Наши проекты: Склей-ка Модель! : NorthStarModels : Studio XIII : Wiki : Сувениры : Walkarounds : Новости |
Краткая история уникального самолета СВВП Як-141, опередившего время на четверть века и обзор модели в масштабе 1:72 от Anigrand Craftwork
http://www.airliners.net/search/photo.search?&keywords=Yak-141&distinct_entry=true
Як-141 - сверхзвуковой, многоцелевой самолёт вертикального взлёта и посадки, разрабатывался для перехвата воздушных целей и ведения ближнего маневренного боя, а также для нанесения ударов по наземным и надводным целям. В 1986 г. в ОКБ им. А. С. Яковлева была завершена постройка первого экземпляра Як-141. Эта машина первая в мире среди самолетов своего класса преодолела скорость звука. На новом истребителе установили 12 мировых рекордов, в том числе по скороподъемности, достижению максимальной высоты с нагрузкой в 1 и 2 тонны с вертикальным взлетом и посадкой.
Як-141 представляет собой самолёт нормальной аэродинамической схемы с высокорасположенным крылом, двухкилевым вертикальным оперением, оборудованный одним подъёмно-маршевый двигателем в хвостовой части фюзеляжа и двумя подёмными двигателями расположенными сразу за кабиной лётчика. Крыло стреловидное с изломом задней кромки и корневыми наплывами, консоли складываются примерно на полуразмахе для компактного размещении самолёта на корабле. Планер состоит на 26% из композитных материалов, включая углепластиковые поверхности хвостового оперения, закрылки, носки и наплывы крыла. Остальная конструкция в основном выполнена из алюминиево-литиевого сплава.
Всего было построено 4 экземпляра, два из них поднимались в воздух (б/н 75 и 77), а два других провели жизнь на испытательных стендах. Летные испытания Як-141 с палубы велись на авианесущем крейсере "Адмирал Горшков", где и произошла авария машины б/н 77. При этом пришлось испытать в реальных условиях катапультное кресло К-36ЛВ фирмы Северина. При неудачной посадке на палубу стойка основного шасси пробила топливный бак и возник пожар. Катапульте пришлось "вывозить" летчика с уровня палубы при нулевой скорости. Изделие НПП "Звезда" в очередной раз доказало свою надежность (см видео).
http://www.trutv.com/video/most-daring/emergency-escape.html#link=truTVshlk
Последний полет Як-141 состоялся во время его первого показа за рубежом на Фарнборо-92. После Фарнборо представители ВПК США предложили яковлевцам совместную работу с Lockheed по отработке конструкции проектируемого ею, согласно программе JSF (Joint Strike Fighter), "истребителя XXI века".
По мнению аналитиков, Як-141 опередил время на четверть века. Жаль, что песня недопета...
ТТХ самолета Як-141:
компиляция составлена по материалам открытых источников:
Смоляная модель в масштабе 1:72 фирмы Anigrand Craftwork из Гонг Конга. В наборе 33 детали отлитые из полиуретановой смолы бежевого цвета без явных дефектов и одна вакмформированная прозрачная деталь - фонарь. На коробке указаны линейные модели 254мм Х 140мм, что укладывается в уменьшенные до 72го масштаба линейные размеры натурного образца с погрешностью менее 1%.
http://www.anigrand.com/AA2027_Yak-141.htm
Представляю здесь фото содержимого коробки и инструкцию с сайта производителя. Моя модель подверглась воздейтвию океанской воды во время морского перехода из Питера в Бомбей в контейнере (дырявом, как выяснилось в последствии), когда моя коллекция перезжала из Москвы в Дели вместе с остальным добром, нажитым «непосильным трудом» . Все бумажно-кртонное содержимое и сама коробка безвозвратно заплесневели...
