Наши проекты: Склей-ка Модель! : NorthStarModels : Studio XIII : Wiki : Сувениры : Walkarounds : Новости |
«- Вот именно, - сказал Лис. - Ты для меня пока всего лишь маленький мальчик, точно такой же, как сто тысяч других мальчиков. И ты мне не нужен. И я тебе тоже не нужен. Я для тебя всего только лисица, точно такая же, как сто тысяч других лисиц. Но если ты меня приручишь, мы станем нужны друг другу. Ты будешь для меня единственным в целом свете. И я буду для тебя один в целом свете... .
- Я начинаю понимать, - сказал Маленький принц. - Была одна роза... наверно, она меня приручила... .»
«Маленький принц» Антуан де Сент-Экзюпери.
31 июля 1944 года майор Антуан де Сент-Экзюпери занял кресло пилота фоторазведчика F-5B. В 8:45 машина оторвалась от взлетной полосы. Это был его 9-й боевой вылет, из которого он не вернулся...
Более подробно о гибели автора произведений «Маленький принц» и «Ночной полет» можно прочесть:
1. Последняя легенда Сент-Экзюпери
2. Антуан Экзюпери и «Молния»
Первое мое знакомство с P-38 1/72 состоялось в детстве. Это был, многим хорошо знакомый, «Истребитель сопровождения» Novo (поправьте, если не прав выпускавшийся в г. Минск). Модель в сборке мне тогда тоже очень понравилась и на тот момент казалась очень красивой. С тех пор ни одного «Лайтнинга» мне в руки не попадало.
Прошло несколько лет с тех пор, как я задумал постройку модели самолета Экзюпери. Под различными предлогами я долго откладывал постройку и теперь, когда модель стоит у меня на полке, эти отмазки кажутся ещё нелепее.
Самолет, на котором Сент-Экзюпери отправился в свой последний полет - F-5-B-1LO б/н 268223. К сожалению, никто из производителей моделей данную модификацию P-38 не выпускает, в т.ч. и в масштабе 1/72. Поэтому я стал изучать внешний вид самолета по фотографиям, читать литературу. Первоначально планировал "трансплантировать" нос от F-5A на P-38J/L, но оказалось не все так просто...
Дело в том, что F-5B строили на базе планеров P-38J-1, а у них кроме всего прочего, от модификаций G сохранилось скругленное лобовое стекло. Плоское стекло со встроенной прозрачной броней ввели только на P-38J-15, а выпуск следующей модификации фоторазведчика F-5С начался с P-38J-5. Почитав литературу и сверившись с фотографиями уточнил внешние признаки характерные для модификации F-5B:
1. Скругленное лобовое стекло;
2. Центральная гондола, с расположением окон под фотооборудование соответствует модификации F-5A, за исключением задней части фонаря;
3. Переплет задней части фонаря как на всех P-38J/L с одной продольной «полоской»;
4. Наличие антенны радиополукомпаса на нижней части центральной гондолы;
5. Штурвал — ¾ колеса, как на ранних «Лайтнингах»;
6. Убирающаяся посадочная фара;
7. Мотогондолы как на P-38J/L – с улучшенной системой охлаждения (большие бороды) и формой турбонагнетателей и формой радиаторов жидкостного охлаждения.
8. Щитки пикирования отсутствуют. (на фото их нет, но их устанавливали в частях на ранние P-38J, при этом данных устанавливали ли их на разведчики, я не нашел, да и смысла ставить их на фоторазведчики ИМХО нет).
Я далеко не первый, кто захотел построить модель данного самолета. В том числе есть темы и на нашем форуме:
1/48 Academy P-38 Antoine de Saint-Exupery
Улетевший с планеты Людей - ещё один 1/48 F-5B А.Экзюпери
О самолете можно прочесть:
Lockheed F-5 Lightning
«Война в воздухе» №103 P-38 Lightning
Про матчасть так же можно прочесть на scalemodels:
P-38 Lightning - вопросы по матчасти.
P-38 Antoine de Saint-Exupery
2. Окраска прототипа
К сожалению не сохранилось ни одной "прижизненной" фотографии борта 268223 (Во всяко случае они мне нигде не попадались).
