Наши проекты: Склей-ка Модель! : NorthStarModels : Studio XIII : Wiki : Сувениры : Walkarounds : Новости |
Во второй половине тридцатых годов во многих КБ авиационных фирм европейских держав были спроектированы модели истребителей смешанной конструкции. Данная концепция была обусловлена прежде всего экономически.
Для производства таких самолётов в меньшем количестве требовалось дефицитное сырьё и материалы, время изготовления и трудозатраты также были меньше по сравнению с цельно металлическими конструкциями, а установка на такой планер достаточно мощных и компактных двигателей водяного охлаждения, разработка и внедрение которых также бурно велась в те годы, сулило конструкторам чистоту аэродинамических форм, и как следствие, хорошую энерговооружённость. Всё это вместе взятое позволяло оснастить ВВС своих стран в сравнительно короткие сроки современными самолётами. Временной фактор в те бурные и неспокойные, впрочем как и сейчас, годы имел одно из первостепеннейших значений. Яркими представителями данной концепции являются: в Великобритании - Хаукер Харрикейн, во Франции Моран Солнье 401 и последующие модификации, в СССР И-26 (в будущем Як-1), в Югославии Икарус Ик-3, в Чехословакии Авиа В.35 и его дальнейшее развитие В.135. Вот о последнем и будет сегодняшний рассказ.
Летом 1939 года в экспозиции павильона Чехии и Моравии на всемирной авиационной выставке в Брюсселе был представлен самолет истребитель фирмы AVIA Av-135.1(заводской индекс Авиа В-35.3 - третий прототип).Его конструктор Франтишек Новотны доводит и совершенствует своё детище с конца лета 1938 года.В серийное производство самолет идет уже при немцах. К этому времени самолёт заметно изменился (изменилась геометрия крыла, появились убираемые шасси, изменился и состав вооружения), неизменным оставался двигатель, выпускаемый по лицензии в Чехословакии французский Испано-Сюиза HS12Ycrs (860 л. с). Довести до серийного выпуска мощный мотор Авиа 12Y-1000 на фирме так и не смогли. Но даже с таким мотором самолёт понравился испытывавшим его болгарским лётчикам в июне 1940 года.Особо отмечались маневренные характеристики и управляемость машины. В результате переговоров Болгария подписала с фирмой Авиа контракт на покупку 12 самолётов Av-135, запчастей к ним и 62 моторов HS12Ycrs. Такое количество двигателей было необходимо потому, что болгары собирались выпустить дополнительно 50 истребителей по лицензии (под обозначением DARII) на своем заводе в Ловече. Этим планам не суждено было сбыться и поставленные Болгарии 12 машин этого типа оказались в истребительной школе в Дольна Митрополия, где пилоты переучивались на них с бипланов В.534.
В настоящих боевых действиях Av-135 проверить не удалось. Единственным боевым эпизодом в карьере этого самолета, остался скоротечный бой с американскими «Либерейторами» 30 марта 1944 г. В результате которого был сбит один бомбардировщик, возвращавшийся из рейда на нефтеперерабатывающие заводы в Плоешти. Вот, вкратце, и всё. Подробнее о судьбе этого самолёта можно прочесть тут и тут .
Почему статья называется Як-1 по-чешски? В некоторых "работах" по альтернативной истории есть идеи о том, на сколько было-бы проще конструктору А.С. Яковлеву в работе по самолету И-26, если бы правительство СССР купило лицензию и тех. документацию на самолёт Авиа В-135. Но история, как известно, не терпит сослагательного наклонения...
Решил я отметиться в проводимом в прошлом году турнире по союзникам Германии с самолётом Avia B-135 в масштабе 1/72 производства RS models. По модели могу сказать следующее. Модель-типичное ЛНД, отлита на троечку, встречается облой, многие мелкие детали какие-то замыленые и невнятные, в моем комплекте стойки шасси были отлиты со смещением, попытка обточить их до ровного состояния привела к сильному похуданию этих самых стоек, так что я стал опасаться, а выдержат ли они в итоге модель? Короче, стойки пришлось делать самостоятельно (откровенно говоря, родные стойки по форме все равно были не похожи на стойки шасси прототипа).
