Наши проекты: Склей-ка Модель! : NorthStarModels : Studio XIII : Wiki : Сувениры : Walkarounds : Новости
Войти Регистрация

ICM 1/48 BF-109F2 - Первый и Последний

 Все детища Вилли Мессершмитта обладают какой-то магической притягательностью и красотой, граничащей с уродством. Угловатые, но в то же время аэродинамически чистые формы, изящные очертания, легкость и маневренность… каждый самолет завораживает. Так уж вышло, что с этими самолетами у нас связаны не самые лучшие чувства. Вот и у меня было двоякое чувство, когда я приобрел модель фирмы ICM – первую и последнюю модель мессершмитта этой фирмы, которую я соберу.

Историю мессера не знает только ленивый – первые прототипы, дебют в небе Испании, битва за Англию, Блицкриг… Так уж вышло, что после июня 1941го карьера мессера неуклонно покатилась вниз, и совершенное творение постепенно стало сдавать позиции, становясь все более тяжелым, неповоротливым и медленным по сравнению со своими конкурентами. Многие считают, что Bf-109F – самая совершенная модификация самолета, принятая в свое время. Именно его модель я и собирался построить. На тот момент, когда я его приобрел, еще не было звездовского чудесного мессера, и выбора, по сути, не было – украинский мессер был и лучшим, и самым доступным… ах, как же я ошибался.)
Но вернемся к модели – Когда я открыл коробку, меня посетило двоякое чувство. С одной стороны – самолет имел приятную расшивочку, прозрачные стекла почти без искажений, мягкий, приятный серый пластик… а с другой – были видны некоторые косяки – и траншейная расшивка на крыле, заваленные края на фюзеляже и многое другое. Озадаченный, я отложил коробку. На неопределенный срок…. А потом появился шедевр от Звезды (и в сотый раз спасибо господину Бережному!), и я не мог не поддержать отечественного производителя – модель была шикарна. Его украинский аналог на фоне конкурента выглядел, мягко говоря, неказисто. И было принято решение – одна модель будет кошкой, а вторую я буду «прокачивать по полной программе». Но, естественно, для всего этого был нужен опыт. А опыта тогда еще не было.
«Кошачья» жизнь для мессера началась, скажем сразу, неожиданно – на его крыле сперва отрабатывалась техника работы с акановскими акрилами, потом смывка, потом что-то еще… и наконец я «созрел», дорос до сборки модели лучшего немецкого истребителя 1941 года.
Перекочевав из запасников на рабочий стол, будущий мессер был тщательно осмотрен и сравнен с звездовским аналогом. Так я выявил, что стоит добавить в деталировку самолета, а чего сделать не получится. К тому времени приехали комплекты от Вектор – прицел, кок винта, патрубки и много чего еще, и я также положил их рядом. После недолгих раздумий был сделан вывод – делать всё «по мотивам», без выверки миллиметров и ловли блох. Но сделать всё так, чтобы это было красиво! То есть, основной целью работы была простая сборка и отработка улучшения модели подручными средствами, а также отработка окраски и тонировки. И вот, работа началась. В первую очередь (и не без труда) было склеено крыло, пристыкованы законцовки. Вот тут-то и вылезла первая «радость» - еще на сухой сборке было ясно, что профиль крыла намного толще профиля законцовок, и после приклеивания одного к другому последовали «шкурные» работы – ориентируясь на толщину законцовок, я сошлифовал лишний пластик на крыле.
ICM 1/48 BF-109F2 - Первый и Последний
Естественно, вся расшивка в процессе оказалась безжалостно уничтоженной. Часть мне удалось восстановить, на другую часть я забил.
Следующим этапом стала сборка кабины. Вот где я оторвался по полной! Не без труда собрав двигатель, пристыковал его к кокпиту и принялся наполнять его содержимым. Ориентировался на фотографии кабин мессеров, книжки и фотографии мессеров, сделанных другими авторами.
ICM 1/48 BF-109F2 - Первый и Последний ICM 1/48 BF-109F2 - Первый и Последний
Попутно рассверлил выхлопные патрубки – тоже не самая простая задача ,учитывая их форму.
