Наши проекты: Склей-ка Модель! : NorthStarModels : Studio XIII : Wiki : Сувениры : Walkarounds : Новости |
Вместо эпиграфа: «Забавно, как мы запоминаем происходящее: я не помню как родился, что получил в подарок на первое рождество и как впервые отправился на пикник, но я помню, как впервые услышал самый прекрасный голос в мире.» (Форрест Гамп)
Я помню момент, когда я «пропал», хотя мне было всего 5 (или 6) лет. Родители подарили мне книгу, она до сих пор стоит на полке в моём кабинете. Это она на фото.
Перелистывая книжицу, (юный) я набрел на силуэт самолета, который меня буквально сразил, и зачаровал своими чистыми и изящными линиями. Это была любовь с первого взгляда, повлиявшая на всю мою дальнейшую жизнь.
Сколько раз на том, и последующих годах своей детской жизни я делал по этим выкройкам «истребитель Як», я не помню, но это было большое число).
Повзрослев, а потом и возмужав, я полюбил образы многих машин: лавочек и спитфайров, мустангов и даже мессершмиттов. Но Яки, и, особенно, Яки-третьи, для меня остались на каком-то особенном месте в сердце.
Желание построить достойную модель одного из любимых своих самолетов пришло после прочтения ещё одной книги, купленной совершенно случайно на распродаже запасников областной библиотеки – это была автобиографическая книга Франсуа де Жоффа о полке «Нормандия-Неман». И, я решил, что мой Як будет именно из этого полка.
Близкое знакомство с отливками Як-3 от Эдуарда выявило массу недочетов у этой модели. Но, альтернативы в 2009 году не было и не предвиделось, да и, люблю я это, грешным делом – помахать рашпилем ))) Понятно, что в современное время, я бы взял в качестве исходника «Звезду», но на момент внезапного появления звездовского Як-3 на рынке, планер уже был собран. «Всё равно его не брошу».
• Начал я с того, что сточил борта фюзеляжа, чтобы они стали плоскими и параллельными друг другу. (на фото, для сравнения, левый борт ещё не исправлен)
• Далее, сделал вставку в фюзеляж, с многочисленными разрезами близлежащих элементов
• Сделал отсутствовавшую от слова «совсем» в наборе ванну под водорадиатор.
• Передвинул на верное положение ГО.
• Ориентируясь на фото, исправил элементы и их положение, расположенные на носовой части:
сапун, обтекатели выхлопных патрубков. Поправил линии расшивки пулеметных портов и нижней части капота.
• Исправил профиль крыла, заодно сточив задние кромки
• Переделал совки выходных тоннелей маслорадиатора - в открытое положение
• Сделал окошки датчики остатка топлива, и сами приборы.
• Добавил рояльные петли на фюзеляже
• Расширил вставками обтекатель водорадиатора
• Доработал, насколько хватило сил ниши шасси
• Отрезал и приклеил в отклоненном положении рули высоты
• Кабину слепил из микса, в ход пошло травление "Эдуард", смоляной набор "Неомега", прицел "Нортстар", остекление "Роб Таурус", и - как обычно, доработки ручками. В частности, самодельными являются передатчик РСИ-4, бронестекло и пр.
• Облагородил травлеными двузвенниками и самодельными скобами и шлангами стойки шасси, щитки сточил до масштабной толщины (привет квикбусту), и, как мог, облагородил родные колеса из набора: Рассерлил головки винтов, нарезал протектор, изобразил нагруженность покрышек.
• После грунтовки и окраски нижних поверхностей, вспомнил и накатал клеп по посадочным щиткам и панелям бензобаков.
Оказалось, что тема окрасок Яков из «Нормандии» раскрыта в модельном сообществе очень слабо. Тщательное изучение фотографий полка, выявило несколько типичных для большинства машин моментов, которые игнорируются при окраске:
- Французский триколор наносился только на съёмную часть кока, и, соответственно, оставалось узкое «кольцо», окрашенное в заводские цвета.
- Заводские тактические номера, расположенные ближе к хвостовой части, у всех 100% Яков закрашены в полку, и выглядят как округлые пятна, где-то светлее, а где-то темнее заводских цветов камуфляжа.
- У многих машин знаки быстрой идентификации - белые стрелы (особенно раннего типа, симы 44/45 годов), существенно отличаются по оттенку (укрывистости) от заводской каймы на звёздах, и часто – ещё и от цвета тактического номера. Кроме того, часто просматриваются следы непрокраса и недокраса этих самых стрел.
- Многие Яки полка сменили своих хозяев и, как следствие – полковой тактически номер (в районе кабины). Причём, номер предыдущего «хозяина» закрашивался более светлой краской, чем пятно АМТ-12 в районе кабины.
