Наши проекты: Склей-ка Модель! : NorthStarModels : Studio XIII : Wiki : Сувениры : Walkarounds : Новости |
Среди огромного выбора прототипов, которые могут оказаться на наших полках всегда есть такие машины, которые на первый взгляд выглядят страхолюдно и скучно. Их часто обходят стороной, но если взять такого "гадкого утенка" в руки превратится он если не в красивого лебедя, то как минимум в приятную и интересную птичку. Так и получилось с польским "Пулавчиком" PZL P.11, который раньше казался мне одним из самых уродливых массовых самолетов эпохи 30ых.
раньше был мне не особо интересен. Не самый броский внешний вид, скучные, на первый взгляд окраски, не самый эстетически приятный облик. Но, как часто бывает, стоило сесть за сборку и мнение кардинально изменилось. При более подробном изучении самолет оказался очень даже интересным, и вполне себе красивым, а некоторые его варианты захотелось поставить себе на полку в привычном, 48ом масштабе.
Немного прочитать о прототипе можно на уголке неба и википедии. Современная и вполне себе передовая машина на момент своего рождения в начале 30ых увы, безнадежно устарела к началу Второй Мировой войны. Но, не смотря на это польские пилоты, за счет своего опыта одерживали на своих "Пулавчаках" победы в эти трагичные дни.
- древний Heller из 70-80ых годов прошлого века, выполненный по технологии ЛВД.
Не смотря на возраст - выглядит довольно приятно. Чуток облоя, но сами отливки не плохие. Расшивка само-собой внешняя, деталировка интерьера и двигателя отсутствует как класс. С другой стороны гофр очень даже миловидный, а расшивки на прототипе не так уж и много, перешить ее будет не сложно, тем более что часть линий - это накладные панели.
Еще одна грустная штука - фонарь. Он конечно прозрачный, но толщины совершенно не адекватной Так же встречаются утяжины. Увы, в одном месте - прямо на гофре.
Кроме самого набора в наличии вот такое вот "богатство".
Тут описывать нечего, отличное качество, подробные схемы окраски. В качестве прототипа пока что выбран самолет с номером 65 из 142ой эскадрильи.
Чуток фотографий из Кракова.На них хорошо видны некоторые интересные особенности прототипа, в том числе жалюзи на капоте,обтекатель генератора для радиостанции на правом борту и так далее. Будут полезны при работе.
Книги от известной серии Monografie Lotnicze. Известное польское издание, очень полезное для моделистов. Жаль правда что книги БУшные, обращаться с ними придется с особой аккуратностью. А так - отличные чертежи в 48ом, множество полезной информации и по конструкции, и по эксплуатации самолета, подробные фото различных узлов и схем. В том числе есть и фото прототипа.
Так же в наличии был журнальчик Scale aviation modeller,со скромной статьей про PZL 11, но зато с чертежами в 72ом.
Из набора фирмы Azur были взяты опционные детали, как раз для версии С. В ход пошел более правильный капот, винт, полик и задняя стенка кабины.
При таком объеме информации собирать модель "из коробки" или же с минимальными переделками было бы странно, темболее что в чертежи она ложилась в общих чертах(за исключением ВМГ, стабилизаторов и шасси) не плохо. Так что к сборке я решил подойти довольно серьезно.
модели заняла примерно два месяца неспешной работы с перерывами на сборку других моделей.
Процесс начался с возни с капотом и мотором. Да, в наличии у меня был еще и смоляной мотор от фирмы Vector, который я и решил вживить в родной обтекатель мотора. Его для этого пришлось изрядно подточить. А что бы смоляной движок влез в пластиковый капот их оба пришлось долго и занудно стачивать бормашинкой.
Ну и клеить мотор в стык к фюзеляжу - плохая идея. Темболее там должен быть плавный переход фюзеляжа в обтекатель мотора и кок винта. Для этого я решил вырезать посадочное место в подходящем по диаметру куске пластика.
Изначально я планировал поставить мотор с обтекателем из деталей Azur, но рассверливать в нем отверстия вентиляции и доводить их до ума оказалось слишком трудоемко и я отказался от этой идеи. Хотя ставить смоляной двигатель было немного жаль, так как он почти полностью скрывался под капотом.
Потом взялся за кабину. Пол и спинку я взял из набора Azur, поскольку опять же - там были лишние детали. Их пришлось чуток подрезать-подточить, но в итоге они встали в свое место в фюзеляже.
После чего я занялся изготовлением деталировки кабины.
На борта кабины добавил силовой набор из тянутого литника и казенники пулеметов.
