Наши проекты: Склей-ка Модель! : NorthStarModels : Studio XIII : Wiki : Сувениры : Walkarounds : Новости
Войти Регистрация

Обзор Valom 1/72 H.P.52 Hampden TB.Mk.I – Повесть о друге


- Ещё правее, командир! Доверни чуть-чуть! Ещё правее!
- Горим, штурман, горим… Бросать нет смысла… Нет смысла бросать… Ну, прости, друг…
Х/ф «Торпедоносцы»

Была ли на то воля самих небес, или всего лишь их наместника на земле Соединённого Королевства – британского Министерства авиации – доподлинно неизвестно, но дальние бомбардировщики, составлявшие основу воздушной мощи Великобритании, предпочитали, как будто взяв на вооружение известный русский обычай, появляться на свет по три. Достаточно вспомнить знаменитые «Ланкастер», «Стирлинг» и «Галифакс», или не менее известные послевоенные «Три V» «Виктор» – «Вулкан» – «Вэлиант». Но первым было всё же другое, пусть и не снискавшее столь громкой славы трио, которое составили машины двухмоторные – Армстронг-Уитворт «Уитли», Виккерс «Веллингтон» и сам герой нашего сегодняшнего рассказа. Этой триаде, по замыслу военных, предстояло стать заменой стремительно устаревающему «зоопарку» бомбардировщиков начала тридцатых, в число которых входило и другое детище фирмы Хендли-Пейдж – чудище вида ужасного под названием «Хейфорд».

Прототип

Впрочем, и сам наш сегодняшний герой особой заурядностью форм не отличался. «Виной» тому во многом был первоначальный лимит массы пустого бомбардировщика в 3000 кг, предложенный самими же британцами в рамках очередной конвенции по ограничению вооружений. Сейчас наверное далеко не каждый поверит, что махина с размахом крыла больше 20 метров может весить всего лишь как пара внедорожников (и в общем не поверит правильно – в процессе разработки самолёт «потяжелел» до 5 тонн, благо конвенция та на свете долго не зажилась), но конструкторам, работавшим над проектом нового бомбардировщика, пришлось изначально ориентироваться именно на эту, «политическую», цифру. В результате, для пущего облегчения вся задняя часть фюзеляжа будущего «Хемпдена» превратилась во вполне вертолётного вида хвостовую балку, увенчанную двухкилевым оперением. В сохранившую нормальный вид переднюю часть – впрочем, обуженную до предела – конструкторы довольно плотно втиснули экипаж из четырёх человек, вооружение и оборудование. Получился этакий «летающий чемодан» – кое словосочетание и стало наиболее популярным прозвищем нового бомбардировщика в строевых частях. (К слову, во многом из-за тех же весовых ограничений «Веллингтон» лишился нормального силового каркаса и металлической обшивки – в пользу обтянутой полотном геодезической конструкции).

При всём при том, из всей триады «Хемпден» выглядел пожалуй наиболее современным, имея самые компактные размеры и самые аэродинамичные формы. Но… как известно, нет роз без шипов. Узкий фюзеляж мало того что до предела усложнял взаимодействие членов экипажа между собой – он сделал невозможной установку поворотных пулемётных башен, с которыми всю карьеру пролетали два других участника трио. Это не могло не сказаться на оборонительных возможностях самолёта. А ведь в отличие от старомодно-угловатого «Уитли», изначально предназначавшегося на роль ночного бомбардировщика, «Хемпдену» наряду с «Веллингтоном» по первоначальным замыслам Бомбардировочного командования предстояло действовать днём… Впрочем, у остальных дела с этим обстояли немногим лучше, и как показали дальнейшие события, оборонительному вооружению суждено было стать ахиллесовой пятой британских бомбардировщиков на протяжении всей войны. Более «пухлые» формы «Веллингтона», хоть и несколько снижали тому максимальную скорость полёта, зато обеспечивали больший боевой радиус, лучшие условия работы экипажа и более солидный калибр применяемых боеприпасов – до 4000 фунтов (1814 кг), против 2000 (907 кг) у «Хемпдена». Всё это, вкупе с большим модернизационным потенциалом «полотняного бомбардировщика» Виккерса привело к тому, что вплоть до массового поступления на вооружение четырёхмоторных машин, именно он стал «примой» Бомбардировочного командования, оттеснив остальных на вторые роли. У нашего же героя возможностей для улучшения характеристик «малой кровью» сверхплотная упаковка «летающего чемодана» не давала, а кардинальные переделки особого смысла не имели – фирма уже готовила к серии более современный четырёхмоторный «Галифакс». В результате B.Mk.I так и осталась единственной серийной модификацией самолёта, производство которого было остановлено на цифре 1430 экземпляров. Для сравнения – «Веллингтонов» одной лишь только модификации Mk.IC было произведено на свет почти вдвое больше…

