Наши проекты: Склей-ка Модель! : NorthStarModels : Studio XIII : Wiki : Сувениры : Walkarounds : Новости |
Прошел почти год с того момента как я в крайний раз писал свой обзор. Думаю, настал отличный момент прервать эту паузу и рассказать модельному сообществу о модели израильского многоцелевого истребителя IAI Kfir фирмы Italeri в 48-м масштабе. Что же скрывается за красивой коробкой и доступной ценой?
Конечно, хочется детально все рассказать про модель и подробно все расписать. Но я постараюсь быть более кратким и сделать обзор более сдержанным и емким. Историю создания и происхождения многоцелевого истребителя IAI Kfir я рассказывать не стану. Эта история достойна отдельной книги, посвященной эволюции Mirage V в IAI Nesher и его дальнейшей эволюции в IAI Kfir. Все это можно прочесть на Airwar и Wikipedia.
Красивая коробка и заманчивая декаль – то, на что любит клевать несведущий моделист. Это один из нескольких двигателей модельного бизнеса. И как это часто бывает, внешняя красота обертки не соответствует внутренней. Эта модель родом из конца 70-х годов. Пресс-форма была разработана фирмой ESCI. Под ее логотипом модель выпускалась в следующие 15 лет. С развалом ESCI, ее формы отошли к Italeri, которая в 2009 году выпустила «лимитку» special edition. Остается только узнать, насколько кошерна 30-летняя модель в наши дни.
В коробке содержатся 3 литника серого пластика и 1 литник из прозрачного пластика, запечатанные в пакеты, красивая декаль, инструкция. Всего 68 деталей, из них 2 из прозрачного пластика - совсем не густо для 48-го масштаба.
Простенькая графика 30-летней давности, распечатана на листах большого формата. Декальная карта ясна и понятна. Местами кое-чего новичкам будеи непонятно, но это не критично. Так как все равно модель не для новичков.
На вид как Cartograf, но знакомой надписи нет. Есть вся основная техничка. Качество печати на высоте, но есть ощущение, что шрифты технички переразмерены. Приборка и пульты боковых панелей даны в декали, но ничего общего с реальностью не имеют. Всего в декали предлагаются 4 варианта:
Без книги от IsraDecal я нашел только 1 фото 732 борта и то, снятого анфас. Поэтому судить о ее точности не могу. Из обзоров в инете к декали есть вопросы по цветам.
Увы, возраст модели виден сразу – внешняя расшивка, примитивная деталировка, облой, царапины, толкатели на внешних поверхностях, наплывы-наросты. Пластик хрупкий, часть деталей со сколами. А литье местами нечеткое, особенно это заметно в деталировке. Всего 68 деталей, что очень скудно для 48-го масштаба. А теперь все поподробнее. Сразу оговорюсь, что все выводы по геометрии модели делались на основе чертежей от IsraDecal и AJ-press.
Фюзеляж (без носового обтекателя) длиннее на целых 8 мм. Излишек длины приходится на участок фюзеляжа позади кабины до стыка передней кромки крыла с воздухозаборниками. Носовой обтекатель длиннее на 11 мм на стыке с фюзеляжем. Итого модель почти на 19 мм длиннее, чем надо. Измерения по двум чертежам дали одинаковый результат. Подфюзеляжный обтекатель имеет неверную форму хвостовой части. На модели он абсолютно прямой и больше похож на обтекатель от прототипа. У модификации С2 обтекатель имел совсем иную форму хвостовой части - это видно по фото реального самолета. Ее придется делать уже самим моделистам. В остальном фюзеляж имеет более-менее верную форму и обводы.
Несмотря на проблемы с длиной фюзеляжа, крыло модели оказалось точным по размаху до миллиметра. Но на этом его преимущества и заканчиваются. Увы, если судить по обоим чертежам. Неверна форма законцовки крыла, неверна стреловидность передней кромки крыла, неверна форма и размеры «клыка» на передней кромке крыла. Фотографии отлично передают характер проблем. Про неверную крутку крыла можно уже и не говорить. И так все ясно. Хотя, на удивление, задние кромки тонкие, а сама задняя кромка не имеет проблем со стреловидностью. Нет БАНО и мелких обтекателей.
Киль геометрически верный по форме, но воздухозаборник на киле длиннее на 5 мм. Его форма не плоская с боков как надо, а овальная. Также на киле присутствует непонятная выштамповка, идущая от передней кромки до задней. Обтекатель антенны на верхушке киля неверной формы, а тяга руля направления и ее обтекатель грубоваты. Нет АНО на передней кромке киля.