Инструкция дает достаточно простую и наглядную схему сборки и с покраской варианта б/н 77. Вариант с б/н 141 показан на коробке. Он учавствовал в Ле Бурже и на МАКС и был пятнистым. Теперь стоит в Жуковском. Б/н 77 во время испытаний был однотонно-серым. Декаль очень простенькая с двумя наборами вышеупомянутых б/н, стрелами на фюзелфже перед воздухозаборниками и звездами. У б/н 141 вместо звезд на килях идут российские триколоры, что отражено в декали, но цвета даны явно слишком темные без учета масштабности.
Традиционно для технологии литья моделей из смолы места стыковки половинок фюзеляжа отсутствуют, так же как и места посадки всех горизонтальных и вертикальных аэродинамических поверхностей, которые я для прочности предполагаю садить на металлические штифты.
В дополнение к набору от Anigrand попала ко мне декаль от Траверса. Ею ренее вакушка МАВИ комплектовалась более полная и точная по мнению экспертов.
Прежде чем перейти к сравнению модели с чертежами, следует сделать оговорку – нормальных чертежей для моделиста я не нашел, но коллеги помогли с рядом схем, которые я взял за основу и перевел с помощью CorelDraw в масштаб 1:72. Судя по тому, что все схемы удивительно совпали друг с другом по очертаниям и линейным размерам, я пришел к выводу, что одна из них была всеми остальными «художниками» взята за основу. Итак, все привязки по масштабным размерам сделаны условно, исходя из того, что исходная схема была близка к очертаниям оригинала.
Горизонтальный - здесь есть проблемы. В самом узком месте фюзеляжа его масштабная ширина – 40 мм, а на модели – 33мм. Следовательно, при общем правильном линейном размере по размаху крыльев, каждое крыло модели на 3,5 мм шире чем нужно.
Передняя кромка крыльев имеет правильный угол стреловидности.
Задняя, с двойным углом – нет! Но это легко лечится листовым пластиком.
По ширине фюзеляжа в районе воздухозаборников – тоже проблема с размером – модель уже на 2 мм на сторону.
Такие погрешности, естественно, негативно сказывавются на общей схожести модели с прототипом. Как бороться с этим? Будем думать...
Зато кили и рули высоты легли в размер очень точно.
Местоположение кабины, отсеков ПД и МД ниш шасси достаточно достоверны. Расшивкой не заморачиваюсь, что по фотграфиям увижу недорезанного – прорежу сам, а микроны ловить на этой модели я не планирую.
Сопло МД с форсажной камерой меньше в диаметре, чем нужно на 4 мм. Придется делать новое. Тоже самое с двухсекционным складывающимся люком МД.
Колеса близки по размеру, но так же похожи на оригинал как я - на актера Stenley Tucci. Будем брать в Москве колесики от Экипажа. Аналогично с креслом – в модели оно похоже на макет деревянного трона времен викингов. Однозначно менять на НеОмегу, благо их есть у меня.
Остальная мелочевка – не проблема. Что из набора использовать, буду решать по ходу сборки. ПВД в наборе отсутствует, но тесть мысль использовать штучно изготавливаемые ПВД из металлических трубок. Когда то давно на МКСМ приобрел два комплекта на Як-38. Если подойдет по профилю, поставлю один на Як-141
Итог – на прототип машина вцелом похожа, судя по фотографиям и масштабным схемам. Но далеко не идеальна. Сборка простой изкоробочной не получится. Чувства смешанные, но желание поставить на полку модель этого уникального прототипа толкает на «подвиги»
Коллеги рекомендуют строить машину б/н 77 однотонного серого цвета. Буду определяться со списком доработок и начинать сборку, пожелайте мне удачи! Продолжение следует...
PS Для тех, кто хочет поскорее увидеть результат, Ken Duffey, как всегда, впереди на лихом коне:
Коллеги рекомендуют строить машину б/н 77 однотонного серого цвета. Буду определяться со списком доработок и начинать сборку, пожелайте мне удачи! Продолжение следует...
