Наши проекты: Склей-ка Модель! : NorthStarModels : Studio XIII : Wiki : Сувениры : Walkarounds : Новости
Войти Регистрация

Пособие по возвращению в моделизм, эссе

Написать это пособие меня сподвиг комментарий одного товарища с форума, позавидовавшего мне в том, что я «смог вернуться в моделизм». Если исходить из того, что завидуют обычно чему-то сложно достижимому, то тут возникает вопрос: а чего такого я, собственно, сделал?
 

 Нужно разобраться, а заодно и вам рассказать, как я дошел до жизни такой.

Есть такие люди - «коробочники»

И я практически стал им, успев окуклиться и пройти прочие стадии созревания: от мыслей «Нафига я столько денег в пластик закатал?» до «Ладно, думаю, на самой верхней полке в подвале им не будет так сыро...». 
Как говорится, конечная, приехали... 
Однако, если что-то действительно ваше, то вам от этого никуда не скрыться, и оно вас само найдет.

В принципе, тут можно было бы ставить точку, и идти умывать руки, но это было бы слишком скучно. 
И быстро. 
А я человек, разменявший четвертый десяток, огого какой степенный и важный. 
Поэтому продолжу растекаться мысью по древу («мысь» это белка, если чо).

В жизни у каждого может настать такой момент, когда хобби начинает буксовать. Крокодил не ловится, не растет кокос, нитрой постоянно пытаемся разбавить водный акрил,.. просто, говоря по-босяцки, на модели падает, и не встает... Пусть на них падает... книжный шкаф, а то вдруг это и дамы читать будут? Итак, книжный шкаф упал на хобби стремительным домкратом. Если смотреть ветку форума «Тренажерная», то взгляд тонет в начатых, но неоконченных проектах. Папаша Мюллер сказал бы на это: «Как-то это всё... непрофессионально!» Приходит человек в тему, находит себе ментора-наставника, начинает собирать модель. На огонек слетаются желающие поучиться, черпануть вдохновения, да и просто порадоваться успехам молодого мастера. В среднем шкаф обрушивается на хобби к началу конца обустройства кабины пилота, либо к окончанию сборки ходовой БТТ. Человек вдруг внезапно пропадает, а ментор потом зайдет пару раз по инерции в тему, помашет фонарем в тумане, да и уйдет, понурый... Пропал ученик, как в воду канул. Что стряслось с человеком, почему он забросил хобби, которое так ярко его озарило всего 4 страницы назад?

"Зеленые ботинки"

Как мне кажется, проблемы начинаются в районе постановки цели. Насмотрелся человек фильмов, наигрался человек в «Танчики» или «Тундру»,вспомнилось былое хобби, и загорелось у него промеж ушей жгучее желание заиметь на своей книжной полке маленького кубического «Тигра», или изящную «Аэрокобру» Покрышкина, или там «Тип-24» Сафронова на толстый конец его фюзеляжа. Решился, в общем, на постройку, как много-много лет назад! После работы, где-то между ей-родимой и походом в гипермаркет за окорочками, человек заскакивает в хоббимагазин, быстро находит нужный набор, оплачивает его по прейскуранту, и, довольный, отбывает.

По пути домой его настигает мысль: ёлки-палки, а как её делать-то? Я же все уже позабыть успел!

Вечером он регистрируется на форуме, находит «Тренажерную», и с радостью понимает, что вот оно — счастье: научат, направят, помогут. 
Далее - по алгоритму: 

Всем привет! После стольких лет! Буду строить! 
О! Давай, я помогу! 
Ура, а мы посмотрим! 
Вот, начинает получаться! 
Да, ой, здорово! А вот тут поправь. И здесь бы я добавил несколько линий расшивки. 
Вот, сделал, как вы сказали. 
Ну, я говорил делать так, и еще стоит добавить силовой набор на стенки кокпита. 
Господа, вы зачем человеку фото не той модификации подсунули? 
Как не той? 
Там должно быть два ряда по три рейки, а у вас три ряда, по две! Так не было, нужно переделывать... 
Вот, изрезал все пальцы и переделал, как вы сказали. 
В принципе, ничего, но там у вас кровь запекшаяся, ее немного маслом на пинене разбавьте, и как смывка пойдет. 
И чертеж, посмотрите чертеж! Тут капот надо на 2 мм удлинить! 
Эй, мужчина, вы где? Уже неделю не обновляете ветку, вы там живы вообще? Эй, люди ждут, у нас еще столько для вас советов!
Э!?
Господа, расходимся, нас, похоже, как обычно...