ICM 1/48 BF-109F2 - Первый и Последний ICM 1/48 BF-109F2 - Первый и Последний
Поставил перегородку в воздухозаборник маслорадиатора под капотом из кусочка доширачного пластика – она великолепно просматривается на фотографиях, и эту деталь я упустить не мог.
ICM 1/48 BF-109F2 - Первый и Последний
Параллельно, собирая крыло, уделил внимание створкам водорадиаторов – облагородил нижние части ребрами и клинышками по бокам:
ICM 1/48 BF-109F2 - Первый и Последний ICM 1/48 BF-109F2 - Первый и Последний
Пока суд да дело, потихоньку склеил половинки фюзеляжа, попутно поборовшись со щелями и поставив внутрь усиливающую накладку – айсиэмовские фюзеляжи идут без всяких стыковочных шпеньков, как у других нормальных фирм. Благо крыло стыковалось с фюзеляжем так, что внутрь в вырез можно было вклеить кабину уже после склеивания половинок фюзеляжа. На крыло, заранее склеенное из верхних половинок и нижней части, установил закрылки в чуть опущенном положении, как на одной из увиденных немецких фотографий
ICM 1/48 BF-109F2 - Первый и Последний
Продолжая насыщать деталями кабину, решил сделать кармашек под карты, что на правом борту, из подручных материалов, коим оказалась жесть от свечных гильз – шикарный материал в нашем деле! Сняв мерки со звездовского кармашка, сделал простенькую развертку...  Затем немного времени и усилий – и вот что мы имеем на выходе...  Получилось неплохо, и теперь – последний штрих, вклеиваем заднюю стенку из той же жести – карман готов к установке на самолет!  
ICM 1/48 BF-109F2 - Первый и Последний ICM 1/48 BF-109F2 - Первый и Последний ICM 1/48 BF-109F2 - Первый и Последний
Немного поработав с кабиной, вклеил кармашек, кусочек пластика под пару «будильников» на правом борту, провода, какие-то приборы и коробки на полу (в матчасть не вдавался, делал чисто ради удовольствия, посему прошу прощения за косноязычие), провел к ним провода. Конечно, список необходимых деталей оказался неполным, но самые заметные я все-таки воспроизвел:
ICM 1/48 BF-109F2 - Первый и Последний ICM 1/48 BF-109F2 - Первый и Последний
Приклеив створки капота и насадив, пока что насухую, кок винта с лопастями, я примерил к вырезу кабины фонарь – на тот момент он еще не поплавал в «Футуре» украинского разлива. Но, тем не менее, облик знаменитого самолета уже угадывался в куче пластика на моем рабочем столе...  И самое главное, сквозь остекление были видны детали: 
ICM 1/48 BF-109F2 - Первый и ПоследнийICM 1/48 BF-109F2 - Первый и Последний
Вдохновленный первыми результатами, я пошел дальше: склеив две трубочки от шприцов (0,7 мм диаметром и 0,45 мм соответственно), отжег и развальцевал внутреннюю, подрезал и примерил – ну чем не пулемет?
ICM 1/48 BF-109F2 - Первый и Последний ICM 1/48 BF-109F2 - Первый и Последний
Сделав такой же на второй створке капота, вернулся к кабине – её следовало уже доделать. В первую очередь, сделал проводку ко всем ранее наклеенным элементам...
ICM 1/48 BF-109F2 - Первый и Последний ICM 1/48 BF-109F2 - Первый и Последний
Теперь сверху все богатство было великолепно видно. Продолжая работать с проволокой, сделал дополнительный элемент на рычаге управления самолетом, проводку от «коробочек на полу», наклеил привязные ремни из той же жести, а из тонкой проволоки сделал для них пряжки и крепления.
ICM 1/48 BF-109F2 - Первый и Последний ICM 1/48 BF-109F2 - Первый и Последний ICM 1/48 BF-109F2 - Первый и Последний ICM 1/48 BF-109F2 - Первый и Последний ICM 1/48 BF-109F2 - Первый и Последний
Закончив с кабиной (приборную панель я сделал отдельно и вклеил её уже после окраски кабины и вклеивания в фюзеляж), я вернулся к капоту мотора. Прежде всего, сверился с фотографиями и увидел одну интересную особенность. Вырезы под пулемет, недальновидно расширенные мной, в жизни были не такими уж и большими – пришлось зашпаклевать всё обратно и заново прорубать отверстия под стволы, благо они вклеены еще не были.
