Продолжаю свою серию американских обзоров и представляю вашему вниманию обзор давно известной всем модели – истребителя-перехватчика Convair F-106A Delta Dart от Hasegawa в 72-м масштабе. Модель безальтернативна для поклонников 72-го масштаба. Поэтому ее обзор, «с высоты моей колокольни», если и не станет откровением, то внесет детальную ясность в ситуацию с этой моделью. Поехали ;)
Введение
Как и другие «треуголки» от фирмы Convair, модель F-106 от Hasegawa стара, проста и безальтернативна для поклонников 72-го масштаба. Зато есть хорошие модели от фирмы Monogram в 48-м масштабе. Поэтому, порой перед моделистами стоит дилемма «Размер или Качество». Постараюсь от этой дилеммы вас избавить.
Китография F-106 небогата. По сути если отбросить перепаковки, есть только 2 пресс-формы: 1/48 от Monogram и 1/72 от Hasegawa. Модель от Monogram датирована 1983 годом, имеет хорошую деталировку и внешнюю расшивку. Модель изредка переиздается под брендом Revell.
Модель от Hasegawa корнями уходит в конец 60-х годов – в период сотрудничества Hasegawa с фирмами Frog и Minicraft. Модель время от времени переиздается. Последней вышел Limited Edition dual combo с моделью F-102 Delta Dagger.
Также еще есть более редкие модели:
Вакушка от RCM 1/32 низкого качества
Старая модель от Revell 1/67 середины 50-х годов. Модель представляет интерес только для антикваров.
Revell 1/144 – редкая и неплохая модель 1989 года выпуска.
Коробка обычная для Hasegawa – небольшая, из приятного картона, средней жесткости. В коробке 2 пакета и инструкция. В одном 5 литников, в другом декаль и фонарь кабины.
Инструкция
Инструкция простенькая, всего 8 маленьких страничек. Но все просто и понятно. Цветовая схема дана в палитрах Gunze Sangyo Mr.Color и Hobby Color. Схемы окраски четкие, а декальная карта понятна.
Декаль
Макет декали спроектирован в феврале 1986 года. Типичная старая декаль от Hasegawa – жесткая, слегка желтоватая подложка. С цветами проблема – белый цвет не белый, а молочный. Печать четкая, без смещения. Границы подложки небольшие, но обрезать все равно следует.
Декаль предлагается на 2 варианта:
Вариант №1 - F-106A, 57-2470 (серийный номер 8-24-53), “Cape Cod”, Massachusetts ANG, 102FIW, 101FIS, учения Copper Flag’ 1985
Первый вариант хорошо соответствует оригиналу по фотографиям 80-х годов. Единственный недостаток – косые черточки на стреле правого подкрыльевого ПТБ должны иметь наклон в обратную сторону. Из истории данного борта можно сказать, что самолет позже стал самолетом-мишенью и был списан 2 февраля 1994 г.
Фотографии данного самолета приведена выше, а его "систер-плейнов" по Massachusetts ANG приведены ниже.
Вариант №2 - F-106A, 59-0130 (серийный номер 8-31-19), “Spittin’ Kittens”, USAF ADTAC, 49FIG, 5FIS, 1984
Тут косяк на косяке.
эмблема на правой стороне киля должна быть такой же, как и на левой, а не разными.
сама эмблема должна иметь более темный синий фон, а не голубой.
под эмблемой должна быть красная надпись на белом фоне, чего в декали нету.
Нет желтых молний на ПТБ
Эмблемы №9 должна быть только по левому борту, а не на обоих бортах. По правому борту должна быть иная эмблема.
Ниже приведены фотки этого борта в разное время.
А тут фотки самолетов этой эскадрильи в первой половине 80-х.
В декали отсутствует техничка на крылья, низ фюзеляжа и частично на борта. Декаль на приборку и боковые пульты довольно точна – все приборы на месте, большинство кнопок тоже. Но итог плачевный – декаль практически в мусорное ведро, но техничку и приборку лучше оставить про запас;) Почему? – об этом позднее.
Литники и литье
Всего в наборе 5 литников, 62 непрозрачных детали из светло-серого пластика, 1 прозрачная деталь. Пластик довольно твердый. На толкателях, нишах, мелких деталях, фонаре есть мелкий облой, как никак, форме 40 лет. Есть небольшие усадки пластика – на элеронах, у сопла, у кабины. Расшивка модели внешняя. Заклепочные швы неоднократно восстанавливались, и они «пляшут» вдоль линий расшивки. Ее необходимо срезать и нарезать новую внутреннюю. На точность ее не проверял. Ну, а теперь обо всем подробнее.
Литник А
Литник В
Литник С
Литник D
Литник Е
Крыло
В целом, крыло по геометрии верное. Ниши шасси основных стоек в модели уехали назад на 2-2.5 мм. Есть малюсенькое отклонение стреловидности по задней кромке в 0.5-1 градус. Крутка крыла на его законцовке передана неверно. Должно быть плавнее, как показано на фото реального самолета. Крыло само по себе немного толстоватое в средней части, но на внешний вид это не влияет. Заднюю кромку надо немножко подточить, это мелочи. Обтекатель привода элерона немного иной формы. На правом крыле этот обтекатель стыкуется со смещением – необходимо подгонять крыло.
Фюзеляж
По измерениям по чертежу Detail&Scale – фюзеляж короче на 3 мм в районе сопла. Отверстия ниже ВЗ на модели сымитированы неверно. Абсолютно неверно сделано гнездо системы дозаправки в воздухе. Обтекатель системы инфракрасного наведения перед фонарем кабины на модели стоит ближе к фонарю, чем того надо. А его форма неверна. Обводы носовой части фюзеляжа вызывают вопросы. На фото и чертежах виден более крутой завал бортов, нежели в модели. Форма носового конуса далеко не идеальна. При виде сбоку у него неверна нижняя линия конуса. В сечении он не окружность, а какая-то безформенная фигня. «Как лечить», спросите вы. А просто! Залить смолой, насадить на патрон дрели, взять напильник, набраться храбрости и привести этот бардак в нормальный приличный вид.
Киль
Киль ниже на 3 мм и короче по задней кромке на 2 мм. На киле есть небольшой облой. Антенны на киле более менее верны.
Воздухозаборники
С ними реальная проблема. Для начала они длиннее на 2 мм чем надо. Потом форма входного отверстия не совсем корректна. Форма их выпуклостей неверна. В реальности они были пузатыми, в модели же наоборот – какие-то худые. Это отлично видно по фотографиям и при виде сверху. В каналах ВЗ нет решеток слива погранслоя, а отсекатели погранслоя не имеют зализов с ВЗ и между ВЗ и фюзеляжем нет распорок. Сами каналы ВЗ сымитированы на глубину 1 см, а кромки ВЗ толсты. Привел фотки для сравнения с разных ракурсов. Разница очень заметна.
Шасси
Форма основных ниш шасси неверна. Они излишне длинные и широкие в крыльевой части на 1-1.5 мм. Стенок ниш в крыльевой части нет – там просто дыры внутрь крыла – их необходимо зашить. Имитация силового набора неверна. На реальном самолете ниши основных стоек шасси сообщались друг с другом. В модели они наоборот, разграничены стенкой. Колеса простые, без деталировки тормозной системы и проектора на резине. По диаметру нормальные. Створки с внутренней стороны усеяны толкателями, а с внешней стороны имеют неровную форму. Имитация рельефа и силового набора створок отсутствует. У створок нет тяг. Стойки похожи, но они изуродованы толкателями. На стойке есть лишняя вертикальная штанга, зато отсутствует верхний подкос. Другой подкос по форме далек до идеала.
Створка носовой ниши шасси отлита с 2 толкателями на внутренней стороне, внешняя сторона неровная. Передние колеса убоги. Диски на себя совсем не похожи. Носовая стойка упрощена, боковые подкосы неверны, нет груды механизмов на задней части стойки. Ее ниша вообще пуста, за исключением 2-х толкателей.
Также нет посадочных фар. Все створки надо подточить по толщине и сымитировать их силовой набор. Ниши надо перекромсать и фактически сделать заново.
Сопло
Кромка фюзеляжа вокруг сопла должна быть тонкой, но нет имитации силового набора внутри фюзеляжа. На модели кромку придется затачивать. Само сопло примитивно. Нет имитации гофра на трубе сопла, нет створок сопла, нет намека на имитацию стабилизатора пламени и прочего. В самой трубе сопла есть толкатели и различные пластиковые наросты.
Кокпит
В модели он вообще отсутствует, полностью. Нет имитации боковых панелей. На козырьке приборки стоит примитивная имитация треугольной формы чего-то. Чего именно не знаю, но на некоторых фотках она есть, но другой формы. Скорее всего, что-то, имеющее отношение к ИЛС. Нет ни прицела, ни зеркал. Сам кокпит, как его понимала Хасегава 40 лет назад, состоит из кресла, приборки, пола и фигурки пилота. Пилот отлит так себе – Фрог он и в Африке Фрог. Приборка – просто кусок пластика, на который предлагают налепить декаль. Кресло отлито со смещением литьевых форм, толкателями и облоем. И ко всему прочему кресло на себя не похоже по форме. В общем, его однозначно менять. А на полу собственно ничего нет. Вот такой аскетизм…
Фонарь модели имеет правильную геометрию и по расшивке соответствует ранней модификации фонаря. С октября 1972 г. фонари были заменены на новые без центральной линии переплета на подъемной части, с более лучшим круговым обзором. Так как декали модели даются на первую половину 80-х, то переплет надо сточить. Также форма подъемной части не имеет заметной выпуклости. Для сравнения я привел фото реального фонаря с дутой формой. На фонаре есть облой, а пластик средний по толщине. Искажения есть, но небольшие.
Вооружение
В качестве вооружения к модели в наборе прилагаются 4 ракеты AIM-4 Falcon и 2 ПТБ. В модели есть возможность сделать отсек вооружения открытым. Увы, его деталировка простовата и его лучше закрыть. Так как по первым же фото реального отсека становится виден огромный фронт работ по изготовлению и доработке силового набора, гидравлики, трубопроводов, приводов, механизмов, тяг, трапеций и прочего. На деталях есть небольшое смещение. Вся эта конструкция из 22 (более трети от общего числа деталей в модели) деталей отдаленно, но напоминает реальный отсек. Створки отсека усеяны толкателями, а их толщина избыточна.
ПТБ на 360 галлонов оказались мелкими в диаметре на 1.5-2 мм и коротким на 2 мм по длине. Их пилоны короче на 3 мм и на 1 мм выше нужного. Кончик ПТБ должен быть срезанным.
Ракеты AIM-4 Falcon по геометрии неплохи, нужно только сделать пропил в стабилизаторах и сымитировать сопло. Но вот качество литья паршивое – на каждой ракете по 3 толкателя, толстые стабилизаторы, отсутствие имитации сопла. На двух ракетах из 4-х на головках наведения есть какие-то штыри. На фото для примера привожу, что стабилизаторы ракет тонкие, а не «кирпичи», которые приходится наблюдать на многих готовых моделях...
Мелочевка
Тормозные щитки немного иной формы, их тыльная сторона имеет неверную расшивку, сдобренную толкателями. Их лучше закрыть, и немного нарастить в хвостовой части. ПВД лучше заменить на точеную из металла, тем более пластиковая неверная. Та, что в пластике – толстая. Гак вроде ничего – похож на правду. На модели нет 2-х антенн «data link», которые располагаются на фюзеляже слева от гака. Кое-где отсутствуют мелкие отверстия и антенны.
Собираемость
Возраст модели сказался на стыкуемости деталей. Есть щели на стыке половинок киля, на стыках половинок крыльев, на стыке ВЗ с фюзеляжем. Но самая большая проблема – стык крыла с фюзеляжем. На всем протяжении стыка глубокие щели или уступы. Необходимо все четко подгонять и потом шпаклевать.
Афтемаркет
Модель нуждается в афтемаркете в срочном порядке. Но его, увы, немного:
Катапультное кресло из белого металла от Aeroclub
Стойки шасси из белого металла от Aeroclub
Вакуформованный фонарь от Falcon
И декали, много декалей, но о них позже…
Наборы от Aeroclub не отличаются качеством и не заслуживают внимания, а вот вакушный фонарь от Falcon будет полезен. Он представляет собой позднюю модификацию фонаря, а его оптические характеристики будут вне конкуренции. Возможно, что он будет выпуклым.
Декали
Теперь о них подробнее. Так как в афтемаркетных декалях нет технички и приборки, то они нам пригодятся от Хасегавской декали. Сейчас декалей на F-106 в 72-м масштабе в продаже крайне мало, но они были.
Прежде всего, это были декали Experts Choice:
72-01
72-16
И Superscale:
72-092
72-115
72-197
72-852
72-876
72-877
Увы, но и эти декали имеют мелкие неточности. И это только на первый взгляд в фотки декалей с интернет-магазинов. Так что, выбор за покупателем, или менять жесткую декаль Хасегавы на одну из этих, или оставить как есть и колдовать с Sol и Set. Подробнее все описано тут http://scalewiki.ru/f-106_aft_72
Итог по модели
Модель старая и безальтернативная для фанатов 72-го масштаба. Если что-то и выйдет, то от Trumpeter/Hobby Boss. Главный косяк модели – ее возраст. Следствием этого является бедная и неточная деталировка. Также неприятными недостатками модели являются:
Неверные воздухозаборники
Мелкий киль
Короткое сопло
Неточные ПТБ
мещенные и неверные ниши шасси
Носовой конус неверной формы
Остальные недостатки не так существенны, но добавляют немало работ по доработке модели. А работ будет очень много. По сути, как и все модели 60-70-х годов, эта модель представляет собой заготовку-болванку для изготовления из нее хорошей модели F-106. Причем без применения смолы и травления, так сильно облегчающего процесс доводки модели до нормального уровня.
Hasegawa 1/72 vs “Revellogramm” 1/48
Если «Хасю» пилить лень, то, что делать? Может стоит обратить свой взор на соседний масштаб? На ее фоне, модель от Monogram/Revell в 48-м масштабе, выпущенная в 1983 г., выглядит намного симпатичнее и точнее. А именно:
Воздухозаборники точнее по форме и геометрии
Хорошая деталировка кокпита, ниш шасси, отсека вооружения, сопла и прочего
Правильные и деталированные тормозные щитки
Фонарь позднего типа с «дутой» формой подъемной части
Более точная крутка крыла
Более точное и деталированное вооружение – AIM-4 и ПТБ
Хорошая декаль в комплекте
Единственными недостатками этой модели являются ее редкость и внешняя расшивка. В общем, выбор за вами. Лично я решил в порядке исключения сменить масштаб и найти Monogram
Источники информации
При написании статьи-обзора использовалась следующая литература:
Detail & Scale 13 — F-106 Delta Dart
Airlife - Century Fighters - F-100 - F-106
Squadron Signal — Aircraft In Action #1015 — Convair F-106 Delta Dart
Чертежи использовались из Detail & Scale #13. По качеству нормальные, лучшее из того, что я видел пока на этот самолет. Не спорю, возможно есть что-то и получше.
Я представил обзор модели, с которой знакомы многие поклонники американской авиации, «с высоты своей колокольни». Обзор писался в спешке, поэтому некоторые мои выводы могут показаться поспешными, что-то я мог вполне упустить из виду. На роль «последней инстанции» я, как обычно, не претендую. Поэтому, каждый уже сам решит для себя, что в этой модели верно, а что нет. Я предоставил вам, уважаемые читатели, «графическую пищу» для размышлений.
Что касается модели, то от меня можно не ждать магического слова «Recommend». Эта модель, прежде всего История, а уж потом это модель. Ей стукнуло за 40 и многие из вас младше этой модели. Требовать от нее столько, сколько можно взять с современной Tamiya нельзя. Но выявить ее недостатки было полезным, чтобы лишний раз не питать иллюзии. И как оказалось, недостатков предостаточно, а сама модель это не более чем «полено-заготовка для Папы Карло». Быть может, кто-то да сможет вылепить из нее достойного Буратино. Тем не менее, обзор написан, чтобы как можно детальнее познакомить коллег-моделистов с недостатками и сложностями этой модели. А начинающим моделистам я бы не стал советовать связываться с данной моделью.
С уважением, Андрей Silver Ghost
Facebook
Вконтакте
Pinterest
Twitter
Мой мир
Одноклассники
When contacting retailers or manufacturers, please mention: you learned about their products on ScaleModels.ru!
If you want to send us your production items for review - feel free to contact us.
to Nazar
Я говорил о возможной нагрузке, чем больше вооружения - тем мне приятнее смотреть на модель.
А во Вьетнаме 102-й поделил со 104-м "почетный" титул самого бесполезного самолета, что естественно, т.к. работы по "специальности" - перехватчика им не было.
Ну 104е хоть по наземным целям активно работали, да и потерь у них было не так много, в % соотношении, сколько у 102х.
по 102
[url=http://www.postimage.org/image.php?v=gxAqTar][/url]
Андрей, а нельзя ли с этого места поподробнее :wink:
Нема у меня такого....а хотелось бы!
Кстати, а вроде ж китайцы там грозились 102,106 в 1/72?
Кстати.. А ракеты AIR-2 в 1/72, отдельно, кто нибудь делает?? В моделях, в пластике, я их вижу только в ревельных Ф-101 и Ф-89.. В менге новом, конечно эта ракета есть..
Андрей, спасибо за подборку.