Наши проекты: Склей-ка Модель! : NorthStarModels : Studio XIII : Wiki : Сувениры : Walkarounds : Новости
Войти Регистрация

Обзор Ostwind Flakpanzer IV - Остановить восточный ветер

Изучая материалы для постройки модели flakpanzer IV Ostwind,  захотелось их систематизировать и изложить, дабы облегчить жизнь будущим исследователям.

Ветер с востока, нагоняемый советскими штурмовиками ИЛ-2 и ИЛ-10, активно доставлял головную боль немецким генералам, ибо в условиях отсутствия превосходства в воздухе любой контрудар превращался в избиение наступающих войск. Тем более, что немецкая доктрина возлагала ПВО наступающих войск на собственные зенитные средства, а советская сторона на истребители. Именно поэтому всю войну ведущую роль в области самоходных зенитных установок оставляла за собой Германия. 
Материалов по этой машине довольно мало, часто меньше, чем по всяческим вундервафлям и бумажным танкам третьего рейха. Существует с десяток фотографий прототипа и 4 фото трех серийных машин. Но тем не менее их анализ позволяет выявить интересные особенности.

Начнем с мифов: как предполагается во многих изданиях, для серийных машин в крышу Pz.IV, специально для Ostwind, был интегрирован погон от башни танка «Тигр» диаметром 1900 мм. и из-за башни больших размеров чем на Wirbelwind пришлось передвигать вперед люк стрелка радиста вровень с люком мех.вода, ибо башня мешала открываться люкам двигателя. Пошло это из предположений в журнале Nuts & Bolts № 13 о том, что это предположение.... там так и написано. Там же написано, что «была идея интегрировать погон от тигра, но это предложение было отметено почти сразу. Позднее эти предположения были перепечатаны как утверждения в других журналах.

Обратимся к логике, вся прелесть зенитных танков Оствинд и Вирбельвинд как раз и заключалась в использовании стандартных шасси с минимальным переоборудованием и стандартных зенитных орудий, соединенных через специальную башню. Что в условиях цейтнота промышленности позволяло хоть как-то выпускать подобные танки. Вероятно,  когда создавались чертежи были допущены ошибки и башня была сильно переразмерена, что и привело к предположениям о смещении люка радиста и башни в целом. Так как фото серийных танков сверху нет, то я считаю все это домыслом.

Судя по фото, башни серийных Оствиндов отличались от башни прототипа только в мелочах. Да и размеры башни не больше, чем у Wirbelwind отличались только формой из-за иного расположения экипажа в башне. Забавный факт - солдаты за характерную форму прозвали башню Wirbelwind «Keksdose» что означает формочка для кекса.
Чертежи есть в издании Wydawnictwo Militaria 140 – Flakpanzer, но форма и размеры башни там сильно отличаются от приводимого в Nuts & Bolts . Так что эта тема еще не закрыта, по старой моделистской поговорке –«точные чертежи выходят после того как изготовлена модель». Также не верно, что размеры пушки Flak 43 Оствинда были гораздо больше чем Flak 38 Вирбельвинда так как габариты обычно указываются по пушкам со щитом табличные данные мало дают для анализа. Я обмерил линейкой верхние проекции из журнала Panzer Tracts №12 - Flakpanzer & Flak Selbstfahrlafetten , габариты пушек по длине и ширине в мм. (без учета мест для экипажа и стволов) Flak 43-50х45мм,
Flak 38-56х39мм разница не принципиальна, масса пушек тоже не сильно различалась 1200 и 1500 кг соответственно. Для других изданий цифры похожие и зависят от степени искажения и немасштабности чертежей. Взглянув на вид сверху Вирберльвинда, видно, как башня обтягивает пушку и места экипажа, на виде сверху на башню Оствинда за пушкой остается громадное пустое пространство, которое нельзя объяснить местом для отката пушки. Его величина, судя по модели пушки, была даже меньше, чем длинна гильзы.

Так как Ostwind, как и Wirbelwind производился на тех же предприятиях, то часть выводов, по крайней мере по шасси, можно перенести и на него. Башни устанавливались как на шасси проходивших кап. ремонт танков модификаций G,H, так и на новые машины серии J. С машин G,H демонтировался мотор поворота башни и его глушитель (на мод. J от этого мотора отказались), устанавливалась спец. башня и ящик для запасных стволов. Внутренние переделки были минимальны, выкидывались боеукладки под 75 мм выстрелы и устанавливались ящики под обоймы.
На Wirbelwind под башней устанавливалась Н образная балка из двутавров, на которую передавался вращающий момент от лафета пушки. Таким образом башня вращалась вручную и не сказать, что сильно медленно 28 градусов в секунду. Возможн, на Ostwind вращение передавалось на такую же балку, а возможно посредством зубчатой передачи на погон корпуса. Как говорится « Была бы сила, а момент найдется», а в последнем случае плечо силы будет больше и башня должна вращаться легче.