Воздухозаборники на 2 мм больше по высоте и длиннее на те самые пресловутые 8 мм. Центральные тела ВЗ отлиты грубо и нечетко. Сами каналы неровные, из деталировки присутствуют только толкатели, а вместо имитации лопаток компрессора канал обрывается глухой стенкой. Щель между стенкой канала ВЗ и фюзеляжем сделана не совсем верно. Кромки ВЗ неровные, пушки отлиты похабно.
Переднее горизонтальное оперение на 6 мм больше в размахе. Итого, с каждого «крылышка» надо стачивать по 3 мм в корневой части. Сами они отлиты неважно – толстые кромки, грубое литье, заваленные края и углы, местами облой.
Представляет собой трубу со стенкой, на которой находится углубление конической формы и грубая «замыленная» имитация лепестков сопла снаружи. Стенки выреза фюзеляжа у сопла толстые и их надо стачивать, а углы выреза завалены.
Это отдельная тема. Плоская ванная с толкателями, бесформенное кресло жуткого вида, лишь с пары метров напоминающее Martin Baker Mk.6. Задняя стенка кокпита и приборная доска такие же бедные на деталировку, щедрые на толкатели и грубые по литью. РУС представляет собой толстенное полено, напоминающее рычаг КПП Москвича-2141 в масштабе 1/12. Прицела и педалей, естественно, нет.
Основные ниши шасси на фоне остальной деталировки смотрятся пристойно, но по современным меркам недостаточно деталированы, неточны по деталировке и очень неглубокие. Колеса в них не помещаются. Геометрия ниш, увы, не совсем верна и они не пропорциональны. Стойки максимально упрощены, двузвенники слишком грубые и толстые, подкосы имеют облой и грубую форму. На самих стойках – следы от половинок пресс-формы. Деталировка створок шасси неверна. Причем мелкий щиток не разделен на 2 более мелких. Колесные диски вообще из области фантастики.
Ниша носовой стойки деталирована еще хуже, плюс толкатели. Передняя стойка отлита также грубо, но внешне похожа по форме. Блок фар представляет собой бесформенный кусок пластика и облоя. Подкос мелкий и тощий. На колесе пара толкателей, имитации деталировки диска нет. Щитки простые, почти без деталировки. В общем, с шасси беда.
Вооружение модели составляют 3 ПТБ, 2 ракеты. Пилоны отлиты вместе с половинками ПТБ, имеют толстые грубые кромки и толкатели. Местами есть облой. ПТБ на геометрию не проверял, но вряд ли стоит от них ждать 100% копийности. Ракеты отлиты грубо, с толкателями, стабилизаторы толстые, сопел нет.
Форма фонаря в норме, прозрачность хорошая, но вот искажения из-за чрезмерной толщины есть.
Большинство мелких деталей, таких как антенны, обтекатели, решетки, БАНО/АНО, усилительные накладки, мелкие воздухозаборнички или грубо и некопийно отлиты, или попросту отсутствуют. Все это хозяйство лучше срезать с модели и сделать заново. Воздухозаборники, отлитые по бокам фюзеляжа, неверны по форме.
От 30-летней модели чудес ждать не стоит. Щели есть, но критичных моментов в виде неудачных ступенек нет. Нужно все подгонять и сводить щели к минимуму.
В конечном счете, мы имеем модель 30-летней давности с большими проблемами в геометрии (на основании используемых в обзоре чертежей) и деталировке. Перечислять все недостатки не имеет смысла. Я не знаток матчасти Кфира, поэтому прошелся только по основным моментам в геометрии и деталировке. Уверен, что там еще остались белые пятна и косяки. Главный интерес в данном наборе представляет лишь пластиковая заготовка для постройки нормального Kfir.
Не меня одного посещала такая мысль при первом взгляде на пластик. Посмотрим, чем можно дополнить модель, попутно исправив часть ее недостатков.
Еще есть конверсионные смоляные наборы от Isracast:
Прилагаю фото данного набора из темы постройки на ARC.
Декали от Isra очень хороши и безальтернативны. Смола среднего качества и заточена в основном под набор Mirage IIIE/V. Но она годна и для этой модели для исправления проблем с деталировкой кокпита, передней ниши шасси, сопла, створок шасси, а также геометрии ВЗ в основании киля, «клыка» передней кромки и носового обтекателя.
