Наши проекты: Склей-ка Модель! : NorthStarModels : Studio XIII : Wiki : Сувениры : Walkarounds : Новости |
Допустим, что Вы построили модель того или иного самолета (танка, автомобиля), и получив возможность добыть именно те краски, которыми был окрашен реальный прототип, окрасили ими свою модель. Правильно ли она окрашена? Если Вы ответили - "неправильно", то Вы правы!
Точность окраски, как и точность формы и размеров модели всегда были для моделистов недостижимым идеалом. В погоне за ним многие считали, что достаточно лишь узнать, в какой цвет окрашен прототип. Если узнать удавалось, то модель, окрашенная в этот самый цвет, вдруг разочаровывала владельца - на оригинал она была не похожа. Пытались делать это и фирмы - кое-кто из производителей моделей автомобилей в М1/43 пытался окрашивать модели теми же красками, что и реальные машины на конвейере. Однако, отзывы от коллекционеров обескураживали: "не похоже!" - говорили они. Видимо, что-то тут было не так...
Восприятие цвета нашим глазом - довольно сложное явление, оно зависит от многих факторов, как объективных, так и субъективных. Влияет спектральный состав света, которым освещен объект, чувствительность нашего глаза в той или иной области спектра, фактура окрашенной поверхности (матовая поверхность выглядит более светлой, нежели блестящая, окрашенная в тот же цвет), а так же многие другие факторы, о которых здесь мы говорить не будем - интересующихся отсылаем к специальной литературе. А вот о чем мы здесь поговорим, так это о влиянии РАССТОЯНИЯ, на котором Вы воспринимаете объект.
Все дело в том, что воздух - штука не совсем прозрачная. Из-за наличия в нем пыли и водяных паров он рассеивает часть проходящего через него света. Более удаленные объекты воспринимаются менее насыщенными и более светлыми, нежели объекты, находящиеся вблизи нас. Это прекрасно известно художникам - если вы посмотрите на траву, нарисованную пейзажистом, то обнаружите. что цвет ее гораздо светлее цвета реальной травы, а кроме того он еще более светлеет на удалении. Лес, правда, наоборот выглядит темнее, но это из-за тени, царящей в нем. Еще одним фактором, влияющим на оттенок при увеличении расстояния, является то, что рассеивание происходит неодинаково для разных цветов, В голубой части спектра воздух пропускает свет лучше, нежели в красно-желтой, поэтому холмы на горизонте кажутся нам голубыми. Теперь попытаемся разобраться с тем, какое отношение имеет вся эта теория к нашей модельной практике.
Всем разумеется известно, что чем дальше предмет от нас находится, тем меньше он кажется. Дело тут в том, что человек воспринимает размер предмета в зависимости от величины угла зрения. Модель в масштабе 1/72, которую Вы рассматриваете с расстояния около 300 миллиметров (на таком расстоянии держит перед собой книгу человек с нормальным зрением) имеет такой же угловой размер, как и реальный самолет, наблюдаемый с расстояния около 18 метров. Иными словами говоря, с расстояния в 300 мм мы видим модель также, как и самолет с 18 м. Теперь если мы хотим, чтобы модель была точной копией оригинала, то нам следует окрасить ее в такой цвет, чтобы находясь вблизи наших глаз он выглядел так же, как цвет реального объекта с 18-ти метровой дистанции. Естественно этот цвет должен быть светлее, и тем светлее, чем мельче масштаб.
Сложный вопрос, но попытаемся разобраться. Схемы окраски, предлагающиеся в сборочной инструкции к модели вообще всерьез принимать не следует. Во-первых, там часто бывают грубые ошибки. Во-вторых, фирмы обычно дают просто похожий (весьма приблизительно) цвет из своего каталога красок, ну а если похожего нет, то и непохожий. В третьих, никогда не понятно, о чем идет речь - о цвете реальной машины без учета масштаба, или же о том оттенке, в который Вам рекомендуют окрасить именно данную модель именно в данном масштабе. На хороших схемах окраски из специальных журналов дается, разумеется, цвет реальной машины, поскольку автор не имеет представления в каком масштабе Вы будете строить модель. Здесь мы позволим себе небольшое отступление, поговорив о том, как этот цвет обозначать.