На правый борт, кроме этого, сделал кислородный баллон и проводку к нему, сумку для карт, мелкую приборную панель и один из рычажков. На левый борт - ракетницу, ручки управления двигателем и какую-то гидравлику с манометром и проводкой. Ручку управления самолетом сделал из тянутого литника, дополнил проволокой.Из этих же материалов сделал и педали. Так же решил сделать приборку из пластика и обрезков пленок с приборами. На кресло же добавил подушки из тамиевской двухкомпонентки,ремни из скотча и проволочки, каркас самого кресла по бортам и рычаг регулировки справа.
Сначала задул интерьер в алюминий. После чего покрасил кисточкой всякую мелочевку, сделал смывку черным цветом, собрал приборку и сложил все это вместе. Оно конечно может не идеально вышло, но я как-то отвык от 72ого. В целом через вырез кабины в итоге мало что видно,даже жалко.
Затем склеил фюзеляж. На время склейки сжал его прищепками. В итоге сложился он отлично, без щелей и уступов. Заодно склеил и крылья. Клею я тамиевскими клеями, "апельсинкой" промазываю стыки на обоих деталях, жду пока клей чуток растворит пластик, соединяю их, и потом проливаю шов "супертекучим" клеем с зеленой крышкой. За счет этого получается достигнуть почти "монолитной" склейки деталей.
Начал возиться с экстерьером.
Пулеметные порты.
Я решил полностью заменить стволы пулеметов, поскольку и стволы и сама выемка под них далеки от правды. Бормашинкой сточил пулемет, подправил форму выемки при помощи пластика от Доширака. Сами стволы... будут смоляные. От Вектора. Они как-бы в 48ом масштабе, но Azur дает для своей модели стволы толще, чем у Вектора, да и родные у Heller-а были не тоньше. Смотреться будет вполне себе приемлемо.
Тут начался самый веселый этап сборки. Шпаклевка, восстановление расшивки. Вобще я планировал сделать небольшую паузу в работе, но как-то совершенно случайно взял модель в руки,проходя мимо стола, совершенно случайно зашкурил шпаклевку на стыках и не менее случайно перешил расшивку. В общем все просто. Линий расшивки на фюзеляже совсем не много все остальные панели будут выполнены из фольги.Расшивку нарезал по старым линиям. Нарезал ее травленой тамиевской пилкой, очень деликатный инструмент, наносить им расшивку в 72ом масштабе очень удобно, особенно на криволинейных поверхностях фюзеляжа. Так же добавил пару недостающих линий. Никакой линейки не использовал, резал "от руки".
Как я уже говорил выше -клеить мотор просто "встык" - не надежно, да и видно это будет. При помощи старых пластиковых карточек, дырокола и кругового резака вырезал парочку кружков,которые удлинили фюзеляж и сделал в них посадочное место под двигатель. А при помощи супер-клея с активатором и шкурки придал носу нужную конусную форму, примерно схожую по сечению с обтекателем мотора, в который она как-бы плавно переходит.
Взялся за изготовление различных лючков и панелей из фольги-самоклейки.
Вобще сначала, посмотрев фотографии прототипов, да и просто пораскинув мозгами решил - а почему бы не отклонить рули высоты? Сказано - сделано.Пропилил щель пилкой и отклонил их, даже не отрезая. Из фольги-самоклейки сделал парочку мелких лючков. На крыльях так же сделал лючки из фольги, наклеив их поверх родных, данных внешней расшивкой. Снизу на крыле добавил несколько недостающих лючков. Вобще их число удивляет.Такая-то технологичность. Так же срезал родные "стволы" пулеметов и высверлил отверстия под смоляные.
Поковырял капот. Точнее отверстия выхлопного коллектора. Высверлил их,выбрал переднюю кромку бормашинкой, подклеил с внутренней стороны полоски пластика. В принципе вышло что-то похожее на правду, как по мне. Вобще выхлопная система на прототипе довольно интересная, патрубки выходили из каждого цилиндра вперед, в общий выхлопной коллектор, который являлся передней кромкой капота, и уже из него выбрасывались через вот эти отверстия.
Больше всего возьни было с фюзеляжем. Большую часть панелей я сделал из фольги.Решил все же делать версию с радиостанцией, так что фюзеляж обзавелся обтекателем генератора на правом борту и лючком слева за кабиной. Ну и срезал костыль, надо его доработать и облагородить. Для примера фото - как выглядит обтекатель генератора на настоящем самолете.
Так же на брюхе добавил бензобак и сделал на него стяжную ленту. Сделал и всасывающий патрубок карбюратора и трубы отвода масла(?) от цилиндров, поскольку их будет видно под капотом, да и выштамповка них есть.
Ну и да, сделал тяги руля поворота на хвосте.
Наконец стал складываться облик самолета. Первые несколько фоток - основные детали сложенны на патафикс, для того что бы этот самый облик оценить.
В продолжении работы делал всякую мелочевку.
