Наши проекты: Склей-ка Модель! : NorthStarModels : Studio XIII : Wiki : Сувениры : Walkarounds : Новости |
Модель учебного самолета малоизвестной итальянской фирмы Nardi F.N. 305 в исполнении Special Hobby привлекла меня прежде всего венгерским вариантом окраски. Будучи любителем всяких «малых ВВС», я не смог пройти мимо и приобрел его за весьма умеренную цену.
Однако, прежде всего несколько слов о самом прототипе. Самолет был построен в 1935 году фирмочкой братьев Нарди и в разных модификациях позиционировался как спортивный, туристический и прежде всего – как самолет промежуточной подготовки пилотов-истребителей. Последнему способствовало наличие новомодных фишек – убираемого шасси и посадочных закрылков. При этом самолет был смешанной конструкции и относительно недорогим.
Хотя первые модели самолета радикально отличались от будущих серийных образцов, Nardi FN-305 широко участвовали в различных соревнованиях и перелетах, завоевывая призы и делая рекламу фирме. Все это поспособствовало хорошим продажам самолета, которые кустарное производство Нарди не могло удовлетворить в принципе. Поэтому, вся серийная продукция выпускалась фирмой Piaggo, конструкторы которой основательно переработали всю техдокументацию. Если на прототипах использовались различные покупные иностранные двигатели, то на первые 50 машин, заказанных ВВС Италии в 1937 году в трех разных вариантах, пришлось ставить лицензионные моторы Alfa Romeo 115 (De Havilland Gipsy Six) мощностью всего 185 л.с.
Три гражданских Nardi FN-305 попало в Румынию по заказу частного лица. В 1937 последовал и заказ от ВВС Румынии на 30 машин (номера 1-30), которые выбрали Nardi FN-305 с двигателем Alfa Romeo 115 в качестве основного учебного самолета. Как ни странно, но даже поставленные из Италии румынские FN-305 отличаются от своих итальянских собратьев более примитивным фонарем, характерным для ранних прототипов и «грушевидным» гаргротом. После этого румыны начали лицензионное производство, изготовив в 1940 еще 40 аналогичных самолетов с двигателями IAR 6G-1 (румынская копия все того же De Havilland Gipsy Six) (номера самолетов 31-70), в 1941 изготовили партию из 30 машин с более мощными немецкими моторами Argus AS.10C (номера 71-100). Номера с 101 до 121 получили сменяные итальянцам в 1941 на 4 пассажирских SM-83 двадцать один Nardi FN-305 4-й производственной серии Piaggo. Четыре машины румынского производства 1941 года с двигателями IAR 6G-1 получили номера 122-125. Румыния стала и единственной страной, которая использовала Nardi FN-305 в качестве боевого самолета – в отчаянной попытке предотвратить справедливое возмездие Красной Армии по отношению к соучастнику нападения на Советский Союз, румыны переоборудовали часть самолетов в легкие бомбардировщики и бросили их в костер Восточного фронта.
Производство Nardi FN-305 в Румынии возобновили после капитуляции – в 1945 году произвели 50 самолетов с номерами 126-175, но эти машины уже строились по образцу полученных в 1941 году итальянских Nardi FN-305 4-й серии завода Piaggo – с «правильными» козырьками и гаргротами.
Вернемся, однако, к другим странам-заказчикам - в 1937 году последовал еще один экспортный заказ – 9 самолетов ушло в Чили.
А самый большой заказ пришел в 1939 из Франции – на 300 самолетов! До объявления Италией войны французы успели получить от будущего противника 45 машин, три из которых вернулось в Италию после ликвидации правительства Виши.
Венгры в конце 1942 заказали 50 учебных Nardi FN-305, но до падения режима Муссолини получили только 42 самолета.
После капитуляции Италии в 1943 году Люфтваффе досталось некоторое количество Nardi FN-305 – по одним данным на 31 марта 1944 имелось 19 самолетов, по другим – в следующем месяце их было 26. Служили они в основном в различных летных школах.
Всего же было построено 475 самолетов Nardi FN-305 (6 – фирмой Nardi, 345 - фирмой Piaggo, а остальные 124 – румынским заводом SET).
