Наши проекты: Склей-ка Модель! : NorthStarModels : Studio XIII : Wiki : Сувениры : Walkarounds : Новости |
Здравствуйте, уважаемые моделисты! Хочу предоставить Вашему вниманию сравнительный обзор моделей самолета Су-47 от производителей «Звезда» и «Hobby Boss». Цель данного сравнения – определить чья модель лучше отображает прототип, а потому основной акцент в статье будет делаться на геометрию планера моделей.
Итак, встречайте! В черном углу ринга - модель от отечественной фирмы «Звезда», а в светло-сером углу ринга - ее оппонент, модель от китайского производителя «Hobby Boss».
Учитывая, что самолет все еще остается секретным и информации на просторах интернета по нему "с гулькин нос", то вопрос, вынесенный в заглавие данного раздела не самый простой. Моделисты, работающие с этой моделью, рекомендуют использовать чертежи, опубликованные в книге Ефима Гордона "Российские экспериментальные истребители нового поколения МФИ и С- 37" (ссылки на чертежи в конце статьи). Я решил устроить этим чертежам небольшую проверку. Для проверки проекции снизу нашлась вот такая фотография...
Качество фотографии, мягко говоря, не очень. Но другой фотографии «Беркута», подходящей для данного случая, я в интернете не нашел. На данной фотографии самолет сфотографирован перпендикулярно (ну, или почти перпендикулярно) к продольной оси самолета. Однако, его правая консоль находится чуть ближе к наблюдателю, чем левая, из-за чего размах крыла самолета визуально уменьшается. Учтем этот момент на будущее. Вот, что получается, если наложить данную фотографию на чертеж...
Мы наблюдаем небольшой недобор по размаху, но если вспомнить то, что я писал выше, то будет правомочно чуть-чуть растянуть фотографию «Беркута» по горизонтали, после чего он практически идеально вписался в чертеж.
Сложно сказать, насколько именно я имел право растягивать это фото по горизонтали, но сам факт того, что наложения так четко совпали, говорит, на мой взгляд, о том, что схема в целом достаточно достоверная. Для проверки боковой проекции нашлась вот такая фотография...
После нехитрых манипуляций получаем следующее...
Результат чуть хуже, но в целом все находится на своих местах. На большую точность все равно нельзя претендовать в виду множества спорных моментов, возникающих при наложении фотографических изображений на чертежные проекции. Будем считать, что чертежи прошли экзамен на точность в первом приближении, и начнем двигаться дальше.
В целом модели между собой очень похожи. Первой на рынок вышла «Звезда», поэтому можно с высокой долей уверенности сказать о том, что «Hobby Boss» разрабатывал свою модель не с нуля, а с о-очень большой оглядкой на первопроходца. Многие детали на моделях полностью (или с очень небольшой подгонкой) взаимозаменяемы, геометрия основных элементов также схожа за небольшими исключениями. Перейдем к сравнению.
При вложении фюзеляжей моделей в чертежные проекции и «Звезда», и «Hobby Boss» достаточно неплохо этим проекциям соответствуют, однако все же есть некоторые расхождения. Для корректности сравнения мне нужно было оттолкнуться от какой то конкретной точки. В качестве таковой было выбрано основание крыла по передней кромке.
Почему именно это место было выбрано в качестве точки отсчета? Потому, что оно тяжелее всего поддается корректировке. Можно оттолкнуться от чего-то другого, но тогда это место «уезжает» взад или вперед, и корректировать его будет очень непросто. Итак, при таком позиционировании фюзеляж обеих моделей имеет несколько увеличенную (на 3 мм) длину носовой оконечности... Фонарь кабины пилота также «уехал» вперед на обеих моделях на 3 мм. Т.е. его надо смещать назад.
Задняя часть фюзеляжа... Мы видим, что обтекатели антенн везде переразмерены, соответственно их везде надо укорачивать. «Hobby Boss» оказался чуть ближе к истине, но сути это не меняет, укорачивать все равно придется. Также у «Hobby Boss» имеются небольшие отклонения в задней части фюзеляжа в районе стабилизаторов. В целом задняя часть фюзеляжа у обеих моделей может быть быстро и легко приведена к чертежу без особых усилий. Створки подпитки на верхней части фюзеляжа у обеих моделей расположены неверно.
Наплыв фюзеляжа в районе кабины по своей форме выполнен правильно, но если привязываться к отправной точке, о которой мы говорили выше, то этот наплыв смещен вперед на все те же 3 мм.
Здесь хотелось бы отметить, что есть одно очень простое решение, которое позволяет легко исправить «уехавший» вперед наплыв, а заодно и «уехавшую» вперед носовую часть вместе с фонарем кабины пилота. Для этого достаточно сделать небольшой вырез в определенном месте фюзеляжа...
После такой нехитрой коррекции фюзеляжи моделей в целом приобретает довольно точные обводы, практически без погрешностей. Естественно, нижнюю часть фюзеляжа также в этом случае нужно будет укорачивать примерно аналогичным образом.
Если позиционировать консоли по передней кромке, то задняя кромка у обеих моделей сделана неверно. Кроме того, у основания крыла необходимо сделать небольшие клиновидные вставки.
Как известно, на Су-47 в целях экономии времени и средств установили фонарь от Су-27, а значит, его форма хорошо известна. При сравнении фонарей я ставлю большой жирный плюс в адрес «Звезды».
При виде сбоку особых различий не наблюдается, но сечение фонаря при виде спереди у модели «Звезды» намного ближе к оригиналу. На китайской модели фонарь сделан очень «худым», если можно так выразиться. Само по себе это не сильно бросается в глаза, но если поставить два фонаря рядом, то различия очевидны невооруженным взглядом.
