Пару слов о прототипе. Сам вертолёт проектировался в КБ ещё в 1980-х гг. в качестве замены вертолёту Ми-24. Учитывая опыт применения Ми-24, и применив новые материалы, удалось получить совершенно новую машину. Правда, в ней чувствуется влияние апача: рулевой винт Х-образной формы, вынесенные двигатели из фюзеляжа, прямоугольное остекление кабины экипажа. Но в отличие от своего зарубежного аналога на Ми-28 за кабиной экипажа находится небольшое пространство, в котором могут разместиться 2-3 человека. Таким образом, выполняя огневые задачи, вертолёт попутно может подобрать экипаж сбитых ЛА или выбросить двух диверсантов. В среднем трудозатраты на обслуживание, по сравнению с Ми-24 уменьшились, в 3 раза.
А теперь ближе к делу. За основу был взят вертолёт Ми-28А с первоначальным расположением радиолокационных систем с бортовым № 32 желтый. Данная машина демонстрировалась на международном авиасалоне в Ле-Бурже. Также модель сего винтокрылого ЛА выпускает питерская фирма «Моделист» (масштаб 72-ой кат. № 207224) фирма «Звезда» (о которой пойдёт речь) Для модели в 72-ом масштабе фирма «Бегемот» выпустила унифицированную декаль для моделей вертолётов Ми-28, Ка-50/-52 (кат. № BGM 72005).Полробнее о декали можно читать на сайте фирмы
Бегемот.
Модель вертолёта Ми-28А фирмы «Звезда» масштаб 1/72. Арт. № 7246
На коробке изображен борт № 032 атакующий безызвестную позицию комплексом «Штурм». Довольно красочный рисунок.
В коробке лежала инструкция, 4 платы с деталями + 1 плата с прозрачными деталями.
Отливки хорошего качества, без облоя.
Инструкция черно-белая, на 5-ти языках, традиционная звездовская раскладушка.
Декаль хорошего качества.
При нанесении проблем не было. Дана на два варианта раскраски 08 желтый (я что-то такого не встречал) и 032 желтый (который, собственно и нужен). Технички мало, практически нечитаемая. И тут стоит оговориться, что, по-моему, производитель намудрил с декой: насколько мне помнится, то надпись на хвостовой балке Н-390 наносилась на Б/№ 32 желтый, а не на неизвестный Б/№ 08.
Окраска дана по палитре Звезды и краски Model Master.
Пластик хорошего качества без облоя, утяжин и следы толкателей отсутствуют.
Расшивка очень тонкая, внутренняя.
Клёпка воспроизведена аккуратно и очень красиво, жалко, что в процессе постройки большая её часть угробится.
В
чертежи модель не укладывал, ибо отсутствуют. Нашлась только одна, более-менее приличная схема в одном из английских сборников за 1989 г. Хотя чему удивляться – прототип – серийная боевая машина, стало быть, есть какой-то гриф секретности. Так, навскидку, по фото, модель напоминает прототип.
Стыкуемость примерно на 4+: были некоторые недочёты в районе выхлопа (решётка выхлопа меньше отверстия) , при склейке мотогондол (образовался шов, который был ликвидирован шпатлёвкой), при склеивании пушки (не становилось пару деталей (может у меня руки кривые?)) и сразу за втулкой несущего винта – в районе воздухозаборника (образовался шов при установке ВЗ, который был ликвидирован шпатлёвкой).
Мелочевка пролита хорошо, качественно. Хвостовая стойка шасси дана одной деталью, вместе с колесом. Втулка несущего винта отлита достаточно топорно, но может оно и правильно, поскольку даётся вариант сделать несущий винт вращающимся. Лично я ухитрился на модели сделать подвижным: несущий и рулевой винты, пушку и хвостовую опору шасси (вокруг своей оси на 360 град.).
Вооружение представлено блоками НАР и комплексом «Штурм». По НАРам могу, сказать, что тоже отлиты примитивно, но на жизнь хватает.
Интерьер бедный. Включает в себя приборку, ручку и кресло пилота. Приборка дана декалью. И чтобы скрасить всё это дело даётся фигурка пилота. Но я его садить не буду, по той простой причине, что производитель постарался и сделал провисание лопастей НВ, как на стоянке. Тогда получается, что лётчик с полным боекомплектом сидит на стоянке. Если искривить лопасти в обратную сторону, то можно получить машину в полёте. Я же изгаляться не стал, не посадил лётчика и лопасти оставил, как есть.
Остекление прозрачное, без каких либо видимых изъянов. Но есть недостаток – на остеклении кабины штурмана-оператора отсутствует имитация двери.
Камуфляж накрашивал родным звездовским акрилом, а отдельные элементы мелочёвки – ревельской нитрой. Работал кистью.
В целом модель не сложна сборке, и её можно рекомендовать в качестве первой модели новичку. Но окрашивать лучше краской других производителей.
При подготовке статьи и постройке модели использовалась:
- книга Ружицкого Е.И. «Российские вертолёты» с. 244-259 издательство «АСТ» 2005 г.
- издание Modern Soviet Warplanes издтаельства «Конкорд» 1989 г.
- электронная энциклопедия Уголок неба.
Схемки не будет :)
Я честно попытался ее нарисовать, но лишь убедился, что по моим художествам понять, что имеется ввиду, будет почти невозможно. У счастью автор фотографии, по которой я сделал выводы о внутренностях ЭВУ на Ми-28, разрешил мне опубликовать ее здесь, что я с удовольствием и делаю:
[url=http://upload3.postimage.org/375224/photo_hosting.html][/url]