PS Для тех, кто хочет поскорее увидеть результат, Ken Duffey, как всегда, впереди на лихом коне: http://mysite.wanadoo-members.co.uk/models_pages/modl_yak-141_ani.html
и еще один коллега, von Bernhard Pethe тоже порадовал: http://www.modellversium.de/galerie/8-flugzeuge-militaer-modern/1442-jakowlew-jak-41m-freestyle.html
PPS – прошу модераторов поместить статью в ветку по модели Як-141 1:72 от Anigrand Craftwork (если это не противоречит принципам) дабы не дублировать и не потерять ценные комментарии. Спасибо!
особое спасибо коллегам MAX, manul67, Pavel700, Michael_XIII, Nazar и Виктору Чулкову за ссылки, схемы, фотографии, пояснения и моральную поддержку.
Конструктор в 14.01.2010 - 02:44 Толь, нашел тут интересную статейку:
http://www.flankerman.fsnet.co.uk/modl_yak-141.html Як-141 из Су-22 - оригинально! Ну и под завязку о призраках: http://vpk.name/news/35343_yak141_v_kitae.html и первоисточник: http://www.sinodefenceforum.com/navy/yak-141-china-4863.html |
Aardvark в 14.01.2010 - 04:24 по разрешению правительства и МО. Ну про те составы правительства и МО много чего интересного в прессе написано...про то что там чуть ли не кадровые сотрудники ЦРУ были...потому чего ж удивительного в разрешении- "сымай-родные, гуляй за все уплочено!" Так, что никакой торговли секретами небыло. Хотя и жаль с одной стороны! Почему? Да вот в одной из передач о КБ "Звезда" мелькнуло что амеры хотели закупить К-36 в середине 90х для флота, да дума запретила! И что-китайцы вон просто содрали (Г.Северин сам сказал) и плевали они на думу с ее запретами! Вот и какая от этого польза? Не могли у нас сделать такое Максим, так а что тогда наши доперли соединить валом подъемный вентилятор с движком?Не и вправду интересно! К сожалению и сейчас не могут. А кому делать-то, "молодняк" в КБ небось те кто от 50 до 60 лет, как у меня в НИИ было? Так, что свой праведный гнев по поводу продажи Родины, лучше направить на постройку моделей. "Золотые слова,Юрий Венидиктович!" (с) С ув.Сергей |
tolthe1st в 14.01.2010 - 13:30 Паш, привет! Спасибо за ссылки. Кен-даффиевскую постройку знаю наизусть - я ее живьем видел и в процессе тоже. Этот мужик - мой кумир в моделизме и я тут не о качестве каждой отдельной постройки, а о том что он позитивный такой и в теме но не перебарщивает. Короче делает себе в кайф. Ну да ладно, это оффтоп.
Насчет верикалок в Китае, - занятная инфа. Я так себе думаю, если есть заказ, то почему бы яковлевцам не сдуть пыль с документации. Комоновку можно использовать и старую, а нашпиговать его современной авионикой и мощный радар поставить и будет вам "чудо". Тем более, что двигатели показали себя отлично как маршевый так и подъемные, и автоматику управления практически отработали. А там глядишь, на китайские бабки сделаем современный самоль и на Мистраль его)))))))))))) |
Aardvark в 19.01.2010 - 04:13 Не Вы не путайте! Я про катапультное кресло К-36 писал в контексте дерибана его китайской братвой!
Так что извините если не совсем понятно высказался! С ув.Сергей |
Pavel700 в 07.05.2010 - 11:09 Доброго всем дня и с наступающим Праздником!
Так какие все таки есть новости о якобы готовящемуся к выпуску Як-141 в пластике? |
Aardvark в 26.05.2010 - 23:05 :cool: Чтобы не возникадо ненужных домыслов, как человек, непосредственно приложивший руку к Як-141, позволю сделать несколько пояснений.
