Наши проекты: Склей-ка Модель! : NorthStarModels : Studio XIII : Wiki : Сувениры : Walkarounds : Новости |
В конце 30-х годов, итальянские ВВС (Regia Aeronautica) занялись разработкой схем окраски самолетов, предназначенной для их маскировки на земле и в воздухе.
COLORE | Цвет | FS.595B | COLOURCOATS | POLLY SCALE ACRYLICS | HUMBROL |
---|---|---|---|---|---|
Alluminio | Серебристый | 17178 | ACRA 18 | 501990 Bright Silver | 27001 |
Azzurro 11 | Матовый синий | 15056 | - | 505340 Israel Early Camo. Blue (35053) | 25 |
Bianco Avorio 5 | Белый (слоновая кость) | 33613 | ACRA 17 |
505312 Ger. RLM 69 Light Tan (33695) |
148 |
Bianco Neve 6 | Белоснежный | 37875 | - | 505011 WHITE (RLM 21) | 34 |
Bruno Mimetico | Камуфляжный коричневый | 30215 | ACRA 13 | 505200 RUST | 118 |
Giallo Cromo 7 | Камуфляжный желтый | 33655 | - | 505017 YELLOW (RLM 04) | 69 |
Giallo Mimetico 1< | Камуфляжный желтый 1 | 33531 | ACRA 01 | - | 121 |
Giallo Mimetico 2 | Камуфляжный желтый 2 | 33481 | ACRA 02 | 505292 IT. CAMO YELLOW 2 | 81 |
Giallo Mimetico 3 | Камуфляжный желтый 3 | 33434 | ACRA 03 | 505294 IT. CAMO YELLOW 3 | 63 |
Giallo Mimetico 4 | Камуфляжный желтый 4 | 30266 | ACRA 04 | 505260 BRITISH MIDDELSTONE | 94 |
Grigio Azzurro Chiaro 1 | Светлый голубовато-серый | 36307 | ACRA 15 | 505290 IT. LT. BLUE GRAY | 141 |
Grigio Azzurro Scuro 3 | Темный голубовато-серый | 36118 | ACRA 16 | - | 79 |
Grigio Mimetico | Камуфляжный серый | 36231 | ACRA 14 | 505242 FR. LT. BLUE GRAY | 140 |
Marrone Mimetico 1 | Камуфляжный коричневый 1 | 30118 | ACRA 11 | - | 29 |
Marrone Mimetico 2 | Камуфляжный коричневый 2 | 30076 | ACRA 12 | 505286 ITALIAN CAMO BRN 2 | 180 |
Marrone Mimetico 53193 | Камуфляжный коричневый 53913 | 30140 | - | 505240 FR. EARTH BROWN | 119 |
Nocciola Chiaro 4 | Светлый ореховый 4 | 30219 | ACRA 10 | 505284 ITALIAN HAZEL TAN 4 | 118 |
Rosso Bandiera 8 | Флаговый красный 8 | 31105 | - | 505020 RED (RLM 3) | 19 |
Verde Anticorrosione | Антикоррозионный зеленый | 34272 | - | - | 78+34 |
Verde Bandiera 9 | Флаговый зеленый 9 | 34062 | - | 505200 GREEN (RLM 25) | 3 |
Verde Mimetico 1 | Камуфляжный зеленый 1 | 34258 | ACRA 05 | - | 102 |
Verde Mimetico 2 | Камуфляжный зеленый 2 | 34092 | ACRA 06 | 505246 RAAF K3/178 FOL. GRN. | 149 |
Verde Mimetico 3 | Камуфляжный зеленый | 34102 | ACRA 07 | 505390 US TAC MID-GREEN | 86 |
Verde Mimetico 53192< | Камуфляжный зеленый 53192 | 34227 | ACRA 08 | 505288 IT. CAMO GRN | 120 |
Verde Oliva Scuro 2 | Темный оливково-зеленый 2 | 34052 | ACRA 09 | 505296 IT. DK. OLIVE GREEN 2 | 91 |
В конце 30-х годов, итальянские ВВС (Regia Aeronautica) занялись разработкой схем окраски самолетов, предназначенной для их маскировки на земле и в воздухе. В 1936 году, Амедео Мегоччи, исследователь тактики применения бомбардировочно-штурмовой авиаци и, впервые предложил использовать камуфляж для окраски самолетов, «работающих» на малой высоте - с тем, чтобы затруднить их обнаружение и атаку сверху. ВВС приняли предложенные идеи, и в течение нескольких последующих лет разработали серию камуфляжных цветов (Mimetica). Краски наносились на истребители, бомбардировщики и штурмовики, большими, волнистыми полосами. Вначале, камуфляж наносился только на крылья, позднее им стали покрывать и фюзеляж. Первыми цветами этой схемы стали желтый (Giallo Mimetico), зеленый (Verde Mimetico) и коричневый (Marrone Mimetico).