Для справки: фонари не взаимозаменяемы; если возникнет желание ставить на китайскую модель фонарь от «Звезды», то придется попотеть с подгонкой посадочного места.
Канал ВЗ отсутствует в обеих моделях как класс. Необходимо либо ставить заглушки, либо изготавливать канал ВЗ полностью с нуля. Что же касается сечений каналов ВЗ на входе, то здесь еще один большой жирный плюс в адрес отечественного производителя.
Детали «Звезды» легли четко по чертежным линиям, у китайской же модели совершенно другой угол между двумя образующими поверхностями канала. Соответственно и геометрия носовой части (которая образована теми же углами) в плане сечений у китайской модели совершенно неверная.
Стабилизатор «Звезды» немножко переразмерен, однако без особых трудностей может быть подогнан под необходимые размеры. Стабилизатор «Hobby Boss» почти идеально ложится в чертеж. Для справки: стабилизатор от «Hobby Boss» прекрасно становится на «Звезду».
Практически одинаковое у обоих производителей.
Ни у «Звезды», ни у «Hobby Boss» килевые оперения не соответствуют действительности. Необходимо делать новое, причем сверяясь при этом не только с чертежом, но и с фотографиями.
Также как и килевые оперения, носовой обтекатель является неверным у обоих производителей. У «Звезды» форма носового конуса неплохо ложится в боковую проекцию фюзеляжа, но производитель не сделал характерное оребрение. У «Hobby Boss» имеется намек на это самое оребрение (только намек), но в боковую проекцию данный элемент аж никак не стремится.
На фотографии видно, что нос у китайской модель «ушел» вниз. Заниматься исправлением этих деталей задача не самая простая. К счастью, данная ситуация легко исправляется при помощи корректировочного носового обтекателя от «Prop&Jet».
Внешний вид сопел «Звезды» намного ближе соответствует действительности. Что же касается сопел в исполнении «Hobby Boss», то мне не совсем ясно, где китайцы увидели у «Беркута» сопла от Су-27. Для справки: сопла «Звезды» при желании идеально становятся на «Hobby Boss».
Кабина пилота в обеих моделях вообще не проработана, предлагая имитацию всех приборов декалями. Альтернатива – смоляная кабина в исполнении «НеОмеги».
Модель «Hobby Boss» может похвастаться обилием расшивки, что на первый взгляд очень радует, но радость быстро пропадает при сравнении этой расшивки с чертежом. Очень многое сделано «по мотивам», находится не на своих местах. Модель «Звезды» расшита меньше, линии толще, но их расположение более правильное.
Различные мелкие элементы на моделях очень похожи, но у «Звезды» имеются смещения половинок пресс-форм, что очень портит многие детали. Аналогичные элементы из модели «Hobby Boss» предпочтительнее. К таковым можно отнести, к примеру, детали стоек шасси.
Несмотря на то, что китайская модель на первый взгляд выглядит более проработанной и аккуратной, я считаю, что за основу необходимо брать «Звезду». Ее главные плюсы:
Кроме того, тот немногочисленный афтермаркет, что имеется на рынке (кабина фирмы «НеоОмега», а также корректный носовой обтекатель «Prop&Jet») заточены именно под отечественную модель (хотя и под «китайца» эти наборы, я уверен, тоже можно подогнать без особых проблем, при желании).
Чертежи:
С уважением, Дима aka DimaADA
DimaADA в 19.12.2012 - 19:54 Дим, я больше склоняюсь к Су-33, немного только переделан механизм складывания
Прошу прощения, я очепятался:) Конечно же речь шла об аналогии с Су-33, об этом в матчасти Анатолий четко указывал. Спасибо за поправку. |
Protestant в 19.12.2012 - 23:34 Тема: Обзор Звезда и Hobby Boss 1/72 Су-47 – Сравнительный анализ Дима, прекрасный сравнительный анализ. Спасибо. Не уверен, конечно, что когда-нибудь возьмусь по-серьезному за данный прототип (по-несерьезному уже было, да и тема не моя), но если все же возьмусь, буду знать, где искать ответы на многочисленные вопросы ;) |
Petr1 в 20.12.2012 - 01:49 Тема: Обзор Звезда и Hobby Boss 1/72 Су-47 ...(#5885) - обсуждение Молодец отличный сравнительный обзор! |
DimaADA в 20.12.2012 - 02:06 BM
Прикол в том, что как показывает сопоставление, модель на МАКСе в некоторых деталях отличается от настоящего самолета:) Так что тут все еще более запутано. Лично я не знаю, в какой мере можно на нее положиться:) Я для себя решил, что расшивку с этой модели скопирую, так как некоторые линии, которые удается увидеть на мутных фотографиях и видео-скриншотах настоящего самолета - отражены в МАКС-овской модели (при этом эти линии отсутствуют на чертеже). Сделать S-образный канал - в целом решаемая проблема (хотя, безусловно, об его аутентичности говорить вряд ли будет возможно). Ниши закрыть. А в остальном, даже не знаю, что Вам ответить :roll: ПС. О! Сообщение №1000:) Гы:) Юбилей,однако:) |
BM в 20.12.2012 - 15:03 модель на МАКСе в некоторых деталях отличается от настоящего самолета
В общих чертах, в чем отличия на Ваш взгляд ?? А в остальном, даже не знаю, что Вам ответить А ничего... Пока нормальная инфа не найдется или массив фоток не соберется, я вряд ли за него сяду... :smile: |
|
|
» Последние статьи раздела
|
» Лучшие статьи раздела
|
что касается утиного носа, то мне пришлось такой делать на Звездинском. это отлично было видно по фоткам. вместо ребра в обтекатель вставил металл. пластину большего размера чем конус и шпаклевкой вывел верх и низ утиного носа с переходом в цилиндрическое сечение в корневой части обтекателя