Наши проекты: Склей-ка Модель! : NorthStarModels : Studio XIII : Wiki : Сувениры : Walkarounds : Новости |
Полтора года назад я писал обзор одной редкой модели F-111B от Revell. Но так и не затронул лучшую модель этого самолета в 72-м масштабе. Теперь я это упущение исправил когда ко мне на стол на обзор легла другая редкая модель - модель самолета РЭБ General Dynamics/Grumman EF-111A Raven от Hasegawa. Но этот обзор будет посвящен не только этой модели, а всему многочисленному семейству F-111 от Hasegawa.
Модель EF-111 Raven базируется на литниках модели F-111A/D/E/F с добавлением дополнительного литника с килем и подфюзеляжным обтекателем системы ALQ-99. Модели F-111C и FB-111A отличались другим литником с крылом большего размаха. Эта модель и по сей день является лучшей моделью в масштабе 1/72. Hasegawa разработала свою модель F-111 в 1989 г. Тогда вышли одновременно F-111A (04032), F-111E (04036), FB-111A (04035) и F-111D/F (04034). В 1990 г. вышел F-111C (04033). В 1992 г. появилась модель EF-111A (04203).
В 1993 г. вышла модель EF-111A, которая представлена в обзоре - перепаковка с новой декалью на самолеты с авиабазы Mountain Home (51579/SP79), а также другая перепаковка EF-111A Electric Fox (51593/SP93). В 1996 г. вышла перепаковка F-111E NASA с декалью AeroMaster (04079), в 2002 г. - F-111G RAAF (00396), в 2004 г. - EF-111A Prototype (00719), в 2009 г. - F-111C/G RAAF (00952), в 2012 г. - F-111C RAAF Farewell (01948), а в 2013 г. вышла последняя на текущий момент перепаковка - F-111E Nose Art (02060).
Также еще выходила модель F-111G Air Combat Command с декалью AeroMaster под артикулом K124.
Так как модель на обзор была предоставлена без заводской коробки, то описывать тут нечего. Инструкция стандартная.
Типичная старая декаль от Hasegawa разлива 90-х (1993 года). Всего 3 варианта:
Построен в 1967 г. как F-111A. Находился в составе 428 TFS/474 TFW. В начале 80-х конвертирован в EF-111A. Был в составе 390ECS/366TFW на авиабазе Mountain Home AFB, Idaho, потом в составе 429ECS/27FW на авиабазе Cannon AFB, New Mexico в начале 90-х. 20 марта 1998 г. отправлен на хранение на авиабазу Davis-Monthan AFB, Arizona (AMARC).
Что касается варианта окраски то все верно. Единственное фото самолета в период службы в составе 366 TFW/390 ECS сделано в июле 1991 г. на авиабазе Dayton, Ohio. Остальные 3 фото сделаны в середине 90-х годов, когда самолет был в составе 429ECS/27FW.
Построен в 1967 г. как F-111A. Служил в составе 4480 TFW на авиабазе Nellis, Nevada. Принимал участие в операции Harvest Reaper во Вьетнаме. Потом находился в составе 442 TFTS. В 1982 г. модернизирован в EF-111A. Был в составе 390ECS/366TFW на авиабазе Mountain Home AFB, Idaho, потом в составе 429ECS/27FW на авиабазе Cannon AFB, New Mexico в начале 90-х. 14 апреля 1998 г. отправлен на хранение на авиабазу Davis-Monthan AFB, Arizona (AMARC).
В инструкции неверно указана граница цветов в районе остекления кабины, а килевой код в инструкции располагается неверно. 4 фото из 6 соответствуют периоду службы самолета в составе 366 TFW/390 ECS в конце 80-х, а остальные относятся к позднему периоду 90-х годов в составе 429ECS/27FW. Также приложил несколько почти ничем не отличающихся боковиков.