Оттенки этих цветов изменялись в зависимости от производителя краски и авиатехники. Известны четыре типа желтого цвета: Giallo Mimetico 1 (FS 33531), 2 (FS 334 81), 3 (FS 33434) и 4 (FS 30266). Также существует три типа зеленого цвета - Verde Mimetico 1 (FS 34258), 2 (FS 34092) и 3 (FS 34102). Что касается коричневого цвета, он представлен тремя разновидностями - Marrone Mimetico 1 (FS 30118), 2 (FS 30109) и темно-коричневый цвет Bruno Mimetico (FS 30227).
Помимо вышеуказанных цветов, широко применялись оттенки Marrone Mimetico 53193 (FS 30140) и Verde Mimetico 53192 (FS 34227) – и тот и другой наличествуют в каталоге Arson SISI красок Giomar.
Нижние поверхности, как правило, не красили, оставляя естественный цвет алюминия – такая практика имела место вплоть до конца 1930 года, когда началось использование серого цвета Grigio Mimetico (FS 36231). Grigio Mimetico являлся стандартным цветом для нижних поверхностей с начала войны до 1941 года.
Опыт испанской войны подсказал итальянцам, что контрастные полуматовые цвета, наносившиеся угловатыми полями, маскируют само лет нелучшим образом. С 1937 года, вступила в действие директива о модернизации камуфляжных схем всех самолетов итальянских ВВС. Первыми субъектами этой директивы стали самолеты итальянской добровольческой группы в Испании («Aviazione Legionaria»), затем под ее действие попали заново выпущенные серийные машины. Так называемая «сотовая» с хема окраски использовала уже имеющиеся цвета, но схема нанесения усложнилась: контрастирующие цвета наносились мелкими размытыми пятнами. Такая схема применялась вплоть до конца войны.
В рамках «сотовой» схемы, имели место различия в окраске, между производителями авиатехники, между строевыми частями, и во многих случаях - между отдельными самолетами. Так, в качестве фонового цвета мог использоваться желтый или зеленый, поверх которого наносились контрастные пятна. Сами пятна были различной формы, пропорций и размеров – например, пятна Giallo поверх зеленого фонового цвета Verde; либо светло-зеленые пятна Verde Chiaro, на фоне темно-зеленого Verde Scuro, или наоборот. К этим цветам часто добавлялся третий - MarroneMimetico или BrunoMimetico. В конце войны, вместо третьего, коричневого цвета, использовались два зеленых и желтый оттенок.
В рамках «сотовой» схемы существует два основных типа окраски:
В ходе войны, камуфляжные схемы упрощались. С 1941 года, когда вышла новая директива об упорядочении камуфляжных схем, трехц ветный камуфляж начал выходить из употребления. В дополнение к разнообразным «вариациям на тему» стандартной камуфл яжной схемы, использование конкретных цветов зависело и от производителя:
Камуфляж «Бреда» Ba.88, в том виде, как он представлен на снимках из клубного архива, является уникальным. Фонов ый цвет для верхних поверхностей – Verde Mimetico 3 (вероятно), поверх нанесены очень мелкие размытые пятна Giallo Mimetico 3 (вероятно). Нижняя поверхность планера окрашена в цвет Grigio Azzurro Chiaro 1 (сине-серый). Такой камуфляж также на носился на самолеты, направляемые в Африку.
Изображенный ниже профиль «североафриканского» Ва.88 взят из инструкции к декали Tauro Models Decal Sheet TM 72/ 522. (Рикардо Тротта)
Нижние поверхности окрашивались в цвет Grigio Mimetico всеми производителями, хотя отдельные самолеты не окрашивались снизу – это в основном касается самолетов довоенной постройки.
Рассмотренные схемы окраски использовались на Европейском и Африканском ТВД – тем не менее, предпочтение всегда отдавалось схеме с желтым фоновым цветом, если это было возможно.