Впрочем, когда 3 сентября 1939 года Великобритания объявила войну Германии, до этого было ещё далеко, и «Хэмпденов» с «Веллингтонами» состояло на вооружении британских ВВС практически поровну – чуть больше полутора сотен, по 10 эскадрилий (aka Squadron) на брата. В отличие от наземных войск, которым по воле политиков пришлось в основном «валять Ваньку» до самого клевка жареного петуха весной 1940-го, авиачасти занялись «настоящим делом» сразу, летая сперва днём, а с декабря 1939, ввиду немалых потерь – в основном по ночам. Правда, вполне в духе «странной войны», воздушным ударам долгое время подвергались только германские корабли, на саму же немецкую землю сыпались лишь пропагандистские листовки. Весной, впрочем, началась – увы, совсем не так как хотелось – «нормальная» война, вписавшая в биографию «Хэмпдена» немало страниц, которые стоило бы начать словом «первый». Первые бомбы, упавшие на немецкую землю вообще. Первая бомбардировка немецкого города (Фрайбург). Первый (если не считать жест отчаяния «Жюля Верна») налёт на Берлин. Успел наш герой поучаствовать и в первых «рейдах 1000 самолётов» на Кёльн, Эссен и Бремен – любимом детище «сэра Бомбера» Артура Харриса, который и сам начинал свою карьеру на «Хэмпдене», как и будущий «предводитель “Дамбастеров”» Гай Гибсон…

К этому времени (лето 1942) самолёт, как и оба его современника, был уже, что называется, «в годах», и «тянуть лямку» в небе Германии ему становилось всё труднее. Но если последние сотни выпущенных «Уитли» прямиком с заводов отправлялись в учебные части, то «Хемпдену» пришлось, словно вспомнив первые дни боёв, ещё немало повоевать на море – теперь уже в качестве торпедоносца. Благо основная британская авиаторпеда Mk.XII неплохо помещалась в его бомбоотсек с минимальными переделками. Последние бомбы в составе Бомбардировочного командования были сброшены с «Хемпденов» в ночь на 15 сентября 1942 года, а уже через два дня торпедами с самолётов 489 эскадрильи были пущены на дно первые суда противника.
Обзор Valom 1/72 H.P.52 Hampden TB.Mk.I – Повесть о друге
Примерно в те же дни бомбардировщики фирмы «Хендли-Пейдж» появились и в нашей стране. После разгрома конвоя PQ-17 благополучная проводка следующего, PQ-18, стала для лордов Адмиралтейства буквально-таки делом чести, для должного поддержания которой в СССР для действий с северных советских баз отправились две эскадрильи «Хемпденов»-торпедоносцев. До места благополучно добралось 23 машины из 32, обратный перелёт грозил и их полной потерей, в результате самолёты попросту были подарены лётчикам – североморцам, сделав таким образом «Хемпден» единственным бомбардировщиком британского производства, состоявшим на вооружении ВВС РККА. В процессе освоения подарка «утратили военно-морским способом» ещё 4 машины, оставшиеся 19 (прозванные отечественными острословами «балалайками») прослужили на пару с Ил-4 до лета 1943 года… 25 апреля 1943 г. самолёт капитана В.Н. Киселёва при атаке немецкого транспорта “Leesee” был подожжён зенитной артиллерией, однако остался на боевом курсе и, по одним данным, таранил атакованное судно не сбрасывая торпеды, по другим, более новым – упал в море сразу же после сброса. Видимо, именно эту атаку (в ее первоначальном описании) следует в настоящее время считать прототипом известного эпизода в первой половине фильма «Торпедоносцы», – правда там атакует Ил-4. До недавнего времени данный таран приписывался экипажу А.А. Баштыркова, однако по последним данным он, увы, промахнулся по атакованному им судну, применившему противоторпедный манёвр, и был сбит зенитной артиллерией на выходе из атаки. Впрочем, создатели фильма, по понятным причинам знать этого не могли… Ушедший на дно «Леезее» остаётся на сегодняшний единственной победой советских «Хэмпденов»-торпедоносцев, которая достоверно подтверждается данными противника (впрочем, некоторые источники увеличивают это число до трёх). Потери же были велики – только в боях было сбито 12 машин. Это стало одним из поводов (наряду с вечными проблемами с запчастями, аристократической любовью к хорошему техобслуживанию и не менее аристократической вальяжной неторопливостью в полёте) для появления в североморском авиафольклоре грустной шутки: «Ты мне друг или Хемпден?!» Хотя, пожалуй, чаще наш «чопорный англичанин», как подобает настоящему другу, даже будучи изранен, привозил свои экипажи домой. Причин такому положению дел было множество – и не самая высокая выучка лётчиков военной поры, и как правило недостаточный наряд сил, выделяемый для атаки противника, что не позволяло надёжно прорывать его ПВО, и совершенствование самих средств ПВО, сделавшее во второй половине войны торпедные атаки корабельных ордеров самоубийственными практически для всех воюющих сторон – что и обусловило быстрый закат торпедоносной авиации в послевоенные времена. Впрочем, это уже совсем другая история…

