Наши проекты: Склей-ка Модель! : NorthStarModels : Studio XIII : Wiki : Сувениры : Walkarounds : Новости |
Як-28П является, пожалуй, одной из самых неоднозначных машин в составе ПВО СССР. Построенный в количестве 435 экземпляров он вплоть до конца эксплуатации так и не устроил ВВС и официально не принимался на вооружение. Самолет страдал набором характеристик негативно влиявших на его боевые и эксплуатационные свойства и, кроме впечатляющей скороподъемности, возможности барражирующего полета и несколько лучших возможностей по селекции и перехвату низколетящих целей, ЯК-28П не выделялся на фоне других машин ПВО СССР, особенно Су-15, которому он уступал почти во всем.
Запомнился же Як-28П единственным боевым эпизодом 13 марта 1967 по перехвату угнанного Ан-2 и многочисленными авариями, хотя по отзывам пилотов и техников, которые его любили, был хорошей машиной.
Для меня Як-28П интересен, прежде всего, своими конструктивными особенностями и совершенно потрясающим внешним видом в котором сочетаются наследие от Як-25 и Як-27 и современные для 60х гг. технологические решения. Как заметил Чарьз Ландрум (Charles Landrum) в своем обзоре "this was a Soviet interceptor from the 1960s and 1970's that had that classic Soviet propaganda appearance".
На протяжении всего периода эксплуатации Як-28П постоянно модифицировался. Значительная часть этих модификаций затрагивала внутреннее оборудование самолета и, в общем, не так важна для нас моделистов. Модификации внешнего вида машины хоть и были не так многочисленны, но формировали его весьма характерный внешний вид. По мере изучения материалов по данному самолету я обнаружил, что разные источники по-своему интерпретируют модификации серийных машин, что, кстати, нашло отражение и в модельных китах (например, "Yak-28P" от Hobby Boss и "Як-28ПМ" от Амодел изображают один и тот же самолет). Во многом такая путаница возникла из-за постепенного характера самих изменений, вносимых в конструкцию самолета. Как правило, строевые машины представляли собой смесь из новых агрегатов и деталей, унаследованных от предыдущих модификаций. Здесь я бы хотел поделиться с моделистами результатами своих изысканий. Думаю, что они могут быть полезны для начинающего моделиста решившего выбрать прототип для копирования. В дальнейшем я буду пользоваться номенклатурой модификаций Ефима Гордона (Авиация и время, 2/98).
Як-28П (базовая модификация). Внешне наиболее характерная из всех. К этой модификации принято относить все машины с "коротким" носовым обтекателем (как у Як-27К) и ракетами К-8 (К-8М). На опытных машинах и некоторых экземплярах ранних серий устанавливались укороченные мотогондолы с двигателями Р-11АФ-300, овальными воздухозаборниками с регулируемым центральными телом, характерным левым передним люком радиооборудования с усеченными нижними углами, высокой радиопрозрачной поверхностью киля и дополнительным сегментом обшивки корпуса в области заднего шасси; отсутствовали штыревая антенна на гаргроте, верхняя антенна комплекса "Свод" и люк доступа к агрегатам тормозного парашюта. На большинстве строевых машин, выпущенных после 1963 г., устанавливались удлиненные мотогондолы с круглыми воздухозаборниками и нерегулируемым центральным телом (как у всех последующих модификаций). Фонарь не имел продольного переплета. Поздние машины получили двигатели Р-11АФ2-300 и новый киль с уменьшенной радиопрозрачной поверхностью. Насколько мне известно, все машины этой модификации были переоборудованы в Як-28ПД и не представлены в музейных коллекциях. А жаль.
Як-28ПД (Як-28П (доработанный); в некоторых источниках самолеты этой версии называются Як-28ПМ). Внешне легко отличаются от предыдущей модификации удлиненным носовым обтекателем (начиная с 10й серии) и ракетами Р-3 на наружных пилонах. Машины данной модификации можно условно разделить на "ранние" (в основном переоборудованные Як-28П базовой модификации) и "поздние", собственного выпуска.
