Наши проекты: Склей-ка Модель! : NorthStarModels : Studio XIII : Wiki : Сувениры : Walkarounds : Новости |
В очередной раз приветствую вас, коллеги смежники! Вот и опять я в вашем калашном ряду с …. Картоном
Ну, наверное отчасти из тщеславия. Мне, как и большинству творческих людей, конечно небезынтересно мнение себе подобных о результатах моих потуг. Но главной мотивацией все же является стремление к популяризации моего любимого направления моделизма.
Не секрет, что в модельной среде есть некое предубеждение к картонным моделям, как таковым. Однажды при обсуждении одной картонной модели мне довелось прочитать мнение о том, что картонные модели не могут считаться таковыми в принципе, из за значительной условности передачи форм реальных объектов. Отчасти это наверно и правильно.
Но!
Любая модель по определению является упрошенной и обусловленной копией оригинала. А вот возьмется ли, кто-ни будь обозначить четкие границы допустимой степени условности модели, до которой она еще может считаться моделью? Вряд ли…
Конечно, в силу своей специфики, картон как конструкционный материал подразумевает некоторые условности. Совершенно очевидно, что воспроизвести из картона поверхности двойной кривизны с абсолютной достоверностью не удается. Да наверное этого и не требуется! Любое творчество, в той или иной степени, основано на задействовании воображения тех, кто является ценителем, если хотите потребителем этого творчества. Судите сами коллеги:
Люди, приходя в театр, испытывают НАСТОЯЩИЕ эмоции! Они по-настоящему плачут, и по настоящему смеются. Если конечно все что происходит на сцене, по настоящему талантливо. И никому не приходит в голову критиковать театр за нарисованные горы, и деревья из папье-маше на сцене. И если то, что пытаются донести артисты до зрителя по настоящему способно задеть потаенные струны человеческой души, то собственное воображение зрителя совершенно спокойно дорисует остальную картинку. И перенесет его из кресла зрительного зала, например на арену средневекового Колизея, или в дом отравленного завистником, и умирающего Моцарта…
Так и в нашем с вами творчестве коллеги. Если зритель видит, что в ту или иную работу вложена душа, если чувствуется, что для автора это не просто поделка на досуге, а способ удовлетворения собственной потребности в творчестве, то и вряд ли кому ни будь будет дело до того, что ствол танка, к примеру, это просто палочка от чупа-чупса, а крылья картонного аэроплана мало похожи на перкалевую обшивку настоящего. Впрочем, я увлекся.
Теперь о модели которую предлагаю вашему вниманию:
По моему твердому убеждению, на сегодняшний день - это Хай Энд картонных самолетов.
Итак, Хеллдейвер. Палубный пикировщик времен ВМВ, ВМФ США, пришедший на смену заслуженному старичку Даунтлессу. Как известно, самолет поначалу был принят пилотами, мягко говоря, не очень восторженно. Особенно теми, кто пересел не него с легкого пилотажного предшественника. Главной проблемой была инертность управления. И Хеллдейвер даже заслужил обидное прозвище «скотина». Но как бы то ни было, самолеты эти все же пошли в бой. И тут выяснилось, что упрямая скотина оказалась весьма эффективным оружием! Поскольку летала далеко и быстро, бомб несла много, а огонь противника переносила стойко. И немало молодых американских парней благодаря этим самолетам смогли вернуться живыми в родную Юту, Небраску или Оклахому. Весьма примечательная машинка. Хотя все основные сражения на просторах Тихого океана к моменту появления этого самолета на арене уже были выиграны, на его долю все же выпало несколько громких побед. В частности, японские суперлинкоры «Мусаси» и «Ямато» оправились к Морскому Царю при непосредственном и самом деятельном участии этих бомбардировщиков.
Моделируемый экземпляр как раз и представляет борт с авианосца «Эссекс» эскадрильи VB-83. В активе этой авиагруппы потопление «Мусаси» и битва за Окинаву.
Сборка традиционно начинается с каркаса кабины. Тонкие ажурные детали, резка которых из картона - не самое простое занятие. Впрочем, это уже было. А вот покатый пол кокпита - это нечто мной пока неизведанное. Однако разработчиком предусмотрен специальный шаблон, позволяющий точно выдержать необходимый наклон. Но самое приятное, вся эта замудренная конструкция сходиться с микронной точностью! И никаких перекрутов и перекосов.
В интерьере кокпита я сделал кое какие доработки. "Остекление" приборной панели предусмотрено разработчиком. Ремни на кресло сделал свои. Пряжки и бляхи -самопальное фототравление. Переделал мягкий заголовник кресла, сделав его больше похожим на кожаную подушку. По мере возможности постарался оживить интерьер, придав объем всевозможным ручкам, рычагам и переключателям.
В макет двигателя, по уже сложившейся для себя традиции, добавил имитацию болтов, трубок, высоковольтной проводки.