Завершая это затянувшееся, но на мой взгляд всё же нужное историческое вступление, приведу список (безусловно краткий и неполный) источников, которые могут оказаться полезными как в плане получения информации о прототипе, так и для дальнейшей работы над моделью. 

  • Бомбардировщики и торпедоносцы «Hampden» на сайте «Уголок неба».
  • Handley Page Hampden на сайте Wunderwaffe
  • Handley Page Hampden в Википедии
  • С. Иванников. Хроника «летающего чемодана» // Крылья Родины. 1995. № 10-12
  • С. Колов. Бомбардировщик «Хэмпден» // Самолёты мира. 2000. №2. С. 42-48
  • В. Котельников, Ю. Рыбин. Балалайка // Мир авиации. 1995. №1 (9). С. 24, 29-33.
  • В.Р. Котельников. Бомбардировщик Хэндли-Пейдж «Хэмпден» // Авиаколлекция. 2007. №10.
  • Aircraft Profile 058 – Handley Page Hampden
  • Handley Page Hampden and Hereford (Warpaint Series 57)

Большинство из перечисленных печатных изданий существуют в цифровом виде и могут быть легко найдены на всем известных ресурсах.

Модель

Когда я, ещё в студенческие времена, открыл для себя, что мои любимые «Торпедоносцы» – это во многом фильм и о «Хэмпденах», желание заиметь у себя на полке копию этого неординарного самолёта стало прямо-таки непреодолимым. Увы и ах, быстро выяснилось, что «наше всё» – фирма ФРОГ, чья продукция составляла основу студенческого «набора коробок» в шкафу, как-то прошла мимо этой модели, выдав в свет лишь полулегендарное изделие в масштабе «один к сколько уж получилось» в антикварной серии FROG Penguin, большинство представителей которых – ровесники самих прототипов. К счастью, второй столп английской модельной индустрии, фирма Airfix не остался в стороне (как никак – британский самолёт!) и в меру способностей заполнил эту лакуну. Подержать эту модель в руках автору по причине относительной молодости лет и отдалённости от модельных клондайков так и не довелось, впрочем взглянуть на литники в Интернете совсем не проблема. Для времени своего выхода (американцы как раз собирались тогда на Луну) эта модель была практически произведением искусства – можно было даже открыть бомбоотсек, подвесив туда 4 бомбы (и ещё 2 под крылья!), но то что она оставалась «единственным развлечением в городе» (с) на протяжении 40 лет – было явным перебором. Но вот пришли 90е, среди прочих великих потрясений грянула Великая Модельная Революция – и, вдоволь насытившись темой мессеро-спитфайро-мустангов и прочего Люфт-46, (да простят меня любители оных!) она добралась, наконец, и до аппаратов менее пафосных. Великие сего модельного мира правда и в этот раз прошли стороной мимо нашего героя – но к счастью, на карте мира есть страна Чехия, которая, как и в старые добрые времена, не прочь примерить гордый титул «мастерской Европы», по крайней мере в модельной индустрии уж точно.