Планка, господа. Мы склонны задирать планку. Самое обидное, что мы склонны делать это на ходу. Пробежав полкилометра без одышки, мы с ходу стремимся осилить хотя бы полумарафон, будучи не готовы справиться с трудностями. Ну а причем здесь «зеленые ботинки»?

Пособие по возвращению в моделизм, эссе 


На Эвересте есть такая маршрутная точка - «Зеленые ботинки». Скорбное место, ставшее топографическим. Этим объектом является вмерзший в снег труп альпиниста, забравшегося выше уровня своей подготовки и экипировки, выложившегося на 110%, но оставшегося в сугробе, и оставившего вершину непокоренной. Он обут в яркие зеленые ботинки, они торчат всем на радость из снежного заноса: поворачивайте возле нас, вершина впереди! Так и человек, взявший для себя цель «просто собрать самолетик», не готовый к долгому и упорному перепиливанию, но загорающийся мыслью «сделаю самый-самый копийный Мессершмитт!», сворачивает в сторону недостижимой вершины, и падает там, подкошенный, без сил и всякого желания продолжать. А его начатый шедевр, откитбашеный, простите, с трех сторон, перешпаклеванный и недошитый, остается в анналах интернет-форума яркими зелеными ботинками парня, который начал путь к вершине, но не дошел. 

Это невозможно в принципе: покорить то, к чему не готов.
Но многие лезут. А потом сидят у телевизора, и ёжатся от отвращения к мысли о том, что бы вернуться к тому тысячу раз перешлифованному обмылку фюзеляжа, дорезать обшивку, а там... Там еще и крылья, с их долбаной стреловидностью, и лючками из фольги, которые никогда не делал!.. Нет, ну его нафиг! Дорогая, что там сегодня по «Первому»?

Дорожная карта

Пособие по возвращению в моделизм, эссе 

Все таки, если вернуться к мысли, что вас потянуло обратно в это неблагодарное дело, и вы таки решили вернуться за верстак, то вот вам несколько советов от «возвращенца», парочка подсказок, как и куда идти.

1) просто примите тот факт, что вы сейчас — начинающий моделист, со всеми его багами, криворукостью и отсутствием терпения. Как говорят в обществе анонимных алкоголиков, - а они знают, о чем речь! - признание проблемы это уже половина пути к решению проблемы. Прошлый опыт в зачет не идет, вы не экипаж «бэта-тапка» с постоянными тремя перками, вы все забыли, и руки уже не те.

2) А раз так, то давайте спокойно, с долей терпения и философии ДАО, сядем и выберем для себя модель, с которой не грех и начать. Я бы посоветовал новые киты от Airfix, не сочтите за рекламу. Эти коробочки за 4,5 евро предложат отменного качества набор деталей, с качественными деками и остеклением. Пусть модель будет качественной, не большой, и хорошо собираемой. 

Пособие по возвращению в моделизм, эссе 

3) В этом мире для вас пока недоступна опция «Чертежи». Точка.
Но есть опция «Фотографии», ей стоит пользоваться при придании модели «этого самого реализьму».