Существует несколько вариантов окраски самолета Экзюпери, которые приводят разные авторы.
Не претендую на последнюю инстанцию, но борта серийные номера которых различаются с 268223+/-10 не окрашены, а антибликовые полосы зеленые. На фото видны ущи фотографа «уши» американаских Озов. Флажок я решил сделать маленьким, а не на весь руль направления, дополнительный номер 223 разместить на носу и выполнить черным. Все это соответствует в т.ч. борту 268233 из GRII/33, в которой служил Экзюпери. Фото сделано в сентябре 1944 г.
3. Кит.
Как я уже говорил, F-5B-1-LO никто из производителей не выпускает. Поэтому я остановился на варианте китбаша F-5A RS models и P-38J Academy. Кроме модели Academy, я рассматривал вариант P-38J/Pathinder/Droop snoot/F-5E Dragon, и P-38L Hobby Boss. Кит от Academy был выбран, главным образом, из-за более легкой собираемости. Кроме того, у «академика» есть вариант с открытым фонарем, а, значит, пилить предстояло только один фонарь. Кроме того, у P-38 от Academy деталь, к которой крепится козырек фонаря, дана отдельно, и из непрозрачного пластика. У Dragon и Hobby Boss данная деталь выполнена единой с фонарем, и из прозрачного пластика. Пилить прозрачный пластик, ИМХО, сложнее. Поэтому выбор пал на модель Academy 12405.
К сожалению Academy как и Dragon больше не выпускают данные модели, поэтому раздобыть их весьма непросто.
Мне помог раздел "Фарцовка".
Видеообзор на YouYube P-38J Academy 12405 на английском.
Видеообзор на YouYube F-5A RS models 92123 на русском.
4. Афтермакет:
BrenGun 72053; QB72 308; QB72 330; QB72 198; QB72 220; Microscale/Superscale 72-756; Колеса Экипаж EQB72026, декаль Americain serial numbers 3(фото нет).
5. Сборка.
Фотографий сборки я к сожалению не делал.
Кокпит.
Для сборки использовал фототравление Bren Gun. Красил.в черны и зеленый цвет (Tamiya XF-1, XF-5 соответственно). Все части кокпита которые предстояло окрасить в черный были срезаны и окрашены отдельно, затем приклеины на место. Травленое сидение оказалось слишком большим, поэтому я использовал только металлический поручень, а кресло было взято «родное».
Фюзеляж.
Так как козырек фонаря не вставал на место пришлось его импортировать вместе с посадочным местом. Носовую часть срезал по шву и на его место приклеил прозрачный нос от RS models. Что бы груз не маячил в окошках пришлось его сдвинуть назад. В качестве груза использовал свинцовые грузила и пластилин. Для заделки швов использовал тамиевскую шпаклевку и гелевый циакринатный клей. После шлифовки восстановил расшивку. Не обошлось без «приключений» - отвалился прозрачный нос, пришлось начинать все заново.
Так как счел груз в центральной гондоле недостаточным, дополнительно загрузил мотогондолы. Набор QB72198 оказался бесполезен так как решетки меньше мотогондол и ничего изменить не могут. Если кто хочет изменить их форму (у Academy они переразмеренны) лучше использовать не данный набор, а двигатели целиком (от того же Quickboost или СМК). Остальная смола более-менее подошла. QB72308 - слишком сильно «утопал» в мотогондолах, поэтому пришлось сделать подкладку из листового пластика 0,3 мм. QB72 220 - лопасти очень трудно выставить симметрично не помогает даже идущий в комплекте кондуктор. Я бы порекомендовал использовать «родные» лопасти, их намного легче правильно установить в смоляные коки винтов. При этом смоляные лопасти и лопасти модели имеют разную форму, какие правильнее я не знаю. А вот QB72 330 встал без проблем. Хотя рули направления я не использовал т. к. они ничем не отличаются от родных по деталировке.
Если вы собираете данный кит впервые будьте осторожны ниши шасси легко перепутать и установить их не в те мотогондолы.
Окраска.
