Итальянская авиация своеобразна и неповторима, как итальянские автомобили или кухня. Все самолёты, созданные итальянской промышленностью, имеют свой шарм. Это можно сказать и про внешний вид, и про окраску. Перечислять фирмы, типы и модели не имеет смысла, их довольно много.
Остановимся на одном, особенно характерном, самолёте.
Начну с того, что меня не особенно прельщал внешний вид этой несуразной каракатицы. Но вот мой брат, Владимир, в полном восторге от Саетты и это один из его самых любимых самолётов (наверно, у каждого из нас есть свои любимчики среди моделируемой техники, не так ли?). Володя когда-то начинал свой славный путь в моделизме с уменьшенных в 72 раза самолётов и, поэтому его чувства понятны, хотя он уже давно перешёл на другую тематику в масштабе 1/35. Именно по его «наводке» я и приобрёл эту модель и, надо признать, нисколько об этом не жалею. Более того, сам влюбился в этот самолёт! Но обо всём по порядку.
На истории создания и применения Саетты подробно останавливаться не буду, интересующиеся могут прочитать вот эту неплохую статью, там же посмотреть фотографии и схемы окраски. Скажу только, что самолёт был очень удачный, повоевал и в Европе, и на Средиземноморье, на в Северной Африке, и, даже, отметился на Восточном фронте, на территории Советского Союза. Его любили пилоты за лёгкость управления, хорошую маневренность, отличные взлётно-посадочные характеристики. Как недостаток отмечалась слабость вооружения – всего два 12,7-мм пулемета SAFAT в фюзеляже над двигателем.
Интересная конструктивная особенность – для компенсации реактивного момента, создаваемого воздушным винтом, было принято необычное решение сделать одну консоль крыла длиннее другой. То есть, размах консолей разный. Эта особенность сохранялась и на преемниках Саетты – MC.202 и MC.205.
Перейдём, собственно, к самой модели. В интересующем меня масштабе, 1/48, выбор небогатый. Точнее, у меня его и не было. Модель нашёл сразу, на Hannants. Цена в 28 фунтов за изделие малознакомой фирмы Pacific Coast Models не сильно смутила. Я считаю, что за интересную модель ЛНД с травлением, смоляными деталями и великолепной декалью, это вполне разумно. И не ошибся. Но обо всём по порядку.
Как написал во вступлении к инструкции мистер Кен Лоуренс (Ken Lawrence), похоже, сам глава Pacific Coast Models, в разработке и выпуске модели принимали участие люди из разных стран. Ребята из Италии сделали, как я понял, мастер-модель, разработали схемы окраски и напечатали декаль, британец трудился над дизайном и рисунком коробки, в Венгрии эту коробку напечатали, в Чехии производят саму модель (MPM) и фототравление (Eduard) к ней. Добавлю от себя к этому Интернационалу, что русский, с украинскими корнями, приобрёл, сделал обзор и планирует, в ближайшей перспективе, таки собрать.
Коробка красивая, вся такая глянцевая. Рисунок тоже очень понравился, яркий и талантливый.
Содержимое так же порадовало глаз и сердце старого моделиста.
Пластиковые детали расположены на двух литниках. Качество очень приличное для ЛНД. Нет дефектов литья – недоливов, смещений. Линии расшивки тонкие и аккуратные, но это вызывает опасение. При обработке стыков эти линии непременно будут уничтожены. Этого нельзя допустить, поэтому я обязательно сделаю их глубже и чётче, что бы потом было легче восстановить.
Мелкие детали немного замылены, но это, скорее, правило для такой технологии и воспринимается, как должное.
Некоторые детали (колёса, лопасти и втулка воздушного винта) дублируются в смоле. И в отличном качестве, надо сказать. Гораздо лучше, чем в пластике. Остальные смоляные детали выполнены тоже на высоком уровне.
Борта кабины пилота имеют силовой набор и необходимое оборудование, сиденье оснащено «кожаной» подушкой и ремнями.
Неплох двигатель (не Вектор, конечно, но вполне похож на себя), но на нём обнаружился брак. Описывать дефект не буду, уж больно неприятные ( из разряда «не к столу») ассоциации он вызывает, просто отмечу его стрелкой на фото, да и устранение брака несложно – несколько движений надфилем, да несколько вращений сверлом…
Капот двигателя, обтекатель маслорадиатора и выхлопные патрубки отлиты в одну деталь.
В смоле дана и моторама, на одном литнике со стволами пулемётов. По поводу последних хочу сказать особо. На схеме в инструкции показано их неправильное положение при установке, задом наперёд. Вернее, пламегасителями назад, а должно быть наоборот, о чём заботливо сообщает текст на полоске бумаге, дополнительно вложенной в набор.