Так или иначе, но буревестником модельной революции для поклонников «летающего чемодана» стала тоже не слишком пафосная (что где-то даже символично) пражская фирма «Валом». Причём в соответствии с пословицей «не было ни гроша, да вдруг алтын» – сделала она миниатюрный «Хэмпден» сразу в нескольких вариантах. Тут и «англичане» в окрасках Бомбардировочного и Берегового командований. И «Хирфорд» – по сути дела просто ещё одна модификация «Hampden» с новыми двигателями Нэпир «Даггер» VIII, но с новым боевым именем, которое увы не стало счастливым – из-за недоведенных моторов (до надёжности знаменитых впоследствии «Sabre», пламенных сердец «Тайфунов» и «Tempest», лежал ещё долгий путь) после первого и единственного боевого вылета полторы сотни выпущенных «Хирфордов» отправились в учебные подразделения или на переделку обратно в «Хемпдены». Но меня по упомянутым выше причинам интересовал больше какой-нибудь вариант с красными звёздами. Не замедлил появиться на белый свет и он – причём на декали присутствовали ещё и два варианта оформления на единственный самолёт, служивший в Шведских ВВС (похоже, его перекрашивали не хуже железного рыцаря Тилли-Вилли из сказок про Элли и Страшилу ;-D . Впрочем, и краснозвёздный вариант, известная «белая 30» капитана А.З. Стоянова, там на первый взгляд был тоже очень неплох и в точности подтверждался фото, вот только одно но… Набор безо всяких изменений представлял бомбардировочный вариант B.Mk.I, в Советский Союз же поставлялись только торпедоносцы, которые не то чтобы сильно, но вполне заметно отличались – в первую очередь необходимостью приоткрыть бомбоотсек и показать торпеду. Впрочем, валомовцы это оперативно учли, выпустив конверсионный набор, в который помимо торпеды входили ещё и 4 бомбы (в смоле), пламегасители и два варианта створок бомбоотсека – на бомбардировочный и торпедоносный варианты (в пластике), а также вся необходимая «обвязка» на бомбы и торпеды (в виде ФТД). Этот комплект (вкупе с вышеозначенной моделью) я уже совсем было вознамерился купить, но… в планы вмешался финансовый кризис. Тем временем наши пражские друзья наконец объединили базовую модель и вышеупомянутый набор в одной коробке… и, как выразился один из коллег в ветке про Бостон, теперь стало ясно, какой вариант модели надо брать :-DНедолгая переписка с паном Петром из «Моделимекса», десяток дней ожидания посылки – и вот вожделенная «балалайка» в компании нескольких других своих земляков оказалась в моих дрожащих от нетерпения руках. Итак, приступим…

Обзор Valom 1/72 H.P.52 Hampden TB.Mk.I – Повесть о другеОбзор Valom 1/72 H.P.52 Hampden TB.Mk.I – Повесть о другеОбзор Valom 1/72 H.P.52 Hampden TB.Mk.I – Повесть о другеОбзор Valom 1/72 H.P.52 Hampden TB.Mk.I – Повесть о другеОбзор Valom 1/72 H.P.52 Hampden TB.Mk.I – Повесть о друге

Боксарт модели, по правде говоря, не цепляет, простенькая «компьютерная» картинка, весьма и весьма далёкая от, скажем, шедевров Коике Сигео – ну да не беда, на облик самолёта нам и так есть где полюбоваться. Заглянем лучше в саму коробку. Тут всё гораздо лучше – аккуратное литьё, тонкая расшивка, клёпка, облоя самый минимум – ну так без него никак, ЛНД всё-таки. Видно, что несмотря на ограничения технологии, «валомовцы» очень стараются. Это конечно пока не Тамигава, в частности задние кромки крыльев не помешало бы сточить изнутри, да и по линиям стыка крупных деталей чуток пройти шкуркой, но во всём остальном – уже вполне себе МРМ, если не сказать Revell. Одним словом, на трудовые подвиги весьма вдохновляет – подать мне мои чертежи!