В 1941 году, многообразие схем окраски, применявшихся в итальянских ВВС, стало поводом для издания новой директивы. Ее целью было упрощение цветовой гаммы и применявшихся схем камуфляжной окраски. Конечным результатом стало сокращение цветов до 10 (так называемые цвета Тавола). Все цвета, согласно директиве, должны были быть матовыми, а граница между «верхним» и «нижним» цветом – размытой. Не менее важным, представляется то, что директива устанавливала стандартную схему окраски. Новыми цветами были:
Nocciola Chiaro 4 (FS 30219)
Verde Oliva Scuro 2 (FS 34052)
Grigio Azzurro Chiaro 1 (FS 36307)
Новая стандартная камуфляжная схема выглядела следующим образом: североафриканский ТВД – фоновый цвет Verde Oliva Scuro 2, поверх – мелкие пятна Nocciola Chiaro. По директиве, все «старые» светло-желтые и светло-зеленые тона изым ались из употребления, также как и Marrone Mimetico и Bruno Mimetico. Однако, все запасы уже произведенной краски, согласно той же директиве следовало использовать полностью, как в серийном производстве, так и в ремонтных мастерских – так что, «старые» цвета можно было видеть и после 1941 года. Такая ситуация сохранялась вплоть до капитуляции Италии – за исключением еще одной директивы, изданной в 1942 году, и касающейся «африканской» схемы. По ней, верхние поверхн ости самолетов надлежало красить в цвет Nocciola Chiaro 4, поверх которого наносить мелкие пятна Verde Oliva Scuro 2.
Наконец, следует рассмотреть, что обозначает понятие «мелкие пятна» применительно к тому или иному производ ителю:
Летающие лодки (например, Кант Z.501) и поплавковые гидросамолеты вступили в войну «с блеском» – планеры покрывались серебрянкой на лаке. Погружаемые части окрашивались в матовый черный цвет. С началом войны, с верхних поверхностей крыльев удалили ярко-красные полосы быстрого обнаружения (цвет Rosso Bandiera 8 FS 31105). Эти полосы были разработаны для нанесения на машины, задействованные в Эфиопии: активность истребителей там была фактически нулевой, а ярко-красный цвет помогал в к ратчайший срок обнаружить самолет, потерпевший аварию.
С началом войны, итальянский триколор на рулях направления стали заменять на савойский крест, поверх Verde Mimetico. Директва, изданная в 1941 году, потребовала перекрасить верхние поверхности самолетов морской авиации в темный серо-синий цвет Grigio Azzurro Scuro 3 (FS 36118). Этот цвет более подходил для Средиземноморья.
На самолетах SM.79 в 1940 году стали применять новую камуфляжную схему: крупные полосы цветаMarrone Mimetico 53193, параллел ьно которым шли полосы Giallo Mimetico 3 (или Verde Mimetico 3) или Verde Mimetico 53192 (или Giallo Mimetico 3). Такая камуфляжная схема также состояла из повторяющихся и блеклых полос Giallo Mimetico 3, Marrone Mimetico 53193 и Verde Mimetico 53192.
Существовали и другие схемы окраски, скорее всего не заводские – чаще всего, они обнаруживаются на торпедоносцах, такх, как S.79 «Спарвиеро». Как пример, можно представить схему с фоновым цветом Giallo Mimetico, поверх которого нано сились крупные пятна Verde Mimetico 1, 2, 3 или Verde Mimetico 53192 – а в качестве примера позднего камуфляжа, схему с п ятнами Grigio Azzurro Chiaro поверх Verde Oliva Scuro 2. Чтобы усилить маскировочный эффект в окраске маловысотных торпедоносце в, особенно на последнем этапе захода на цель, носовая часть фюзеляжа и крыло окрашивалась в цвет Grigio Azzurro Chiaro.
Ночные истребители обычно окрашивались целиком в матовый черный цвет: при этом, закрашивались и белые поля в опознавательных знаках (за исключением, иногда, савойского креста на руле направления).
На ночных бомбардировщиках, в черный цвет окрашивались нижние и боковые поверхности фюзеляжа. Верхние поверхности сохраняли заводские камуфляжные цвета (особенно, в случае с цветом Verde Oliva Scuro 2, использовавшимся на S.79 III). Как и в случае с и стребителями, белые полосы на фюзеляже закрашивались.
В большинстве случаев, трофейные самолеты не перекрашивались – с них просто удаляли опознавательные знаки. Иногда, цвета заменяли на итальянские камуфляжные – например, Grigio Mimetico или Grigio Azzurro Chiaro 1, в зависимости от периода времени – для нижних поверхностей, Verde Mimetico 2 или Verde OlivaScuro 2 – для верхних.
