На представленном Як-3 воевал Герой Советского Союза летчик-истребитель, майор Сергей Сергеевич Щиров в составе 267-го ИАП по состоянию на весну 1945г. Имя этого летчика долгое время было забыто, и только сравнительно недавно о нем стали появляться публикации… О трагической судьбе героя подробно можно ознакомиться например здесь.
К сожалению, процесс создания модели задокументирован не был, постараюсь на словах описать некоторые моменты. Изначально планировалось "изкоробочное" изготовление модели, но после поездки в Прагу и посещения "Panthers Cup 2013", в моих руках оказалось 2 дополнения к модели в виде декали и фототравления AML. Порядок сборки модели стандартный. Собрал и окрасил кабину. Приборную панель сделал следующим образом: чтобы не мудрить с рисованием шкал на рельефной детали приборной панели из набора, я наклеил на нее декаль с помощью Set и Sol. Результат меня порадовал. Покрыл матовым лаком и затонировал. «Колодцы» приборов залил Future. Перед склеиванием половинок фюзеляжа отрезал заднюю стойку шасси от основания и вклеил его по месту. Саму опору высверлил в шасси и в основании, и заменил ее нерж.трубкой подходящего диаметра. Впоследствии это облегчило покраску задней стойки и к тому же она стала поворотной.
Самым трудоемким местом оказались крылья. Перед склеиванием уменьшил толщину нижней плоскости крыла по периметру ниш шасси, а по контуру ниши на верхней половине крыла приклеил полоски полистирола так, чтобы не было зазоров при склеивании. Сымитировал в нишах гидравлику с помощью тонкой оловянной проволоки (очень удобный материал и очень хороший результат по сравнению с медным проводом), с помощью фольги обозначил закрытые технические лючки в области фюзеляжа и сделал замки шасси.
Идем дальше. Воздухозаборники. Звезда дает их слегка похожими на оригинал. После многих попыток исправить ситуацию, я сделал следующим образом: из деревянной палочки (в моем случае это был карандаш) по фото и чертежам изготовил оправку с сечением воздухозаборника и длинной 1,5 см. Дале обернул ее полоской «Доширачного» полистирола и склеил. Получил трубочку в форме воздухозаборника. В верхних половинах крыльев срезал толщину наружных стенок ниш шасси до минимально возможного для того, чтобы получить приемлемый угол сопряжения воздуховода и передней кромки крыла. После этого соединил скотчем верхние и нижние половины крыльев и с помощью микронадфилей добился правильной формы воздухозаборников (по изготовленной оправке). Потом, разобрав крылья, вклеил воздуховоды в верхнюю часть крыльев и приклеил нижние половинки крыльев. После просушки всей конструкции зашпаклевал место стыка воздуховода и отверстия воздухозаборника на крыле и обработал мелкой наждачкой. Осталось вклеить в воздуховоды перегородки, выполненную из тонкого полистирола. Воздухозаборники готовы!
Топливомеры в том виде, что дает Звезда, так же не годятся. Я сделал следующим образом: в соответствии с масштабом сделал сквозные отверстия в местах установки топливомеров, далее из тонкого блистера вырезал круглые вставки по диаметру отверстий, из тянутого литника сделал заглушки в отверстия, утопил их на толщину "стеклышка" из блистера и приклеил. Получил "колодцы", в которые после окончательной покраски модели нанес декали из набора и вставил стекла.
Высверлил орудийные порты в капоте и коке винта, а сам винт немного доработал: сделал канавки вокруг лопастей и от лопастей к основанию кока, как и должно быть в реальности.
Как писал выше, стойки шасси доработал имитацией гидравлики из оловянного провода, зафиксировав его полосками фольги-самоклейки. Штатные пластиковые ограничители хода стойки были срезаны и заменены фототравением.
Антенну изготавливал так: высверлил в хвосте отверстие и вклеил на суперклее петлю из тонкого медного провода. В задней части фонаря кабины, в месте ввода антенны так же сделал отверстие микросверлом и пропустил в него провод, ведущий к радиостанции, сделал на конце провода петлю и зафиксировал ее на фонаре прозрачным лаком. Стыковка крыльев и фюзеляжа так же прошла практически безболезненно. Небольшую щель стыка вывел жидкой шпаклевкой Dissolved Putty. Далее все по стандартной схеме: нанесение грунта, исправление выявленных при этом огрех, нанесение прешейдинга. Окраска производилась осветленным водорастворимым АКАН-ом: сначала нижней части, затем наложение масок из Patafix-а и нанесение камуфляжа от светлого к темному. Промежуточное покрытие глянцем "Future", нанесение декалей. AML в своих декалях предлагает на выбор 2 варианта: бортовой номер и звезды с белой окантовкой и с серебристой. Я выбрал серебристый вариант, поскольку документального опровержения этому не нашел, да и просто понравилось. Далее шла смывка, покрытие матовым лаком Vallejo и постшейдинг Тамиевскими пигментами.
В заключении хочу отметить, что сборка модели вызывала только положительные эмоции. Я сознательно не стал собирать вариант с раскрытым капотом, поскольку на мой взгляд, чтобы сделать действительно правдоподобный моторный отсек из того, что дает Звезда, нужно приложить слишком много усилий, а это не увязывалось со сроками конкурса. Но тем не менее рекомендую этот набор всем любителям авиации WWII
С уважением
Дмитрий
Тема: Звезда 1/48 Як-3 Щирова С.С.(#6276) - обсуждение
Отличная, аккуратная работа. Хорошая деталировка и внимание к мелочам, очень интересно сделаны топливомеры. Мои поздравления с завершением замечательной модели!