Наши проекты: Склей-ка Модель! : NorthStarModels : Studio XIII : Wiki : Сувениры : Walkarounds : Новости |
Этот учебно-тренировочный самолёт был построен в небольшом количестве, но отличался неприхотливостью и простотой в обслуживании, что сделало его любимцем шведских пилотов.
Эдмунд Спаррманн родился в 1888 году в Австрии и там же получил инженерное образование. Во время Первой Мировой войны он служил в авиации, а затем получил должность шеф-пилота и заводского менеджера на предприятии Phonix-Werke в Вене. В 1919 г. Спаррманн переехал в Швецию и в 1926г. получил шведское гражданство.
Интересен тот факт, что в этот период Спаррманн получил от США компенсацию в размере 250000 крон за нелегальное использование во время войны элементов конструкции запатентованного им стабилизатора. Эти деньги позволили ему организовать собственную авиастроительную фирму. Первым проектом Спаррманна стал учебно-тренировочный истребитель для ВВС Швеции, спроектированный в 1935 году. Проект показали представителям ВВС, но они отказались от его финансирования, мотивируя свой шаг отсутствием надобности в специализированном учебном истребителе. Тогда Спаррманн вложил свои собственные деньги в проект. И уже в июне демонстрация самолёта убедила руководство ВВС в надобности иметь на вооружении такую машину.
Несмотря на аварию во время очередного вылета, Спаррманну был выдан заказ на 10 экземпляров. Они были поставлены в течение 1936 года. Самолёты имели фирменное обозначение S 1-A и военное Р1, хотя более часто употреблялось название "Sparrmannjagaren" (Истребитель Спаррманна). Конструкция самолёта была смешанной: крыло изготовлялось из дерева и обшивалось фанерой, фюзеляж собирался из стальных труб и обшивался полотном. Пропеллер деревянный. Зимой устанавливали лыжное шасси. В дальнейшем часть самолётов получили закрытую кабину. Двигатель de Havilland Gipsy Major мощностью 130 л.с. позволял развить максимальную скорость 250 км/ч. Вооружения не было, но мог устанавливаться фотопулемет. Применялся Р1 и в целях связи. Их активно использовали до 1948 года, после чего частично списали или разобрали на металл. На сегодняшний день один Р1 находится в шведском авиационном музее.
Модель из смолы в масштабе 1/72 чешской фирмы Kora Models (номер по каталогу 72097) упакована в компактную коробку из картона (12,5х11,5 см). Внутри неё в полиэтиленовых пакетиках находятся смоляные детали, кусок прозрачной плёнки, декали и три листа бумаги со сборочной инструкцией и схемой окраски.
Детали отлиты из смолы светло-жёлтого цвета. Качество отливок нормальное: расшив тонкий, пузырьков практически нет, дефекты литья отсутствуют. Фюзеляж цельный, кабина исполнена прямоугольным углублением и закрывается сверху отдельной деталью, капот и гаргрот выполнены отдельно. На передней части капота входные отверстия под радиатор получились относительно чётко. На фото, сверху фюзеляжа, видны пятна, это какие-то вкрапления в смоле, но на качестве поверхности они никак не сказываются. Крыло даётся двумя консолями. Хвостовое оперение выполнено тремя деталями, показано провисание полотна. Обтекатели и колёса основных стоек шасси отлиты вместе. Винт сделан зацело с коком. Из интерьера кабины - кресло и приборная доска. В данном наборе, к сожалению, отсутствует ряд деталей «мелочёвки» указанные на инструкции. А именно: ручка управления, хвостовой костыль, подкосы и патрубки.
Козырёк кабины пилота предлагается изготовить самостоятельно из прозрачной плёнки. Декали даются на два варианта, они отличаются только номерами. Варианты окраски на оба варианта – алюминий. На отдельном листочке бумаги напечатана приборная доска.
Кроме фирмы Kora данный самолёт в масштабе 1/72 из смолы выпускает польская фирма Ardpol. Делает она его в двух вариантах, которые отличаются окраской и типом фонаря кабины. Проработка, на мой взгляд, у польского производителя несколько подробнее. Фюзеляж дан двумя половинками, внутри кабины показан силовой набор, количество деталей немного больше.
Относительно модели Kora Models можно сказать, что сборка обещает быть «стандартной» сложности для подобной смоляной модели, но как всегда - результат обещает оправдать затраченные усилия.
При написании обзора, были использованы материалы сайта http://www.airwar.ru, а так же фотографии в интернете из Swedish Air Force Museum.
tardmi в 12.03.2012 - 23:59 GFO, согласен - нормальные чертежи на подобные машины редкость, но что делать, рассматриваем то, до чего можем дотянуться....
yur, сборка этой машины скоро не планируется, завал с долгостроями.... :oops: |
yur в 14.03.2012 - 23:27 Привет. Посмотрел фильмик со шведами :smile: , а там кадры аварии прототипа :shock: а сразу и не понял. Что интересно, пилот жив, а крякнулся солидно. |
yur в 15.03.2012 - 22:37 Привет. Ссылку давал, здесь http://www.rbdesign.se/filmer.html серии Wing_swe1 первая часть "WINGS OF SWEDEN." примерно на 5мин 10с |
yur в 15.05.2012 - 23:46 Привет. Вот по случаю нашёл пару фот, вдруг не видели :smile: :wink:
[url=http://radikal.ru/F/s019.radikal.ru/i607/1205/54/c7b23dbe2e0a.jpg.html][/url] |
|
|
» Последние статьи раздела
|
» Лучшие статьи раздела
|
Моделаровским чертежам надо верить с очень бооольшой осторожностью. Был у них период когда они лепили чертежи по фотографиям причем очень и очень коряво. А одна украинская фирма на букву А не долго думая лепила по этим чертежам не менее корявые лнд модели. Да и коровскоя смола тот еще подарок. Повозился я с ней, собрал пару автожиров - никаких положительных эмоций. Но слава тебе господи не хуже анигранда.