ICM 1/48 BF-109F2 - Первый и Последний ICM 1/48 BF-109F2 - Первый и Последний
На фотографии также видно небольшую щель между створками капота – это отдельная головная боль. Створки не хотят нормально сходиться между собой, и пришлось клеить их поэтапно – сперва к фюзеляжу, а потом, ориентируясь на кок винта, склеивать их между собой. Вышло так, что нормально сходясь в местах присоединения к коку винта и кабине, они давали щель между собой – то ли нормально сойтись им мешал мотор, то ли это просто огрехи проектирования модели. Вздохнув, я залил щель суперклеем и зашкурил её – эту технологию я применил впервые, и в принципе, остался ей доволен.
С маслорадиатором тоже была беда – выставив створки капота и приклеив крыло, втиснул туда деталь – и узрел огромные щели.
ICM 1/48 BF-109F2 - Первый и Последний ICM 1/48 BF-109F2 - Первый и Последний
Ну, делать нечего – надо шпаклевать и шкурить. В конце концов, это тоже опыт, и опыт довольно хороший.
Кабину красил «по мотивам» в темно-серый, топливную трубку – в желтый, передний сегмент – тамиевский металлик. Выделил привязные ремни и пряжки, подкрасил кнопки управления, РУС, прошелся сухой кистью.
ICM 1/48 BF-109F2 - Первый и Последний ICM 1/48 BF-109F2 - Первый и Последний ICM 1/48 BF-109F2 - Первый и Последний
Последним этапом самодеятельности стал прицел – довольно заметная часть интерьера самолета. Благо у меня был восхитительный набор от фирмы Вектор – в который раз не перестаю удивляться, насколько хороши их изделия! И моторы, и наборы очень хороши. Вот и сейчас, обмерив прекрасный прицел Реви, я воссоздал нечто похожее в пластике, благо формы его несложны, и имея перед глазами смоляную копию, можно легко сделать ее аналог из кусочков литника и доширачного пластика. Вот что получилось в итоге:
ICM 1/48 BF-109F2 - Первый и Последний ICM 1/48 BF-109F2 - Первый и Последний ICM 1/48 BF-109F2 - Первый и Последний
Забыл упомянуть – приборная панель красилась отдельно, и вклеил я ее уже после склейки фюзеляжа. Получилась достойно, по крайней мере, для меня – на будильниках прорисованы стрелки, размечены кнопки и переключатели, залил стекло футурой, разметил дырочку под прицел – клеить его сейчас было глупостью.
Итак, подошла пора краситься. Загрунтовав и пошоркав планер сперва зубной щеткой, а потом и полировочными женскими палочками, нанес прешейдинг и задул модель в базовый цвет: снизу это был RLM-76, сверху – RLM-79. Цвета мешал по палитрам с форума и выкладкам в теме «цвета немецкой авиации». Желтые законцовки были накрашены заранее, как и полоса на фюзеляже. После этого нанес аэрографом зеленые полосы RLM-71 – получилось довольно занятно и симпатично.
ICM 1/48 BF-109F2 - Первый и Последний ICM 1/48 BF-109F2 - Первый и Последний ICM 1/48 BF-109F2 - Первый и Последний ICM 1/48 BF-109F2 - Первый и Последний ICM 1/48 BF-109F2 - Первый и Последний

Схема камуфляжа была выбрана совершенно классическая – BF-109F-2 майора Ханнеса Траутлофта, JG54 из звездовской инструкции. Концептуальные схемы окраски из инструкции ICM показались мне либо излишне сложными, либо чересчур экзотичными (да, вот такой я закостенелый классик).
После нанесения основного цвета покрасил отдельно остекление, благо намешанной краски было в избытке и непопадания в цвет, как на собиравшейся в процессе постройки модели Тандерболта, быть не могло. Затем задул модель глянцевым тамиевским эмалевым лаком (вот тут-то собака и зарыта, господа смыватели..) и приготовился к нанесению декалей.
