Наши проекты: Склей-ка Модель! : NorthStarModels : Studio XIII : Wiki : Сувениры : Walkarounds : Новости |
Представляю второй ретро-обзор на корабли серии «Поющие фрегаты» - на самый известный корабль этого проекта - сторожевой корабль Сметливый. Модель во многом схожа по деталям с моделью большого противолодочного корабля Образцовый, обзор которого уже вышел недавно.
Предыдущий обзор - БПК Образцовый
В отличие от остальных кораблей проекта 61, Сметливый не нуждается в представлении интернет-аудитории, которая застала его еще живым, на ходу, а теперь может лицезреть в виде корабля-музея в Севастополе.
Тем не менее, немного истории все-таки напишу и выложу его фотографии, сделанные в доинтернетные времена.
Сметливый был 15-м кораблем в серии из 20. Заложен 15 июля 1966 г. на ССЗ им. 61 Коммунара в Николаеве (заводской № 1710). Спущен на воду 26 августа 1967 г. Вступил в строй 25 сентября 1969 г. в состав Черноморского флота. 21 октября 1969 г. включен в состав 30-й дивизии противолодочных кораблей ЧФ.
Список боевых служб, учений, визитов корабля настолько велик, что проще его вам дать отдельной статьей на вики.
Более интересным для модели будет информация, когда корабль проходил модернизации. А их в его карьере было всего 2:
В 1987 г. корабль встал на Севастопольском морском заводе им. Орджоникидзе на модернизацию по проекту 01090. На месте бомбометов РБУ-1000 установили контейнеры противокорабельного комплекса Уран, демонтировали вертолетную площадку, кормовую артиллерийскую установку АК-726, надстроили помещение неакустической системы распознавания кильватерного следа подлодок Кайра МНК-300. Около ходовой рубки разместили системы постановки помех ПК-10, ПК-16 и дополнительные РЛС. Временно, с 2000 по 2002 г. корабль носил контейнеры Уран от ракетного катера Р-44.
Для модели это означает, что, если вы хотите построить Сметливый на период с 1969 по 1976 гг. – вам подойдет набор БПК Образцовый.
А теперь немного фоточек. Авиабазу я еще не выкачивал, как это делал по Щуке и Кузнецову. Так что, сенсаций тут не ждите.
Сметливый в 1969 г.
В 1974 г.
В 1975 г.
На модернизации на Севморзаводе в 1992 г. Справа плавказарма из эсминца проекта 30-бис.
В августе-сентябре 1995 г. во время ходовых испытаний после модернизации.
На параде в июле 1996 г.
В апреле 1998 г.
На параде в июле 2000 г.
На параде в июле 2002 г.
Полезное фото надстройки, снятое в 2003 г.
Сметливый возвращается из похода в Индийский океан 2 июля 2003 г.
В 2005 г.
После 2005 года его фотки исчисляются сотнями и тысячами, поэтому нет смысла их публиковать – каждый может без труда найти их на различных форумах типа Авиабаза, Цусима, прочих интернет-ресурсах и СМИ.
Вся серия из 5-х моделей больших противолодочных кораблей проекта 61 (проект 61 Образцовый, проект 61МП Славный, проект 61Э Проворный, проект 01090 Сметливый и эсминец INS Rajput -он же БПК проекта 61-МЭ Надежный) была выпущена Комбригом в 2000-х годах. Поэтому серия моделей делалась по тем мурзилкам, что были к тому моменту напечатаны и тем фоткам, которые гуляли в только зарождавшемся интернет-сообществе судо/моделистов и любителей истории. Спустя почти 15 лет модель уже выглядит немного анахронизмом из того прошлого и от нее не стоит много ждать и требовать. Современные модели Комбрига уже сильно ушли вперед по качеству, деталировке, проработке поверхностей и количеству прилагаемого травления.
Коробка типично маленькая «комбриговская». На коробке написано “Large antisubmarine ship Project 61E Smetlivy”. Но это ошибка, в действительности это «Сторожевой корабль проекта 01090 Сметливый». Мелкие детали на питателях в пакете, а корпус лежит в коробке с наполнителем. В отдельном пакете 2 маленькие платы травления. Всего в наборе 187 смоляных и 82 травленых детали. Часть деталей не используется.
Инструкция примитивная – лист А4 с двух сторон. С одной стороны схема корабля, история, ТТХ и описание окраски, а с другой стороны то, что вроде напоминает сборочную схему. Детали не пронумерованы. Собрать по этой инструкции модель довольно сложно. Без фоток прототипа тут не обойтись.
Декали в комплекте нет, поэтому бортовые номера, название и российский герб на корме, красные звезды на носу надо печатать где-то на стороне.
