Наши проекты: Склей-ка Модель! : NorthStarModels : Studio XIII : Wiki : Сувениры : Walkarounds : Новости |
Ну вот, наконец-то 8-го ноября 2010 года появилась в продаже одна из самых долгожданных моделей, незаслуженно забытая всеми производителями. Это Як-141 в масштабе 1/72 от ArtModel. Почему одна из самых долгожданных? Прошло уже более 18 лет с того момента, как в 1992 году в Английском Фарнборо летчик-испытатель первого класса Андрей Александрович Синицын (ныне Герой России), произвел настоящий фурор на своем Як-141. Однако, не смотря на очевидный успех самолета на публике, ни одна из известных модельных фирм, не кинулась производить модель этого великолепного самолета. Но некоторые попытки все же были.
Ну вот, наконец-то 8-го ноября 2010 года появилась в продаже одна из самых долгожданных моделей, незаслуженно забытая всеми производителями. Это Як-141 в масштабе 1/72 ArtMoel. Почему одна из самых долгожданных? Прошло уже более 18 лет с того момента, как в 1992 году в Английском Фарнборо летчик-испытатель первого класса Андрей Александрович Синицын (ныне Герой России), произвел настоящий фурор на своем Як-141. Однако, не смотря на очевидный успех самолета на публике, ни одна из известных модельных фирм, не кинулась производить модель этого великолепного самолета. Но некоторые попытки все же были.
Так, в начале 90-ых, небольшая Российская фирма МАВИ выпустила довольно неплохую вакуумную модель этого уникального самолета. Но к сожалению, фирма просуществовала недолго, выпуск данной модели прекратился, не дотянув и до середины 90-ых. Вторая попытка была предпринята на рубеже веков, китайской фирмой Anigrand Craftswork (специализируется на выпуске смоляных «экзотических» моделей). Правда качеством и точностью модель похвастаться не могла. Среди моделистов периодически стали появляться различные слухи о готовящемся выпуске этого самолета то одной фирмой, то другой. Среди будущих «производителей» фигурировал и китайский Hobby Boos, и какие-то «мифические» фирмы из Украины, ну и ArtModel. Первое упоминание о готовящемся выпуске Яка под маркой ArtModel, я встретил в сети еще в конце 2008 года, но тогда отнесся к этому скептически (как и ко всем подобным «сенсациям»). Но вот, не прошло и двух лет (хотя обещанного, по старой русской поговорке, 3 года ждут), как я стал обладателем данного КИТа.
Теперь попробую описать содержание этого долгожданного релиза (сильно не пинайте, т.к. это мой первый обзор).
По традиции начнем с коробки. Коробка имеет размер 310х215х51мм и состоит из двух частей: верх – из плотного глянцевого картона, а низ – из гофро. Отдельного внимания заслуживает картинка на лицевой стороне коробки:
Июль 1985 года, теплое Средиземное море, ТАКР «Киев» осуществляет дозаправку на ходу и… Над всей этой романтикой, зависает камуфлированный Як-141 с Российским флагом. Нонсенс! Но зато смотрится красиво.
На боковых сторонах коробки приведено два варианта окраски левого борта, краткое описание содержимого (на русском и английском языке), уменьшенные изображения главной картинки и название модели.
Внутри находятся:
Инструкция цветная, состоит из 4 страниц, распечатанных на листе формата А3 из плотной бумаги. Первая страница содержит краткое описание истории самолета (на русском языке), технические характеристики (на английском языке) и схемы литников с деталями. Вторая и третья страницы содержат описание по сборке, которое к сожалению, состоит только из фотографий фрагментов модели в процессе сборки, с подписанными номерами деталей. На последней странице находится краткое описание самолета (на английском языке) и схемы окраски. К сожалению, в инструкции приведены только две схемы окраски: на машины 48-2 (№141) и 48-3 (№77). Вместе с этим, имеющиеся в комплекте декали, предполагают целых 4 варианта: 48-1 (№48), 48-2 (№75 и 141) и 48-3 (№77).
Кроме того, есть и другие недочеты, как например: отсутствие схемы окраски интерьера кабины, ниш и стоек шасси, а так же поворотного сопла двигателя и жаропрочных щитков на внутренней стороне хвостовых балок. Так же обнаружена неточность в покраске днища 48-3 (№77) и неверно указан цвет радиопрозрачных элементов (вместо «коричнево-зеленого» 83019, должен быть «радиопрозрачные серый» 83010). Так как это была модель из самой первой партии, то можно отнестись к этим недочетам снисходительно, ведь главное это не инструкция, а сама модель (человек обычно заглядывает в инструкцию, только когда что-то сломает – русская народная поговорка).