Декали использовал из трех наборов: родного набора ICM, звездовского набора и набора декалей от Autentic decals –" Эксперты люфтваффе на восточном фронте". Что примечательно, свастику использовал звездовскую – у айсиэм ее нет твообще, а аутентиковскую было жалко. При нанесении декалей использовал разные средства для приварки – классические микро сол и сет, и марк сеттер от Тамии. Айсиэмовские декали вели себя откровенно по свински, не желая втягиваться в расшивку и постоянно впитывая, как губка, всю жидкость. Звездовские оказались очень чувствительными и нежными для таких бессовестных операций с ними – сильно растягивались и рвались от микроскейловских чудо-жидкостей. Потом это сыграло со мной злую шутку…
Несколько дней я боролся с декалями. В итоге получилось что-то более-менее вменяемое. Косяки были следующие – кое-где декали треснули  ,и эти места были закрашены (кресты и места наложения свастик – черным, стрелка- белым), кое-где декали не втянулись. Ну да бог с ними, подумал я, и покрыл все еще одним слоем лака. Настала пора выставлять антенную мачту и натягивать антенну. Мачту впервые сделал из проклеенной суперклеем зубочистки – технология не понравилась, насквозь дерево все равно не пропитывается, а верхний слой быстро сошлифовывается. Ну да ладно, вклеили мачту, примерили антенну. Закрыли всё масками ,покрасили мачту прямо на фюзеляже, сняли маски….вместе с половиной декалей! Это была катастрофа. Ушла половина сердечка с правого борта – дорисовал вручную белой и зеленой тамиевскими эмалями, а с левого борта содралась почти вся стрелка! Вот это было сложно исправить. Пришлось снова накладывать маски и накрашивать стрелку по ним. Конечно, получилось не совсем прямо – стрелка чуть похудела, стремясь к бутылочной форме, но в целом выглядело неплохо – всяко лучше, чем ее отсутствие. Подправив еще пару-тройку косяков, приклеил прицел и фонарь кабины на супермомент стекло – он не дает белесого налета. Шпаклевал щели между остеклением им же – потом закрашивал базовым цветом, благо получилось очень неплохо.
ICM 1/48 BF-109F2 - Первый и Последний ICM 1/48 BF-109F2 - Первый и Последний ICM 1/48 BF-109F2 - Первый и Последний ICM 1/48 BF-109F2 - Первый и Последний ICM 1/48 BF-109F2 - Первый и Последний

ICM 1/48 BF-109F2 - Первый и Последний ICM 1/48 BF-109F2 - Первый и Последний ICM 1/48 BF-109F2 - Первый и Последний ICM 1/48 BF-109F2 - Первый и Последний ICM 1/48 BF-109F2 - Первый и Последний
По стойкам шасси и нишам – никаких доработок не делал (даже нанести маленькие риски красным забыл, вот глупый), красил ниши и стойки зеленым интерьерным от Тамии, колеса – черным и новой резиной от Акана. «Прокачку» колес я делал на тандерболте, поэтому запала на мессер не осталось никакого.
И вот, наконец, еще один слой лака – и смывка. На этом этапе я должен был отработать совершенно новую для себя технологию. А новым в ней было то, что я смывал маслом на бензине Зиппо, по совету известного мастера Вячеслава Демченко. Этого человека я уважаю и доверяю его советам, поэтому смело бросился в бой… беда всплыла тогда, когда я начал стирать излишнюю краску. Вместе с ней уходил слой лака и базовая краска! Вот тогда-то я и схватился за голову. Как же так? Всё ведь было по технологии! Основной цвет, покрыл кистью футурой, в два слоя, потом глянцем, декали, снова лак… ну не должно было лак разъесть, бензин же нейтрален к этой химии! Оказалось, нет. Либо мне толкнули «неправильный бензин», либо где-то я допустил ошибку. Плюнув на эту досадную неприятность, я продолжил смывать – получилось немного грязновато, но что вышло, то вышло. После этого я для себя решил раз и навсегда – на самолетах всю смывку делать только по толстому слою глянцевого акрилового лака маслом и эмалью на тиккурилле 1050, либо по глянцевому эмалевому лаку акварелью+фейри! И никаких экспериментов, если только на кошках.
