Наши проекты: Склей-ка Модель! : NorthStarModels : Studio XIII : Wiki : Сувениры : Walkarounds : Новости
Войти Регистрация

Шильдики для авиационных приборов : Японское авиационное оборудование 1940-1945

Одна из черт, характерных для самолетов японской постройки, и отличающих эти машины от построенных в других странах – это пояснительные таблички к приборам (пилотажным и контролирующим работу двигателя), наносившиеся на приборные доски.

Обычно, пояснительная табличка (шильдик), представляла собой тонкую полоску металла, картона или бумаги, высотой примерно 10 мм, с нанесенным наименованием соответствующего прибора – это наименование специально упрощалось, по сравнению с маркировкой, обозначавшей модель
или тип.

Как правило, шильдик закреплялся над прибором, лишь иногда – под ним. Материал, из которого изготавливались шильдики, изменялся в течение всей тихоокеанской кампании; это относится и к стилю наносившихся иероглифов. Каждый производитель характеризовался «своими» особенностями написания; этот стиль мог сохраняться в течение всего военного периода, либо представлять определенный отрезок времени.

В первые годы войны, металлические шильдики были стандартными. Шильдик крепился к доске при помощи двух заклепок; их головкитщательно закрашивались в один цвет с фоном шильдика, если последний не был серебристым. Некоторые производители выпускали таблички с выступающими надписями, другие – с углубленными; в этом случае, углубления должны были заполняться контрастной краской. Нередко символы просто наносились поверх фонового цвета. Как правило, табличку обрамляла граница, того же цвета, что и надпись. Исключением служит фирма Кавасаки, использовавшая шильдики без обрамления.

Когда запасы металла иссякли, на смену металлическим шильдикам пришли бумажные; их по-прежнему крепили при помощи заклепок, а затем стали приклеивать к доскам. Приэтом, метод нанесения надписей остался прежним.

Ближе к концу войны, вместо шильдиков стали наносить маркировку с помощью декалей. Последним шагом стало нанесение надписей через трафарет, непосредственно на доску – отчаянная попытка, сохранить материал и устранить одну из стадий производственного процесса.

Выявленные различия в стиле написания, характерные для самолетов, находившихся в ведении армейской или морской авиации, необходимо описать. Читатель должен принять во внимание, что заметки, приведенные ниже, носят обобщенный характер, и не исключают выявления вариантов, отличающихся от стандартных.

Морская авиация

Аиши (Aichi)

серебристые шильдики с черными надписями, края таблички закругленные.

Шильдики, относящиеся копределенным самолетным системам, маркировались специальным цветом:

  • Маслосистема: желтый фон, белыенадписи.
  • Топливная система: красный фон, белыенадписи.
  • ADI: голубой или серый фон, белыенадписи.
  • Вакуумные приборы: черный фон, белыенадписи.
Каваниши

черные шильдики с серебристыми надписями,. На самолетах, вошедших в строй в конце войны, таких, как N1K «Джордж», шильдики изготовлялись из картона и закреплялись на досках при помощи клея.

Кугисё

единый стиль оформления шильдиков здесь отсутствует, так как большинство самолетов Кугисё серийно выпускали другие фирмы, с их собственным стилем оформления.

Мицубиси

черные шильдики с серебристыми надписями, форма таблички строго прямоугольная. В конце войны, компания использовала декали, но формат печати при этом оставался прежним.

Накадзима

черные шильдики с серебристыми надписями, края таблички закругленные.
В конце войны, компания использовала декали, но формат печати при этом оставался прежним
– исключением служат выпускавшиеся истребители «Зеро», на которых использовались
шильдики «Мицубиси». Таблички были прямоугольной формы.

Армейская авиация

Кавасаки

черные шильдики с белыми надписями. Разметка под надписи в основном наносилась методом травления, в углубления затем заливалась белая краска – часто люминесцентная. Края таблички были закругленными, обрамление шильдика отсутствовало.

Мицубиси

черные шильдики с серебристыми или белыми надписями, прямоугольной формы.

Накадзима

на истребители, шильдики вовсе не наносились. На бомбардировщиках, шильдики были, но их формат не установлен.

Тахикава

черные шильдики с белыми надписями, края закругленные. Единственное исключение – двухмоторный Ki-77. На этой машине, предназначенной для установления рекорда дальности полета, использовались прямоугольные белые шильдики с черными надписями.



Компания Аиши использовала специальный образец, «привязывающий» фоновый цвет шильдика, к определенной самолетной системе. Здесь показан шильдик к вариометру: черная надпись на серебристом фоне, закругленное обрамление шильдика.