Кстати, о них. Единственной известной графикой, которая на мой взгляд может претендовать на это звание, являются прорисовки Richard J. Caruana в Warpaint, с минимальными изменениями перекочевавшие в обе русскоязычные монографии по «Хемпдену». Всё остальное – не более чем примитивные проекции. Ну что ж, чем богаты – тем и рады, тем более что в это самое «чем богаты» основные детали модели (крыло, фюзеляж, капоты) легли как влитые (разве что контур верха мотогондолы изнутри чуть «подгулял»), разве что очертания прозрачных частей штурманской кабины вызывают некоторые сомнения. Похуже дело обстоят со стабилизатором – его полуплоскости сбегают по передней кромке от корневых частей к килям гораздо энергичней, чем на чертеже, в результате оказываясь в местах пристыковки килей на добрый миллиметр уже – а стреловидность означенной передней кромки соответственно больше (сами кили при этом в полной норме). С одной стороны это не очень приятно, с другой – толковых фотографий прототипа в ракурсе «строго сверху» мне пока не попадалось, так что может статься, это именно тот случай, когда модель точнее чертежей.

Обзор Valom 1/72 H.P.52 Hampden TB.Mk.I – Повесть о другеОбзор Valom 1/72 H.P.52 Hampden TB.Mk.I – Повесть о другеОбзор Valom 1/72 H.P.52 Hampden TB.Mk.I – Повесть о другеОбзор Valom 1/72 H.P.52 Hampden TB.Mk.I – Повесть о другеОбзор Valom 1/72 H.P.52 Hampden TB.Mk.I – Повесть о другеОбзор Valom 1/72 H.P.52 Hampden TB.Mk.I – Повесть о другеОбзор Valom 1/72 H.P.52 Hampden TB.Mk.I – Повесть о другеОбзор Valom 1/72 H.P.52 Hampden TB.Mk.I – Повесть о другеОбзор Valom 1/72 H.P.52 Hampden TB.Mk.I – Повесть о другеОбзор Valom 1/72 H.P.52 Hampden TB.Mk.I – Повесть о друге

Традиционная проблема выполненных по технологии ЛНД моделей – мелочёвка, но и с этим в нашем случае всё относительно неплохо. Откровенно грубоватыми выглядят разве что основные стойки шасси, на фото там всё гораздо изящнее, фотографиями же и стоит руководствоваться при доработке. Пулемёты удались хоть и не шедеврально, но довольно неплохо, а двигатели так вообще на мой взгляд верх изящества – не удивлюсь, если у них в предках числились аналоги от нашего «Вектора». А вот их капотам повезло, увы, меньше – видимо, с целью унификации с «Хирфордом» передние части мотогондол отчленены по линии передних кромок крыла, в результате стык оказывается посреди панелей обшивки, зато место контакта лепестков «юбки» капота с собственно мотогондолами ничем не отличается от прочих линий расшивки и явно напрашивается на более глубокое «акцентирование» резаком. Чуть «ЛНД-шнее» остальных выглядят пластиковые детали, доставшиеся от конверсионного набора, там следует особое внимание уделить тому, чтобы не перепутать створки бомбоотсека – нам нужны те, у которых заднее по полёту закругление имеет чуть больший радиус (на фото - рядом с торпедой). Инструкцию, к сожалению, тут можно понять двояко. Как, впрочем, и в нескольких других местах. Впрочем, приводимые в соответствующих её пунктах прорисовки/проекции проблемных мест не дают запутаться слишком уж сильно. А цветные схемы окраски и нанесения декалей – ставший уже традиционным «бонус» валомовских моделей – позволяют простить инструкции эти небольшие огрехи. Известную помощь в сборке может оказать и вот эта найденная на просторах Интернета ссылка. Прозрачные детали действительно прозрачны (особенно после «Future»), хотя как водится у ЛНД, чуть толстоваты, что несколько неприятно с учётом необходимости прорезки в них пазов под установку пулемётов (самое время подумать, как бы сделать это поаккуратнее). Желающие, впрочем, могут попытаться заменить литые детали на давлёные фонари, но исключительно собственного производства – ибо известный всем Squadron нашего героя тоже, увы, проигнорировал.

