Наши проекты: Склей-ка Модель! : NorthStarModels : Studio XIII : Wiki : Сувениры : Walkarounds : Новости |
Истребитель-перехватчик Су-15 двадцать лет служил опорой войск ПВО СССР (1970 – 1980-е гг.). Самолет, в отличие от своих старших братьев из КБ «Сухого», никогда не участвовал в «горячих» конфликтах «холодной войны». Однако именно действия Су-15 против регулярно нарушавших советское воздушное пространство иностранных пассажирских и транспортных самолетов породили пропагандистское клеймо «империя зла», которым президент США Рональд Рейган наградил СССР после уничтожения корейского «Боинга-747» майором Осиповичем в сентябре 1983 года.
Су-15 – это фактически дальнейшее развитие Су-11, но с другой компановкой, требования которой были продиктованы необходимостью установки мощной РЛС («Орел-Д») двух двигателей Р-11Ф300. Самолет должен был осуществлять перехват целей в диапазоне высот от 500 до 23 000 м и скоростей от 500 до 3000 км/ч. Первый полет опытная машина совершила в 1962 г., а серийно построенный Су-15 - в 1966 г. В 1973 г. завершились государственные испытания самой массовой модификации самолета – Су-15 ТМ, который от базового варианта отличался более мощными и надежными двигателями Р-13-300, радиолокационным прицелом «Тайфун-М» и некоторыми заметными изменениями в конструкции планера. Основным вооружением истребителя были ракеты с радиолокационными ГСН Р-98, а с 1979 г. Су-15-е получили тепловые Р-60. Кроме того, самолет мог нести подвесные пушечные контейнеры УПК-23-250. Предусматривалось и бомбовое вооружение (ФАБ-100, ФАБ-250 или ФАБ-500) на двух бомбодержателях. Серийно самолет выпускался до 1981 г. Собирались Су-15 на Новосибирском авиастроительном заводе им. Чкалова. Всего было построено 1300 всех модификаций истребителя Су-15. Су-15 состоял на вооружении ВВС/ПВО СССР/России до 1994 г., а Украины – до 1996 г. Машина никогда не поставлялась за рубеж.
Широко известно о трех случаях боевого использования Су-15 по своему прямому назначению в качестве перехватчика ПВО.
20 апреля 1978 г. в Карелии был сбит южнокорейский «Boeing-707», нарушивший границу СССР в районе Мурманска (погибло 2 и ранено 10 человек). Перехват на Су-15ТМ осуществил капитан 431 ИАП А.И. Боссов.
1 сентября 1983 г. над Охотским морем был сбит южнокорейский «Boeing-747», находившийся около двух часов в воздушном пространстве СССР. Считается, что на борту находилось 269 человек, однако, споры о количестве пассажиров идут до сих пор. Перехват на истребителе Су-15 осуществил майор 777-го ИАП Г.Н. Осипович.
18 июля 1981 г. границу СССР в Закавказье со стороны Ирана нарушил транспортный самолет типа CL-44, который был сбит Су-15 капитана В.А. Куляпина из 166-го ИАП таранным ударом, в условиях дефицита времени, обусловленного угрозой выхода нарушителя за госграницу. Летчик катапультировался. Экипаж нарушителя погиб.
В сети можно найти не так много моделей Су-15 в 1/72. Да и моделей в пластике существует не так много: ВЭС, Trumpeter и Amodel. Проблемы и достоинства каждой были неоднократно обсуждены. В частности совсем недавно scalemodels уже публиковал обзор коллеги Bogdan.p, где он весьма подробно описал содержимое из раритетной ныне коробки ВЭС. Поэтому я много эпитетами сыпать не буду, остановлюсь подробнее на визуализации процесса. Добавлю лишь, то, что мой выбор ВЭС обусловлен наибольшей похожестью модели на прототип, по остальным критериям это старенькое ЛНД из Воронежа сильно уступает конкурентам и требует особого настроя от моделиста перед началом работ…
Содержимое перед началом сборки:
Модель довольно точно ложится в чертежи в чертежи В.Г. Панькова («Авиация и время», 2003):
Однако, были и некоторые нестыковки, которые исправлялись пластиковыми вставками и шпатлевкой:
Особое внимание потребовали ниши основных стоек, которые на модели представлены весьма упрощенно:
Исходник модели мне достался на излете жизни ее пресс-формы, поэтому все прелести расшивки и клепки, которые создал производитель мне пришлось убить, исправляя рытвины и каверны на пластике. Кроме того, потребовалось много шпатлевки и шкурки, чтобы выправить геометрию самолета:
Пришлось серьезно поработать над кабиной, поскольку она совершенно пуста. Использовалось кресло НеОмега, а также набор цветного травления "Eduard" для модели "Трумпетер" (подходит и к ВЭС), ну и конечно различная самодельная мелочевка. Родной фонарь оказался непомерно толстым, мутным и поцарапанным, поэтому по его форме был выдавлен новый из прозрачного пластика:
Доработана мелочевка - толкатели для закрылок, сопла (как внутри, так и снаружи), воздухозаборники заменены на смоляные изделия от Pavla, полностью самодельные ПВД, приемники воздушного давления, трубка Пито и остальная мелочевка, доработаны ниши шасси, которые на модели девственно чисты за исключением ребер жесткости в основных нишах, а также стойки шасси - носовая стойка содержит 40 дополнительных деталей (к сожалению, не все фото на этапе постройки сохранились, но на итоговых в общем все видно):
Расшивка и клепка восстановлены. Поскольку на прототипе великое множество люков и лючков - некоторые из них для меня проще было имитировать фольгой, чем царапать пластик. Модель грунтовалась, полировалась и покрывалась черной эмалью перед задувкой металликами:
Красил эмалями Alclad II (Alluminium, Polished Steel), точечно работал металликами Valejo Air (выделение лючков и затушевывание яркости декалей). Декали - "Бегемот" аккуратно легли с помощью жидкостей Microscale:
Вооружение истребителя оставил стандартным: две Р-98 (доработанные из набора), две Р-60 (Armory), ТПБ вешать не стал. Окраска самолета стандартная для войск ПВО СССР, за прототип взят “желтый 21” Ленинградского округа ПВО, 1989 г., который предлагает производитель декалей.