Еще есть конверсионные наборы от Mirage Resin, но по ним у меня почти нет никакой информации.
Для примера дам ссылку на блог постройки конверсии Mirage IIIE в Kfir C2 с применением наборов от Isracast.
Альтернативы, увы, нет. Есть 2 модели – Mirage IIIE и Kfir C2 от ESCI/Italeri, которые придется в равной степени доводить до ума по большей части руками и меньшей частью смолой от Isracast и декалью от IsraDecal. Модели Mirage IIIC/CJ от Eduard и Hobby Boss практически не годятся для данной конверсии.
В обзоре использовались чертежи из следующих изданий:
Ra'anan Weiss, Sclomo Aloni. IAI Kfir in IAF Service. IsraDecal Publications – Aircraft in detail #3
Ryszard Kwas, Mariusz Golembiewski. IAI Kfir. AJ-Press - Monografie Lotnicze #27
Также использовался фотоматериал валков Андрея Фишмана и с сайта Primeportal.
Даже если чертежи были неверными и отбросить результаты проверки на геометрию, в сухом остатке остается 30-летняя модель с бедной, грубой деталировкой, внешней расшивкой, невысоким по причине возраста и изношенности пресс-формы литьем, и не совсем точной декалью. Исправить данные недостатки можно с помощью смоляных конверсионных наборов от Isracast, декалей IsraDecal и своими ручками. Ну, а если чертежи не врали, то ой… Но как бы то ни было, истинным поклонникам авиации Израиля будет к чему приложить руки, чтобы поставить красивую модель себе на полку. И их не испугать ни миллиметрами, ни расшивкой, ни деталировкой.
P.S. А вот к чему на коробке было обозначение C1, я так и не понял. Во всяком случае, эта модификация никоим образом к декали не относится.
С уважением, Андрей Silver Ghost.
» Автор | |
---|---|
SilverGhost | |
Опыт: | 26089 |
Репутация: | +1061/–22 |
Откуда: | Moscow |
ekventor в 27.06.2011 - 09:49 Привет, Андрей!
Антиресный обзор, кратко, но занятно :wink: С уважением, Николай. |
Anonymous в 27.06.2011 - 09:55 SilverGhost
а ты купи себе тамию какую-нить без ничего. и не скачивай на нее чертежи и фотообзоры. и, главное, не включай комп во время сборки. сразу дела пойдут веселее. я вот как раз на практике проверяю )) |
SilverGhost в 27.06.2011 - 10:02 Спасибо Коль!
Старался как можно лаконичнее написать, чтобы читалось;) Да и тема Кфира немного не моя по матчасти, поэтому глубоко в нее не копал. С уважением, Андрей Добавлено спустя 5 минут 55 секунд: Tali Дык у меня этой Тамии и нового Ревелла ой как немало;);) Да не, просто произошла смена приоритетов и моделизм откатился даааалеко в хвост. |
Anonymous в 27.06.2011 - 10:11 SilverGhost
удали немедленно, а то выпишут горчичник c занесением за такие слова :lol: |
Sergey Novikov в 27.06.2011 - 10:31 Тема: Обзор Italeri 1/48 IAI Kfir C1/C2 Андрей, спасибо за обзор. Хороший и грамотный подход, прочитал и посмотрел с удовольствием.
Я все же надеюсь, что может наши восточные "друзья" обратят внимание и выпустят в свет совершенно новую модель. |
Paulito в 27.06.2011 - 15:43 Тема: Обзор Italeri 1/48 IAI Kfir C1/C2 Андрей, привет!
Хороший обзор, прочитал с удовольствием! Сам данный кит смотрел, к сожелению полностью солидарен с твоими выводами в предложенной статье, самолёт красивый, интересный, как по окраске, так и по боевому применению, но безальтернативный кроме рассматриваемого в данной статье набора. Выход, в перерезке расшивки внутрь и фаршировке допнаборами. Дека, хоть и ошибочная, но очень красивая. Большое спасибо за предложенный обзор! С уважением, Павел. |
|
|
» Последние статьи раздела
|
» Лучшие статьи раздела
|
Спасибо за отзыв!
Со второй паузой все сложнее. Одно дело написать эту статью за денек в отпуск (за неделю отпуска я нашел в себе силы только на 2 статьи), другое дело по вечерам красить/клеить в рабочие будни... Сейчас избавлюсь от десятка дров из своих запасов, а там посмотрим.
С уважением, Андрей