилась на борту самолета в январе 1961 г. Эмблемы ARDC и Air Force Flight Test Center тоже неверны в мелочах. Особенно крива эмблема ARDC. Самое обидное в том, что реальный прототип нес отметки о пусках Х-15 на борту и после каждого вылета и пуска добавлялись новые отметки на правый борт фюзеляжа. И в декали такого важного и заметного элемента нет.
На фото за 23 января 1960 г. на Х-15-1 на носу нет крупной надписи “X-15”, предлагаемой в декали. Сама эта надпись сделана неверно. Неверно написание буквы X и цифры 5. Надпись “X-15” на борту X-15-1 66670 и X-15-2 66671 не сочеталась с надписью NASA на желтом фоне на киле. Надпись “Х-15” на борту ракетоплана X-15-1 66670 была в 1958-1959 годах, а на борту X-15-2 66671 – в 1959-1960 гг. Тогда киль Х-15 был просто черным и нес номер 66670 с цифрами крупным шрифтом (предлагаемым в декали). А окраска самого носителя NB-52A была совсем иной – с красным килем, красными законцовками крыльев, красными полосками на мотогондолах двигателей, на носовой части фюзеляжа было больше красного цвета, и не было изображения орла и надписи «The High and Mighty One», а отметки о пусках только только начали появляться на борту самолета.
В общем, окраска NB-52A по декали соответствует 1961 г., а окраска X-15 соответствует периоду 1958-1959 годов. Учитывая ошибки в декали и ее особенности – некорректное изображение орла, ошибки в надписи под ним, отсутствие отметок о пусках Х-15, крупный бортовой номер на Х-15 и характерная для раннего периода надпись на носу Х-15 – то лучше покрасить B-52 в более раннюю окраску периода 1958 - осень 1959 с преобладанием красного цвета.
На данном варианте окраски я еще буду заострять внимание в моем следующем обзоре. Пока остановимся на том, что вариант, предлагаемый декалью на 1961 год, имеет ошибки и не полный.
Второй прототип B-52E. Изначально был выпущен как B-52E-85 и позже переделан в NB-52E. Принадлежал Air Force Flight Dynamics Laboratory (AFFDL) и использовался для различных летных испытаний, тестов на стабильность управления и различных систем. Затем самолет использовался для тестов различной электроники. Потом на нем проходили испытания генераторы, позже установленные на B-52F и B-52G. При этом самолет получил мотогондолы аналогичные B-52G. Самолет имел одну из самых ярких и красочных окрасок среди всех бомбардировщиков B-52. В 1973 г. использовался для тестов в рамках программы CCV(Control Configured Vehicle). Самолет был оборудован системой RCS (Reduce Control System) с тремя небольшими отклоняемыми рулями (по бокам и снизу кабины) для исследования снижения турбулентности потока. 26 июня 1974 г. передан в MASDC (Military Aircraft Storage and Disposition Center на авиабазе Davis-Monthan в штате Аризона) на хранение. Долгое время самолет находился на хранении, пока 25 октября 1993 г. не был разделан на металл, так как попадал под действие договора ОСВ-2.
В декали самолет представлен в своей последней конфигурации по состоянию на 1973 г. во время полетов по программе CCV. К элементам декали есть претензии. Номер на киле имеет неверный шрифт. В инструкции неточно указано расположение эмблемы CCV на носу фюзеляжа. Сама эмблема CCV сделана по мотивам. Синий цвет слишком светлый, нет синих точек в белом круге, изображение самолета несколько неверно. Эмблема AFFDL тоже имеет ошибку – синий цвет фона излишне темный. Какие элементы эмблемы на самолете были красными – не ясно. Часто эмблемы от самолета к самолету менялись – цвета шрифтов, окантовки, какие-то мелочи. Все известные фотографии этого борта датированы периодом 1973-1974 г. и во время хранения.
В общем, опять не удалось избежать ошибок…
Изначально построен как B-52G и использовался для испытаний аэробаллистических ракет Douglas GAM-67A Skybolt. Но в 1962 г. программу этих ракет закрыли. Позже самолет был переделан в JB-52G, передан в состав 3246th Test Wing и использовался для летных испытаний радиовысотомера AN/APN-150 и системы РЭП ECM (Advanced Electronic Countermeasures) в 1965 г. на авиабазе Eglin. Под крылом между мотогондолами двигателей были подвешены контейнеры AN/ALE-25 с 20 неуправляемыми ракетами ADR-8A в каждом. Затем был перекрашен в белый цвет, за что получил прозвище «Snowbird». Во второй половине 70-х и начале 80-х годов самолет использовался для испытаний крылатых ракет AGM-86A/B ALCM и различных систем для программы Rockwell B-1 на авиабазе Edwards.
Во второй половине 80-х самолет был обратно переделан в B-52G и передан в ВВС в состав 379th BW 806th BW(P), где получил прозвище «What’s Up Doc?». Принимал участие в операции «Буря в Пустыне», где совершил 9 боевых вылетов. Один с авиабазы Moron в Испании и 8 с авиабазы Fairford в Великобритании в феврале 1991 г. Общий налет в ходе операции составил 121.6 часов. 10 июня 1992 г. передан в MASDC (Military Aircraft Storage and Disposition Center на авиабазе Davis-Monthan в штате Аризона) на хранение. 9 апреля 1996 г. самолет был порезан на металл, а кусок обшивки носовой части фюзеляжа с «ноузартом» был сохранен. Общий налет составил 8768 часов.
Теперь к декали. В декали предлагается окраска самолета на период 1979-1981 годов во время испытаний ракеты AGM-69B. От поздней окраски середины 80-х ее отличает красный цвет крыльевых ПТБ. Эмблемы AFSC (Air Force Systems Command) и AFFTC (Air Force Flight Test Center) сделаны неверно – форма, пропорции, цвет. В инструкции еще неверно указано расположение эмблемы AFSC по левому борту. Есть довольно много фотографий данного самолета в различные периоды службы.
Для трех вариантов из 4, представленных в декали, не существует альтернативы. Но для самого известного из предложенных вариатов – самолета-носителя NB-52A есть альтернативная декаль от Cutting Edge – 72111 “Balls Three NB-52A”. Именно о ней и пойдет речь во второй части моего обзора.
Также есть другие декали на экзотичные «нестроевые» B-52:
Увы, чуда не произошло. Неизвестная декаль от неизвестной фирмы на самолеты, по которым не так много информации. Итог такого симбиоза ожидаемо печален – многочисленные мелкие ошибки в декали, которые позволяют лишь сделать собирательный образ прототипа по мотивам. Нехватка качественного фотоматериала и информации скорее всего стала главной причиной этих ошибок. Что подтверждает немногочисленный список источников литературы и информации в инструкции. Редкие элементы этой декали можно использовать по назначению без исправлений. На мой взгляд, это бесполезный листок наклеечек.
Посмотрим, какой окажется декаль от Cutting Edge.
С уважением, Андрей «SilverGhost»
» Автор | |
---|---|
SilverGhost | |
Опыт: | 26089 |
Репутация: | +1061/–22 |
Откуда: | Moscow |
|
|
» Последние статьи раздела
|
» Лучшие статьи раздела
|
Тема: Обзор Almark Decals 1/72 Boeing B-52...(#10556) - обсуждение
Немного подправил статью.