Наши проекты: Склей-ка Модель! : NorthStarModels : Studio XIII : Wiki : Сувениры : Walkarounds : Новости |
Может ли плохое качество сборки быть оправдано плохим качеством модели? Вроде-бы нет. Но оправдаться за эту модель очень хочется…
Решил я собрать вертолет, причем палубный. Выбор в общем богатый, но не лежит у меня душа ни к машинам классической схемы (хвостовая балка которых подобна воткнутой в зад слепня соломинке), ни к соосникам (кофемолка-этажерка). Вот продольная схема – это то, что надо, а самым эстетичным вертолетом в этом классе был и остается Piasecki HUP Retriever.
«Ретривер» – машина некрупная и очень соразмерная, в нем уже нет бананоподобности ранних машин Пясецкого, но он еще и не приобрел утюгоподобную монументальность «Чинука", его обводы не нарушают массивные спонсоны с опорами шасси, а фюзеляж не вытянут по образцу пульмановского вагона. Именно внешний вид, точнее компактность, и определил в целом удачную судьбу машины – долгие годы она использовалась как спасательная и транспортная на авианосцах и других кораблях, даже шла на экспорт. Но так получилось, что жизнь «Ретривера» прошла в аккурат между Корейской и Вьетнамской войнами, и хотя были в ней и боевые действия под триколором Третьей республики, HUP в них принимал участие на вторых, если не на третьих ролях. И вот расплата: ни одна из ведущих фирм модели этого вертолета не выпускает и, за исключением Aurora в 1/48, не выпускала. Шортранщики – другое дело, тут вам предложат все, от 48-го до 144-го.
В 72-м масштабе вы скорее всего столкнетесь с продукцией Amodel – а я уже столкнулся. Должно отметить, что столкнулся – это не совсем правильный термин, поскольку я добровольно взял на сборку означенную модельку у знакомого. Результат - жуть, однако прокомментировать сборку все же надо, тем более что фотоотчета о ней не сохранилось – только несколько фотографий.
Модель (на исходники можно полюбоваться здесь), как и должно для этого производителя, изрядно корявая, с мутным до неприличия (из-за его неровной поверхности) фонарем и совершенно жуткой сходимостью половинок фюзеляжа. Их приходится не только соединять вместе посредством прищепок и последовательной склейки фюзеляжа от хвоста к «голове», но и заделывать швы немалым количеством шпатлевки. На «спине» вертолета эта процедура плавно переходит в формирование верхней части фюзеляжа из эпоксилина, ибо без него она не выпуклая, а прямо-таки вогнутая по центру. К счастью, условия сборки подразумевали чистую «искоробку», так что даже дополнительной мелочевкой можно было не заморачиваться. Да и в вертолетной матчасти я того, не силен. Тем не менее модель лишилась части деталировки: «триммера» на задней кромке хвоста, которого на HUP-1 не было, и съемной платформы с подкосами неподалеку, которую на этой модификации заменяло (по крайней мере на первых порах) горизонтальное оперение.
Окраска производилась строго по инструкции, а потому неверно. Если по вопросу колера внутренних поверхностей вертолета можно спорить (по идее, они должны быть зеленые, но после 1954 года на новых и проходящих капремонт машинах нутро было серое; хотя на HUP-1, да с оперением – очень вряд ли), то лопасти однозначно должны быть серыми сверху и с цветной маркировкой (белый, красный, зеленый) по законцовкам. Ну да это проблемы разработчиков инструкции, а моя задача - просто собрать и покрасить…
Нельзя сказать, что задача была выполнена: до грунтовки все шло более-менее нормально, а дальше – караул! Пыль! Попытки потом шлифовать поверхность приводили к накоплению на ее поверхности статического электричества, отчего к ней липло больше пыли – и надо было еще больше шлифовать. Идея избавиться от статики омовением модели дала эффект, но одновременно на поверхности остекления изнутри отложилась пыль, до того прятавшаяся в укромных углах фюзеляжа. Так были сведены к нулю усилия по повышению прозрачности остекления посредством шкурки и полировочной пасты...