Построен в 1967 г. как F-111A. Находился в составе 428 TFS/474 TFW, а потом в составе 442 TFTS. В начале 80-х конвертирован в EF-111A. Был в составе 390ECS/366TFW на авиабазе Mountain Home AFB, Idaho. Потом был передан в состав 429ECS/27FW. В ходе операции Desert Shield 13 февраля 1991 г. разбился на границе Саудовской Аравии и Ирака. Капитаны D. L. Brandt и P. R. Eichenlaub погибли.
В инструкции неверно указана граница цветов в районе остекления кабины. 2 фото из 6 подтверждают данный вариант окраски и сделаны на период 80-х годов, когда самолет был в составе 366 TFW/390 ECS. Остальные 4 фото сделаны на рубеже 90-х годов, когда самолет летал в составе 429ECS/27FW с авиабаз Heyford, UK и Cannon AFB, New Mexico.
В целом декаль и предложенные варианты окраски оказались достоверны, за исключением приборных панелей в кокпит, но об этом позже.
Всего в наборе 8 литников и 162 детали, из которых 10 прозрачных и 5 деталей из белого металла. Часть деталей из этого числа не используется. Все литники кроме одного дополнительного принадлежат модели F-111A. Для модели FB-111A подойдут все литники кроме крыла и нижней половины фюзеляжа (+ еще будет дополнительный литник с мелочевкой, вооружением, соплами, приборкой), для F-111C/G - все литники кроме литника с крылом (+ еще будет дополнительный литник с мелочевкой, вооружением, приборкой), для F-111D/F - все литники кроме литника с нижней половиной фюзеляжа (+ доплитник с мелочевкой, соплами и вооружением), для F-111E - все тоже самое что и для C/D только без дополнительных сопел. Увы, но некоторые модификации как F-111C/G/FB-111 пострадали от унификации пресс-форм - производитель никак не отразил в пластике иные по размерам и форме дисков колеса основных стоек шасси.
Фюзеляж разделен на 4 крупных детали - верхняя и нижняя половинки центроплана с хвостовой частью и правая и левая половинки носовой части фюзеляжа. Расшивка тонкая, равномерная, имеется имитация различных решеток, обтекателей, мелких деталей и силовых накладок. Hasegawa есть Hasegawa - красиво и фактурно, что сейчас, что 25 лет назад. Особых расхождений по фотографиям я не смог найти. Так что все на первый взгляд симпатично. Имитацию различных мелких антенн на фюзеляже можно заменить на самодельные. Но это по желанию. Качество литья антенн из белого металла не выдерживает никакой критики - толстое литье, облой, смещение половинок формы. Детали лучше сразу выкинуть и заменить на самодельные. Расшивка и обозначение антенн на носовых половинках фюзеляжа соответствует модификации F-111A. Под остальные модификации надо сверяться с фотографиями и чертежами и актуализировать имеющуюся расшивку.
Последнее время на форумах активно пинают Звезду за ее шероховатый пластик, шагрень и усадки на различных деталях. Но многие забывают, что подобным качеством грешат и "неприкасаемые" с точки зрения моделисткой религии японские модели. Все это можно было наблюдать и в этой модели - шагрень на крыльях, усадки пластика и прочие дефекты литья на консолях крыла. С облоем и толкателями мы еще встретимся, но позже. Но такое литье встречается не на всех отливках модели. Сами консоли можно установить только в одном положении - на минимальном угле стреловидности. Зато можно сделать выпущенную механизацию крыла. Закрылки, предкрылки и узлы их навески сделаны пусть и просто, но правдоподобно. Чтобы сложить крылья на максимаьный угол стреловидности, потребуется попилить фюзеляж и само крыло, так как механизация предполагается в выпущенном состоянии. Но кому надо, тот без особых проблем это сделает. Еще странным выглядит то, что на консолях крыла не сделали имитацию оснований для стекателей статического электричества, которую сделали на киле и стабилизаторах. Да и кромка крыла недостаточно тонкая. Но это уже придиризм, без которого обзор не имел бы смысла.