Теперь, собственно, о модели. Special Hobby выпускает два набора - SH48018 Nardi FN-305 „Italian Trainer Plane” и SH48019 Nardi FN-305 “Luftwaffe & Hungarian AF”, которые отличаются оформлением.
Модель состоит из 30 полистирольных деталей, отлитых под низким давлением. Расшивка внутренняя, в меру аккуратная. На рулевых поверхностях расшивка внешняя, видимо для имитации полотна. Как это часто бывает при литье с низким давлением, качество мелких деталей не радует.
Для улучшения набора производитель добавил крохотную платку фототравления и немного смолы.
Травлением и фотопленкой даны обе приборки, кресла – смолой. К сожалению, то как отлиты ремни на смоляных креслах – логике не поддается вообще. Мало того, что они весьма малорельефны, так они еще и облегают вогнутую спинку кресла, нахально игнорируя гравитацию планеты. При наличии платы травления в комплекте модели их было намного логичней сделать фотоэтчедом. Смоляной капот имеет заглушенные отверстия, которые придется рассверливать.
Из полезного на плате травления имеются еще тяги рулевых поверхностей, а вот плоская ПВД и детали стоек шасси смотрятся не особо достоверно.
Остекление дано вакуформированной пленкой, причем имеется и запасной фонарь, но качество все-таки не идеальное.
Собирая эту, вроде-бы нехитрую модель, выяснил сразу несколько «узких» мест набора. Во-первых, это ниши шасси. В нижней поверхности крыла «пробиты» дырки для уборки стоек, но отсутсвуют их купола. Эти желоба придется мастерить самому. Купола, в которые убираются колеса должны иметь выколотки в задних стенках, причем толщина стенки этих куплов на модели не позволяет их просто выбрать, я был вынужден утолщать заднюю стенку куполов эпоксидкой и только потом выбирать бором.
Несмотря на наличие смоляных сидений и травленых приборок, «кабинет» пилотов поражает своей трагической пустотой. Ситуация усугубляется довольно скудной информацией об оборудовании кабины, особенно ее стенок и вида «от приборки». Проигнорировал производитель то, что над передней приборкой установлен некий хорошо заметный прибор, а сама приборка фактически крепится к бензобаку своеобразной формы с горловиной и трубкой.
После рассверливания воздухозаборников переднего капота начинает бросаться в глаза отсутсвие двигателя внутри фюзеляжа, приходиться хоть как-то имитировать его наличие там. Радует, что у модели намечены места для выхлопных патрубков, но вот самих патрубков нет ни в каком виде.
Оформление особых замечений не вызывает – красочная картонная коробка с боковым открыванием, черно-белая инструкция вполне понятна для сборки модели из данного количества деталей, декаль отпечатана Aviprint и не имеет смещения. Радует наличие свастики для варианта люфтваффе, хотя-бы и в разрезанном на две части виде, но, по крайней мере, не надо искать ее на стороне.
Теоретически, у этого набора Special Hobby имеется конкурент в этом же, 48-м, масштабе в виде смоляной модели LF Models LF48006 Nardi FN-305 Italian trainer, которая выпускает еще и две других модификации самолета - LF48009N Nardi FN.316M Italian fighter и LF48008 Nardi FN.315 Italian trainer. Но все эти модели находятся в несколько иной ценовой категории и мне не довелось их видеть ни "вживую», ни на фото. Поэтому сравнивать их со Special Hobby не могу.
Мои выводы относительно набора Special Hobby Nardi F.N. 305, несмотря на первоначально кажущуюся простоту и самодостаточность этой модели, в изкоробочном виде она способна удовлетворить только начинающего или нетребовательного моделиста. А вот попытка довести ее до среднего уровня моделей 48-го масштаба уже требует приложить определенные усилия для ликвидации вышеперечисленных «узких» мест. И если внешний вид самолета можно без проблем изучить по walkaround, то вот кабина до сих пор вызывает вопросы из-за отсутсвия достаточной информации.
Дмитрий Шевчук
|
|
» Последние статьи раздела
|
» Лучшие статьи раздела
|