4) Выбрали и купили модель — позаботьтесь об адекватном оборудовании. Никогда не забуду этот момент: сижу за столом, перед ненавистной «кошкой», с забитым акрилом «клизмографом», а вены на левой руке вздуты до такой степени, что их, не снимая кожи, можно в косичку заплести. Не идет краска! И модель летит в ведро, а клизмограф радостно бьется о стену. Мысленно, да, но как же я был к этому близок! Оборудование — одна из важнейших частей для получения УДОВОЛЬСТВИЯ от хобби, и не стоит обходить его стороной. За те несколько лет, что вы сидели с упавшим на хобби шкафом, мир не стоял на месте. Выкиньте старый компрессор от холодильника в утиль, купите недорогой китайский компрессор с манометром, ресивером, регулятором давления, фильтром для воды, наконец! Аэрограф берите на свое усмотрение. Краски разбавляйте первое время фирменным растворителем — это очень сбережет ваши нервы! 
Пособие по возвращению в моделизм, эссе 


Отступление: когда я увлекся проявкой и печатью черно-белых снимков, я делал все в точности по учебнику: если дистиллят, то дистиллят. Если 40 градусов, то 40. Если микрофен, то микрофен. И что вы думаете? Результаты моих проявок и печати сразу вышли на уровень, до которого так и не смог добраться в свое время мой папа. Очень важно при отсутствии опыта следовать инструкции и соблюдать технологию! 

5) В моделизме нет мелочей. Пинцеты, кисти, клеи, лаки, краски — все должно быть качественным, потому я советую включить ДАО и подходить к покупке ингредиентов спокойно и терпеливо. Если нет нужной краски, то стоит ее подождать, поискать. Практика показывает, что в 95% ситуаций шальная мысль «Авось прокатит!» приводит к былинному отказу, и переделыванию всей работы, а там и до падения шкафа ой как недалеко!

6) Теперь — самое главное: выбрать уровень, выше которого мы не пойдем. То есть, ставим конкретную цель: из коробки, с травлёнкой, без «вгонки в чертежи», к примеру. И не отступаем от нее! Как только возникает крамольная мысль «сделать самый копийный в мире Мессершмитт и удивить всех после десяти лет молчания», то сразу же идем в душ и встаем под холодную воду до полного просветления. Наше дело сейчас - дойти до конца пути, и не стать тем парнем на склоне Эвереста. Мы должны одержать первую Победу, и не над криворукими создателями прессформы, а над своими обстоятельствами: ленью, нехваткой времени, и чем мы там еще оправдываем свои неоконченные пьесы для механического пианино? Планируем цель, и идем к ней.

7) Идем в день по чайной ложке, не «переедая». Что бы на следующий день оставался легкий голод, желание продолжать. Но те маленькие отрезки делаем спокойно, аккуратно и качественно. Для себя стараемся, не для дяди.

8) Если поступать так, как я описал, то результат будет достигнут: модель, пусть и не самая точная, но ОКОНЧЕННАЯ, на полке, на фотографиях в «Одноглазниках» и прочих «Пейсбуках», на родном форуме в виде статьи, например! Самая лучшая модель в коробке не сравнится с посредственной, но оконченной моделью на полке. Ибо это — опыт, чувство достижения, затравка на будущие дела. 

Я долго думал в начале этого года, а с чего начать? Начал я с того, что открыл шкаф и достал из него самую первую попавшуюся на глаза модель. И начал ее делать, не торопясь и не форсируя события. По ходу дела, докупал нужные краски, химию, оборудование. Если у меня чего-то не хватало, я тормозил сборку до момента обретения искомого компонента. Я сознательно не спешил, дабы не запороть. Я уверен: запори я эту первую модель, и не писал бы я эти строки — возвращение бы не состоялось. Я знал, что мне крайне важна победа, и я вел сборку к покраске, покраску к оттенению и нанесению декалей, а их — к пигментам и покрытию лаками. И результат, достигнутый мной, радует не только мой глаз. Думаю, достижение результата — это краеугольный камень для возвращения в моделизм. Но до этого камня нужно дойти, потому и взялся я написать эту небольшую «дорожную карту». 

Спасибо за внимание, и удачной дороги!