Киль, стабилизаторы, хвостовой обтекатель между соплами - ни к чему нет претензий. Разве что форма обтекателей антенн системы ALQ-99 на киле должна быть чуть более узкой. Но разница не критична. На задней кромке киля и стабилизаторов даны основания для установки самодельных стекателей статического электричества. Но мелкий недостаток я все таки нашел - на зализе стабилизатора с фюзеляжем должен быть уступ, которого нет в модели. Пара взмахов надфилем и ошибка будет исправлена.
Сопла сделаны просто, но деталировка выполнена правдоподобна. По 9 деталей на каждое сопло. Сделать более качественную деталировку, имитацию пластин внутри сопла и гофрированной трубы помешали ограничения по литью.
В модели воздухозаборники сделаны вместе с каналами. Увы, но тут ошибок оказалось больше. Hasegawa попыталась сделать имитацию турболизаторов на одной стенке канала, но про вторую стенку забыла. Да и сделала намного меньше, чем их там есть на самом деле. На внутренней стороне воздухозаборника в канале есть следы толкателей. Сам канал в модели упрощен - одной из стенок канала является обратная сторона фюзеляжа, что неверно, особенно это заметно у компрессоров, где канал должен быть круглым в сечении, а непонятно какой. Панель слива пограничного слоя сделана словно она бронеплита от МиГ-27. Точить и еще раз точить. Перед лопатками компрессора нет направляющих потока. Еще нужно сделать самодельные мелкие детали (в наборе дана только 1) между панелью слива пограничного слоя и фюзеляжем. В остальном все похоже на правду.
Кокпит сделан просто - ванна, задняя стенка, два простеньких кресла, 2 РУСа и панель приборов. Ванна и задняя стенка сделаны примитивно, практически без намека на рельеф и деталировку. Рельефа на приборных панелях никакого нет, так как предлагается использовать декаль. А вот декаль подкачала. Имитация боковых, центральной, задней панелей и приборной доски не верна. На задней стенки кабины имеются толкатели, а на ванне - дефекты литья. Имитация рельефа на внутренней части половинок фюзеляжа неверна. Кресла сделаны простенько, отдаленно похожи на себя. На них есть еще облой. Имитация ремней груба и требует замены на травленые. В инструкции зачем то предлагается ставить 2 ручки РУС как на обычном F-111, в то время как на EF-111 была только одна РУС - у пилота, а у оператора ее не было. В общем травло или смола вылечат эту двуместную келью аскетов 80-х.
Остекление сделано хорошо. Не тонко но и не толсто, прозрачно и почти без искажений. Но немного царапин на внешней поверхности есть.
Так как литники EF-111 унифицированы с другими модификациями F-111, то вооружение в наборе присутствует, но никак в модели не используется. Но так как обзор пишется не только для владельцев Рейвена, а для всех кому интересна линейка Трубкозубов от Hasegawa, то оценим и вооружение. В наборе прилагаются 4 ПТБ на 600 галлонов каждый, 4 балочных держателя MER и 20-мм пушка. Если к пилонам, держателям MER и пушке претензий нет (кроме традиционной необходимости рассверливания канала ствола пушки), то к ПТБ они есть. Кромки стабилизаторов их оперения очень толстые, нет выступов в местах крепления стабилизаторов, а носовая часть, кажется, недостаточно оживальной формы. На пилонах присутствуют точки подвески пилонов ракет AIM-9.
К колесам основных стоек шасси нет. А вот к колесам носовой стойки шасси удалось придраться. На диске в модели всего 8 болтов, а на реальном 10. Форма пневматика колеса реального самолета была специфичной и в модели она не передана. На обратной стороне диска колеса в модели ничего нет. Зато есть 2 следа толкателя на пневматике, которые необходимо убирать. Потолок носовой ниши шасси пуст, на самой стойке есть толкатели. Передняя и задняя стенка передней ниши отлиты вместе с тягами створок ниши и стойкой шасси соответственно. В основной нише шасси задняя стенка тоже отлита вместе со стойкой шасси. Форма боковых стенок ниши шасси слабо напоминает прототип. Деталировка обеих ниш шасси проста и лишь отдаленно напоминает прототип, но для 1989 г. и это было круто! Зато многие детали ниши и стоек обильно обсыпаны толкателями. В идеале все ниши шасси надо менять на афтемаркет. Но так как такого нет в природе, то придется долго и упорно дорабатывать используя листовой пластик и проволоку.