На ранних Як-28ПД, как правило, устанавливались: двигатель Р-11АФ2-300, фонарь с продольным переплетом, а также радиопрозрачный обтекатель киля уменьшенной площади (и, соответственно, присутствовала верхняя антенна "Свода"). Машина именно этого типа экспонировалась на выставке в Домодедово в 1967 г. Также она представлена в коллекции Музея Техники Вадима Задорожного.
Як-28ПД поздних серий отличались наличием продольной выштамповки на левом переднем люке радиооборудования, смещенным вперед патрубком воздухозаборника турбохолодильника (примерно на половине машин), наличием дополнительного ПВД на правой стороне корпуса над задним люком турбохолодильника и четырьмя (вместо трех у остальных перехватчиков) створок заднего шасси, а также рядом мелких изменений в форме и положении крышек топливных баков, лючков закрылков и пр. По понятным причинам, этих самолетов больше всего в музейных коллекциях. Лицезреть можно у Новосибирского авиазавода им. Чкалова, Музее авиации ПВО Авиабаза "Саваслейка", на территории Пушкинского АРЗ, около Комсомольска-на-Амуре, в экспозиции Eesti lennundusmuusem.
Собственно Як-28ПМ серийно не производились.
Если так случилось, что у вас появилось желание заполучить модель Як-28П в масштабе 1/48, ваш выбор будет ограничен двумя наборами, выпущенными примерно в одно время: Hobby Boss (HBB81767) и Bobcat Models (BOB48001). С учетом лучшей детализации первой, модель от Bobcat выглядит все-таки интереснее, главным образом, благодаря лучшей копийности и сравнительно неплохой геометрии. Вместе с тем, и она не лишена проблем. Да что там, проблем много, включая проблемы с геометрией отдельных элементов. Это, прежде всего, сравнительно более вздутый (оживальный), чем у прототипа, носовой обтекатель для Як-28ПД и вогнутый (вместо спрямленного) профиль образующей корня киля (секция, соединяющая киль и гаргрот), а также колеса воспроизведенные в неверном масштабе (на Як-28П устанавливались колеса диаметром 660 х 200 мм и 310 х 135 мм, что в пересчете на 48й масштаб составляет 13,75 х 4,16 мм и 6,46 х 2,81 мм соответственно; у модели имеем 15,21 х 4,59 и 5,27 х 2,2 мм). Кроме того можно отметить недостаточно выпуклый верхний капот мотогондол и несколько более тонкие штанги-обтекатели противофлаттерных балансиров, что, впрочем, заметно только при на некоторых видах при непосредственном сравнении модели и прототипа. Дела с "мелочевкой", к сожалению, обстоят хуже. Мелкие детали сильно упрощены и выглядят смазанными. Это, в особенности, касается двигателей и кабины; катапультируемые кресла лишь очень условно напоминают реальные К-5МН и К-7МН. Кожухи сопел имеют очень толстые стенки и какое-то странное частое оребрение (выглядит, конечно, забавно, но на прототипах такого не было). Расшивка и имитация клепки, как по мне, представляют собой наиболее слабые стороны модели. Кроме общей небрежности (особенно на мотогондолах) эти элементы, вероятно для целей унификации с Як-28ПП (BOB48002), представляют некую смесь разных модификаций "двадцать восьмого". Элементы расшивки корпуса также представляют смесь из разных модификаций, но уже перехватчика: боковые листы обшивки от ЯК-28П базовой модификации, крышки корпусных топливных баков - от Як-28ПД поздних серий. В целом точно воспроизведены нижние эксплуатационные люки и детали нижней стороны корпуса. Ах, да, Bobcat даёт два горизонтальных триммера, в то время как у прототипа триммер был только на левом элероне. Стыковка деталей не самая лучшая и в некоторых местах требует применения шпаклевки (часто в больших количествах). Кроме того нужно отметить, что вся поверхность модели по какой-то причине имеет мелкую шероховатость, избавиться от которой можно будет только тщательной полировкой. Уверен, что я забыл перечислить еще много чего и, в общем, может создаться впечатление, что Bobcat сделал плохую модель, но это не так. При учете и исправлении ее недостатков, из набора можно собрать вполне копийную модель Як-28П, причем разных модификаций.