Три «Мессершмитта» Bf 110C и несколько «Дорнье» Do 217J, поставленных итальянским ВВС, были целиком окрашены в черный цвет, хотя полной уверенности в этом нет. Связные самолеты Fi. 156 окрашивались в цвет Verde Mimetico 2 – известна только одна машина, окрашенная по североафриканской схеме.
Более сложной представляется ситуация с истребителями Bf 109 F и G. Наряду с «тропической» схемой Люфтваффе, нек оторые самолеты были перекрашены в полевых условиях в итальянские камуфляжные цвета. Ме-109G и К, принадлежавшие Итальянской Со циальной Республике (ANR), окрашивались по схемам Люфтваффе, в цвета RLM 74/75/76 или RLM 76/80/83. Свастика и немецкие кресты заменялись эмблемами ANR на плоскостях. На обе стороны фюзеляжа, возле закрашенного креста, наносился итальянский флаг.
Захваченные французские самолеты также не перекрашивались: опознавательные знаки закрашивались краской Grigio Azzurro Chiaro 1. Так же поступали и с самолетами Виши.
На большинстве итальянских самолетов II мировой войны, интерьер окрашивался в зеленый цвет Verde Anticorrosione (FS 34272), хотя конкретный оттенок мог быть различным и зависел только от производителя краски. Например, на истребителях Reggiane, оттенок интерьерной краски был ближе к серому на других самолетах он был зеленый, близкий к FS 34230.
Существует несколько важных исключений - например, фюзеляж S.79 окрашивался изнутри в серый цвет, сходный с GrigioAzzurro Chiaro 1.
Относительно интерьеров «Фиата» G.50, обратимся за пояснением к Рикардо Тротта.
«В первом номере журнала «Аэрофан» за 1981 год, мы можем найти статью с выдержками из официального докумен та C.A. 381 «Инструкции и нормативы по монтажу, регулировке и обслуживанию истребителя Фиат G.50 второй серии, выпущенного компанией CMASA. Документ датирован маем 1940 года, то есть до вступления в силу реестра цветов «Тавола 10». По инструкции, внутренние поверхности фюзеляжа полагалось покрывать серой антикоррозийной краской; неизвестно, был ли этот серый цвет идентичен Grigio Azzurro Сhiaro, но он несомненно был серым».
После выхода директивы о стандартизации цветов и новом цветовом реестре «Тавола 10» ( издана в 1941, вошла в силу в 1942), все интерьеры стали окрашивать в цвет Grigio AzzurroChiaro 1. Интерьеры самолетов, выпущенных до 1942 года, окрашивали сь в цвет Verde Anticorrosione, истребителей Reggiane Re. 2000 и Re.2002 – в цвет FS 34227. Так как многие машины, наприер MC. 200 и MC. 201 выпускались до и после 1942 года, получить ответ на вопрос, в какой цвет была окрашена кабина, можно, установив примерную дату выпуска по серийному номеру (Matricole Militare MM).
Итальянские ВВС, оставшиеся на севере страны после капитуляции, использовали три основных типа истребителя: Фиат G.55., Макки 205V и Bf.109. В очень небольших количествах также применялся Реггиане Re.2005. За исключением последнего, камуфляжные схемы повторяли немецкие, с цветами RLM 74/75/76 и RLM 80/83/76. Немецкие опознавательные знаки, крест и свастику, в основном закрашивали цветом Grigio Azzuro Chiaro – это относится к машинам, поставлявшимся ANR с немецких складов в 1944-1945 году. Тем не менее, в конце 1945 года, балканские кресты можно было видеть на фюзеляжах и нижних поверхностях крыльев Bf.109. Транспортные самолеты и бомбардировщики также окрашивались по образцу немецкой авиатехники: как правило, это был однотонный цвет Verde Oliva Scuro.
Винче Тассоне
Камуфляж и окраска самолетов Итальянских ВВС http://www.stormomagazine.com/RegiaAeronauticaColorsinWWII_3a.htm
Regia Aeronautica и ANR
Перевод Матвей Глухарь, 2006
» Автор | |
---|---|
![]() Матвей_Глухарь | |
Опыт: | 380 |
Репутация: | +54 |
|
|
» Последние статьи раздела
|
» Лучшие статьи раздела
|
![]() ![]() ![]() ![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
Тема: Камуфляж и окраска самолетов Итальянски...(#78) - обсуждение
Спасибо! Отличная справочная статья! Ставлю в "Избранное" не задумываясь.