Наши проекты: Склей-ка Модель! : NorthStarModels : Studio XIII : Wiki : Сувениры : Walkarounds : Новости |
Итак, спустя некоторое время после написания неудачного обзора на F-16CG от Academy, я решил вернутся "к перу" и попробовать написать более менее нормальный обзор. Только на этот раз нашему взору предстанет истребитель Королевства Югославии Rogožarski IK-3.
В 1936 году в обстановке строжайшей секретности началась разработка нового истребителя для Югославских Королевских Военно-Воздушных Сил, который делался с оглядкой на английский Hawker Hurricane (это также заметно по очертаниям). Этому проекту присвоили индекс IK-3. Разработка и сборка велелись на предприятии Rogožarski A .D. , а вот детали изготавливались на предприятии Ikarus A.D. (ныне Ikarbus и производят они сейчас автобусы). В первый полёт самолёт отправился в 1938 году, а серийное производство и поставки было налажено в 1940 году. Тогда же он был принят на вооружение.
Оснащен первый прототип нового был двигателем водяного охлаждения Hispano-Suiza 12Y-29, который впоследствии ставился и на серийные IK-3 . Как минимум один из IK-3 был оснащён двигателем Daimler-Benz DB 601 (это был самолёт с серийным номером 2154)
Вооружение истребителя состояло из одной 20-и миллиметровой пушки Hispano-Suiza HS-404 и двумя пулемётами Браунинга калибра 7, 92 мм. Мне доподлинно не известно, мог ли RogožarskiIK-3 нести дополнительные топливные баки, НУРСы, бомбы.
Новый истребитель обладал очень хорошими скоростными, высотными и маневренными характеристиками. Говорят, что по маневренности он превосходил даже Messerschmitt Bf 109E и Hawker Hurricane, которые также состояли на вооружении Югославских Военно-Воздушных Сил. . Максимальная скорость IK-3 была 526 км/ч, максимальная высота 9400 м.
Все 12 истребителей IK-3 из первой производственной серии поступили на вооружение 51-ой ИАЭ, находящейся в составе 6-ого ИАП, базировавшегося на авиабазе Ценум под Белградом. Однако еще до начала боевых действий в апреле 1941 года, один самолёт был потерян в результате падения в реку Дунай (пилот спасся). Но, тем не менее, к началу Апрельской Войны в боевом состоянии находилось всего лишь 6 IK-3. Остальная половина произведённых IK-3 не находилась в строю по следующим причинам: 1 был потерян в результате падения в Дунай (см. выше), 1 находился на заводе Rogožarski A. D. и доводился до состояния IK-3 второй производственной серии, а оставшиеся 4 находились в ремонте. В апреле 1941 года 6-й ИАП осуществлял задачу ПВО Белграда и, собственно, все 6 боеспособных IK-3 принимали участие в этом «событии». Всего «Рогожарскими» было сбито 11 самолётов Люфтваффе. Самым результативным пилотом IK-3 стал сержант М. Семиц, который сбил 4 вражеских истребителя. К 12 апреля 1941 года 3 IK-3 были потеряны, а оставшиеся 3 истребителя вместе с несколькими IK-3, находящимся на ремонте, перешли в руки немцам в качестве трофеев.
Второй производственной серии не было. Её только начинали закладывать, а также доводить до её качества один из IK-3 первой серии. Наработки по IK-3 были использованы при создании послевоенного S-49, который был создан на базе Як-9.
К настоящему времени ни одного IK-3 не сохранилось.
Модель от Azur сейчас является самой точной моделью истребителя Rogožarski IK-3 в масштабе 1/72. А выбирать нам есть из чего: модели IK-3 в разное время выпускались разными производителями. Была и смола от СМК, была и вакушка, были и модели из пластика. Нынче самыми доступными и правильными являются модели от AZmodels и от Azur. Сегодня речь пойдёт именно о последней. Модель от Azur выпускается в 3-х вариантах, которые отличаются лишь декалью. Они называются «Fighting Prototypes», «Beograde defiance» и «April Fights». Мне достался последний вариант. Честно говоря, было ещё три варианта модели. Но ни названием, ни боксартом они не отличались. Отличались они тем, что в нижнем левом углу был логотип и название компании Lift Here! Serbia. Эти коробки предназначались только для Сербии, и наборы были дополнены смолой и фототравлением.
Наш наборчик состоит из одного литника светло-серого пластика, маленького литничка с фонарём, двух вакуформированных фонарей (на выбор вместо пластикового) и декали. На первый взгляд модель от Azur, как говорится, «симпотишна» : тут тебе и аккуратненький внутренний крой, и клёпка… Но приглядевшись все оказалось хуже… И заключается это не только в некотором наличии следов от толкателей, мешающих сборке и мелком облое.
Для начала я отмечу, что модель представляет собой верную по геометрии в целом, только водяной радиатор больше нужного и киль имеет не сосем верную форму (см. фото).
Первым делом я заглянул в кабину пилотов. И если с приборной панелью всё нормально (она похожа на реальную панель IK-3), то кресло пилота... да это не кресло – это, скорее, табуретка со спинкой и вмятиной. Ни капли не похожа на настоящее кресло. Ручки по бокам кабины отсутствуют как класс. Перед кабиной прицел отсутствует (в то же время он есть на рисунке с коробки).
Ниши шасси полностью пустые. Ну, если не считать следа от толкателя. Более того чеши, делавшие модель для французов поленились сделать одну стойку поддержки для основных стоек шасси и предлагают сделать её самим. Пластика, видимо, пожалели. Хвостовое колесо и его стойка отлиты в одну деталь. Колёса основных стоек шасси отлиты из двух частей каждое, но положение это не улучшило – смотрится всё равно грубо.