Окончательно добил все лак. Поскольку глянцевости покрытия с помощью краски Valejo достичь не удалось, вся модель была покрыта «Глянцером», использованным для защиты декалей. Но и «Глянцер» не дал глянца, пришлось залить все Тесторсом. После него вертолет заблестел, как новенький «Роллс-Ройс», но свалилась новая беда: лак отказался застывать – даже через сутки прикасаться к поверхности было нельзя. При этом началось накопление пыли, и чтобы его пресечь, все было снова задуто «Глянцером»; наконец, блеска более менее удалось добиться при посредстве «Тамии». Получившийся бутерброд имел нехилую толщину (и это потом вылезло при снятии масок с остекления), и, хотя до поверхности можно было дотрагиваться (если не нажимать) и к ней не липла пыль, до полного застывания слоя тесторсовского лака прошло не меньше недели.
После всего этого оставалось только каяться и посыпать голову пеплом. Но все же мы строили, строили и наконец построили. Но что же мы построили?
На первый взгляд, ответ очевиден – Piasecki HUP-1, пусть плохо и не совсем верно покрашеный. А если присмотреться, то выяснится, что ни на одной версии HUP не было такого фюзеляжа, почти прямоугольного в сечении, с такими пилонами винтов и с такими винтами. На HUP фюзеляж в сечении был овальным, пилоны имели несколько другую форму (особенно передний), а лопасти роторов – «рубленые», а не закругленные законцовки. Складывается впечатление, что разработчик модели делал ее, насмотревшись на Sea Knight и Chinook, и на выходе получилось некое “переходное звено”, отчасти даже симпатичное, но, увы, совершенно некопийное. “Совершенство” в этом плане достигнуто почти полное - большинство деталей неправильные. Ну смотрите сами. Переднее остекление (и его вакуумная копия от Pavla) неправильное, потому что таков фюзеляж, сдвижные окошки не столь выпуклые, как надо, бортовое окно великовато, а самое маленькое окошко неподалеку от двигателя вообще должно быть …заправочной горловиной!
Интерьер – по мотивам. Кресла непохожи на оригиналы, как и приборная доска, причем не по количеству и расположению приборов (их в модели здесь вообще нет), а по общей форме. Я ее слегка обточил, уменьшив на треть по площади. Никаких намеков на лебедку и люк под ней, располагавшихся за креслами, естественно, нет, как и прочей начинки, которой на всех вертолетах в избытке.
Приводы винтов неверны и упрощены, коллектор выхлопных газов расположен спереди двигателя, как на каком-нибудь Bristol Pegasus, а сам двигатель сдвинут чересчур вперед. Радиатор явно не на месте, вдобавок дыра в брюхе, через которую он и прочее убранство моторного отсека видны на модели, на самом деле была не круглой, а семиугольной.
В довершение – оперение для HUP-1. Шайбы на нем еще ничего, но вот горизонтальная часть имеет совершенно неверную в плане форму – прямоугольную вместо трапецевидной с большей в полтора раза у корня хордой. Конечно, оперение на HUP-1 в ходе эксплуатации и доработок снимали, но все же…
Все, что осталось, в силу своей миниатюрности страдает от издержек технологии и от несовпадения половинок пресс-форм, за исключением может быть только колес и – на радость пожнадзору – огнетушителя. Если бы проблемы модели были бы только в этом, ее можно было бы назвать неплохой, но после такого фюзеляжа… Переделке он не подлежит, поскольку простым обтачиванием тут не обойдешься – проще все делать с нуля. Так что мне осталось успокоить себя тем, что запорол я не модель, а сущий ужас, которому так и так дорога в отвал. Но что делать тем, чьи руки не столь кривы, как Амоделовская поделка, и HUP хочется?
Им придется искать модель этого вертолета от Mach2 – тоже дрова, причем дорогущие, но зато куда более пригодные для дальнейшей доводки. А вот модель HUP-2 от украинской Siga еще хуже, чем Amodel, поскольку она является его предком.
Обзор «Сиги», сравнение с Amodel и объяснение, почему все так получилось, будет отдельно. Тем временем в на полках магазинов вы можете наблюдать Амоделовский HUP аж в трех разных ипостасях – как HUP-1/2 Retriever, HUP-2/3 Retriever и H-25A Army Mule, но, как легко догадаться, пластик там один и тот же, и все отличие в коробках, инструкциях и декалях - разумеется, неправильных!