Существует несколько систем классификации цветов, но в модельном мире в последнее время находит все большее применение американская система классификации, установленная Федеральным Стандартом 595 (принят в 1968 г.). Обозначение цвета в этой системе состоит из обозначения стандарта (FS595), а также пяти цифр, которые и обозначают цвет, например - FS595 25648. Первая цифра обозначает матовость краски (1 - блестящая, 2 - полуматовая, 3 - матовая). Вторая цифра - группа цветов (0 - коричневая. 1 - красная, 2 - померанцевая, 3 - желтая, 4-зеленая, 5- голубая, 6 -серая, 7- черная, белая или металлическая, 8 - флуоресцентная). Остальные три цифры обозначают конкретный оттенок и позволяют найти цвет в каталоге. Каталог представляет из себя кусочки картона, выкрашенные в соответствующий цвет по специальной технологии и снабженные номерами. Полиграфия, к сожалению, не позволяет точно передать оттенок. Это связано как с технологией печати, так и самим принципом цветопередачи в полиграфии. В печатной машине имеется всего четыре краски (голубая, пурпурная, желтая и черная), а остальные оттенки могут быть получены комбинацией маленьких точек этих четырех цветов, именуемых растром. Таких комбинаций имеется более миллиона, но все-таки абсолютно точно оттенок не передается - есть некоторый допуск.
Итак, на схеме окраски дается цвет РЕАЛЬНОЙ МАШИНЫ, для модели его следует высветлять.
Рисуя боковую проекцию в цвете, художник стремится максимально передать облик машины, воспринимаемый им. Поэтому обычно он использует не цвета прототипа, а те цвета, которые видятся с расстояния, на котором находится наблюдатель. Если проекция в том же масштабе, что и Ваша модель, то Вам следует красить ее максимально близко к картинке, помня о том, что во-первых. глаз художника - не идеальный инструмент (художники, как известно, видят по-разному), а во-вторых о том, что типография, которая это печатала, еще менее идеальна. Следствие: будьте осторожны, критикуя художника. Как-то в журнале "Мир Авиации" я увидел отлично выполненный и весьма, с моей точки зрения, реалистичный, боковик В-25. Однако, присутствовавший знакомый заявил, что "цвет не тот, настоящий - гораздо темнее". Мне пришлось ему объяснить, что он имеет в виду совсем другой цвет - цвет реальной машины, но, по-моему, он так и не понял, о чем я говорю. Если же художник хочет дать цвет оригинала, то он просто дает выкраски - квадраты соответствующих цветов. Из этого правила, правда, есть одно исключение. В последнее время в некоторых журналах (в частности - в FineScale Modeler) даются силуэты машин, "залитые" реальными цветами камуфляжа. Смотрится это совершенно нереально, но зато вы можете получить представление о реальных цветах оригинала (с точностью до полиграфии, конечно).
Во-первых, о том, чего не делать - не судить модели на конкурсах, тупо прикладывая к ним цветовые образцы Федерального Стандарта. Не одна хорошо выполненная модель получила сниженную оценку из-за этого неправильного подхода. Реализм модели лучше оценивать по представленному автором цветному фото - при всей неидеальности фотопроцесса это все-же ближе к масштабу, чем цвет прототипа, особенно если фотография качественная и отпечатана в нужный размер.
Если же Вы решили высветлить цвет прототипа в соответствии с масштабом, то пользуйтесь графиком, сделанным британскими моделистами, который мы приводим. Вам необходимо найти масштаб модели по горизонтальной оси (1/72?, 1/43?), затем подняться по вертикали до нужной вам кривой (новая краска? Выцветшая?), и напротив, на вертикальной оси найти количество осветлителя в процентах по объему. Легко заметить, что чем мельче масштаб и "обтрепанней" Ваш прототип, тем его больше. В качестве осветлителя используется цвет Off White - "почти белый". Фирмы, торгующие стройматериалами, иногда называют этот цвет "только что белый". В общем и целом это белый цвет, в который добавлено несколько капель черной краски, а также тонирующего компонента, в качестве которого используется желтый или голубой - в зависимости от тона основной краски. Большинство любителей, правда, используют просто белый цвет с очень малым количеством черного. Следует сказать, что такой подход - упрощенный. Реально любой художник скажет вам, что изменение цвета краски при удалении от объекта - штука достаточно сложная, кроме изменения насыщенности происходит и изменение оттенка, причем в какую сторону - зависит от конкретного цвета.