В той же компании, шильдики для приборов, контролирующих работу двигателя, выполнялись темными со светлыми надписями – в противоположность пилотажным приборам. На снимке – шильдик к термометру воды в системе охлаждения. Черный фон, надпись белая, либо краска просто не наносилась. Исключения не являлись редкостью.

Топливомер: красный фон с серебристой или белой надписью.


Указатель температуры масла – желтый фон с серебристой или белой надписью.

Показанные здесь таблички, снятые с торпедоносца М6А «Сейран» первых серий выпуска, послужили основой при восстановлении машины в экспозиции Национального
Аэрокосмического Музея.



Для морских самолетов Каваниши, общим правилом стало использование черных шильдиков с закругленными концами. Надпись была серебристой, либо светло-серой. На
снимке – шильдикк указателю низкогодавления.


Не характерный случай для самолетов Каваниши: приборная доска «Рекса» (N1K1), с белыми шильдиками. Ниже располагались приборы контроля над топливной системой. Надписи на шильдиках -углубленные (штамповка), с залитой черной краской, либо чернилами.


Эти таблички, предназначавшиеся для морских самолетов Мицубиси, никогда не использовались: среди прочих, они были взяты со склада фирмы. Характерная черта

Мицубиси

шильдики строго прямоугольной формы. Шильдики, как правило, черные;
надпись – неокрашенный алюминий, либо краска. Верхний шильдик размещался у
выключателя аэронавигационных огней, нижний – у предохранителя несанкционированного сброса полезной нагрузки.

Часть приборной доски «Зеро», с нанесенными шильдиками, характерными для Мицубиси.


Фирма Накадзима также использовала прямоугольные шильдики на своих самолетах,
предназначенных для морской авиации, Эти, снятые с истребителя J1N1 «Ирвинг», выглядят более неказистыми – без обрамления, и символы представляют собой неокрашенные участки алюминия. На снимке ниже -приборная доска истребителя А6М7. Бумажные шильдики с черными надписями на светлом фоне, без обрамления – свидетельствотого, что самолет был выпущен в последние дни войны. Прямоугольные очертания шильдиков, характерные для Мицубиси, сохранились – стоит отметить, тем неменее, что в действительности самолет был построен фирмой Накадзима.

Армейская  авиация


Четыре шильдика, снятых с бомбардировщика Ki-48, демонстрируют различные варианты написания текста. Все шильдики – с закругленными концами, с черным фоном, без обрамления. Слева направо, сверху вниз – указатель оборотов двигателя, синхронизатор, указатель давления всасывания на левом двигателе, контакт.



Прямоугольные шильдики Мицубиси, сходные с теми, что применялись на машинах морской авиации той же фирмы. Эти, как говорят, сняты с разведчика Ki-46. Отметим различную толщину написания символов, а также тот факт, что обрамление присутствует только на одном из трех шильдиков.


Неиспользованные шильдики Мицубиси, предназначенные для легкого бомбардировщика Ki-51. Изъяты со склада готовой продукции. Верхний шильдик относится к противопожарному оборудованию самолета, нижний показывает положение капотных створок: «ноль» соответствует нейтральному давлению, «минус десять» - створки полностью закрыты и прижаты к фюзеляжу.


Шильдик к сигнальным лампам открытого/закрытого положения створок бомболюка. Бомбардировщик Ki-21. Шильдик уникален тем, что обрамление и надпись нанесены печатным способом прямо на некрашеный металл.



Электрощиток истребителя Ki-44 «Тодзё». Здесь представлена еще одна форма шильдиков – с выступами подзаклепки. Такая форма не характернадля самолетов Накадзима – возможно, шильдики поступали от субподрядчиков. Как уже указывалось, на армейские самолеты Накадзима, вообще не наносились шильдики.


Найденные на складе шильдики для радиооборудования истребителя Ki-84: приемника Hi-3, и дистанционного выключателя «Тип 4 Hi 3». Отметим необычную конфигурацию шильдиков: прямоугольное поле, но форма самой таблички – с закругленными концами.


Электрощиток Ki-84: пластиковые шильдики красновато-коричневого цвета с черными символами. Использование пластика говорит о дефиците металла в то время.

Роберт Микеш
Перевод Матвей Глухарь, 2006

» Информация о статье
Просмотров: 12968
Опубликовано:
BlackCat в 21.06.2006 - 16:35
Тема: Re: Шильдики для авиационных приборов : Японское авиационное
http://scalemodels.ru/articles/109.html
супер огромное спасибо! сохранено на диск

Добавить свою статью | Обсудить на форуме

Вы должны быть пользователем сайта, чтобы комментировать статьи!
Зарегистрироваться

ScaleModels.ru - сборные масштабные модели. © 2005-2015. Работаем на сервере FastVPS.ru
Privacy Policy