Немало пришлось повозиться с отводными патрубками на кольцевом кожухе проводов зажигания. Все-бы ничего, но они парные. А те, кто имел дело с паяльником, знают как трудно припаять рядом две маленькие детали. Пришлось выдумывать и сооружать специальную оснастку.
Отдельной историей идут тормозные щитки. Три недели ушли на изготовление деталей, которые в общем объеме модели занимают от силы пять процентов.
Об этой эпопее я хочу рассказать немного подробнее:
Помедитировав над выкройками, я решил начать с наиболее, на мой взгляд, сложного конструктива. А именно с внутренних панелей, поскольку состоят они, почти что из одних только дырочек. В наборе они даны из двух половинок отпечатанных на тонкой бумаге. Склеив их, и начав пробовать дырявить, так и сяк, я понял, что на выходе имеем УГ…. Возможно имело смысл склеить их цианокрилатом, дабы пластифицировать бумагу, но хорошая мысля как водится, приходит опосля…
Поняв, что я уткнулся в непреодолимый предел возможностей бумаги, как конструкционного материала, я скрепя сердце решил обратиться к небумажным материалам и технологиям. Отсканировав и перерисовав панели, я перенес картинки на тонкий полистирол (крышка от доширака) и попробовал дырявить его. Результат превзошел мои ожидания! Причем отверстия можно было бить пробойником, а можно было просто просверлить. Способы равноценны. Несколько большее время затрачиваемое на позиционирование сверла в сравнении с пробойником, компенсировалось более быстрым его извлечением. Я все таки применил сверление, поскольку имею на работе миниатюрный сверлильный станок для печатных плат. Однако изготовить сотни дырочек 0,6мм, 1мм, 1,2мм и 2,2мм с расстояниями между ними в доли миллиметра непросто любым способом! Но наши модельные Боги были благосклонны ко мне в этот раз. Все получилось. И почти так как хотелось.
Подошла очередь внешних панелей….
Тут ясно, что финт ушами с пластиком не прокатит в силу отрисовки их внешним цветом экстерьера модели. Пришлось делать из того что есть. Картонщики хорошо знают, насколько сложно продырявить бумагу отверстиями диаметром в миллиметр, да так, чтобы отверстия не выглядели дырками прогрызенными короедами. Тем более, что отверстий этих… раз, два, три….на двух тысячах сбился… Но где наша не пропадала...
Пробойник у меня самодельный, работающий по принципу высечного штампа, где роль пуансона играет сточенный под прямым углом хвостовик сверла, а матрицей является металлическая пластина с отверстием, просверленным этим же сверлом. Сверху направляющая акриловая пластина, с такими же отверстиями. Правда, в свое время отверстие в миллиметр мне не удалось просверлить в силу того, что металлическая пластина была из каленой стали и сверла меньше 1,5 мм просто вязли и ломались в ней. Но тут, как говориться, кровь из носу но надо! Пришлось объехать строительные магазины в поисках сверла по твердым сплавам. Нашел. Просверлил. А дальше? Встал вопрос позиционирования пробойника над предполагаемыми отверстиями. В силу того, что дырки были отрисованы псевдотрехмеркой, а значит не имели четких границ я стал мазать… Задумался… Ответ оказался в самом слегка переформулированном вопросе! Нужно ПРИЦЕЛиться! Но тут же возникла следующая проблема: Как нанести визир на отверстие диаметром в миллиметр?
Оказалось очень просто! Царапнул акрил иголкой, закрасил царапину маркером, стер лишнее.
И пошли мои дырочки выстраиваццо стройными рядами...
Так постепенно и дошла очередь до верхних щитков. А там дырочки двух диаметров, миллиметр и меньше! Опять пришлось чесать репу, поскольку в моих условиях просверлить каленую сталь диаметром 0,6мм не представляется ну никакой возможности!
В итоге вместо стали взял стеклотекстолит. Результат сопоставимый, за исключением того, что матрица в текстолите изнашивалась не в пример быстрее стальной. Но и отверстий можно сделать несколько. И просто переходить к следующему по мере износа предыдущего.
Но наделать дырочек это еще пол дела. Надо еще их подкрасить. Причем с двух сторон. И их… помните сколько?
А потом на панели нужно было вырезать и наклеить поперечные элементы силового набора высотой 2,5мм… И тут, кроме «такой то матери» мне уже никто не помощник… В общем, гляжу я сейчас я на эти щитки, и сам не верю в то, что я их доделал. Жена, когда увидела готовый продукт, сказала, что нормальный человек, добровольно и бесплатно, такую работу делать не станет. На это я ей ответил, что среди моделистов нормальных людей нет в принципе Недаром наше с вами хобби имеет тоже окончание, что у некоторых страшных болезней
Итогом всего вышеизложенного, я считаю, эти щитки, на сегодняшний день, своим самым значимым достижением в моделизме! И скажу честно, в процессе не раз ко мне приходила подленькая мыслишка о компромиссе… Но врожденное упрямство так и не дало отступиться от задуманного.