Травление максимально упрощено, местами неверно. В нем много чего нет и без дополнительного травления модель все равно будет пустой. Из родного травления пригодятся детали мачт, площадок, радаров и антенны. Остальная мелочевка сделана крайне сомнительным образом. Леера, рейлинги, двери, спасательные круги, лючки и прочую стандартную мелочевку надо докупать отдельно.
Корпус с первым ярусом надстроек отлиты зацело. К сожалению, с корпусом есть несколько проблем. Начну с литья. На корпусе есть много дефектов – пузырьки в смоле. Также есть щели по стыку носовой надстройки в районе передней пары дымовых труб с обоих бортов, а также щель по правому борту в районе кормовой дымовой трубы. По правому борту на корме не пролилась расшивка трех дверей. В районе носовой надстройки на корпусе с обоих бортов плохо пролиты грани скул корпуса. Придется немного поработать шпаклевкой и наждаком, чтобы более четко вывести ребро на борту.
А теперь самое веселое - с геометрией. Большой проблемой является полностью неверная корма. Придется сильно поработать напильником, чтобы исправить обводы кормы. Второй глобальной проблемой является то, что крышка отсека буксируемой гидроакустической станции ЛГС-3П Платина (если не ошибаюсь) на реальном корабле была утоплена в корму, а на модели сделана снаружи. Даже не знаю, что проще исправить – обводы кормы или утопить крышку отсека в корму поглубже и укоротить кормовую надстройку. Также нет уклонов с палубы и обтекателей на транце в районе ватерлинии. Форштевень тоже нужно доработать по форме - в модели он более прямой чем у прототипа, где стрелка прогиба штевня больше. Но так как он очень тонкий, то лучше всего его приводить в порядок в процессе грунтовки модели. Также вдоль борта по краю палубы необходимо будет снять фаску, которой нет в модели.
Ну а теперь попытка сравнить пропорции и длину корпуса модели с фотками прототипа. Если выровнять по штевням, то все надстройки выглядят сильно смещенными вперед. Ок, выравниваем корпус и фотку прототипа по форштевню, дымовым трубам и надстройке с кормовой установкой ЗРК Волна. И получается, что корпус модели длиннее в корме примерно на 5-7 мм, а кормовая надстройка длиннее почти на 1 см и из-за этого сильнее смещена в нос. В результате чего, расстояние между кормовой надстройкой и надстройкой с ЗРК Волна на модели сильно меньше, чем на прототипе. Так как корпус модели у меня сейчас не под рукой, то мне сложно провести замеры габаритов корпуса с проверкой их на соответствие масштабу. Это будет сделано в следующем обзоре БПК Славный. Также относительно форштевня немного смещены якорные клюзы, но это не так сильно бросается в глаза, как неверные пропорции кормовой надстройки и неверных обводов кормы. Тут уже каждый должен принимать решение, исправлять это или оставить как есть. На мой взгляд, работы с кормой слишком много, чтобы так упарываться с этой моделью. Что я, собственно, и сделал.
Деталировка в модели условно есть. Но именно что условно. Некоторые детали узнаваемы, некоторые вообще настолько сильно упрощены, что не похожи на себя. Копать соответствие деталей дальше самых крупных элементов не стоит – вас будет ждать разочарование. С дымовыми трубами вообще веселее всего. Это, пожалуй, самая яркая и заметная часть в модели этих кораблей. Мало того, что дымоходы и верхние части труб сделаны максимально просто и убого, так еще и сама форма дымовых труб при виде сбоку не совсем верная. У них было куда больше граней и ребра граней были более плавными, чем сделано в модели. По сути, в дымоходе было 2 контура – внешний по форме как многогранник и внутренний – овальной формы. Между двумя контурами было свободное пространство, которого в модели нет. Также число вентиляционных отверстий во внешнем кожухе дымовой трубы не соответствует тому, что было на прототипе – ни по числу, ни по расположению, ни по размерам. Зашпаклевать и насверлить заново.
С орудийными башнями 76,2-мм артустановок АК-726 тоже не все гладко. На башнях нет дверей, передняя часть башни имеет неверные грани, а выступ в левой части передней стенки башни имеет неверные размеры. Сами стволы слишком толстые, они больше похожи на 130-мм орудия, чем на 76-мм орудия. Поэтому стволы надо менять однозначно.
И если вдаваться в каждую из деталей модели, там будет примерно такая же ситуация – внешне издали похоже, но при рассмотрении вблизи все надо дорабатывать и переделывать.
