Наши проекты: Склей-ка Модель! : NorthStarModels : Studio XIII : Wiki : Сувениры : Walkarounds : Новости |
Одним из самых удачных многоцелевых самолётов короткого периода истории между двумя мировыми войнами по праву считается английский Hawker “Hart”, выпущенный в различных модификациях в большом для этого периода времени количестве – около 2-х тысяч экземпляров. Одним из его вариантов являлся морской разведчик - корректировщик “Osprey”, спроектированный в качестве универсального самолёта как для базирования на авианосцах в варианте с колёсным шасси и складывающимся крылом, так и поплавкового гидроплана для базирования на крупных надводных кораблях со стартом с катапульты и посадкой на воду.
Модели этого весьма интересного аппарата, как и всей «линейки» Hawker “Hart” в 72-м масштабе, выпускает украинская фирма «А-модел» по технологии литья под низким давлением.
Отливки попавшего в мои руки экземпляра неплохого качества, с хорошо проработанной поверхностью, аккуратно пролитыми мелкими деталями, разумеется, в пределах, достижимых для технологии ЛНД. К сожалению, общее благоприятное впечатление несколько портят глубокие утяжины на внешних поверхностях половин фюзеляжа и шероховатая поверхность верхнего крыла, требующая шлифовки, в результате которой может пострадать фактура внешней поверхности с накладными лючками и имитацией провиса полотна.
Что касается соответствия модели своему прототипу, то и здесь не обошлось без некоторых упрощений, в частности, на литниках отсутствуют характерные именно для “Osprey” Л-образные подкосы верхнего крыла, благодаря которым поддерживалась бипланная коробка на палубном варианте со складывающимся крылом. Что интересно, на картинке с коробки модели эти подкосы хорошо заметны, но в инструкции они не упоминаются. Отсутствует в инструкции и схема растяжек, а она была бы совсем не лишней. Придётся довольствоваться тем же самым рисунком с коробки, хотя и он содержит пару мелких неточностей. Отсутствует в модели и ствол курсового пулемёта, детали достаточно заметной. Причиной отсутствия этих деталей, по всей видимости, является унификация части литников для различных модификаций “Hart”, в частности, литника с вооружением и литника с «мелочёвкой».
Есть вопросы и к декали. Нам предлагается один единственный вариант самолёта, принадлежавшего 803 Sq. с авианосца «Eagle». При этом в декали отсутствует маркировка в виде 3-х цветного полотнища на руль направления, вместо него нам предлагается одна только белая полоса, красную и синюю нам предлагается накрасить самостоятельно. Что помешало производителю выполнить маркировку руля одной декалью, для меня осталось загадкой, как и то, зачем производитель выполнил красные центральные круги от всех британских кокард отдельно от остальных частей этих кокард. Есть претензии и к цветам декали в целом – синий цвет, на мой взгляд, слишком тёмный, практически чёрный, что хорошо заметно на шевроне для верхнего крыла.
Козырёк пилотской кабины предлагается вырезать из прилагающейся прозрачной плёнки с заранее нанесённым рисунком, очень разумное решение, жаль только, что нет на этой же плёнке шкал приборов для приборной доски, очень бы пригодились при сборке модели.
Как обычно, начинается работа с интерьера кабины. Особых сложностей здесь нет, все более-менее заметные детали имеются в наличии и неплохо проработаны, остаётся их аккуратно установить на свои места и окрасить. «От себя» я добавил только привязные ремни на сиденье пилота, и шкалы приборов на приборную доску от декалей из старых запасов.
После склеивания половин фюзеляжа и обработки всех швов и стыков, восстановлена и частично скорректирована расшивка. Стабилизатор и руль направления требуют предварительной подгонки, иначе образуются слишком большие щели. Кстати, стоит удалить с киля короткую мачту антенны и весовой компенсатор с руля направления, судя по фотографиям, на машинах 803 sq. с «Игла» их не было.
С установкой нижнего крыла проблем возникнуть не должно, единственная доработка свелась к установке проволочных штырьков в качестве направляющих, для увеличения прочности соединения. При этом короткие подкосы нижнего крыла, как и подкосы стабилизатора, я заменил самодельными, «родные» мне показались слишком толстыми и грубыми.
От водяного радиатора остался только кожух – пластиковые сетки заменены на фототравленные и дополнены рёбрами жёсткости. Масляный радиатор изготовлен «с нуля» из тонкого листового пластика и пары булавок.
Непосредственно перед сборкой бипланной коробки в деталях фюзеляжа, верхнем и нижнем крыле выполнены отверстия тонким (0.3мм.) сверлом для крепления растяжек, после сборки коробки многие точки станут труднодоступны.
Собственно, сборка бипланной коробки особенностей не имеет, все детали неплохо стыкуются, нужно только дополнительно изготовить недостающие Л-образные подкосы. Стоит отметить, что верхнюю часть фюзеляжа в районе крыла и нижнюю поверхность верхнего крыла я окрашивал до сборки коробки, это позволяет улучшить качество окраски за счёт лучшего доступа к поверхностям, но повышает требования к аккуратности последующей сборки.
На следующем этапе работы были смонтированы стойки шасси, также усиленные проволочными шпильками, и натянуты многочисленные растяжки из тонкой рыболовной лески, окрашенной металликами. При этом пришлось руководствоваться фотографиями реальных машин, найденных в интернете, к сожалению, инструкция в этом деле не помощник.