Стойку под растяжку антенны на киле.
Узлы навески рулей высоты. Да, они утрированные, но все же них как-то совсем скучно. Надо сказать стабилизаторы в целом отлиты не очень. Видно мелкие недоливы, да и форма их конечно заметно не верная.
Чуток дополнил бензобак на пузе. И отверстия под амортизаторы высверлил.А вот их петли поставлю после окончательной сборки перед покраской.
На передней кромке крыла нарезал недостающую расшивку.
Стойки шасси у Heller-а длинные. И по сравнению с Azur, и просто визуально они слишком длинные. В сумме с довольно мелкими(меньшем, чем на чертеже или же на том же Azur) колесами шасси это убивает пропорции самолета. Для примера - собранная из коробки модель. Не моя, взятая из сети.
Ну что же, не вопрос. Взял и немного укоротил стойки. Для сравнение фото укороченной вместе с еще не тронутой.
Крыльевые стойки просто зачистил от облоя и чуток разнообразил деталировкой. Что бы не перепутать их при установке - склеил скотчем с подписями где-чего)
После чего - проклепал модель. На фотографиях прототипа клепка очень хорошо заметна. Увы, ей будет суждено почти полностью погибнуть под слоем краски.
Наконец настал момент сборки основных подсборок вместе. Сказано - сделано. Склеил крылья и фюзеляж, приклеил стабилизаторы. Поставил подкосы крыльев и стойки шасси. Состыковалось все очень не плохо.
Чуток облагородил колеса. Углубил отверстие ниппеля. Сточил ось, сделал в ней отверстие. Ну и чуток "нагрузил" покрышку.
Колеса шасси и вся ВМГ(винто-моторная группа) просто посажены на патафикс, для фото.
Из тянутого литника сделал патрубки.Вроде как на правду похоже. Сам процесс оказался не сложным, но весьма занудным и медитативным. Спасибо хоть самолет одномоторный.
Затем подготовил модель к грунтовке(замаскировал кабины, мелочевку посадил на зубочиски) и загрунтовал.
Грунт Mr.Surfacer 1200 очень приятная штука, дает отличную усадку, весь клеп остался виден и так далее.
Перед гнутовкой чуток повозился с движком - сделал толкатели клапанов.С длинной не заморачивался, все равно видно не будет.
Ну и кок винта с самим винтом(детали Azur) собрал, зашпаклевал, зашкурил.
Перед началом покраски доделал всякую мелочевку.
Из детали из набора Azur и куска зубочистки сделал хвостовой костыль, так как родная деталь ничего общего с реальностью не имела.
А из стальной проволоки сделал трубку Пито.
Трубку Вентури же оставил родную, просто высверлив её.
Сама окраска у поляка скучная до одури, да и красилась модель просто и без затей. Даже не знаю что рассказать. Ну разве что попробовал новую для себя краску.
Акрил от Pactra(Testors). Им накрашены основные цвета.
Довольно интересная и не плохая краска, глянцевая акриловая эмаль, разводится водой, ложится хорошо,отличная усадка и так далее. Из неприятного - укрывистость краски никакая и расход просто страшный. На крохотную модель в 72ом ушла почти вся банка. Плюс сохнет "от пыли" она куда дольше чем валлехо/звезда/акан/матовая тамия,что тоже вносит свои коррективы в процесс окраски. Неприятным сюрпризом оказалось то, что краска как-то незаметно залила почти весь крой. Да, чего-то ступил и не стал делать прешейдинг.
Решил поправить скучность окраса легкой цветовой модуляцией. Задул некоторые лючки и панели двумя разными оттенками, сверху сгладил контраст полупрозрачным слоем базового цвета. Смотрится довольно контрастно, но по опыту покраски предыдущих моделей - после смывок, лаков и масла(если буду делать) контраст сильно сбавиться.
Так же задул верх киля в белый цвет, покрасил покрышки,обортовку кабины и чехлы на костыле. Выхлопной коллектор задул в нечто среднее между ржавчиной и медью, хотел сделать его куда темнее. Не срослось. Жаль нету лаков для имитации побежалости метала.
Ну и задул модель Футурой под декали.
Процесс их нанесения доставил исключительно приятные эмоции,особенно на фоне работы с предыдущими моделями.
Декали от Techmod перевелись без всяких проблем. Тонкие, эластичные, отлично облегающие поверхность, даже гофр. После приварки Микро Солом лаковая подложка слилась с поверхностью и исчезла. После нанесения декалей модель отправилась сушиться в шкаф на ночь.
После нанесения декалей и лакировки сделал смывку. Без особого фанатизма, темболее делать смывку по гофру - дело не самое приятное, она норовит растечься по нему, а модели это на пользу не идет.
После этого стал потихоньку клеить всю мелочевку, из серии пулеметов, колес шасси и так далее.