Так как на модель никогда не было специализированного афтемаркета, то и выбирать особо не из чего. Разве что для сборки понадобятся леера, рейлинги, двери и люки для кораблей ВМФ СССР. Если отбросить универсальные наборы травления на корабли советского ВМФ от WEM и GMM, которые сейчас и так не купить (а GMM вообще ушел на пенсию), то есть вариант покупки травления от Микродизайн для эсминцев проекта 956 Современный. Из него можно использовать рейлинги (3-х, 4-х и 5-нитиевые рейлинги), двери и детали мелких локаторов. Также пригодится универсальный набор с кницами от Rainbow в масштабе 1/700. Раньше были полезные наборы на советский флот от North Star Models, но сейчас они уже ушли в историю.
Так то травло от GMM было поприкольнее, поинтереснее, потоньше чем у Микродизайна. В нем был выбор большего числа элементов от СКР проекта 1135, эсминцев проекта 956, БПК проекта 1155, ТАКР проекта 1144. На всякий случай пруф оставлю - Gold Medal Models 700-9 Soviet modern cruiser/destroyer set.
Можно упомянуть травление White Ensign Models (WEM) 700-59 Sovremenny class. Но оно довольно «дубовенькое» и уступает по качеству GMM. Микродизайн как бы не хуже данного набора.
Также можно поискать следующие наборы травления:
Flyhawk 700101 Russia modern radar
Flyhawk 700103 Russian modern water-tight doors (в наборе есть двери и звезды на носовую часть корабля)
Lion Roar 700029 USSR NAVY radar (набор постарее чем Флайхок)
Флаги и герб можно взять из декали в магазине Судомоделист, но проще напечатать все сразу - с номерами, гербом и названиями.
Многим судомоделистам не очень нравятся модели кораблей в масштабе 1/700, выполненных без подводной части корпуса. У этой проблемы есть решение. У Дмитрия Бекешова из Новосибирска я заказал подводную часть корпуса, разработанную и выпущенную в частном порядке для этой модели. Днище отлито из бежевой смолы. Отлито с пузырьками, придется шпаклевать. Возможно, что появятся новые каверны. Сложнее всего придется со скуловыми килями, у которых пузырьки проходят насквозь. Их придется заменять на новые из листового пластика. К днищу не прилагается ни гребных винтов, ни пера руля. Если руль можно сделать из пластика самостоятельно. То вот 4-х лопастные винты придется искать где-то в других моделях, к примеру, в модели РКР Москва/Варяг от Trumpeter, немного уменьшив им диаметр лопастей.
При тестовой примерке к уже окрашиваемой модели СКР Сметливый, выяснилось, что днище короче надводной части корпуса. Отчасти это обусловлено тем, что корма Сметливого сделана слишком длинной и неверной. Корму можно немного укоротить в районе ватерлинии, немного добавить шпаклевочки и будет уже немного «норм». Также придется немного доработать форштевень по фоткам. А так как он очень тонкий, то, чтобы избежать проблемы с переточкой форштевня по толщине, днище стоит изначально чутка сместить в корму.
В общем, днище пойдет на модель БПК Славный.
Так как модель у меня уже была ранее начата, то могу показать фотки процесса и тестовой сборки модели. Модель довольно быстро собирается узлами. А вот мелочевка собирается довольно долго, так как не понимаешь, что это за запчасть, откуда она и куда и как ее ставить. Приходится по фоткам реального корабля методом исключения отбирать детали и как-то их собирать.
Модель Сметливого вышла более противоречивой, чем исходная модель Образцового. Общую картину портит неверная корма и непропорциональная кормовая надстройка. И все это на фоне примерно 15-летнего возраста модели и технологии тех лет, по которым она сделана. Поэтому ждать «легкой прогулки» со сборкой и идеального исполнения не приходится. Почти вся деталировка модели нуждается в доработке и переделке, что усугубляется отсутствием специализированного афтемаркета под этот тип кораблей, которого в связи с непопулярностью данных моделей у моделистов скорее всего никогда не будет.
Стоит ли со всем этим упарываться – скорее всего нет. Так как эта модель в масштабе 1/700 представляет скорее собирательный образ последнего «поющего фрегата» и не претендует на большее.
Корпус имеет смысл немного доработать: «подрезать» обводы кормы (чтобы она стала более похожей на оригинал), сделать более четкие грани на борту, насверлить недостающие иллюминаторы, добавить травленых рейлингов, дверей и мелких антенн радаров из травления от Микродизайна. Где-то напечатать декальку со всем необходимым, и все.
При должном желании можно поправить все недостатки модели, но это будет слишком трудоемко, особенно в масштабах такой небольшой модели. А главное в чем смысл? Если проще приложить усилия, самому построить модель в более крупном масштабе или напечатать на фотополимернике основные детали.
С уважением, Андрей «SilverGhost»
» Автор | |
---|---|
SilverGhost | |
Опыт: | 26089 |
Репутация: | +1061/–22 |
Откуда: | Moscow |
|
|
» Последние статьи раздела
|
» Лучшие статьи раздела
|