Модель проверялась по 5 чертежам:
В целом модель неплохо ложится в чертеж Aero Technika Lotnicza, кроме трех моментов: короткие кожухи мотогондол, избыточная ширина фюзеляжа в районе сопел и не совсем верные подфюзеляжные кили. Но при этом чертеж как минимум имеет ошибку в обводах фонаря (этим будут еще грешить чертежи PKL и Verlinden). Фонарь Hasegawa больше похож на правду нежели то, что нарисовали поляки.
Чертеж Bunrindo как ни странно оказался ближе всего к модели. Не удивлюсь, если он лег в основу модели. Единственная разница - чуть меньшая ширина центроплана у модели. В остальном полное совпадение.
Чертеж Detail & Scale тоже хорошо совпал с моделью. Фюзеляж в центральной и хвостовой части на 1-1.5 мм чуть уже чем на чертеже и есть маленькие несовпадения в корневой части поворотной консоли крыла.
А теперь самое вкусное - самые "кривые" чертежи. Ими становятся PKL и Verlinden. Я думаю, комментарии излишне при просмотре фрагментов наложения модели на эти "наскальные рисунки", ой, "чертежи", из Восточной Европы...
PKL
Verlinden
А может и модель настолько кривая... Мне сложно сказать, кто прав, а кто нет.
Вывод из всего этого следует один - модель разрабатывалась с помощью чертежей из Bunrindo и отлично им соответствует, но выяснить какой чертеж правильнее я не смог. Несмотря на это, модель была сделана очень достоверно и уже не важно где и каких миллиметров ей не хватает.
Отдельной темой для разговора будет афтемаркет. Не только для конкретно этой модели EF-111, а для всех F-111.
Из всего этого заслуживают внимания смоляные колеса от NorthStar Models и точеная ПВД. Хотя к колесам NorthStar есть вопрос - носовые пневматики от НС больше родных в диаметре на 15-20%. На родную стойку без переделки не встанут. Ошибка или нет - не знаю, т.к. не нашел информации по реальным размерам.
О травлении поговорим отдельно в статье.
А также различные наборы подвесного вооружения от Hasegawa, Armory, NorthStarModels и других фирм.
Маленький обзор случайно попавшей в мои руки редкой модели как обычно перерос в нечто огромное и сложное как для его автора так и для потенциальной аудитории этого обзора.
Прошло около 30 лет с момента выхода модели F-111 от Hasegawa в 72-м масштабе. И за это время никто не смог предложить достойную альтернативу этой линейке моделей ни по одной из его многочисленных модификаций. Модель не идеальна, но она сделана добротно. Время не щадит ничего, ни Тамию, ни Хасегаву. Сейчас такая деталировка кокпита, ниш шасси и обилие толкателей на мелких деталях уже вызовет недовольство и желание все переделать внутри модели. Кое какие мелочи в модели неточны. По желанию моделистов большую часть мелочевки в кокпите, шасси, антенны, воздухозаборники надо доводить до ума. Правда с афтемаркетом не разгуляешься. Кажущееся обилие приведенное в статье на самом деле на 90% раритет. Но в целом, все сделано похожим на прототип и модель "влезла" в три чертежа. Hasegawa сделала хороший и качественный продукт, который спустя четверть века еще остается актуальным и симпатичным.
Выражаю благодарность Денису Королеву "master_din" за предоставленную для обзора модель и травление, а также Антону Кочеткову "AntonK55" за исторические фотографии бортов.