 

» Информация о статье
Просмотров: 13347
Опубликовано:
Илья_Велижанин в 11.04.2017 - 16:53
Тема: Re: Пособие по возвращению в моделизм, эссе
Не видел эту статью. Очень понравилось.
Да уж! Статья знатная. Тоже вот только ее прочел. коллега все правильно пишет. Лучше собранная модель (пусть абы-как), чем коробка с деталями. Это факт!!!
VolshebNik в 12.04.2017 - 17:14
Сам когда-то думал такую написать.
Согласен со всем, кроме выбрасывания компрессора от холодильника - китайчкие мембранники отдыхают по долговечности и производительности :)

Автору плюс за статью.

Я кстати до сих пор для каждой модели ставлю цель. Обычно это сделать что-то как всегда + плюс что-то новое попробовать.
И да, новичёк хорошую идею подал: можно вести и долгострой, но паралельно обязатеьно простые сборки вести.
Самое сложное это договориться с жабой, что далеко не каждой моделью вы собираетесь удивить ваших соратников :)
Scorpius в 28.02.2019 - 11:04
Тема: Пособие по возвращению в моделизм, эссе
Отличная статья, написанная живым языком. У автора литературный талант. Жаль нельзя плюсануть по прошествии такого времени. Всё верно. Где-то перекликается с СПМ: Синдромом Продвинутого Моделиста. Когда уже многое умеете требования к себе и другим тоже возрастают. Лично мне не интересно повторятся. В каждой новой работе должно быть что-то чего еще раньше не делал.
Казанец в 28.02.2019 - 13:29
Тема: Re: Пособие по возвращению в моделизм, эссе
Жаль нельзя плюсануть по прошествии такого времени.
Ну так плюсаните автору в репу
slimpermen в 28.02.2019 - 14:18
стОит вообще задуматься, имеете ли вы право называть себя моделистом!
Нет конечно.
Ишь подлец,в моделисты записался.
В подвалы лубянки его,кровавой ГэБне на расправу.
От себя добавлю к статье пару строк.
Много крови выпил интернет и как ни странно модельные форумы.
Раньше оно как, берёшь Бакинскую кобру,если вдруг повезло,найдёшь чертежи,и пилишь по ним.
Ниши шасси жёлтой, или чёрной.
А тут бах,и не то оказывается, те чертежи слон рисовал,хоботом,жёлтая краска никак на цинк хром не походит, а уж тем более на Белл грин(Белл грин Карл!!!)Как будто нам интериор грин не хватает.
И главное, вот он Демченко, смотри как вертится нахал.
А у тебя руки как из попы растут.
Эххх.
К чему я это.
Надо собирать парни,если хочется то надо собирать,поглядывать конечно на мастеров с завистью,спрашивать советы, но даже понимая что вот так не получится, надо собирать.
Ну потому что хочется и всё тут.
Ваша модель всё равно будет самой лучшей ,потому что она Ваша.
SikokoVremia в 28.02.2019 - 14:51
Тема: Re: Пособие по возвращению в моделизм, эссе(#8963) - обсужде