Представители Локхида работали с ОКБ Яковлева по разрешению правительства и МО. То, что они "выведали" на тот момент, никаких сверхсекретов не составляло. Схема поворотного сопла такой конструкции не является каким-то ноу-хау. Этот двигатель был не совершенен и по хорошему требовал серьезных и продолжительных доработок. Так, что никакой торговли секретами небыло. Американцы молодцы тем, что сумели "вытянуть" из этой схемы максимум. Снабдили сопло очень совершенной системой управления. На взлетно - посадочных режимах сопло отрабатывает управление по крену. Из за этого струйные рули находятся на половине размаха крыла, а не на законцовках как у нас. И мощьность для струйного управления, отбираемая от двигателя, меньше. Также их двигатель позволил отказаться от подьемных двигателей и использовать привод на вентилятор от маршевого. У нас о таком двигателе управленцы даже не мечтали. Не могли у нас сделать такое. К сожалению и сейчас не могут. Кстати в потверждение, точка зрения самих американцев. Наткнулся на вот такую книжечку: По разработке Як-141 только одно предложение, и то хорошо, что вспомнили! (привожу его в оригинале потому как в языком не сильно владею, у кого лучше получится без вопросов!) : The new Russion Federation could not afford to maintain it,and the manufacturer was unable to obtain a foreign sponsor to continue production and development. The supersonic Yak-141 likewise failed due to lack of funding, but its vectored engine nozzle inspired the three-bearing swivel nozzle on the F-35. Ну и то как у меня вышло перевести Новая Российская Федерация не могла ни позволить себе поддержать изготовителя, ни привлечь иностранного спонсора, чтобы продолжить производство и развитие.Сверхзвуковой Як 141 аналогично потерпел неудачу из-за нехватки финансирования, но его векторное сопло вдохновило создателей F-35 на поворотное сопло "с тремя подшипниками"*. ____________________________________________ *- тут дословно, как правильно не знаю. Т.е. главное это все-таки ухватить суть идеи! А далее уже при соответсвующем финансировании, можно в металле воплотить чего угодно! ЗЫ. По книге. ИМХО-мурзилка. Внимания думаю не стоит. Добавлено спустя 22 часа 41 минуту 49 секунд: И по САБЖУ, нарыл вот из одного издания может сподвигнет кого-нибудь на работу.... |
Конструктор в 26.05.2010 - 23:37 Aardvark
Сергей, открытые створки ПД просто красотища, спасибо! А что за издание? |
Aardvark в 29.05.2010 - 21:33 Aardvark
Сергей, открытые створки ПД просто красотища, спасибо! А что за издание? ИИИЭХХХХ! :twisted: Ежели меня вдруг за это якудзы порешат на почве копирайтов....об одном прошу не отдавайте ИМ (ну той стране) - ОСТРОВА!!!! :wink: Так и скажите - хрен вам а не Курилы, и за Серегу еще сначала ответьте! :mad: :cry: :grin: Этот: |
Aardvark в 05.06.2010 - 21:49 Если Вы говорите о легком истребителе, то можно и МиГ-29 было переделать в бесхвостку
А причем тут "бесхвостка"? Речь вообще-то про "вертикалки". Бесхвостка Як-141* в умах конструкторов ОКБ Яковлева имела место быть, но как всегда решили перестраховаться: (в принципе видео со стрижей, потому 1ю и 3ю части не привожу) Ну и просто клипик про Фристайлер под одноименный музык(до кучи попался) ЗЫ. *-Вот почему-то после слов "схема бесхвостка была недостачно нами изучена, на если бы он пошел в серию, то вполне возможно что дальнейшим развитием Як-141 была бы бесхвотрка"" сразу вспоминаются слухи про Вигген в Союзе....интересен Вигген был для нас, ой как интересен! |
|
|
» Последние статьи раздела
|
» Лучшие статьи раздела
|
Это все было отработано на Як-38.