Радиатор охлаждения двигателя состоит из двух деталей: собственно радиатор и его решетка (где вы, производители фототравления?). Жалюзи на радиаторе не даны отдельной деталью и сделаны в закрытом положении (где же вы… модельке-то без вас худо…). С одной стороны это хорошо, так как сделана клёпка. А вот с другой - плохо, так как в таком положении они находились только на стоянке (любители диорам и моделей на подставках опечалились). Ну и, как я уже говорил, радиатор больше нужного.
Провисание полотна на отклоняемых поверхностях сделано приемлемо, но, однако, не «айс».
А теперь мы подобрались к самому неприятному моменту – к моментам на модели, которые придётся сверлить. Да такие есть, причём довольно много. Начнём с того, что я заметит в первую очередь. Это выхлопные патрубки. Они сделаны заодно с фюзеляжем и, собственно, в них нет отверстий. Самое интересное, что AZmodels, дав патрубки тоже вместе с фюзеляжем, сделал в них отверстия. Зато у Azur их форма правильная (у AZmodels они круглые, а здесь овальные). На фотографиях Вы сможете увидеть результат маленькой доработки, проделанной мною с этими патрубками. Второе, что я заметил – это, вроде как, воздухозаборнички в наплыве крыла. Их мы будем резать. Затем у нас на очереди ещё один воздухоборничик. Только он у нас под выхлопными патрубками. Будем резать… Результат можете увидеть на фотографиях. И в конце я вдруг стал ни с того ни с сего искать пулемёты Браунинга. А их нет…Они должны быть над двигателем, а там ничего… Но тут я заметил, что и тут Azur решил нас «порадовать» и наглухо заглушил эти самые порты. Что с ними делать? Сверлить, аль резать? Ну, если речь зашла о пулемётах, то Azur хочет, чтобы мы рассверлили под него отверстие в коке винта и сделали его сами.
Остекление на модели выполнено в двух вариантах: обычном и вакформированном. Вакуформированных фонарей два, но они мне не очень понравились: и по геометрии хуже, и дуты из голубоватого полистирола. Прозрачность у фонарей хорошая. С геометрией подкачали оба типа фонарей – переплет съехал немного назад, а вакуформированные еще и больше, чем нужно.
ПВД с литников можно сразу выкидывать в мусорное ведро. Во первых, оно имеет абсолютно неправильную форму неправильную форму. На рисунке с коробки оно правильно нарисовано. Во вторых, это не ПВД, а скорее 35 мм пушка. Да, да именно такого «ПВД» диаметра.
Теперь давайте устремим взор на декаль. Сейчас прибегут «мэтры» моделизма и начнуть заливать, что цвет «Косовских Крестов» (именно так их старые и новые ОЗ называются) не имеют ничего общего с настоящим цветом. Начнут говорить, что вместо голубого цвета должен быть синий. Стоп! Это не СРЮ! Это Королевство Югославия! А у них флаг был ИМЕННО голубой, так что всё правильно сделано на модели. Да, чуть не забыл сказать, что нам предлагается оформить модельку в 4 варианта, из которых одинсветло- голубой, а остальные в камуфляже. Качество декали хорошее, смешений цветов нет, не желтит, не серебрит, подложка тонкая.
Таким образом, мы имеем в наличии модель экзотического самолёта из Королевства Югославии (12 штук всего сделали…мда…да и страна необычная) от французов, которые упаковали творение чехов…Ну да ладно, модель нормальная, хотя и имеет недостатки в деталировке, проработке, а также пару недочётов по геометрии. Ставим модельке 4.
Выражаю благодарность Ненаду Миклушеву за небольшую помощь при написании статьи.
Ту-204 в 15.10.2011 - 14:46 Ага, а вся Википедия на кириллице. |
D`Artemie в 15.10.2011 - 20:16 Тема: Обзор Azur 1/72 Rogozarski IK-3(#4561) - обсуждение Спасибо, за обзор...честно говоря об этом самолете, даже и понятия не имел...Был бы еще в 1/48 |
Ту-204 в 15.10.2011 - 23:22 А он и есть...Только в смоле...И только по непосредственному заказу. Около 35 евро стоит. Льет компания Aeropxy. Правда, компанией назвать это сложно, т.к. это один человек- Ненад Миклушев. |
KL в 16.10.2011 - 08:39 Наработки по IK-3 были использованы при создании послевоенного S-49, который был создан на базе Як-9.
Post-war S-49A was not based on Yak-9. :!: S-49A was 1948 IK-3. the only difference was Soviet VK-105 engine instead of the original Hispano-Suiza 12Ycrs engine. Only design similarity with Yaks was cut-down rear fuselage and all-round vision cockpit canopy. Compare wings and tail of IK-3 and S-49A S-49A was hopelessly outdated plane, a pre-war design made in 1948. It would not have been made if Stalin from a greatest friend didn't become an enemy. Happy modeling, KL |
Нечаев в 16.10.2011 - 19:55 Льет компания Aeropxy
Модель своих денег стоит. По качеству хуже, чем "НеОмега" или "Рест моделс", например - но ничего. Есть проблемы со сходимостью половинок фюзеляжа за кабиной и с установкой крыла - но не фатально. Расшивка, местами грубовата и не очень ровна. Но в челом - на твердую четверку модель. Думаю у него еще ИК-2 заказать. |
ktn в 17.10.2011 - 15:56 ТаняКиса
Спасибо, как-то я это упустил. Еще смоляной есть от Czechmaster, но дорогой! :shock: |
Vig-gen в 27.09.2024 - 09:04 Учитывая дефицит информации по типу, то вопрос такой: если навигационные огни нашлись, то где у этого Икаруса размещены посадочные/рулежные фары? Спасибо. |
|
|
» Последние статьи раздела
|
» Лучшие статьи раздела
|