Статья хорошая, но тема зеленого коврика не раскрыта.
Давно, совсем давно, Pavel_P попытался указать направление, которое, без сомнения,
смогли бы извлечь на Лубянке, но как-то забылось все... Коврик, джентльмены,
прославленый тру-коврик - вот в чем корень вопроса. Раньше крепкой мещанинъ
не мог называться человеком без чесучового зипуна, а теперь редкий моделист
выложит селфи с допами на чем либо иномъ. А все остальное уже зависит от того,
с чем-кем коврик захочет сфотографироваться. Даже настроение собирать модели... :lol: :lol:
Scorpius в 28.02.2019 - 15:23
SikokoVremia
"Так вот ого чё, Михалыч!" (с) В коврике оказывается дело! Если на нём фотографировать всё становится шедевром! :smile:
SikokoVremia в 28.02.2019 - 16:48
Сейчас уже не так остро, конечно, стоит вопрос, все расслабились, но
народ еще строит модели, строит. Нужно срочно придумать какую-нибудь безумно
необходимую штуковину типа говорящего скальпеля, чтобы снова стало видно,
что к чему, куда идти, тогда, возможно, медный таз и накроет все предприятие.
Чего смеетесь? Куда сейчас без говорящего скальпеля? Кто верно укажет направление
реза и одновременно измерит кровяное давление и присоветует съесть витамин С?
А немедленно все сфотографировать и выложить фото в соцсеть? И запостить его
сразу на двадцати сайтах... Кто, скажите? Необходим как воздух такой инструмент.
Чтобы приятным голосом вел процесс : На пару градусов левее! Да при этом рекламу
модельных магазинов озвучивал, - которую можно отключить, конечно, - за определенную
плату.
Естественно, засияет обновленная иерархия, - у кого оригинал, у кого - хороший китаец, у кого
- паленый... Зашевелятся многие шестеренки истинного моделизма...
mgerchik в 01.03.2019 - 16:34
Прочитал статью, в принципе по делу, но возможности (как временные так и финансовые) у всех разные, ровно как и обстоятельства. И называть кого-то не моделистом, просто от того что он не "выпускает" десяток (а то и два) моделей в год, как по мне, не совсем красиво. У каждого свои потребности, как минимум. Кому то достаточно собрать не спеша и парочку в год.
Где проходит эта граница временного отрезка, по прошествии которого в бездельничестве перестаешь считаться моделистом.
Я вот уже 3й или 4й раз наверно возвращаюсь к хобби (перерывы были вызваны разными причинами, как и новыми хобби (например РУ, гитара)). Последний например был вызван переездами. И даже при отсутствии постоянного и стационарного рабочего места собирал. Разложился, пособирал, и снова собрал все обратно, включая аэрограф (который ты вообще доставал ради пары минут и покраски двух маленьких ракет).
Так к чему я, все эти полтора года перерыва (последнего) я не переставал считать и называть себя моделистом, и считать что стендовый моделизм не просто одно из моих увлечений, а основное мое хобби. Сейчас я снова вернулся в это дело, обустраиваю свое рабочее место потихоньку, коплю на нормальный компрессор (а пока и на AS-200 нормально краситься), потихоньку затариваюсь новой для меня химией (до пигментов руки не доходили раньше), вынашиваю в голове идею диорамы с деревянным плавсредством, которую очень давно хотел собрать (всё думал что выше моего уровня умений, но когда то надо начинать); и периодически покупаю интересные модели (так как не обладаю пол сотней коробок в шкафу), на "складе" у меня всего 3 несчастные коробочки :mrgreen: (Republic F-84G Thunderjet от Тамии, Звездные истребитель Энакина Скайуокера от Revell (люблю космос), и X-29 от Hasegawa). В перерывах от текущей сборки С-125-го комплекса от АА моделз (те еще дрова), собираю органайзер (есть по нему вопросы, но та тема похоже что умерла).
...так что, будьте терпимее друг к другу. мы всего лишь люди.

А по поводу описательной характеристики, мне больше всего доставляет вот это http://lurkmore.to/%D0%9A%D0%BB%D0%B5%D0%B8%D1%82%D1%8C_%D1%82%D0%B0%D0%BD%D1%87%D0%B 8%D0%BA%D0%B8
Logo в 02.03.2019 - 10:06
Склейка и раскраска различных наборов , к моделизму имеет отдалённое отношение , это скорее - Декоративно-прикладное творчество.

Хобби - это то занятие , которое приносит радость в жизни и не важно как оно проявляется ; покупка новой коробки , доп-набора , какой нибудь мелочи , в виде баночки краски , или кисти ..
Или даже разглядывание содержимого той самой коробки , приносит эмоции ровно также , как и приклеенное крыло , или собранная ходовая .. :wink:

Добавить свою статью | Обсудить на форуме

Вы должны быть пользователем сайта, чтобы комментировать статьи!
Зарегистрироваться

ScaleModels.ru - сборные масштабные модели. © 2005-2015. Работаем на сервере FastVPS.ru
Privacy Policy