Итак, работа была закончена. Ну, почти закончена – подкрасил выхлопные патрубки, вклеил балансиры элеронов, натянул антенну из тонкой проволочки. Кстати, ушко для проволочки в киле я сделал из тонкой металлической пластинки, в которой просверлил дырку. Пришлось срезать с киля старую имитацию, вклеить пластинку и обильно залить ее суперклеем, потом немного пошлифовал его и подправил форму ножом – и вышло как раз то, что надо. Еще пара-тройка деталей, полуматовый лак (гамия глянец+матовая присадка Х21+Х22), имитация следов выхлопа – и всё, работа завершена! Последняя работа ушедшего 2011 года.
Фотосессию проводил уже в январе, на ярком зимнем солнце, с кучей белых листов – как водится, эффект все же подкачал, ушел в желтизну. Но возблагодарим же фотошоп за его чудесные возможности, и вот – он перед вами! Первая кошка, первый и последний мессершмитт от фирмы ICM, который я больше никогда не буду собирать!
ICM 1/48 BF-109F2 - Первый и Последний ICM 1/48 BF-109F2 - Первый и Последний ICM 1/48 BF-109F2 - Первый и Последний ICM 1/48 BF-109F2 - Первый и Последний  ICM 1/48 BF-109F2 - Первый и Последний ICM 1/48 BF-109F2 - Первый и Последний ICM 1/48 BF-109F2 - Первый и Последний ICM 1/48 BF-109F2 - Первый и Последний ICM 1/48 BF-109F2 - Первый и Последний ICM 1/48 BF-109F2 - Первый и Последний ICM 1/48 BF-109F2 - Первый и Последний ICM 1/48 BF-109F2 - Первый и Последний ICM 1/48 BF-109F2 - Первый и Последний ICM 1/48 BF-109F2 - Первый и Последний ICM 1/48 BF-109F2 - Первый и Последний ICM 1/48 BF-109F2 - Первый и Последний ICM 1/48 BF-109F2 - Первый и Последний ICM 1/48 BF-109F2 - Первый и Последний ICM 1/48 BF-109F2 - Первый и Последний ICM 1/48 BF-109F2 - Первый и Последний ICM 1/48 BF-109F2 - Первый и Последний ICM 1/48 BF-109F2 - Первый и Последний
Уже после фотосессии обнаружился один неприятный момент – один из балансиров на левом крыле подломился и на фотографиях сильно заметно, как он «уехал» в сторону. Дело в том, что один из балансиров в процессе потерялся, и мне пришлось делать замену из доширака и кусочка литника. Доширак плохо приклеился к пластику, и быстро «съехал» куда не надо. Сейчас всё вклеено на суперклей.
Я признаю, что модель далеко не шедевр – но как шедевр я ее и не планировал делать. Основная цель была такой – получить максимальное удовлетворение и опыт от постройки этого самолета, не вдаваясь в матчасть. Опыт я получил, удовольствие – тоже, даже удалось немного насытить модель деталями. Это здорово) Что же до будущего – упаси боже меня снова собирать мессер от ICM, да при доступной машине от Звезды! Потому-то он и последний.) Правда, далеко не последняя модель от этой фирмы – в запаснике лежат и ждут своего часа ЛаГГ-3 с векторовской смолой и биг эдом, Мустанг с векторовскими нишами шасси, Су-27… в общем, помучаться еще будет возможность.
В целом результат моей работы мне понравился. По большому счету, это – моя первая законченная модель самолета в 48м масштабе вообще, и первая модель на этом сайте. Я буду рад, если какие-то наработки и решения из этой статьи возможно, помогут кому-то при постройке уже своего мессера, ну а если нет – ничего страшного, в сети множество отличных строек хороших самолетов. Спасибо за внимание, удачи и хороших вам моделей!
С уважением, Михаил Беляев.

» Информация о статье
Вячеслав_Демченко в 25.02.2012 - 00:53
возможно, дело не столько в лаке ,сколько в освещении, условиях съемки и последующей обработке в фотошопе...