А инструкцию, надеюсь, к следующей партии исправят.
Общее впечатление – очень положительное (если учесть, что это ЛНД). Пластик серого цвета, крой внутренний (правда совсем не глубокий), степень деталировки поверхности - средняя. Местами встречается небольшой облой (не превышает 0,3-0,4 мм) и небольшие разводы на поверхности. В набор входит семь основных литников с деталями, две отдельные смоляных детали (катапультируемое кресло К-36 и выходная часть сопла), а так же прозрачный литник с фонарем (всего, если правильно посчитал, 97 деталей).
Сразу же замечу, что имеющиеся комплект деталей позволяет построить только машину, известную как «Изделие 48-3» (второй летный экземпляр). Если же у кого возникнет желание построить 48-1 или 48-2, то придется немного попилить (хотя этого можно было избежать, если бы производитель добавил в комплект всего несколько мелких деталей).
Из-за большого количества основных деталей планера, полную геометрическую достоверность модели на этапе «литников» проверять не стану, но все же уделю внимание некоторым деталям, сравнив их с чертежами из книги Ефима Гордона «Yakovlev Yak-36, Yak-38 & Yak-41. The Soviet ‘Jamp jets’» (изд. Midland) и моделью от Anigrand Craftswork (хотя достоверность всех существующих чертежей Як-141 находится под вопросом).
Фюзеляж состоит из 8 деталей (не считая носового конуса, ниш, воздухозаборников и подвижных частей). Боковые части фюзеляжа и половинки носа достаточно точно вписываются в отведенное им пространство, однако заметно уползает место стыка с воздухозаборником.
На виде «сверху», фюзеляж модели оказался шире на 2 мм (36,5 у модели против 34,5 на чертеже). Ширину носовой части пришлось суммировать из двух половинок, получилось 14,4 мм против 15 мм на чертеже (чертеж ближе к правде, т.к. ширина приборной панели, согласно моим расчетам, составляет 14,8 мм).
Далее приведу немного сравнительных фотографий с Anigrand Craftswork:
С крыльями ArtModel подкачали. Правое и левое крыло, а так же центральная часть фюзеляжа – представляют собой одно целое (за исключением двух отдельных маленьких вставок на нижней плоскости крыла). Чтобы «оживить» механизацию крыла или сделать его сложенным, придется все это пилить, а вставки на нижней поверхности крыла, добавят шпаклевочно-нождачных работ (а ведь можно было обойтись и без вставок!).
И как это все выглядит в сравнении с Anigrand-ом:
Правый киль почти идеально вписался на свое место, а вот у левого возникли явные проблемы с воздухозаборником турбогенератора, он оказался длиннее и толще (хотя возможно есть отличие в этом месте между 48-2 и 48-3).
Anigrand:
Стабилизаторы у Як-141 имеют малую площадь и ArtModel без труда вписался в чертеж.
А вот Anigrand подкачал, у него стабилизаторы собственной конструкции:
Производитель предлагает два варианта положения сопла ПМД – в положении вертикального взлета и посадки, а так же в обычном режиме. Поворотная часть собирается из двух пластиковых частей, а выходная представлена смоляной деталью. Правда из смолы копию можно было бы сделать и получше, а так эту часть даже копией не назвать.
Однако, надо сказать, форма и диаметр сопла куда ближе к оригиналу, чем у Anigrand-а:
19 мм против 15,2 мм (для справки, максимальный диаметр Р-79В-300 – 1,39 м, это ~ 19,3 мм в 72 масштабе, а 15,2 мм - уже ближе к РД-33).
На ПД деталировка слабая, еле заметная крыльчатка на входе и ничего на выходе.
Что у Anigrand-a:
Очень расстроили шасси, по уровню – почти Nakotne. Полностью отсутствует какая-либо деталировка, колеса основного шасси выполнены из двух половинок (склеиваются «плашмя»), а передняя стойка и вовсе сделана одной деталью с колесом (что затруднит замену колеса на резиновое). Хорошо, что еще можно купить колеса от «Экипажа»!
Что касается ниш шасси, то можно сказать что они почти отсутствуют.
Anigrand:
Деталировка чуть лучше.
Деталировка «ванны» и приборной панели отсутствует (предлагается использовать декаль), зато в комплекте идет смоляное К-36, подозрительно похожее на НеОмегу
У Anigrand-а тут все гораздо хуже:
Отлит одной деталью (что заметно снижает «бескровные» шансы сделать модель с открытым фонарем). Пластик достаточно прозрачный, однако сам фонарь выглядит длиннее и чуть уже, чем должно быть.