Фонарь кабины пилота отлит из довольно толстого пластика, и по-хорошему его надо или менять, или, используя родной как болван, тянуть самому из прозрачного пластика, или же шлифовать с последующей полировкой его изнутри. Я выбрал третий вариант (подогнать имевшийся в закромах вакушный и предназначенный для модели КР Павловский фонарь я так и не смог).
В наборе имеется небольшая платка фототравления с некоторым количеством уже окрашенных деталюшек для оформления интерьера кабины,деталями приборной доски, шлиц-шарнирами на стойки шасси, и имитацией решетки водорадиатора.
Справедливости ради стоит отметить, что на готовой модели из-за узости кабины и толщины пластика фонаря видно в кабине практически ничего не будет, посему особо я его и не дорабатывал (сделал только недостающие и видимые элементы силового каркаса из тянутого литника и изготовил заново ручку управления самолётом, да немного сточил боковинки пилотского кресла). Ещё попытался сделать имитацию видимой через воздухозаборник водорадиатора части картера двигателя, получилось не очень, но пустоту заглушил. Исправил контур и добавил деталировки в ниши шасси.
Как уже говорил ранее, из пластика фирмы «Эвергрин», проволоки и самоклеющейся фольги сделал новые стойки шасси. Колёса в модели мне категорически не понравились, их я заменил колесами найденными в зап.частях. Стойку антены изготовил из бамбуковой палочки и , снабдив проволочным штифтом, вклеил в фюзеляж. Патрубки рассверлил и бором убрал излишнюю толщину стенки для придания масштабной толщины. Сделал отсутствующую в модели трубку Вентури,которая располагалась на брюхе за совком водорадиатора.
"Болгарские" машины несколько отличались от чешских прототипов.Эти отличия были следующими: двухлопастной металический винт (в отличие от деревянного на чешских машинах), маслорадиатор,расположеный в левом крыле был гладким (на чешских же машинах радиатор имел фактуру) в пластике эта самая фактура выполнена, на мой взгляд, несколько неряшливо, и я со спокойной совестью зашпаклевал на своей модели эту имитацию, хвостовая стойка на болгарских самолётах была с оходящим от неё к конструкции фюзеляжа усилением (стоит отметить, что этот девайс встречается не на всех фотографиях болгарских 135-х, на своём такое усиление я сделал, благо нашёл фотоподтверждение, да ещё мотор-пушки на болгарских самолётах не стояли, а отверстие в коке винта закрывалось заглушкой (на своей модели не сделал, будем считать что потерялась и новую техник пока не установил . Так что летали они только с пулемётами винтовочного каллибра, которые стояли над двигателем. Поэтому факт сбития такой "дуры", как В-24, из такого пулемёта считаю чистой казуистикой.
Кстати, неоценимую помощь в работе над моделью оказала монография чешского издания MBI, так что тем, кто будет строить эту модель, как говорится, рекомендации лучших собаководов . Далее покраска и отделка. Кабину красил - грунтовал грунтом «Ганзе-1000», а трубчатый каркас окрашивал кисточкой металликом фирмы «Цитадель». Почему так? В единственной монографии по данному самолёту (опять же MBI Publication) есть некоторое количество фотографий раскапотированых самолётов, на которых видно, что ферма фюзеляжа имеет цвет неокрашенного металла, а в тексте упоминается, что внутренние поверхности были окрашены на заводе в светло серый цвет (без указания оттенка), кресло пилота имело тёмно-серый цвет. На сколько это так - судить не берусь. Свой я окрасил именно так. Окраска наружных поверхностей модели была следующей... Грунтовка с исправлением дефектов грунтом «Ганзе-1000», прешейдинг тёмно-серым цветом, нижние поверхности я окрасил краской Акан № 143-(RLM-65) (да-да, краска ещё с тех времён, когда нумерация была трёхзначной, сейчас она имет номер, начинающийся с 8***), а верх красками «Ганзе» в цвета RLM 70, 71.Попытался сымитировать разницу оттенков поверхностей покрытых полотном. Далее Глянцевый лак с отвердителем «Акан», декали использовал родные.