Цемеррит мог как быть, так и нет. Встречаются фото Wirbelwind и Pz.IV без цеммерита, бывает даже когда стоящие рядом машины одной серии и вероятно из одного подразделения, но на одном цеммерит есть, на соседнем полностью отсутствует. Если на исходном шасси был цеммерит, то он оставался, если нет то в Остбау Саган (Ostbau-Sagan) не восстанавливался.
Тем более, к концу 1944 года его нанесение было отменено. Серийно Ostwind начали строить с ноября 1944, хотя прототип был изготовлен в июне. Также,  судя по фото, танки заново окрашивались и наносился единый камуфляж для корпуса и башни.
Сколько было изготовлено сказать сложно, по воспоминаниям непосредственного руководителя работ лейтенанта графа Ганса Кристофа фон Шерр-Тосс было изготовлено 40 машин, из армейской статистики на март 1945 можно почерпнуть сведения о 7 принятых машинах. (Михаил Барятинский в издании «Средний танк Pz. IV» склоняется к последнему). Боевые действия отследить проблематично, так как в сводках о наличии техники в войсках часто просто писалось Flakpanzer IV не уточняя, какая именно машина, может Вирбельвинд, может Оствинд, а может и Мебельваген. Все они подпадают под определение флакпанцер 4.
Малое количество фото этих танков можно объяснить тем, что большая часть флакпанцеров была задействована на восточном фронте, а у советских солдат фотоаппарат в 40е годы был роскошью.

Анализ фотографий

Перейдем к анализу фотографий. 
На фото №1 сделанном в Берлине с трудом можно опознать Оствинд башня которого развернута вправо, какие либо еще выводы сделать сложно, разве что о форме пятна камуфляжа, также видны какие то надписи на башне. Можно предположить отсутствие ствола пушки и ящика по правому борту.

Обзор Ostwind Flakpanzer IV - Остановить восточный ветер Обзор Ostwind Flakpanzer IV - Остановить восточный ветер

Фото № 2 и 3 сделаны в Чехии в местечке Нове –Бенатки. Это наиболее интерсные фото, так как один танк сфотографирован с разных ракурсов.
Видно отличие серийных танков от прототипа. Так на башне установлены отражатели, защищающие погон башни от малокалиберного оружия. Это сделано по результатм боевого преименения прототипа в Арденской наступательной операции. Действительно, очередь из пулемета 25 мм броню врядли пробьет, но срикошетив, заклинит погон башни. На фотографии прототипа сверху отчетливо видно как близко передние скулы башни подходят к погону. Так что все логично.

Также на башне можно рассмотреть П образные скобы для крепелния тента на башню, защищающие экипаж от дождика, снега и цветочных горшков бросаемых рассержеными чешками))). Видны и скобы или крюки для подьема башни (как же на прототипе без них обходились?) форму их понять сложно.

Еще одним отличием серийных машин был более низкий ящик для запасных сволов установленный по правому борту машины.На протипе он доходил почти до крыши боевой рубки на серийных машинах едва до половины.
Обзор Ostwind Flakpanzer IV - Остановить восточный ветер Обзор Ostwind Flakpanzer IV - Остановить восточный ветер
Шасси можно уверенно отнести к модификации G, об этом можно судить по форме катков, ведущему колесу и заглушке, установленной вместо антенны. У модификации G антенна находилась по правому борту около стрелка радиста, на последующей модификации H антенна была перенесена на корму танка по левому борту. Эту же переделку пришлось провести и на данной машине, так как место под антенну было занято ящиком. Малый глушитель снят, отверстие выхлопной трубы заглушено.

Машина несет следы ремонта: два задних поддерживающих катка цельнометалические, запасные опорные катки закрепелны на корме танка на скобах подобно Мебельвагену. Видимо стандартный ящик для катков был уничтожен огнем, благодаря которому танк и попал на кап.ремонт. На машине просматривается цеммерит.
Обзор Ostwind Flakpanzer IV - Остановить восточный ветер Обзор Ostwind Flakpanzer IV - Остановить восточный ветер Обзор Ostwind Flakpanzer IV - Остановить восточный ветер Обзор Ostwind Flakpanzer IV - Остановить восточный ветер
Фото № 4 сделано около Праги.
Танк не несет цеммерита, шасси модификации J об этом можно судить по отсутсвующему смотровому прибору стрелка радиста, изгибы гусеницы говорят о трех поддерживающих катках как на поздних машинах серии J. На рубке видны эрзац скобы на лобовой броне вместо стандартных крюков по бортам. Такие скобы встречаются на серийных танках.
На борту виден низкий ящик для запасных стволов.
На башне видны скобы для тента , подъема башни и защита погона. Что интересно, у пушки снят пламегаситель. Башня повернута вправо, люк двигателя открыт.
Обзор Ostwind Flakpanzer IV - Остановить восточный ветер Обзор Ostwind Flakpanzer IV - Остановить восточный ветер Обзор Ostwind Flakpanzer IV - Остановить восточный ветер

О моделях

Насколько я знаю широко распространены модели Ostwind трех фирм Звезда(Italeri) , Trumpeter и Dragon на основе первой я и создавал свою модель, о двух других могу судить по сообщениям из форумов и интернета.