Остекление выполнено в виде вакуформы из прозрачной плёнки. Прозрачность и толщина не вызывают никаких нареканий, переплёт проработан хорошо. «Стёкла» имеются в двух экземплярах, если при вырезании, дрогнет рука и повредится нежная поверхность детали.
Набор фототравления, изготовленный фирмой Eduard, позволяет не только доработать модель, но и заменить некоторые смоляные детали более ажурными металлическими. Там же даётся приборная доска и плёнка с приборами для неё для сборки по принципу бутерброда. К модели прилагается своя отдельная инструкция на фототравление, с чем я сталкиваюсь впервые.
Декаль можно описать всего одним словом «великолепно»! Качество декалей фирмы Cartograf не вызывает никакихсомнений - смещений нет вообще, все цвета яркие, насыщенные и, уверен, правдоподобные, все мелкие надписи отлично читаются. Да и кто лучше итальянцев сделает декаль для модели итальянского самолёта?
Инструкция сборки отпечатана на мелованной бумаге, содержит краткую историю прототипа, упомянутое выше вступление производителя, схему литников и смоляных деталей с нумерацией и поэтапную схему сборки. Всё ясно и понятно, но, к сожалению, нет указания цветов окраски деталей. Лишь в самом начале скромно замечается, что интерьер окрашивается в «антикоррозионный зелёный» (Anti-corrisivo Verde), а приборная доска – чёрным. Поэтому поиск дополнительной информации крайне желателен для разрешения возникающих вопросов.
По окраске прилагается отдельная, довольно подробная, цветная инструкция. Содержит 6 различных вариантов камуфляжа и обозначений. В конце имеется таблица с привязкой итальянских цветов к стандарту FS и к краскам фирм Humbrol, Molak, Tamiya и Gunze.
Я, для своей будущей модели, выбрал вариант (кто бы сомневался?) 356-ой эскадрильи 21 группы (21 Gruppo autonomo), воевавшей на Восточном фронте. Теперь обдумываю технологию нанесения этого непростого камуфляжа…
Соответствие модели прототипу, т.е. копийность оценить непросто. Нормальных чертежей я не нашёл, да и неблагодарное это дело, вкладывать модель в чью-то графику. Измерил только размах крыла и у модели он оказался меньше, чем расчётный, на 2 мм.
Общий итог. Модель, безусловно, стоит своих денег. Надо учесть, что в эту цену входят, помимо неплохого пластика, отличные детали из смолы (а это уже дорогого стоит!), хорошее фототравление и замечательная декаль.
Посмотрим, как всё это великолепие поведёт себя при сборке.
Хочу выразить благодарность Сергею Поркшееву за помощь в приобретении модели.
Отдельное спасибо Владимиру Демченко за направляющую поддержку и предоставленную брошюру из серии TBiU по этому самолёту.
Демченко Вячеслав.
Facebook
Вконтакте
Pinterest
Twitter
Мой мир
Одноклассники
When contacting retailers or manufacturers, please mention: you learned about their products on ScaleModels.ru!
If you want to send us your production items for review - feel free to contact us.
Если речь зашла о чертежах, то берите Aero Detail на MC-200/202/205, самая точная графика, имеется так многими любимый расклеп :). Вообще это чуть ли не единственный случай когда в AD хорошая графика, обычно там вариации на тему. ДЕло в том что на Макки чертежи делали итальянцы по обмерам сохранившихся машин.
Что касается прототипа, то действительно машина красивенная, к тому же на нашем фронте повоевала. Но матчасть весьма не простая, чего стоят одни ниши, я так для себя пока не решил как можно изобразить весь тот фестиваль который там находится.
По моему это старый Classik за номером 403, шорт тот же, только смола переделана.
Насчёт Классиков не знаю, но в коробке Special Hobby лежит тот же самый пластик и точно такая же смола. Декаль и остекление другие. Ну, и инструкция с коробкой тоже разные. :)
Ну я иговорю Clfssik airframes так как Special Hobby иногда его перепаковывает, например и-15бис с некоторыми доработками. В данном случае полностью изготовлен смляной капот. Раньше был пластиковый со смоляными обтекателями. Стойки шасси были из металла.
С уважением.
Тема: Обзор Pacific Coast Models 1/48 Macchi...(#625) - обсуждение
Если речь зашла о чертежах, то берите Aero Detail на MC-200/202/205, самая точная графика, имеется так многими любимый расклеп :). Вообще это чуть ли не единственный случай когда в AD хорошая графика, обычно там вариации на тему. ДЕло в том что на Макки чертежи делали итальянцы по обмерам сохранившихся машин.
Что касается прототипа, то действительно машина красивенная, к тому же на нашем фронте повоевала. Но матчасть весьма не простая, чего стоят одни ниши, я так для себя пока не решил как можно изобразить весь тот фестиваль который там находится.
С уважением,
Сергей.