Обзор Valom 1/72 H.P.52 Hampden TB.Mk.I – Повесть о другеОбзор Valom 1/72 H.P.52 Hampden TB.Mk.I – Повесть о другеОбзор Valom 1/72 H.P.52 Hampden TB.Mk.I – Повесть о другеОбзор Valom 1/72 H.P.52 Hampden TB.Mk.I – Повесть о другеОбзор Valom 1/72 H.P.52 Hampden TB.Mk.I – Повесть о другеОбзор Valom 1/72 H.P.52 Hampden TB.Mk.I – Повесть о друге

Отдельный приятный бонус модели – травление. В наборе «Хемпдена»-торпедоносца оно включает аж две платы. Первая – стандартная для всех паковок, входят туда привязные ремни для всех членов экипажа, приборная доска с приборами на плёнке (довольно похожая на себя), всякая мелкая «антеннерия» и даже такая приятную мелочь, как характерной формы «двурогий» ограничитель углов стрельбы для верхних пулемётов. Вторая, доставшаяся «по наследству» от уже упоминавшегося конверсионного набора, содержит довольно традиционную в таких случаях «мелочёвку» для торпеды (само её тело дано смоляной деталью) – стабилизаторы, гребные винты и характерную для облика Mk.XII 6-лопастную крыльчатку взрывателя. При этом горизонтальные «перья» стабилизатора выполнены в одну деталь с балкой хвостовика МАТ. Особой беды в том нет, этот дополнительный деревянный стабилизатор применялся если и не всегда, то достаточно часто, нужно лишь иметь в виду, что, согласно фото, на земле он располагался параллельно грунту, а не оси торпеды. Кроме того, на той же плате присутствуют стабилизаторы и «ухваты» для четырёх 500-фунтовых бомб. Сами бомбы, увы, из конверсионного набора в модель не перекочевали, а жаль: модификации TB.Mk.I приходилось периодически летать и с ними… Но уж что есть, то есть – ибо выбор афтемаркета на «Хемпден» в 72 масштабе, прямо скажем, скудноват – даже всеведущий Hannants упоминает лишь фототравление от Airwaves на фиксо-билековскую модель да «правильные» смоляные законцовки крыла на неё от той же фирмы…

Обзор Valom 1/72 H.P.52 Hampden TB.Mk.I – Повесть о другеОбзор Valom 1/72 H.P.52 Hampden TB.Mk.I – Повесть о другеОбзор Valom 1/72 H.P.52 Hampden TB.Mk.I – Повесть о другеОбзор Valom 1/72 H.P.52 Hampden TB.Mk.I – Повесть о друге

Декаль тоненькая, напечатана без смещений, но откровенно небогатая: ни малейших следов технических надписей, только опознавательные знаки и обозначения на два самолёта, оба в окраске Dark Green / Dark Earth сверху и Night снизу. Первый из них, самый интересный для меня – естественно, советский «белый 37». Боковик этой машины давался в монграфии из «Авиаколлекции», а до того - в «Мире авиации», с комментарием «экипаж старшего лейтенанта Голубева, самолёт потерян в бою 12 января 1943 года». Данный комментарий весьма полезен в том плане, что позволяет со спокойной душой использовать входящую в комплект торпеду Mk.XII – ближе к лету «Хемпдены» на Северном флоте уже летали с отечественными торпедами 45-36 АН, превосходившими «британок» по длине, и требовавших гораздо более серьёзных переделок бомбоотсека, достоверные подробности которых мне пока неизвестны. Шрифт номера «37» на свой боковик весьма похож, к сожалению, подтверждающих фотографий авторами ни в том ни в другом случае не приводится… но может быть, они всё же существуют где-то в авторских коллекциях... Второй вариант, ХА-В, хоть и несёт британские кокарды, но тоже является по большому счёту «иностранцем», ибо представляет машину из уже упоминавшегося 489-го «новозеландского» Squadron’а, прославившегося впоследствии на «Бофайтерах». Здесь дела обстоят несколько похуже, пока не удалось найти ни фото, ни хотя бы цветного профиля на эту машину. Доступные же профили на «новозеландцев» ХА-L и XA-Y дают совсем другой окрас, а именно стандартную цветовую гамму Берегового командования: верх - Extra Dark Sea Grey, низ - Sky. Для тех, кто всё же решится делать этот вариант, сообщу, что на мой взгляд и синий цвет опознавательных знаков тут чересчур темноват…

Обзор Valom 1/72 H.P.52 Hampden TB.Mk.I – Повесть о друге

Резюме

Очень неплохая модель довольно незаурядного и оставившего заслуженный след в истории самолёта. Увы, недешёвая – меньше, чем за 25 евро её вряд ли получится найти. Впрочем, большинство из нас уже наверное смирились с тем, что время «моделей за обеденные деньги», к сожалению, безвозвратно прошло, а наличие травлёно-смоляных добавок, на мой взгляд, позволяет отнестись к цене с известным снисхождением… К слову, волею судьбы в одной посылке с «Хемпденом» ко мне «прилетел» и торпедоносный вариант МРМ-овского «Бостона», и теперь для полного комплекта советских торпедоносцев мне не хватает только ДБ-3/Ил-4. Неужели он тоже будет родом из Чехии? Или всё же найдутся мастера поближе?..

