Наши проекты: Склей-ка Модель! : NorthStarModels : Studio XIII : Wiki : Сувениры : Walkarounds : Новости |
На данный момент это одна из немногих моделей ранней Пумы. В 32-м масштабе она не имеет альтернатив и порой перевыпускается в более поздних модификациях фирмой Revell с их красочными декалями. Поэтому посмотрим, что она из себя представляет.
Обзор данной модели был написан совершенно спонтанно после того как модель была найдена моим другом, споттером и журналистом Евгением Лебедевым, где-то на чердаке военной кафедры одного из московских вузов, где мы вместе делали фотообзоры военной техники для сайта. Я решил воспользоваться возможностью обозреть для модельного сообщества подобный раритет без лишнего фанатизма. Поэтому вы здесь не увидите сравнение с чертежами (коих очень мало) и сравнения с фотообзорами реальных вертолетов (фотообзоров ранних Пум почти нет в сети, а сравнивать с поздними не совсем корректно). Так получился мой первый обзор в 32-м масштабе и на вертолетную тему вообще.
Пресс-форма модели датируется 1981 г. и на отливках красуется клеймо, что она уже была отлита в Китае. Не знал, что Matchbox уже в 80-х годах перевел свое производство в Поднебесную или это отливка более позднего периода. В 1982 г. модель поступила в продажу. В 1993 г. эту модель перепаковал Revell с новой декалью с красочным вариантом окраски Tigermeet (артикул 4499). Он же в 1995 г. добавив новые литники с деталями выпустил новую модификацию SA330 Puma BGS #04420, а в 2012 г. выпустил модификацию SA330J Puma Bundespolizei с новыми декалями.
Инструкция напечатана на китайском языке и из нее понятна только сборочная схема. Остальное – увы трудности перевода.
Модель досталась мне в некомплектном состоянии, от декали был отрезан первый вариант на прототип медицинского вертолета. Сама декаль с поправкой на годы нормального качества, на уровне моделей тех лет.
Всего в декали предлагаются 4 варианта окраски:
SA330 Puma, F-BRBU, Ambulance Demonstrator
Самый интересный вариант декали на прототип медицинской модификации вертолета. Но фотографий на него по горячим следам в сети найти не удалось.
SA330 Puma Mk.1, XW208/CE, 33 Sq RAF, Oldham, октябрь 1980 г.
В целом, вариант окраски совпадает с оригиналом. Расхождения были замечены только в прилагаемой схеме камуфляжа. Фото датируется 1977 г., поэтому до 1980-го окраска могла немного измениться.
SA330 Puma Mk.1, XW226/DJ, 230 Sq RAF, Gutersloh, West Germany, 1980
Как и в предыдущем варианте схема камуфляжа немного неточная. На фото 1977 г. вертолет несет бортовой код DK, тогда как декаль предлагает DJ.
SA330B Puma, 44-GB/1311, ELAS 1/44, Armee de l'Air, Corsica, 1976
Увы, но и на этот борт не удалось отыскать фотографий.
Всего в наборе 7 литников – 2 из серого пластика, 2 из зеленого, 2 из белого и 1 из прозрачного. Всего примерно 187 деталей. Литье чистое без брака, утяжин или недоливов. Облой есть только в паре мест. Белый пластик достаточно твердый и хрупкий. Расшивка внешняя, есть фактурная имитация силовых накладок и клепка. Увы, но все это необходимо перешивать во внутрь.
Тут почти нечего сказать. Многих мелких деталей нет, расшивки и клепки не хватает. «Пилите Шура, пилите». Но все основные заметные элементы отлиты вместе с фюзеляжем. Жаль, что фотообзоров ранних Пум почти нет, чтобы дорабатывать мелочевку. Поздние модификации немного отличались от ранних в мелких деталях.
Интерьер вертолета на момент появления модели в начале 80-х годов был деталирован очень даже хорошо. Но на текущий момент деталировка интерьера выглядит очень просто для 32-го масштаба. В целом все похоже, все крупные и значимые детали интерьера на месте, но мелочевки сильно не хватает. Также у кабины отсутствует потолок, который имел такую же фактурную обшивку как и стенки. Доработать кабину можно только подручными средствами, так как на эту модель сейчас нет доступных наборов деталировки из смолы или травления. На внутренних стенках кабины присутствуют большие толкатели, удаляя которые придется восстанавливать имитацию мягкой стеганой обшивки кабины.
Простая деталировка кабины отлично сочетается с мутным остеклением, имеющим оптические искажения. Все равно через него будет мало что видно из той пустоты, что предлагает Matchbox. Да и саму пустоту тоже будет непросто разглядеть. Верхняя секция остекления имеет неверную форму и наклон. Особенно это бросается в глаза над дверями кабины пилотов. Из-за этого пострадали обводы верхней части фюзеляжа. Есть мелкие ошибки с формой окошек, особенно это отразилось на переплете.
В модели есть возможность сделать раскапотированный вариант вертолета. Дается деталировка на оба двигателя, ВСУ и на ротор.
Колеса сделаны просто – без нарезанного протектора. Колесные диски далеки от правды. Сами стойки шасси издалека похожи на правду. В нишах основных стоек шасси есть пара толкателей. Кромки выреза этих ниш отлиты неровно и имеют облой. Сама деталировка них крайне проста.
Лопастям винтов необходимо придать нужный профиль и заточить кромки, на нижней стороне корневой части лопастей несущего винта есть следы толкателей.
Мелочевка как мелочевка, крупненько и топорненько. В духе 80-х годов. Многое надо однозначно переделывать и дорабатывать. Будь эта модель в 72-м масштабе, а не в 32-м – то такая деталировка была бы более чем уместна. Но прогресс убивает старые модели. Сейчас когда-то хорошая и деталированная модель смотрится уже просто.
Увы, модель данного вертолета, несмотря на свой 32-летний возраст обделена вниманием фирм-производителей афтемаркета. Из афтемаркета я нашел только стойки шасси и колеса из белого металла от фирмы Scale Aircraft Conversions, которые по качеству ничем не лучше родных стоек от Matchbox (фактически являются их копией).
Вертолеты и 32-й масштаб совсем не моя тема и обзор на этот раз получился максимально кратким без вмешательства в матчасть. Несмотря на свой возраст данная модель безальтернативна. Она была хороша в свое время три десятка лет назад, но на текущий момент она всего лишь неплоха и местами интересна по деталировке. Но на фоне современных моделей она уже морально устарела. Я не стал вдаваться в подробности матчасти, геометрии и сравнивать все до мельчайших деталей. Понятно, что всю деталировку надо или переделывать или дорабатывать, и многое придется делать просто с нуля. По сравнению с этим внешняя расшивка, клепка и старая декаль уже не кажутся чем то страшным. Пока китайская индустрия не разродится новой моделью, на эту модель от Revell/Matchbox будут любители и спрос ввиду ее безальтернативности в 32-м масштабе, наличию чуть более поздниъ модификаций и красочных декалей в перепаковках от Revell. Вот такие порой бывают находки в самых необычных местах.
Выражаю благодарность моему другу Евгению Лебедеву за предоставленную для обзора модель.
С уважением, Андрей «SilverGhost»
» Автор | |
---|---|
SilverGhost | |
Опыт: | 26089 |
Репутация: | +1061/–22 |
Откуда: | Moscow |
|
|
» Последние статьи раздела
|
» Лучшие статьи раздела
|
Тема: Обзор Matchbox 1/32 Aerospatiale/West...(#7607) - обсуждение
Интересный обзор, спасибо!
Полагаю, что Китай в контексте 80-х это Тайвань...