В качестве прототипа для копирования я выбрал Як-28ПД ранних серий выпуска, борт "05 красный " из состава 11 ОА ПВО, аэродром Смирных (о. Сахалин), запечатленный на ряде кадров из архива Геннадия Чергизова.
При работе с матчастью я полагался на данные по одноименным машинам "10 красный " (выставка в Домодедово) и "52 красный " (Музей Вадима Задорожного). Модель показана в полностью нагруженной, с обжатыми амортизаторами основных и дополнительных стоек шасси.
Работа с моделью заняла у меня чуть более полугода. Неоднократно мне хотелось экспериментально проверить ее аэродинамические свойства путем сброса с 10 этажа и, в общем, на всех этапах работы с моделью возникали сложности. Ряд элементов пришлось переделывать уже после сборки и покраски. Отчасти это связано с тем фактом, что необходимая документация по прототипу появлялась на поздних стадиях работы, из-за чего приходилось вносить все новые и новые коррективы. В качестве дополнений были использованы следующие наборы: двигатели Р-11АФ2-300 от Amigo Models (AMG 48012-1), интерьер (49841) и привязные ремни (FE841) от Eduard, а также колеса от Armory (FE841). Я не буду описывать здесь все внесенные в модель изменения (всех я уже и не помню, небольшая часть представлена на фото), остановлюсь на главных. Был обточен носовой обтекатель, в который предварительно я поместил конус из бумаги, а в образовавшееся пространство залил эпоксидную смолу; переделаны и детализированы кокпит, ниши и стойки шасси, кожухи сопел, ракеты и т.д.; удалена значительная часть оригинальной расшивки, добавлена клепка (каждую не считал, но старался сделать максимально близко к прототипу), заново изготовлены некоторые люки, часть дополнительных воздухозаборников, ПВД, антенны, фары и прочая "мелочевка" типа патрубков слива конденсата, петель и тяг управляющих поверхностей. Часть оригинальных декалей, например, технические надписи типа "фонарь на стакане закалять" и звезды с белой окантовкой, никогда не применявшиеся на строевых Як-28П, были заменены на таковые из разных наборов от Бегемот. Модель окрашивалась металликами и эмалями Gunze (Mr. Metal Color, Super Metallic, Mr. Hobby) и Акан, а также акрилом Tamiya.
В заключении хочу поблагодарить авторов walkaround'ов Як-28 (фантом222, SilverGhost, AVCooper и др.), Геннадия Чергизова и создателей сайта maverick-lab.net разместивших на своем ресурсе его замечательный архив.
Буду рад комментариям и отзывам.
» Автор | |
---|---|
MaximSinitsa | |
Опыт: | 1640 |
Репутация: | +73 |
MaximSinitsa в 14.09.2020 - 12:17 Тема: Bobcat 1/48 Як-28П (ПД ранних серий выпуска) Большое спасибо AlexGRD, Kitson, skyhowk, Ростов-Дон, YSG, karabas86, maestro83, Roman-Nord за внимание к модели и отзывы. |
MaximSinitsa в 14.09.2020 - 13:20 Тема: Bobcat 1/48 Як-28П (ПД ранних серий выпуска) Проделана большая и скрупулезная работа. Отменный результат. От просмотра одни положительные эмоции. Фото, кстати, тоже сделаны отлично.