Перед покраской модель была вымыта с жидким мылом. Прозрачные детали не подлежащие покраске закрыты тамиевским скотчем. Грунтовал аэрографом серой тамиевской балонной грунтовкой, далее нанес слой глянцевого тамиевского лака TS-13. Красил Металликом TS-30, Для создания «листового эффекта» отдельные панели покрасил Х-32, ХF-16. После чего нанес опять слой лака. антибликовые полосы красил в Olive drab XF-62.
Завершение.
После высыхания лака нанес декали. Кроме декалей из наборов и Microscale/Superscale пришлось использовать французские ОЗы от P-47 Revell, так как от RS Models не перекрывали американские круги со звездами целиком. Их наклеил на крылья. Далее сделал смывку использовал (тамиевскую черную), слой глянцевого лака, слой матового лака. Фару сделал самостоятельно из упаковки от таблеток (понравилась рифленость и фольга есть). Приклеил стойки и створки шасси, а так же подвесные баки (все это красилось отдельно). Очень понравились полированные пластины на мотогондлы выполненные из самоклеящейся прозрачной фольги. Я планировал их вырезать самостоятельно, а "академики" уже об этом позаботились.
«Вишенкой на торте» стали резиновые колеса (использую впервые, очень понравилось). Так же впервые использовал давно купленные навигационные огни Elf.
Вообще не люблю 3 вещи в моделизме: наклеивать техничку, красить вооружение и красить колеса. Так что был очень доволен приобретением афтермакета от экипажа.
С техничкой кстати переборщил. Например если посмотреть на приведенных выше фото самолетов на лопастях и мотогондлах техничка не просматривается.
6. Фото модели.
7. Ошибки и недоработки.
1. Если посмотреть в профиль на центральную гондолу, то нет характерной «горбинки» под антибликовой полоской. Наверное переусердствовал с напильником;
2. Нет антенны радиополукомпаса (пока не знаю из чего сделать, может позже добавлю);
3. Концы лопастей не окрашены в желтый — забыл;
4. Неверный угол установки козырька фонаря из-за чего выдвижное «окно» имеет щели;
5. Покраска не совсем ровно выполнена (аэрограф плюется маслом, буду решать проблему заменой фильтров, возможно установкой дополнительных);
6. Не все ровно удалось отшлифовать (мой первый перепил);
7. Не везде ровно прорезана расшивка (см п. 6);
8. На крыльях французские Озы немного сместились и «уши» торчат не симметрично (оставил на ночь, надо было лучше просушить).
9. Нет антенны (не ставлю);
8. Немного о себе.
Как и многие здесь собирал модельки в детстве, без покраски. В 2007 решил развеяться забытым хобби. Аэрограф приобрел через пару лет. Не смотря на большой стаж считаю себя новичком, так как собираю модели не часто с большими перерывами (по нескольку месяцев аэрограф в руки не беру). Так что сделайте скидку при оценке;).
Планирую собрать данный прототип в масштабе 1/48, моделью F-5B хочу начать собирать модели в 1/48 не зацикливаясь лишь на 1/72. Данную модель в 1/72 считаю кошкой, хотя процесс сборки мне понравился, давно такого удовольствия от моделизма не получал. Очень доволен что многолетние планы по сборке самолета Антуана де Сент-Экзюпери обрели реальную форму, и теперь стоят у меня на полке.
P.S. В общем данную модель я выставляю на Ваш суд не для хвастовства (хвастаться особо нечем), а для конструктивных предложений и советов, которые, надеюсь, помогут мне при сборке самолета де Сент-Экзюпери в масштабе 1/48.
Казанец в 15.04.2016 - 17:41 Вполне возможно так и было :wink:
Друзья, да обсуждалось это уже не раз, причём и на этом форуме тоже. Летал он на разных машинах, но погиб на неокрашенном F-5B, причём следопыты-подводники не только обломки самолёта, но и золотой имплант одной из костей руки нашли там же (установлен после одной из многочисленных авиакатастроф, в которых побывал Экзюпери). |
ГРом в 15.04.2016 - 17:44 Мне тоже всегда была интересна судьба этого лётчика и самолёта, на котором он ушёл в свой последний полет............