Несмотря на большой объем трудоемких работ, сборка оставила много положительных эмоций, хотя за такой запил, видимо, возьмусь не скоро.
ТехникМига в 18.04.2014 - 19:35 Тема: ВЭС 1/72 Су-15 – укротитель Боингов(#7287) - обсуждение Дорогой товарищ-Вам памятник надо ставить за то что смогли собрать ТАКУЮ модель! Я очень ждал его-на фото все было прекрасно |
ТехникМига в 18.04.2014 - 19:40 Тема: ВЭС 1/72 Су-15 – укротитель Боингов Дорогой Коллега-могу Вам толко аплодировать за то что из этого набора Вы создали шедевр Я получив его и приступив к сборке вскоре бросил это неблагодарное дело и дождался СУ-15 от АМОДЕЛА Там хоть пластик нормальный а вот ВЭС..... Не знаю может мне попался такой сорт-но мой Су-15 НЕ КЛЕИЛСЯ даже дихлорэтаном Посему пришлось браться за цианопан и паяльник Но надолго меня не хватило... Валяется где то по сей день в модельном хламе Задумка у ВЭС была Отличная!! ,а вот исполнение-никудышнее. А жаль-модель была бы шикарная если бы ... Впрочем это уже не имеет значения |
VolfMax в 18.04.2014 - 19:47 Тема: Re: ВЭС 1/72 Су-15 – укротитель Боингов Дорогой Коллега-могу Вам толко аплодировать за то что из этого набора Вы создали шедевр Я получив его и приступив к сборке вскоре бросил это неблагодарное дело и дождался СУ-15 от АМОДЕЛА Там хоть пластик нормальный а вот ВЭС..... Не знаю может мне попался такой сорт-но мой Су-15 НЕ КЛЕИЛСЯ даже дихлорэтаном Посему пришлось браться за цианопан и паяльник Но надолго меня не хватило... Валяется где то по сей день в модельном хламе Задумка у ВЭС была Отличная!! ,а вот исполнение-никудышнее. А жаль-модель была бы шикарная если бы ... Впрочем это уже не имеет значения
Спасибо за оценку! Хотя памятник, пожалуй, рановато :smile: Набор клеился циакрином Done Deal и тамиевским супержидким клеем. Шлифовался пластик тоже в общем удовлетворительно. Может действительно Вам не повезло с набором. |
Anonymous в 18.04.2014 - 20:02 Тема: ВЭС 1/72 Су-15 – укротитель Боингов Понравилась статья - очень толково написано, прям пособие по сборке! Так-что второй плюс больше за литературные способности.
48. |
VolfMax в 19.04.2014 - 05:56 Тема: Re: ВЭС 1/72 Су-15 – укротитель Боингов Понравилась статья - очень толково написано, прям пособие по сборке! Так-что второй плюс больше за литературные способности.
48. Спасибо! |
ТехникМига в 20.04.2014 - 17:09 VolfMax... Да скорее всего именно так Возможно это один из самых ранних-ведь получил я этотСУ-15 3-02-2002 года Тогда он был новинкой Но глянув на Ваше творение я решил что все таки доведу свой до ума! А из АМОДЕЛОВСКОГО сделаю первый СУ-15, с треугольным крылом, со старым конусом и одноколесной передней стойкой. Да я в курсе что такую модель делают китайса...но брать его по заоблачной цене не хочу.. |
VolfMax в 21.04.2014 - 07:48 VolfMax... Да скорее всего именно так Возможно это один из самых ранних-ведь получил я этотСУ-15 3-02-2002 года Тогда он был новинкой Но глянув на Ваше творение я решил что все таки доведу свой до ума! А из АМОДЕЛОВСКОГО сделаю первый СУ-15, с треугольным крылом, со старым конусом и одноколесной передней стойкой. Да я в курсе что такую модель делают китайса...но брать его по заоблачной цене не хочу..
Отлично! Рад, что сподвиг Вас на работу с этой моделью. Даешь больше Су-15х, хороших и разных )) Удачи! |
El_ghoormo в 09.08.2019 - 18:08 Тема: ВЭС 1/72 Су-15 – укротитель Боингов Проделана огромная работа. Отличный результат! |
|
|
» Последние статьи раздела
|
» Лучшие статьи раздела
|
Тема: Re: ВЭС 1/72 Су-15 – укротитель Боингов
Маленькая неточность: южнокорейский "Боинг" был сбит зам. командира 777 ИАП ПВО ПОДПОЛКОВНИКОМ Осиповичем.
Спасибо за оценку. Насколько я знаком с источниками, Геннадий Осипович вышел в отставку подполковником, но в момент инцидента имел воинское звание майор. Вот например, официальный сайт ОКБ "Сухой:
http://www.sukhoi.org/planes/museum/su15/ Думается, что эти ребята должны тщательнее проверять информацию перед публикацией.