Слово «неправильных» в данном случае относится не только к декалям, которые неправильны по определению (а техничка, кажется, вообще «взята с потолка»), а и к инструкции, то есть схеме окраски и обдекаливания HUP-1/2. Про окраску говорено выше, а декали… Опознавательные знаки, если наносить их на борта так, как обозначено, залезут на остекление, а некоторые «указатели ступенек» вообще нельзя нанести, потому как ступеньки на картинке и на модели размещены по-разному.
Мы часто используем слово «кривой» в значении «неправильный, некопийный». Но к этой модели понятие «кривая» применимо в прямом смысле: высота плоской части борта справа и слева в хвостовой части разнится на миллиметр. Это обнаружилось в процессе обдекаливания, когда никак не удавалось симметрично разместить бортовые опознавательные знаки на одинаковой высоте…
На этом фоне соображения, что на вертолете с оперением коды наносились скорее не на пилон, а на шайбы, или же HUP-1 мог быть уже без оперения, можно опустить, тем более что фото ни одной из представленных в декали машин отыскать не удалось. Однако найденные уже после сборки фотографии HUP-2 из той же HU-1 показали, что в плане размещения надписи NAVY и регистрационного номера инструкция могла быть права, а я мог ошибаться. Но вот загадка: на многочисленных фото вертолетов всех модификаций из HU-2 эта стандартизированная маркировка размещена по-другому. На самолетах я с таким ни разу не сталкивался…
Правда, те же фото показали, что на брюхо вертолета, как и на «спину», наносились бортовой номер и код, которых в декали нет. Нельзя исключить и того, что на машинах, которые предлагает в декали «Амодел», после надписи NAVY на брюхе шла написанная аршинными буквами инструкция для спасаемого – «отцепи парашют!» По крайней мере, на нескольких HUP-2 из HU-1 этот мудрый совет присутствует. Но, поскольку ни одной фотографии HUP-1 из HU-1, да с горизонтальным оперением, мне не попадалось, вопрос остается открытым.
В коробке HUP-2/3 предлагаются декали на две двойки – американскую и французскую, и канадскую тройку. Все декали , ясное дело, неверны в деталях, хотя фото янки найти не удалось. Француз с расстояния вполтора метра вполне похож, а с канадцем лажа продолжилась и в инструкции. Она предлагает нам красить весь вертолет в светло-серый, на деле же машина носила стандартную морскую окраску с верхом в цвете Dark Sea Grey. Причина однотонности – то, что дека силится изобразить музейную машину, долго простоявшую на свежем воздухе и изрядно выцветшую...
Вопрос с коробками не столь заковырист и легко объясняется своеобразием восприятия художником времени и цвета. В самом деле - десантные вертолетоносцы типа Tarawa, один из которых изображен на коробке HUP-1/2, “Ретриверов” уже не застали, а корабли типа Wasp, что на коробке HUP-2/3, вообще начали вступать в строй спустя десятилетия после снятия этого вертолета с вооружения.
Ну и вспомогательные летательные аппараты красились не в оливково-зеленый, как на коробке HUP-2/3, а в Engine Gray.
Вот такой фигвам получился. Точнее – HUP вам. А еще точнее выразиться приличия не дают, но уплатив изрядную сумму, за которую обычно продают амоделовское чудо, крепкие выражения уже можно себе позволить. Потому для экономии времени, нервов и денег данную модель следует оставить на полке магазина. Но что делать, если она у вас уже есть?
Рекомендую такой метод. Собираете модель, по возможности заменяя некачественную мелочевку деталями из мусорной корзины (она же свалка старых моделей), не забывая присобачить по бортам пилоны (или даже крылья) с изобильным подвесным вооружением, дыру в днище заткнуть пулеметной или пушечной турелью (стрелковое оружие в окнах и спонсонные артиллерийские установки приветствуются), на задний пилон поставить пару турбин от пассажирского самолета в 1/144, а под хвостом высверлить сопла ракетных ускорителей. В морду воткните прицельный комплекс позаковыристей (обилие антенн всех форм и размеров в самых неожиданных местах также не повредит), замалюйте получившееся изделие в прихотливый камуфляж, украсьте броской надписью типа “Фор Мазараша” или “Смерть джедайским некромантам!” и секретный ганшип из иной вселенной готов. Это будет весело!