ПС.: Единственное, за что зацепился глаз, это чуть неровные ряды клепки на фюзеляже. Прошу обратить на это внимание в следующей работе. Спасибо, Дмитрий за Ваш отзыв. Да, на культуру нанесения клепки нужно будет обратить больше внимания. Следующая модель будет лучше) |
MaximSinitsa в 14.09.2020 - 22:55 Да, вот еще хотел бы уточнить у автора: откуда взято обозначение ПД? Я его никогда и нигде не встречал. Был, НЯЗ, Як-28ПМ. Самая яркая отличительная особенность - удлиненный конус. Там стоял, как говорили "Орел-ДМ. Отсюда и пошло ПМ.
Здравствуйте. Спасибо за комментарий. Ну, скажем прямо, за исключением музейных экземпляров, я не имею опыта общения с 28ми. Так что сведения о номенклатуре этих самолетов у мене чисто "книжные". С номенклатурой модификаций Як-28П существует путаница. Описанию этих проблем и свой взгляд на их решение я посвятил раздел в публикации под моделью (рекомендю с ней ознакомитсься). Кратко скажу так: есть разные мнения (можно обратиться к Зуенко Ю.А., Коростелеву С.Е. "Боевые самолеты России" и пр.), но, как по мне, наиболее непротиворечивую схему предложил Е. Гордон (не сам он ее, конечно, придумал, а только воспроизвел). Ранние Яки с коротким носовым обтекателем, двумя ракетами и Р11Ф-300 он считает машинами базовой модификации; переоборудованные машины с длинным обтекателем, четырьмя ракетами (добавлены Р-3С) и Р11Ф2-300 обозначены как Як-28П доработанные (или Як-28ПД) соответственно ранних и поздних серий. Як-28ПМ это поздняя экспериментальная модификация с двигателями Р11Ф3-300. Испытывался в 1963 г., показал значительный прирост скорости на малых, средних и, особенно, больших высотах – максимальная скорость достигла 2400 км/ч. Серийно не производился. В общем, это подтверждают пилоты и техники 28х, которые все-еще встречаются на форумах: ни один из них не слышал о Як-28ПМ. О том что доработанные версии Як-28П оснащались Орел-ДМ я в курсе, но не знал что это могло отразиться на названии модификации. Как и в большинстве случаев здесь может помочь только заводская или конструкторская документация в которой (и то не факт, учитывая внутренние особенности предприятий) будут даны верные обозначения модификаций. Еще раз спасибо за комментарий. Добавлено спустя 37 секунд: Повторюсь..... Великолепная работа! :cool: Спасибо! Добавлено спустя 1 минуту 20 секунд: Re: Bobcat 1/48 Як-28П (ПД ранних серий выпуска) Салют, всем! Очень классная работа, фото и подача.Залюбовался! Большое спасибо. Рад что работа понравилась. Добавлено спустя 5 часов 48 минут 40 секунд: Re: Bobcat 1/48 Як-28П (ПД ранних серий ...(#14479) - обсуждение Отличная статья и модель! Спасибо за подробное описание. Однозначно в закладки) Спасибо за Ваш отзыв и положительную оценку модели. Добавлено спустя 35 секунд: Re: Bobcat 1/48 Як-28П (ПД ранних серий выпуска) Великолепная работа! Спасибо! Добавлено спустя 41 секунду: Эталонная сборка и покраска! Большое спасибо за отзыв Добавлено спустя 41 секунду: Re: Bobcat 1/48 Як-28П (ПД ранних серий выпуска) На коробке уже похвалил! Плюсану и тут! Спасибо за оба Ваши отзыва Добавлено спустя 33 секунды: Re: Bobcat 1/48 Як-28П (ПД ранних серий выпуска) Очень Красивая и аккуратная работа, очень понравилась. Спасибо! Добавлено спустя 1 минуту 56 секунд: Великолепная модель! Отличная сборка и прекрасная покраска! P.S. Есть огрехи модели, но это к китайцам. Большое