Внимательно изучив то, что предлагает набор, и фото прототипа, я решительно отложил большую часть выкроек деталей этого конструктива в сторону. Из набора оставил только среднюю часть стойки. Все остальное спаял из трубочек и проволочек, сверяясь с историческими материалами. Так же добавил тормозные механизмы, такелажные рымы, трубки гидравлики, в том числе и в ниши шасси. На прототипе они характерны и хорошо просматриваются. Колеса выполнены по картонной технологии, т.е набраны из колец и дисков. Но не из картона а из листового ПВХ с проставками из тонкого полистирола, для имитации протектора.
Обтекатель втулки винта, склеенный из набора, показался мне не очень похожим на настоящий. Плюнув на журнальные развертки построил и развернул собственную 3D модель, по материалам которые смог нарыть. Надо сказать, получилось весьма приблизительно, но на мой взгляд все же поинтереснее чем из журнала.
Прицел на пулеметной спарке стрелка так же как и пряжки на ремнях-самопальное травление. Кожухи стволов-инваровая маска от кинескопа, стволы-иглы от шприца.
«Остекление» кабины, тянутое из пленки методом горячей вытяжки. «Бронестекло» из 1.2мм акрила. Получилось почти в масштабе На реальном самолете, насколько мне известно, бронестекло было 53мм.
Ну вот, собственно то, что получилось в результате вышеизложенного:
Michael_XIII в 20.01.2012 - 17:53 Top_gan44 вы не поняли. Уже после того как согнули и склеили, почти собранная модель - только без мелких деталей |
EXPrompt в 20.01.2012 - 18:10 Да фактура бумажки видна. Бороться нужно с таким эффектом...
Бумага это не пластик, прочность никакая, все таки повести деталь может, от высыхания лака. Поэтому как наносить 20 слоёв лака на поверхность это большой вопрос... Да ещё к тому же материал воду плохо переносит. Вот залить смолой изнутри бумажный исходник можно сделать композитную весьма твёрдую деталь которую как хошь обрабатывай в своё удовольствие... Ну или такой вариант запылять на поверхность бумаги шпаклёвку - грунтовку до покрасики.. может так получится лучше. |
ДядьШтань в 20.01.2012 - 18:14 Замечательная модель,впечатляющий объем работ и как следствие заслуженный"+".
В студенчестве приходилось километры бумаги резать,клеить макеты-"тяжелый" материал...Еще раз,респект! С уважением,Андрей |
Den2000 в 20.01.2012 - 18:45 Тема: Halinski 1/33 Картонный SB2C-4 Helldiver - Обуздать скотину Красиво. |
Romanych в 20.01.2012 - 22:39 Тема: Halinski 1/33 Картонный SB2C-4 Helldiver - Обуздать скотину тут все сказали - слово ШЕДЕВР самое правильное.
В детстве и юности пробовал себя в бумажных моделях, но до такого уровня не дошел и близко. |
BigSeXy в 21.01.2012 - 05:19 EXPrompt, на счёт прочности позволю себе не согласиттся с вами. У меня есть товарищ моделист-картонажник. Не раз видел его работы и держал в руках. На ошупь по прочности картонная модель ничем не проигрывает пластиковой. А то, какие вещи он делает со своими моделями, никакая пластиковая модель не пережила бы. Три модели поршневых истребителей в 1/33 по городу возил в пакете! Я когда увиел, сознание чуть не потерял. Ничего. Вытащил из пакета, всё целёхонько. Ни шасси не подломил, ни лопастей винтов и никаких царапин ;) Так что, мне кажется, что бумага выдержит поверхностное натяжение от нескольких слоёв лака. А, если их наносить с межслойной просушкой, то риск, на мой взгляд, минимален.
Но о картоне я знаю мало. Могу судить лишь со стороны. Обсуждаемая работа действительно хороша. Очень хороша! Top_gan44, поддержу Михаила. Если налить на детали хороший слой лака, то его можно шлифовать смело. Главное аккуратность. А против глянцевого блеска есть матовые лаки ;) Получается следующим образом: глянцевым лаком уливаете детали, ошкуриваете, а потом поверх фыркнуть матовым лаком. |
Top_gan44 в 21.01.2012 - 08:29 Еще раз спасибо всем за отзывы и за критические замечания коллеги!
Пожалуй, чуть позже я попробую побороться с фактурой бумаги, но там есть свои нюансы. Нужно экспериментировать. |
yurii_gaskov в 01.07.2012 - 01:55 Тема: Halinski 1/33 Картонный SB2C-4 Helldi...(#4865) - обсуждение Супер!!! |
|
|
» Последние статьи раздела
|
» Лучшие статьи раздела
|