Модель Звезда(Italeri) представляет собой модель прототипа Ostwind, надо только покрыть ее цеммеритом. Геометрически шасси хорошо ложится в чертежи, хотя и имеет ряд технологических упрощений, так и откровенных ошибок, о чем хорошо рассказано в статье: господина Valter.
Модель Trumpeter тоже копирует прототип, но уже на гораздо более подробном уровне.

Так в модели полностью воспроизведен интерьер Pz.IV, все люки открываются, траки имеют полый П образный гребень, башня предлагается из пластика и фототравления. Но модель имеет и комплект недостатков. Так верх корпуса имеет неверные размеры смещение порядка 1.5 мм, вроде не сильно заметно, но с установленной башней люки двигателя не открываются, вероятно башня пере размерена. В модели Звезды при повороте башни вправо люки можно открыть. В ходовой части есть детали, позволяющие собрать поздние модификации ходовой части, да и траки имеют шевронный рисунок опорной поверхности, который характерен для поздних H и J. На прототипе рисунок другой. Корма корпуса характерна для поздних машин серии Н, а бронировка бортовых передач даны для модификации G . На машинах серии Н и позже ставились коробки передач от Pz. III и имели другую форму. В общем, тот еще винегрет.

Шасси прототипа "Ostwind" №83898 выпущено было фирмой Kroupp-Grusonwerk в мае 1943г. что соответствует модификации G.
В установке зенитки Flak 43 в башне тоже ошибка она ставится с частью штатного щита слева от наводчика, чего в жизни не было, иначе на фото было-бы видно он выступает над бронёй башни.

Модель фирмы Dragon, пожалуй, самая точная из всех, воспроизводит машину на фото №4 . Не зря её выход отложили на три года. Шасси J , башня с защитой погона и скобами. Низкий ящик для стволов. Правда, желая угодить всем, они установили запасные катки на корме танка, как на фото №2, 3 - это пожалуй не верно, штатный ящик будет предпочтительней. Башня ставится на стандартный четверочный погон и люк радиста тоже не передвинут, что подтверждает мои измышления выше.

«Ты никогда не будешь знать достаточно, если не будешь знать больше, чем достаточно.» Уильям Блейк

Ostwind – танк интересный, но тема все еще ждет своих исследователей. Так не совсем ясно внутреннее устройство башни, нет ни фото, ни чертежей, может когда ни будь найдутся. Статейку о постройке своего Ostwind от «Звезды» я выложу по окончании работ, несмотря на недостаток информации остается продолжать. 

 

When contacting retailers or manufacturers, please mention: you learned about their products on ScaleModels.ru!

If you want to send us your production items for review - feel free to contact us.
» Информация о статье
XORST в 29.07.2013 - 19:56
Тема: Обзор Ostwind Flakpanzer IV - Останов...(#6496) - обсуждение

Понравилось,хоть не танкист.
llliger в 30.07.2013 - 13:18
Тема: Обзор Ostwind Flakpanzer IV - Остановить восточный ветер
Очень хорошая статья
Как по информативности, так и по стилю изложения
я бы сказал можно хоть сейчас в журнал

Сам строил такую же от звезды, есть здесь на форуме
Думаю надо как нибудь взять себе Dragon
Seerg_von_Kugel в 30.07.2013 - 13:50
Тема: Обзор Ostwind Flakpanzer IV - Остановить восточный ветер
Хорошая статья, пригодится)
stuger в 30.07.2013 - 22:01
Тема: Обзор Ostwind Flakpanzer IV - Остановить восточный ветер
Очень удовольственное чтиво...спасибо.
Romaniak в 30.07.2013 - 23:18
Тема: Обзор Ostwind Flakpanzer IV - Остановить восточный ветер
Спасибо господа.
mishapilot в 30.10.2013 - 18:42
Тема: Обзор Ostwind Flakpanzer IV - Останов...(#6496) - обсуждение
Хорошая статья, спасибо! Как раз колебался между выбором существующего дрегоновского Оствинда на шасси Ausf. J и заявленным новым на шасси Ausf. G с циммеритом.

Добавить свою статью | Обсудить на форуме

Вы должны быть пользователем сайта, чтобы комментировать статьи!
Зарегистрироваться

ScaleModels.ru - сборные масштабные модели. © 2005-2015. Работаем на сервере FastVPS.ru
Privacy Policy