И красиво. Продольная схема, однако!
P.S. На днях в одном московском магазине цена амоделовского “Ретривера” была снижена до 200 рублей – и у меня на верстаке снова появился HUP. На этот раз он будет собираться как “двойка” французского флота, цель – повторить процесс искоробочной сборки с использованием карты размещения грабель. HUPушки, я так просто не сдамся!!!
Снорри в 19.06.2012 - 13:10 Победа над Амоделом - это уже подвиг, бвана. Лежит у меня в закромах Мул - так и не собрался с духом...
Да нет, какой это подвиш - взял и собрал. ;) Вот перепил - это да, эпическое деяние, а просто сборка - ничего особенного. Да там и собирать нечего: в основном две проловинки фюзеляжа склеить. Насчет Мула: я осенью начну сборку француза, может, и вы, выйдя из запаса, его параллельно заломаете? Терять там нечего. Причём - с добавкой лака того же состава, я бы сказал. Ну, я все же попытаю комбинацию валехи и сверху тамии глянцевой. Должно получиться!Борьба со статикой - шкурение только водостойкой наждачкой, регулярно смачиваемой водой. Желательна и влажность в помещении не ниже 60%. Ну так и шкурилось исключительно оной. А потом захотелось, знаете ли, зачишенную поверхность до блеска заполировать. Ну и взялся за тряпочку... А вот как такой влажности в комнате добиться - не знаю. Распылитель-вапоризатор? |
omega в 19.06.2012 - 16:36 А потом захотелось, знаете ли, зачишенную поверхность до блеска заполировать. Ну и взялся за тряпочку...
Чуть сбрызнуть чем-то таким под тряпочку :wink: А вот как такой влажности в комнате добиться - не знаю. Распылитель-вапоризатор? В идеале - УЗ-увлажнитель. Не очень дёшево, но и для здоровья полезно. Зимой - много мокрых полотенец не батарею. Или просто распылитель воды для ухода за цветами - пульверизатор. Насчет Мула: я осенью начну сборку француза, может, и вы, выйдя из запаса, его параллельно заломаете? Маловероятно, бвана. Я уже скорее всего - в отставке :sad: И впредь уготована мне роль "форумного тролля"(с) :mrgreen: Могу сказать одно, собрать можно любую модель Несомненно, Робертас. Вопрос желания и времени, которое можно уделить "пилке дров" :lol: С уважением - Олег. |
Снорри в 19.06.2012 - 22:33 Robertas
Про Сигу скоро будет статья. Мне ее предлагали сделать, я отказался: если запорол бы так, как Амодел, новой модели не достанешь - раритет. Что касательно информации - так и у разработчиков модели только эта статья и была... К сожалению. И впредь уготована мне роль "форумного тролля"(с) А если кого-нить затроллить на сборку этого мула? |
Pavel_P в 20.06.2012 - 19:43 Мулы пошли косяком. Хорошая модель ( по ссылке) доработки без правки геометрии, приемлемый вариант. |
Снорри в 21.06.2012 - 15:36 Не без огрехов (стык лобового стекла с фюзелем явно не удался), но с доработками (правда, не всегда понятными, например крышка моторного отсека странная, как и кое-что другое). Но теперь придется дорабатывать мой новый еликоптер, чтоб был не хуже, чем у Мыхайлы Литниковского :) |
ИмяемуКиреевА.Г. в 24.06.2012 - 07:55 Тема: Amodel 1/72 Piasecki HUP Retriever - ...(#5335) - обсуждение Бгааво! |
|
|
» Последние статьи раздела
|
» Лучшие статьи раздела
|
Причём - с добавкой лака того же состава, я бы сказал.
Борьба со статикой - шкурение только водостойкой наждачкой, регулярно смачиваемой водой. Желательна и влажность в помещении не ниже 60%.
Борьба с пылью в кабине - в идеале герметизация кабины с помощью чёрного поролона во всех местах, откуда возможен подсос пыли. Есть также старый авиамодельный способ: на дне кабины капля густого вязкого масла - пылинки постепенно оседают на неё.
С уважением - Олег.