 

When contacting retailers or manufacturers, please mention: you learned about their products on ScaleModels.ru!

If you want to send us your production items for review - feel free to contact us.
» Информация о статье
Сергей,Ижевск в 05.11.2010 - 17:05
Тема: Re: Обзор Valom 1/72 H.P.52 Hampden TB.Mk.I – Повесть о друг
По словам тех, кто уже строил (не я) есьт косяк с прозрачными фонарями - они шире фюзеляжа более чем на милиметр :-(

Хм, сложил "на живульку" фюзеляж, примерил фонари - да, явно потребуют подгонки по месту, но как раз с шириной всё практически нормально. Может быть, это проблемы отдельных/первых партий модели (скажем, из-за некачественного пластика)? Тем более что и в зарубежных статьях о постройке где-то есть указания на "кривое" остекление, где-то - нет.
Летнаб в 05.11.2010 - 20:36
Вообще, подмодификацию TB.I получали переделкой из готовых B.I, поэтому, ИМХО, имеет значение не сама модификация, а только время выпуска конкретного самолёта
Про торпедоносцы, попавшие к нам, написано, что они приведены к единому стандарту. Вот и интересно-включал ли этот стандарт ребра...
CTS в 07.11.2010 - 02:38
В общем подумал я про эту "юбку".... нет, просто подрезать её хорошо не выйдет. Короче думаю такой вариант:



[url=http://postimage.org/image/33dvvamck/][/url]

Думаю на рисунке без пояснений понятно всё.
Предварительно изнутри надо будет или обклеить, или залить в этом месте
Главное, как равномерно всё это дело сточить под угол. На станке? Х.з.
freeman в 07.11.2010 - 04:46
Можно отрезать капот вместе с юбкой от мотогондолы. Мотогондолу нарастить, а с юбкой сделать, что захочется. Либо оставить так, либо отрезать и сделать приоткрытую.
CTS в 08.11.2010 - 14:58
Можно отрезать капот вместе с юбкой от мотогондолы. Мотогондолу нарастить, а с юбкой сделать, что захочется. Либо оставить так, либо отрезать и сделать приоткрытую.
Пардон, не понял, но что бы "оставить так" отрезать не надо. )) Но лучше "так" не оставлять- слишком убого этот момент на модели проработан. Я, например, на Хасегавском Ишаке, без ненужного тотального отрезания, прекрасно подрезал "под капот" самодельными, из надфилей резаками.

А для того что бы не парится с ненужным наращиванием, надо отрезать так, что бы юбка осталась вместе с мотогондолой, а капот отдельно. Собственно, я этот последний вариант и предложил, только без полного отделения частей друг от друга. Можно конечно и отделить, если так кому-то проще.
freeman в 08.11.2010 - 16:50
Мда, всё не просто :-)
CTS в 25.05.2011 - 13:02
Тема: Обзор Valom 1/72 H.P.52 Hampden TB.Mk...(#3413) - обсуждение
Для любителей этой машины, в сети появилась книжка "The Hampden File"
VovaN в 25.05.2011 - 13:42
А обложку не покажете, а то что-то найти не могу...
CTS в 25.05.2011 - 13:48
А обложку не покажете, а то что-то найти не могу...

Пожалуйста Вован, смотрите на первой странице арморбук.ком, ещё есть на фарпоссте



[url=http://postimage.org/image/1tufz63l0/][/url]
VovaN в 25.05.2011 - 13:52
Ага, нашел. Спасибо.

Добавить свою статью | Обсудить на форуме

Вы должны быть пользователем сайта, чтобы комментировать статьи!
Зарегистрироваться

ScaleModels.ru - сборные масштабные модели. © 2005-2015. Работаем на сервере FastVPS.ru
Privacy Policy