Выбирая цвет, не лишне учесть освещение места, где модель будет стоять. Если Ваша полка сделана из темно-коричневого дерева, то в отраженном стенками свете будет преобладать красный компонент. Часто оказывается, что покрасив модель при искусственном свете, человек просыпается утром, и приходит в ужас от того, что он натворил. Искусственный свет имеет другой спектральный состав, нежели дневной, а кроме того, учтите и то, что в час ночи (особенно после напряженного трудового дня) вы можете видеть все немного иначе. Конечно, очень хочется докрасить проклятый аппарат сегодня, чтобы за ночь он просох, а утром навесить всю эту мелочевку, тонировать, перевести декали и... но не торопитесь - сэкономив пару часов, вы можете легко испортить труд нескольких месяцев.
» Автор | |
---|---|
Michael_XIII | |
Опыт: | 22376 |
Репутация: | +586/–10 |
URL Сайта: | http://https://vk.co... |
Откуда: | Санкт-Петербург |
danil1973 в 30.07.2017 - 01:50 Тема: Re: Масштаб цвета ...Не возражаю, если кто-нибудь дополнит список...
А ещё - важно чем красили аппарат. Какой-нить акзель-нобель что сейчас, что через год, а ХВшка, нанесённая на ремзаводе в Шахтах с Яка просто мокрой тряпкой стиралась... :shock: Да и как красили - тоже влияет. МиГ-АТ раз перекрасили не только не смыв старую краску, но и, похоже, просто не подготовив поверхность - облезать стал сразу же. :oops: |
GaryK в 18.11.2019 - 23:00 Тема: Масштаб цвета У меня не открывается главная картинка ... это у всех так? |
GaryK в 19.11.2019 - 12:03 Тема: Масштаб цвета Ха, теперь и у меня открывается ... спасибо тому кто пофиксил :) |
fuzzy в 27.05.2020 - 23:45 почему горы, зеленые, на горизонте мы видим бледноголубыми? Если по логике Ананихина, они должны быть черными..
К сожалению, сайт Акана со статьями не работает, не могу освежить воспоминания, что именно Аканихин там писал. Помнится, что основная мысль была правильная, но не подкрепленная теорией и, как обычно, написано на эмоциях было. К удаленным предметам применимы (в основном) два оптических явления: 1) поглощение света (отраженного предметом) атмосферой, зависит от расстояния и количества водяного аэрозоля (и прочих взвешенных частиц) в воздухе. Заметное поглощение происходит на значительных расстояниях. Я смотрел табличные значения, могу еще раз их поискать. Даже при плохой погоде ослабление светового потока на 5% происходит на расстоянии более километра. При хорошей погоде такое ослабление происходит на расстоянии в десятки километров. Поэтому горы на горизонте - да, обязаны выглядеть темнее. Самолет на расстоянии 10 м, корабль на расстоянии 300 м - будут выглядеть так же, как и вблизи. Тут Аканихин прав. 2) объемное рассеяние солнечного света при прохождении атмосферы. Небо синее именно из-за того, что голубая и синяя части спектра сильнее рассеиваются атмосферой (рэлеевское рассеяние). Поэтому удаленные предметы приобретают голубоватую окраску. Но, опять же, влияет этот эффект на сильно удаленные предметы - от нескольких километров. Поэтому горы на горизонте затемнены (не дочерна, конечно) и дополнительно подкрашены и осветлены голубоватым рассеянным светом. |
serg-m в 28.05.2020 - 23:05 К удаленным предметам применимы (в основном) два оптических явления: ... А почему, собственно, эти явления следует применять к моделям? И на сколько удаленной нужно считать модель, скажем, в масштабе 1/72? Предположим, что мы рассматриваем модель с расстояния в 40 см (0,4 м). Можем ли мы воспринимать ее как прототип на удалении 0,4 Х 72 = 28,8 м? А при масштабе 1/144 "удаление" будет 57,6 м? Если использовать такой подход, то влиянием каких-либо оптических явлений на цвет окраски можно смело пренебречь. Зато нужно обладать очень хорошим зрением, чтобы с 57 м различить линии расшивки и технические надписи... Но модель без расшивки - это нонсенс, а вот краску почему-то надо осветлять... Нет, я не против, осветляйте, если хотите! Построение модели - процесс творческий! И каждый вправе показать прототип так, как он его видит... Возможно даже получится шедевр, не уступающий Черному квадрату! |