Миша, если объект удался, то его сложно испортить съёмкой. :) Это как вспышка никогда не даст блеска на матовой поверхности, так и на неважнецких снимках всё равно всё будет заметно.
Вывод из этой работы - попробуй делать эффект прешейдинга чуть более контрастным и без экстремизма со смывкой. ;)
Shinji в 25.02.2012 - 08:48
Вячеслав_Демченко так точно! х) попробую еще поиграться с постшейдингом, если прешейдинг снова будет слишком забит.
Redstar_72 в 26.02.2012 - 15:39
Неплохая работа и отличная статья. Поздравляю с дебютом!
Про недостатки уже сказали - цвет ниш и стоек (на RLM 02 это не похоже совсем) и антенна. Ещё лично мне показалось, что цвет кокпита светловат (скорее напоминает не RLM 66, а наш А-14 :smile: ).
Shinji в 27.02.2012 - 10:27
Redstar_72 спасибо!) да, вы правы, с цветами я явно не угадал (но в общем-то и не пытался...), все это припасено для второго мессера от звезды) там уже буду мешать конкретно по рецептам. И стойки с нишами хоть немножко доработаю, и в кокпите все по уму сделаю. Ну и антенна уже не из проволочки, а из бантика. И с выхлопом другое будет, и с винтом, и с провисом полотна, и смывка, и с декалями постараюсь не напортачить.. в общем, хоть вторую кошку заводи :mrgreen:
Вячеслав_Демченко в 27.02.2012 - 19:30
буду мешать конкретно по рецептам., Миша, а, может, не мешать, а взять готовые составленные цвета? Ну, что бы не заморачиваться и не гадать с попаданием в оттенок. Например, прикупить нужное от Ганза или Life Color. Или Акан, в конце концов...
Shinji в 08.03.2012 - 18:05
Вячеслав_Демченко можно-то можно, но с Аканом у меня дружба не очень-то сложилась, а где брать остальные - не знаю. Нет, то есть знаю, что на интернет-магазинах, но это отдельная головная боль и немаленькие затраты. Стоит ли такой геморр одного самолета?)
Думаю, если буду делать второй мессер, создам тему - и в ней буду потихоньку строить. А там - либо намешаю что-нибудь, либо действительно прикуплю нужную краску. В общем-то не так уж и много ее потребуется. Может, к тому времени какие-нибудь еще краски понадобятся)
Вячеслав_Демченко в 08.03.2012 - 23:44
Стоит ли такой геморр одного самолета? Миша, дело не в модели одного самолёта, а в том, какой результат ты хочешь получить. ;)
tinleeds в 22.05.2012 - 02:27
Извиняюсь, что немного не по теме. Я про ЙСМовский Мустанг. Пишут, что это перепак Тамии:
Так что может эта "продукция ЙСМ" Вас не разочарует? ;)
p.s. Мессер понравился. У самого такой лежит на полке, ждёт своего часа.
Вячеслав_Демченко в 22.05.2012 - 07:18
tinleedsР-51В и Р-51D ИСМ - есть не перепаки, а копии Тамии. Т.е. тупо передранные с ухудшением потребительских качеств. Р-51А, вообще, комбинация моделей Тамии (В) и Аккурата (А) со всеми вытекающими... Так что надежды на радость довольно призрачны.
Shinji в 22.05.2012 - 07:41
Согласен с Вячеславом, уже складывал половинки фюзеляжа, да и так по деталям пробежался критическим взглядом. Вердикт - те еще дровишки..) Особенно "радует" стыковка, фюзеляж в некоторых местах поведен. Ниши шасси от вектора с большим трудом вписываются в положенное им место - крыло по передней кромке не сходится. Ну и т.д., и т.п... У меня ,кстати, P-51B(C), с фонарем Малкольма.

Добавить свою статью | Обсудить на форуме

Вы должны быть пользователем сайта, чтобы комментировать статьи!
Зарегистрироваться

ScaleModels.ru - сборные масштабные модели. © 2005-2015. Работаем на сервере FastVPS.ru
Privacy Policy