- При этом, также, закрашивались и перекрашивались отметки личных побед.
- Ну и напоследок, Якам, подаренным Сталиным и прилетевшим во Францию, на промежуточном аэродроме закрасили килевые звезды серой краской (светлее, чем заводская АМТ-12), и нанесли лотарингский (анжуйский) крест – символ «свободной Франции).
- И ещё, в оконцовочке, хочу обратить внимание моделистов, что практически на всех машинах полка отсутствовали технические надписи, за исключением маркировки на лопастях, и то, не всегда. Редко-редко встречал надпись над отверстием для продевания лома в хвостовой части.
Таким образом, Як-3 полка Нормандии-Неман приобретают индивидуальные, запоминающиеся черты, которые украсят и сделают более достоверной любую модель.
В качестве прототипа выбрана машина - настоящий боец. Это Як-3, з/н 2336, предположительно, сперва принадлежавший командиру 1-ой эскадрильи, герою Советского Союза, самому результативному летчику "Нормандии", лейтенанту Марселю Альберу. После убытия Альбера во Францию в конце 1944 года, на этом самолете летал Шалль Рене, после тяжелого ранения которого, машина досталась лейтенанту Леону Углоффу – а можно и по нашему, Льву Львовичу Углову, сыну белогвардейского эмигранта, приехавшего из Франции драться за свою историческую родину.
Именно Лев Углов пилотировал этот Як, когда он коснулся полосы Ле-Бурже 20 июня 1945 года. Внешний вид машины, по состоянию на этот знаменательный день, я и постарался воспроизвести в своей модели.
У меня это третья подряд модель отечественного самолета периода ВОВ, окрашенная в серых тонах АМТ-11/12, после Ла-7 и Ла-5ФН. Руку, поэтому - уже набил. При окраске, ориентировался на границы цветовых полей на фото. Неоднородность окраски, также, уже по накатанной, делал при помощи нескольких оттенков базового цвета, постепенно усложняя и немного высветляя Амт-7/11/12.
Смывка серо-коричневых оттенков, выхлопы, и затертости – пудренницы Тамия.
Декали «Бегемот» не порадовали особой точностью, фюзеляжно-крыльевые звезды процентов на 15-ть крупнее, чем надо, стрелы тоже заметно переразмеряны. В общем, пришлось позаниматься аппликацией.
сделана моей любимой, Линой. Как всегда, это более половины конечного восприятия модели. Спасибо ей!
также хочу выразить признательность:
- Мише «Laser» Гаврилову и Алексею «Leshiy73» Конышеву за продуктивное совместное творчество.
- Алексею «Anti-pin» Антипову за приём в ряды участников ГБ «Крылья Франции / Les Ailes de France», благодаря чему этот проект наконец-то завершился.
Спасибо за внимание!
Narvik в 17.07.2015 - 23:13 Тема: Eduard 1/48 Як-3 Normandie Niemen: Из России - с любовью Отличный запил! Классная работа! |
VladimirBorissov в 18.07.2015 - 04:07 Тема: Eduard 1/48 Як-3 Normandie Niemen: Из России - с любовью Весьма интересно в теоретическом и практическом плане. Теперь примерно понятно, как лучше пристроить коробки с Як:)
Спасибо за статью и модель, очень понравилось все. |
Bertych в 18.07.2015 - 04:27 Отличный результат, Александр!
Мои поздравления Вам и Вашей жене, качественные фотографии - это половина успеха в нашем деле, не все же ездят по конкурсам, выставкам и слётам, чтобы посмотреть на модели "вживую". :cool: Обязательно буду подсматривать, когда возьмусь за свой "Як". Однозначно + |
Алексей_Крюков в 18.07.2015 - 14:40 Ну, отлично! Что тут сказать. Очень понравилась статья и модель, конечно, тоже! |
erwin_rommel в 18.07.2015 - 15:54 Тема: Eduard 1/48 Як-3 Normandie Niemen: Из России - с любовью Весьма интересная и познавательная статья |
Roman-Nord в 18.07.2015 - 18:49 Тема: Eduard 1/48 Як-3 Normandie Niemen: Из России - с любовью Салют,всем!
Отличная статья,отличная работа и модель.Все как всегда! |
lavka в 20.07.2015 - 13:25 Narvik
VladimirBorissov Bertych ALEKSS erwin_rommel Roman-Nord Максим Былкин Ребята, спасибо вам большое!!!! |
|
|
» Последние статьи раздела
|
» Лучшие статьи раздела
|
Спасибо вам!
saigon
Антон, давай на ты!