fuzzy в 29.05.2020 - 01:38 влиянием каких-либо оптических явлений на цвет окраски можно смело пренебречь. Зато нужно обладать очень хорошим зрением, чтобы с 57 м различить линии расшивки и технические надписи
С точки зрения сухой науки - совершенно верно. Между делом прочитал на эту же тему. В статье и кое-где в комментариях именно об этом говорят автор и некоторые комментаторы. И, насколько я помню, Аканихин в статье на сайте Акана высказывался в том же точно духе. Мне очень нравится то резюме, которое вывел Ворчун: А как же КопийностьЪ? А тут каждый пусть решает для себя сам. Можно построить условно правильную модель и окрасить ее условно правильным цветом от производителя, в которого постройщик модели верует. Я назову это копийной моделью. Можно построить условно правильную модель и окрасить ее неправильными цветами так, что визуально модель будет условно соответствовать визуальному образу прототипа. Я назову это достоверной моделью. Копийность или достоверность – каждый выбирает для себя, что ему интереснее. Сам я склоняюсь к тому, что расшивка имеет право на жизнь на дореактивной авиации, но не стоит ее выпячивать. В процессе подготовки к изготовлению модели Ил-2 отсмотрел немало фотографий и видео; местами расшивка видна, местами нет. С клёпкой всё еще сложнее: на самолетах Второй Мировой она чаще не видна (головки впотай и покрашены), иногда заклепки в потертых местах видны и они СВЕТЛЕЕ окружающих элементов, возможно - потерты до металла или грунта). Осветление мне (моему имхо) кажется не вполне годным подходом. "Рисование светов и теней", предложенное Ворчуном, выглядит интереснее. Подобную технику окраски БТТ видел в ютубовских роликах, демонстрирующих технику "цветовой модуляции" - color modulation. В порядке бреда: возможно (но это не точно :) ) можно добиться нужного вида модели, покрасив ее в "правильный цвет" и тщательно выставив освещение. Однако, боюсь, добиться правильного освещения окажется чрезмерно трудно, каждую модель нужно будет освещать отдельно, а все остальное освещение (солнце, свет в помещении) затемнять. Немного радикальненько. :) |
Казанец в 29.05.2020 - 02:07 добиться правильного освещения
Отнюдь не универсальная рекомендация, но весьма показательные положительные примеры найдёте в сети: солнечным утром на крыше многоэтажки. |
fuzzy в 29.05.2020 - 02:32 солнечным утром на крыше многоэтажки
Почему не в полдень, например? :) Идея с дневным солнечным светом понятна и даже легко реализуется. Но мне кажется, будет иметь малое распространение по иным причинам. :cool: |
|
|
» Последние статьи раздела
|
» Лучшие статьи раздела
|
Тема: Масштаб цвета
Как я вообще жил без этого раньше!!!
Коли уж до этого дошло, то при окраске моделей следует учитывать и еще некоторые факторы:
1) условия, в которых летательный аппарат (ЛА) эксплуатировался, что бы определить величину их воздействия на его лако-красочное покрытие (ЛКП), может ЛА нещадно эксплуатировался день и ночь, а может простоял в ангаре...
2) время, прошедшее с момента выхода летательного аппарата (ЛА) с конвейера (кода он был только что покрашен) до того состояния прототипа, которое моделист пожелал запечатлеть (когда краска потускнела, выгорела и т.д. и т.п.), чтобы точно знать, насколько нужно осветлить, обшарпать, и покрыть матом рекомендуемые в разных источниках краски для использования именно относительно данной модели;
3) количество ремонтов ЛА с его перекраской и их время, ну и, естественно, необходимо тщательно проверить, не была ли при этом изменена схема окраски, а то получится конфуз - окраска не будет соответствовать состоянию прототипа в именно в тот день, в который ЛА запечатлен моделистом! Или ЛКП облупилось, поцарапалось совсем не в том месте, где это воспроизвел моделист. Особенно тщательно в этом случае следует отнестись к масштабности потертостей и пятен ржавчины;
4) неплохо было бы учесть и метеоданные - вдруг в тот день прошел дождь, а на пневматиках, стойках и др. деталях отсутствуют шматки грязи!
5) ну и самое главное - толщина ЛКП модели должна строго соответствовать масштабу!
Не возражаю, если кто-нибудь дополнит список...