Потом занялся другими мелочами. Поглядывая на фото сделал распорки на капоте, поставил прицелы и тд.
Прицел взял из набора травления Metallic Details. Отличный набор, которого хватит на всю модельную жизнь, на мой взгляд.
Затем покрасил козырек кабины и поставил его на место. Козырек оставил родной, только сточил у него кромки и искупал в Футуре. Да, поручни для облегчения посадки-высадки из кабины сделал из проволоки.
Саму модель задул полуматовым лаком Аква от Акана(до установки козырька само-собой), а колеса - матовым лаком от Мастер-Акрила.
Ну и в финале сделал антенну из спандекса. На стойках шасси сделаны ленты амортизаторов из эластомерной нити(работают кстати) и тяги тормозов из проволоки.
Самолет окрашен под одну из машин 142 истребительной эскадрильи ВВС Польши, сентябрь 1939 года. На этой машине эпизодично летал лейтенант Станислав Скальский, самый результативный польский ас времен второй мировой войны (18 побед). Самолет же был разбит в результате летного инцидента, если это конечно фотографии этой же машины, а не машины с аналогичным номером.
Обращаю внимание на то, что польские "Пулавчики" поддерживались в отличном состоянии, особенно в 142ой эскадрильи, по этому я не стал детать никаких сколов и так далее.
Так же, по согласованию с заказчиком я пошел на отступление от исторической достоверности и установил на самолет антенну,которой не видно на фото. В прочем, по воспоминаниям польских ветеранов пред войной на машины массово ставили радиостанции.
Ну и финальные фото. Часть из них с дуру были прогнаны через фотошопный фильтр по повышению резкости, из-за чего может показаться что на модели шагрень. Уверяю, ее нет.
Желаю всем приятного просмотра!
С уважением
Иван
hans1 в 20.04.2015 - 19:53 Тема: Heller 1/72 PZL P. 11c(#8421) - обсуждение Красивая работа, интересная статья! |
Flight в 20.04.2015 - 22:52 Тема: Heller 1/72 PZL P. 11c Утяжину на гофре крыла у фюзеляжа оставили как есть? Никак исправить не пытались? |
Полесов в 21.04.2015 - 00:34 Тема: Heller 1/72 PZL P. 11c Мастерил в своё время , только не Heller , а Podlaskie Zaklady Wytworcze . Кто видел , тот знает . Вышло худо -бедно похоже , хотя легче было бы с нуля . |
Den2000 в 21.04.2015 - 06:38 Тема: Heller 1/72 PZL P. 11c(#8421) - обсуждение Koмильфо.То бишь удачно! |
Morgys в 21.04.2015 - 12:39 fokkerd21,Pavel_P,hans1,DimaADA,Den2000,Usatiymen - спасибо за отзывы!
Очень интересная и кропотливая работа. Очень понравилась модель. И как сказано выше, аж самому такой захотелось. С уважением Евгений. Евгений, спасибо за отзыв! Если собирать такой себе - наверное лучше взять модель от Azur, сейчас это будет самый лучший выбор, хотя тоже не идеальный. Приятная во всех отношениях модель получилась! Вот только ОЗ снизу не параллельно легли... Всё равно - зачот! MID, спасибо за отзыв и критику! Да, сейчас посмотрел - ОЗ один ушел к передней кромке, в живую просмотрел. Видать глаз замылился. Утяжину на гофре крыла у фюзеляжа оставили как есть? Никак исправить не пытались? Flight да, утяжины на крыле(их там пара) я не трогал. Гофр у Hellera слишком деликатный,как его восстанавливать - не представляю. А если убирать утяжину он точно исчезнет. Ну а с нуля его делать на все крыло как-то выше моих сил. Мастерил в своё время , только не Heller , а Podlaskie Zaklady Wytworcze . Кто видел , тот знает . Вышло худо -бедно похоже , хотя легче было бы с нуля . А сейчас эта модель продается в коробках Mistercraft. Правда от этого только декаль стала красивее. Зато подставка исчезла. Честно говоря та модель требует жутких трудозатрат для доведения до ума. По уровню "похожести" на прототип из коробки модель напоминает МиГ-3 от Звезды. Коротки фюзеляж, мелкие стабилизаторы. При этом недостающая длина компенсирована ВМГ, которая слишком большая, так же переразмеренны колеса и тд. Проще реально сделать с нуля, чем перепиливать это чудо. Ну а сейчас есть модель от Azur. |
alex_reft в 21.04.2015 - 13:09 И модель и статья понравились. Не мог их пропустить , один из моих любимых самолетов. От меня + |
|
|
» Последние статьи раздела
|
» Лучшие статьи раздела
|
Тема: Heller 1/72 PZL P. 11c