А у Anigrand-а он как-то совсем жирноват:
Вооружить Як-141 предлагается двумя Р-73 и двумя Р-27Р (хотя судя по форме носового обтекателя, это что-то среднее между Р-27Р и Р-27Т). Деталировка на ракетах отсутствует.
Включает в себя элементы интерьера кабины (приборная панель + боковые пульты, к сожалению очень далекие от оригинала), 4 варианта бортовых номеров (№48, 75, 77 и 141) опознавательные знаки (6 звезд и 2 Российских флага) и достаточно большой для комплектной декали набор технички. Материал и печать на вид достаточно высокого качества, однако если фотографировать со вспышкой – то сильно серебрится.
Тут Anigrand отдыхает:
Попробую теперь подвести итоги. В целом, модель понравилась, правда предстоит много работ проделать напильником. Но уж очень сильно испортило впечатление все, что связанно с шасси.
Чтобы получить достойную модель, придется делать новые ниши и стойки шасси, кокпит, приборную панель, поворотную часть сопла, фонарь, вооружение. Это намек для производителей афтермаркета (а хотелось бы еще и травленку…). А пока под этот Як выпускаются только резиновые колеса от «Экипажа».
Вроде все. Остается только пожелать удачи в постройке данной модели всем ее нынешним и будущим обладателям.
Сам же, в ближайшее время, выложу трафарет с описанием для самостоятельного изготовления приборных панелей и пультов на машины 48-2 и 48-3 (они уже можно сказать готовы, осталось только подогнать их под размер кабины). В перспективе планирую дополнить и на 48-1.
Павел Поликарпов, ака Конструктор (Генеральный Конструктор )
» Автор | |
---|---|
Конструктор | |
Опыт: | 925 |
Репутация: | +749 |
morozko в 25.07.2021 - 22:01 Наверное без Паралая не разобраться, но он пока не отвечает :( |
FORGER в 26.07.2021 - 14:43 прохожий1917, спасибо.
P.S. Как там все изменилось-то, и не узнать. P.P.S. Як-141 пока там не нашел. Где он, в ветке СВВП или где? |
Anonymous в 26.07.2021 - 14:58 FORGER
Похоже отдельной темы нет. Только ветка СВВП http://paralay.iboards.ru/viewtopic.php?f=5&t=1158 |
FORGER в 26.07.2021 - 17:09 Конструктор
прохожий1917 Спасибо, теперь найду. Раньше, по-моему, он был отдельной веткой. Но, может, я и ошибаюсь. P.S. Немножко "пооффтоплю", извините, но меня смущает то, что я в постах на Паралае не вижу дат. Я один не вижу или их там нет на самом деле, в принципе? Или нужно зарегиться, чтоб даты появились? |
morozko в 26.07.2021 - 17:42 Конструктор
прохожий1917 Спасибо, теперь найду. Раньше, по-моему, он был отдельной веткой. Но, может, я и ошибаюсь. P.S. Немножко "пооффтоплю", извините, но меня смущает то, что я в постах на Паралае не вижу дат. Я один не вижу или их там нет на самом деле, в принципе? Или нужно зарегиться, чтоб даты появились? 18.12.2019 paralay на выкладывал эту схему в обсуждении тяги Як-141, может это не размах, а именно длина крыла, и эта цифра ему нужна была для расчетов хз короче, просто предполагаю. размах указан 10105 мм. |
Конструктор в 26.07.2021 - 18:05 Я один не вижу или их там нет на самом деле, в принципе? Или нужно зарегиться, чтоб даты появились?
Для зарегистрированных в настройках профиля была опция включения дат. ПС: на паралае еще в теме по F-35 много обсуждений 141-го, в частности но 50-ых страницах мы долго и нудно обсуждали работу двигателей на взлете... |
FORGER в 26.07.2021 - 18:58 может это не размах, а именно длина крыла,
Нет, это именно размах крыла. Если даже выставить поперечное V в ноль, то все равно 10,5 м не получится. Добавится лишь неск. см и все. Я думаю, Вам надо в данном случае довериться Яковлевцам и принять 10105мм. Хотя есть много случаев, когда, казалось бы авторитетные источники, врали. |
morozko в 28.07.2021 - 09:50 может это не размах, а именно длина крыла,
Нет, это именно размах крыла. Если даже выставить поперечное V в ноль, то все равно 10,5 м не получится. Добавится лишь неск. см и все. Я думаю, Вам надо в данном случае довериться Яковлевцам и принять 10105мм. Хотя есть много случаев, когда, казалось бы авторитетные источники, врали. Что же, оказывается Паралай не автор этой схемы, он её использовал для расчетов, так понял, не вникая в проставленные размеры. Так что да, логичнее довериться Яковлевцам. |
|
|
» Последние статьи раздела
|
» Лучшие статьи раздела
|