Доработке, а чаще всего замене, подверглась и остальная мелочёвка:
В качестве грунтовки был использован автомобильный металлик «ABRO», стравленный из аэрозольного баллона и разбавленный 646-м растворителем. Основная окраска – два вида металлика «ALKLAD2»; “Aluminium” и “Polished Aluminium”. К сожалению, получить эффект полированной поверхности в полном объёме не удалось, для этого необходимо использовать специальный чёрный глянцевый грунт «ALKLAD», но мне на момент проведения работ, приобрести его не удалось.
После окраски модель была покрыта слоем глянцевого лака – «Футуры» и нанесены декали. Цветные полосы на руль направления нанесены самодельными декалями. После ещё одного слоя лака выполнена смывка масляными красками на пинене. Выхлопные патрубки окрашены несколькими слоями металликов от Акан и тонированы пигментами Тамия. Небольшие следы эксплуатации так же нанесены Тамиевскими пигментами.
Модель сознательно не «пачкалась», т.к. на всех имеющихся фотографиях следов эксплуатации на машинах практически незаметно, что и неудивительно: самолёты эксплуатировались на палубе скорее в тестовом режиме и довольно непродолжительное время.
По окончанию работы, которая у меня заняла около 2-х месяцев, можно сказать, что украинскому производителю удалось выпустить неплохую по качеству модель интересного и редкого прототипа, не без недостатков, конечно, но все они некритичны, и общего положительного впечатления от модели, на мой взгляд, испортить не могут.
Александр Гришин
Снорри в 27.03.2012 - 13:01 Не очень хорошее оборудование у украинцев для производства дек, похоже так...
Ну, они старались. Но с белой полосой - это нехорошо. Надо было дать синюю и красную ;) Знатная гадость в деке - то что хвостовой номер дан дважды, черный с белой обводкой. Плохо это потому, что парочку этих номерков от обводки не избавить, хотя и надо бы. А это, в свою очередь, плохо из-за того, что на самолете бортовой регистрационный номер дан неправильно - он ведь был тем же шрифтом, что и на хвосте. А в декали - мельче. Почему - никто не ответит... Или стандартное: "Враг попутал..." И, в качестве издевательства, большой номер заставил сделать дважды. Типа, спасение было так близко... :( самолёты эксплуатировались на палубе скорее в тестовом режиме и довольно непродолжительное время. Ну как бы Оспри был одним из самых распространенных морских самолетов до войны, в первой линии с 1932 по 1938, летал со всех имевшихся авианосцев и некоторого количества крейсеров... Так что место ему в одном ряду с Фейри-тройкой, Флайкетчером и Свордфишем... А вообще и модель неплохая (и недорогая!), и собрана хорошо. Но есть по окраске замечание: кок винта и колеса на самолете скорее всего не синие. У бриттов было принято делать декор в цвете авианосца, в данном случае - черном... А вообще хорошо б фотку увидеть. У меня где-то была, но затерялась... |
AleksGRI в 27.03.2012 - 14:01 Спасибо. коллеги!
кок винта и колеса на самолете скорее всего не синие. У бриттов было принято делать декор в цвете авианосца, в данном случае - черном... А вообще хорошо б фотку увидеть. У меня где-то была, но затерялась... Да, если бы была фотка, всё было бы проще, но увы. Пришлось красить по инструкции :wink: А "косяки" со шрифтами и мелкими деталями дек, это давняя, можно сказать веками освящённая традиция, и никто из производителей этого не избегает. Как говорят в таких случаях програмисты - "это не баг, это фича такая" :smile: Но вот красную и синюю полосы хотя бы отдельно они зря пожадничали дать :wink: Неужели это их собственная разработка? Да там вроде ещё из "Avis"а уши растут, или наоборот, кто их разберёт. |
Снорри в 27.03.2012 - 14:21 О, блин, пардону просим! :oops: Нашлась фотка ероплана, и на ней, как ни странно, номерок на борту и вправду другой:
Сравните с номером на стоящем на заднем плане K2783. Но без врага не обошлось: номерки в белой обводке разнятся заметно написанием цифры 2 от оригинала... С шевронами не понять. Есть две фотки Оспри из 803-й, S1696/290 и K2780/287, на них одиночный черный шеврон. На K2795/295 - черный треугольник. На K2783/291 (командирском) - черный шеврон и красно-белые шашечки. А перед ним на фото: стоит самолет как раз с черно-сине-черным шевроном, но без номера. Любопытно, что небезызвестный SAM на своем боковике нарисовал K2781/285 как раз с черно-синими шевронами, синими колесами и коком. Откуда взята инфа для боковика - неизвестно. Однако на всех фото прослеживается любопытная закономерность: шеврон не переходил на отклоняемую вниз часть "центроплана" верхней плоскости. А на боковике и в модели - переходит... И, кстати, откуда на фюзеляжном шевроне желтая обводка?! Ни на одной фотке нету. Но зато на фото самолетов из 801 эскадрильи, которые также щеголяли бортовой полосой-шевроном, она была. Только там полоса была красная, но на ч/б кто-то мог и попутать... И обтекатели на капоте вроде-бы должны быть черные... Так что вот. Добавлено спустя 9 минут 39 секунд: Пришлось красить по инструкции Да понятно, что виноват производитель и прочие "разработчики". А модель (готовая) - прелесть! Расчалки приятно удивили, тем более леской... |
DimaADA в 29.03.2012 - 23:26 Слов нет, очень хорошая работа! Да еще и из А-модела такое сделать! Поздравляю:) |
|
|
» Последние статьи раздела
|
» Лучшие статьи раздела
|
Тема: A-Model 1/72 Hawker Osprey Mk 1, 803NAS, FAA, HMS Eagle