Впечатление от декалей осталось двоякое. С одной стороны тонкая, эластичная подложка, крупные эллементы декали напечатаны чётко без смещения и имеют яркие цвета, через которые не просвечивает основной довольно тёмный камуфляж. С другой стороны, мне кажется, что опозновательные знаки на нижних поверхностях крыла должны быть несколько меньшего размера (возможно это и не так), и если бы сроки не поджимали, я накрасил их самостоятельно меньшего размера. Элементы декали на киль (марка и эмблема фирмы AVIA) переразмерены, к тому же эмблема фирмы напечатана со смещением. На декали положил ещё слой глянцевого лака, затем смывка (Миг), затем слой полуматового лака, и в заключении совсем чуть-чуть пастели на колеса и выхлопные патрубки. Антена из бантика, ну и для улучшения прозрачности фонаря покрыл его снаружи кисточкой футурой.
Вот так как-то... Что у меня получилось представляю на ваш суд.
yur в 18.02.2014 - 10:05 Отлично получился. Весьма редкий аппарат, но и интересный. А мой отлит получше и фонарь терпим. Только киль всёже перепилю, не точен. |
Usatiymen в 18.02.2014 - 10:50 Тема: RS models 1/72 Avia B-135 - Як-1 по-чешски Красиво и аккуратно! Интересный самолет. |
Венедикт в 18.02.2014 - 12:44 Очень интересная работа. Давно мечтал о таком в 48-м. Понравился стапель на последнем фото, где такой раздобыть :) ? |
Bertych в 19.02.2014 - 02:22 Красивая модель и отличная работа! Аккуратная покраска без излишеств,мой в 48-ом ждёт своего часа. Однозначно+ :grin: |
AndreyDARK в 19.02.2014 - 15:24 Модель понравилась! Фонарь бы поменять - вообще было бы шикарно...... |
phantomii в 19.02.2014 - 15:31 Редкий и интересный прототип. Отличное исполнение в стиле "необходимо и достаточно" - мой идеал в моделизме, к которому пытаюсь стремиться :grin: |
ADV.74 в 21.02.2014 - 12:35 Тема: RS models 1/72 Avia B-135 - Як-1 по-ч...(#7107) - обсуждение Здравствуйте Коллеги!Спасибо большое за интерес к моей работе и положительные отзывы о ней.Венедикт,стапель классный и полезный, делает такие фирмочка Шрам из Чехии вот ссылка где брал :https://www.modelimex.com/sram-s-biplane-assembly-jig
С уважением, Дмитрий Архипов. |
Венедикт в 21.02.2014 - 14:13 Спасибо, для моих целей (а в основном это - двухмоторные самолеты WW2) показался мне маловат, но на фото настолько все понятно, что ничего не мешает соорудить похожий требуемого размера. |
ADV.74 в 21.02.2014 - 14:50 Тема: RS models 1/72 Avia B-135 - Як-1 по-ч...(#7107) - обсуждение Венедикт,рад что заинтересовала данная приспособа, в качестве альтернативы могу порекомендовать ещё вот такую штуку
https://www.modelimex.com/1-72-wooden-stand-for-bi-planes-building-transport https://www.modelimex.com/1-48-wooden-stand-for-airplanes-building-transport сделана очень хорошо и у неё в комплекте идет мягкая накладка на ложементы, чтобы не повредить окрашенную поверхность модели при работе или транспортировке. Кстати в данном случае выпускаются под масштаб 1/72 и 1/48. А вобще-то наверное надо будет сделать сравнительный обзор... Пора заканчивать, а то нам сейчас влетит за непрофильный трёп. С уважением, Дмитрий. |
Алексей_Крюков в 24.02.2014 - 14:41 Модель действительно отличная Дмитрий! Особенно нравится аккуратность как сборки, так и финишной отделки. |
|
|
» Последние статьи раздела
|
» Лучшие статьи раздела
|