С уважением, Андрей "SilverGhost"
» Автор | |
---|---|
SilverGhost | |
Опыт: | 26089 |
Репутация: | +1061/–22 |
Откуда: | Moscow |
Comanche в 23.10.2015 - 02:31 Андрей, этого "Хотя к колесам NorthStar есть вопрос - по некоторой информации диаметр пневматиков носовых колес на 15-20% больше нужного." я не писал. Моя цитата "носовые пневматики от НС больше родных в диаметре на 15-20%. На родную стойку без переделки не встанут. Ошибка или нет - не знаю, т.к. не нашел информации по реальным размерам. " Искажаешь. |
SilverGhost в 23.10.2015 - 08:49 Comanche
ладно, ладно поправил master_din да Дэн, ПВД скорее всего от этой коробки. Так как забирая модель от Сергея она была без коробки и не факт что пластик принадлежал коробке с Маунтин Хоум... |
Comanche в 23.10.2015 - 11:38 Может еще поменять формулировку про крой?
А то, опять же, создается двоякое впечатление из-за формулировки "Расшивка фюзеляжа соответствует модификации F-111A. Под остальные модификации надо сверяться с фотографиями и чертежами и актуализировать имеющуюся расшивку." Крой на модели абсолютно верный (ну как минимум то, что я проверял). Но: 1) фюзеляж выполнен из 4 деталей. При этом 3 из них одинаковы для всех версий (это 2 половины носа и верх задней части). У F-111A (FB-111A, F-111C), F-111D (F-111E, G) и EF-111A разные нижние половины фюзеляжа. Сделано изза разной конструкции ВЗ на поздних 111, и размещения антенн на EF-111. Это вопрос не к унификации. Хасегава как раз выступила весьма достойно. 2) в общении, на которое я ссылался, есть совершенно четкое описание ситуации с кроем. Пункт по крою касается только обозначения антенн на носовых половинах, черта, свойственная 111А. Не нужно ничего придумывать. Тем более я уже писал про ситуацию и ошибки. Еще. "Панель слива пограничного слоя сделана словно она бронеплита от МиГ-27." Об эту панель можно порезаться из-за острых кромок. Ее конфигурации очень близка к действительности. Ничего "пилить" там не нужно. По декалям есть тонкий момент. После войны в заливе большая часть воронов была сведена в 429ECS/27FW. Килевой код "СС". Вместе с этим была проведена модернизация, установлена круглая антенна приемника перед остеклением кабины пилотов. Варианты Хасегавы относятся к поздним 80-м. Причем некоторые из машин с кодом МО прошли войну в заливе. |
SilverGhost в 23.10.2015 - 16:26 Comanche
по расшивке поправлю после выходных. убедил. по поводу плиты - толщина этой детали почти 1 мм и реально толстая. на самолете она была тонкой с едва заметными скосами вдоль кромок. в модели из-за утрированности скосов и выросла толщина |
Comanche в 26.10.2015 - 17:58 Тема: Обзор Hasegawa 1/72 EF-111 Raven Mountain Home AFB Все же осталась некоторая путаница с литниками.
Андрей, если тебе интересно, я могу сделать снимки 3 различных днищ. Фактически, схема такая. Есть базовый пластик F-111А. Ниже описаны изменения (важные, не сопла и декаль) F-111С получается добавлением консолей крыла. F-111D получается добавлением приборки (+еще кое-какие мелочи). Но могу ошибаться. F-111Е/F отличается ВЗ и нижней половиной фюзеля. + Pave Tack F-111G отличается от F-111A консолями, нижней половиной (она как у E/F) фюзеля, ВЗ, верхней деталью носа + Pave Tack EF-111A от базовго отличается нижней половиной фюзеля (не такой как у E/F), антеннами, килем. FB-111A отличается консолями. |
larry46 в 17.02.2016 - 00:33 Спасибо за столь подробный обзор!
У меня лежит Райвен Хасегавовский, покупался лет ...дцать назад, ждет своего часа... Но сперва информация. Очень полезна ваша статья по допам и по матчасти. Даже себе ее загрузил для перспективы, чтоб затем не искать. Спасибо. |
|
|
» Последние статьи раздела
|
» Лучшие статьи раздела
|