спасибо! Кратко выявленные мною проблемы с моделью и отхождения от прототипа я описал в тексте поста. Добавлено спустя 33 секунды: Красиво!!! Спасибо! Добавлено спустя 1 минуту 51 секунду: Красиво!!! Спасибо! Добавлено спустя 2 минуты 13 секунд: Отличная модель, проделана огромная работа, моё уважение!!!! Отдельно хочу поблагодарить за хорошую статью, подробные фотографии этапов сборки модели... Спасибо, kfir, за оценку! Добавлено спустя 1 минуту 33 секунды: Re: Bobcat 1/48 Як-28П (ПД ранних серий выпуска) Отлично! Его бы отфоткать на фоне природы и аэродромной площадке, тогда и от настоящего самолёта не отличишь. Спасибо, Dimon777, я думал об этом. Нужно будет попробовать) Добавлено спустя 50 секунд: Где то между "Нет слов" и "Шедеврально". Ох... Спасибо за высокую оценку. Добавлено спустя 1 минуту 33 секунды: Посмотрел с огромным удовоольствием. Выдающаяся работа в плане исполнения и представления. Большое спасибо! Добавлено спустя 2 минуты 49 секунд: Re: Bobcat 1/48 Як-28П (ПД ранних серий выпуска) Присоединюсь к Dimon777-сфоткать на фоне аэродрома надо надо. Я, признаться, думал об этом. Но "под рукой" реального аэродрома или чего-то похожего нет, а лепить в фотошопе заведомо неподходящий фон как-то не хочется. Но, в целом, идея отличная. На следующей модели попробую воплотить. Добавлено спустя 56 секунд: Потрясающая модель! Выставочная работа! Очень хорошие фото! Спасибо! Шарр, спасибо за внимание к модели и высокую оценку. Добавлено спустя 1 минуту 43 секунды: Очень хорошо. Если б местами не неровная клёпка на макро, было бы идеально. + в реп. когда автор в теме появится. Большое спасибо. Обязательно учту это при работе с новыми моделями. Я очень блвгодарен Вам и другим участникам форума и комментаторам за конструктивную критику. Добавлено спустя 4 минуты 34 секунды: Отлично! Образцово-показательно!!! Спасибо за интерес к модели. Добавлено спустя 1 минуту 6 секунд: Re: Bobcat 1/48 Як-28П (ПД ранних серий выпуска) Работа супер! Очень понравилось! Большое спасибо за комментарий. Добавлено спустя 1 минуту 5 секунд: Благодарил за сборку на каропке, повторюсь тут, отличная модель доставившая удовольствие от просмотра. Спасибо большое за доставленное удовольствие. Спасибо, fsl, за замечательный комментарий к модели и высокую оценку. Рад что понравилось! Добавлено спустя 1 минуту 4 секунды: Re: Bobcat 1/48 Як-28П (ПД ранних серий выпуска) Отличная работа! 5+ Большое спасибо. Добавлено спустя 55 секунд: Замечательная работа !!! Спасибо! |
Wherewolf в 15.09.2020 - 08:49 Тема: Bobcat 1/48 Як-28П (ПД ранних серий выпуска) Шедеврально! Нет слов. |
Alexander Konovalov в 10.02.2021 - 10:24 Тема: Bobcat 1/48 Як-28П (ПД ранних серий выпуска) Добавлю в избранное, буду ориентироваться на Вашу работу, когда буду пилить в 72-м А-модел. |
MaximSinitsa в 10.02.2021 - 15:58 Тема: Re: Bobcat 1/48 Як-28П (ПД ранних серий выпуска) Спасибо, Александр. Если нужна информация по самолету - обращайтесь. Удачи с запилом. |
weare в 17.12.2022 - 13:36 Тема: Bobcat 1/48 Як-28П (ПД ранних серий выпуска) Прекрасная работа.
Не знаю, где там неровная клепка, как по мне - эта работа образец аккуратности и точности. Спасибо, MaximSinitsa, получил огромное удовольстие от увиденного. Новых вам успехов! |
|
|
» Последние статьи раздела
|
» Лучшие статьи раздела
|
Тема: Bobcat 1/48 Як-28П (ПД ранних серий выпуска)