В журнале REPLIC мне попалась на глаза такая вот статейка с 80м бортом: И цветной боковик с ним и с 223м: ... Почему-то я верю в это............ :roll: С удовольствием покрасил бы его в голубой, НО как я написал в своей статье борта с номерами 268223+/-10 все не окрашены, втч и 268233 едиственная фотка хоть какого-нибудь F-5B из GR 2/33. Кроме того есть нечеткое фото http://postimg.org/image/fp7huyulr/ Может это и не 268223, но самолет с очень близким номером, а судя по P-38 на переднем плане, это аэродром GR2/33 Экзюпрери. |
Spit в 15.04.2016 - 18:35 Вот отчет об идентификации обломков того самого Лайтнинга
http://www.aero-relic.org/English/F-5B_42-68223_St_Exupery/e-00-stexuperyf5b.htm Как я понял из текста окраску и не пытались установить, но борт точно его. Добавлено спустя 2 минуты 52 секунды: золотой имплант одной из костей руки Не имплант всё же, а браслет, наверное, который на первом фото :roll: |
Казанец в 15.04.2016 - 20:35 Наверное я ошибся. Читал очень давно и на английском. Вот, теперь и на русском есть:
http://nabiraem.ru/press/happy/21974/ |
Usatiymen в 15.04.2016 - 20:56 Тема: Academy 1/72 F-5B-1-LO Lightning Антуана де Сент-Экзюпери Модель понравилась, а вот фото с рекламой подоконника нет. Все-таки стоило сфотографировать модель на однотонном фоне. И антенну натянуть. |
omega в 15.04.2016 - 23:50 Поздравляю с завершением непростой конверсии. Фото стоит переснять, конечно. В статью вставить новую фотосессию вряд ли удастся, но её можно разместить тут, в обсуждении.
С уважением - Олег. |
ГРом в 16.04.2016 - 10:58 Фото перенесены в статью. Фотосессия модели заменена. Администрации в лице Michael_XIII спасибо! |
omega в 16.04.2016 - 12:12 На этот раз не против света снимал, а наоборот. Режим "размытый фон" отключил.
Это же совсем другое дело :smile: Хорошая модель получилась. Есть некоторые моменты, позволю себе их озвучить: маркировка на лопастях немасштабна, увы антиблик на носу накрашивался до козырька крестообразный переплёт на опускаемом стекле кабины толстоват, и само стекло опускалось не полностью, верх переплёта виден АНО на консолях великоваты возможно - стоило уделить внимание кромкам обтекателей радиаторов декали из разных наборов, как я понял по несовпадению цвета синих кругов на ОЗ - у французов цвет ближе к голубому. Вот такой критический кусочек получился :wink: С уважением - Олег. |
ГРом в 16.04.2016 - 12:41 маркировка на лопастях немасштабна, увы
Согласен, нашел только такую декаль из того что было, (но на фото F-5B я ее вообще нигде не увидел) антиблик на носу накрашивался до козырька Согласен косяк, перед сборкой помнил как правильно сделать, а накрасил почему-то не правильно :sad: крестообразный переплёт на опускаемом стекле кабины толстоват, и само стекло опускалось не полностью, верх переплёта виден То же самое, хотел сделать правильно, но забыл :sad: АНО на консолях великоваты Там еще косяк - внизу они д.б. наоборот, а то сверху крыла один цвет, а снизу др. + т.к. они очень маленькие, есть подозрение что они наклеены не той стороной (к верх ногами или на боку) возможно - стоило уделить внимание кромкам обтекателей радиаторов А вот это в глаза не бросилось, учту. декали из разных наборов, как я понял по несовпадению цвета синих кругов на ОЗ - у французов цвет ближе к голубому. Да крылья P-47 revell, балки RS models. Спасибо за конструктивные и подробные замечания :grin: |
|
|
» Последние статьи раздела
|
» Лучшие статьи раздела
|
В журнале REPLIC мне попалась на глаза такая вот статейка с 80м бортом:
И цветной боковик с ним и с 223м:
Почему-то я верю в это............ :roll: