Наши проекты: Склей-ка Модель! : NorthStarModels : Studio XIII : Wiki : Сувениры : Walkarounds : Новости
Войти Регистрация

Сетевое планирование в моделизме

Иногда моделисты задаются вопросом, сколько потребуется времени на сборку модели «на заказ». Особенно это актуально при сборке знакомому в подарок, когда об этом просят буквально за несколько дней до события. В данном случае лучше потерять один вечер за анализом возможных вариантов, нежели браться за модель с неизвестным результатом.

Я рассмотрю пример такого анализа на известной и доступной модели ICM МиГ-29 «9-13» №72141. Метод анализа, применяемый при этом, используется при планировании реального производства. Инструкция модели представлена на следующих сканах.
Сетевое планирование в моделизмеСетевое планирование в моделизме
Перерисуем эту схему пооперационно в виде сетевых графиков. Что это такое, можно почитать http://www.construction-technology.ru/5/setev.php Для себя моделист может делать анализ карандашом прямо на схеме сборки, но для наглядности я нарисую их отдельно. 

Представленные графики немного отличаются от общепринятых, но суть от этого не меняется. Желтым цветом отображаются простые детали. Сборочные операции отображаются стрелками, а готовый результат сборочной операции изображен голубым цветом.
Сетевое планирование в моделизмеСетевое планирование в моделизмеСетевое планирование в моделизме
Объединим графики в один общий. Красный цвет – вариант, предлагаемый производителем. Он предлагает выбрать, какую именно деталь, на вкус сборщика, следует использовать в модели. Окончательный результат выделен зеленым цветом.
Сетевое планирование в моделизме
Теперь нанесем на нее этапы окраски, как рекомендует производитель. Обратите внимание – на этом этапе можно выполнять оптимизацию сборки, чтобы было удобнее красить, либо чтобы сократить время на окраску. В данном случае, я перенес приклейку сопел (детали А3 и А4, образующие подсборку 6А, повторенную 2 раза) с подсборки 6 на уже окончательную сборку («Собранная модель»). Сначала обводятся все окрасочные операции одним цветом. Затем, если одна операция следует за другой, то вторую операцию выделяем другим цветом, обозначая то, что окраска идет в несколько этапов. Если деталь клеиться на уже полностью окрашенную модель и окраска имеет несколько этапов, то эту деталь неважно когда красить – первым заходом, или другим. У меня получилось 2 этапа. Т.е., упрощенно говоря, минимальное количество сессий, когда в аэрограф надо заливать грунт – 2 раза. Каждый этап включает в себя грунтование и окраску.
Сетевое планирование в моделизме
Проставим важность клеевых швов, ориентируясь на схему этапов окраски – если шов будет особо не заметен, или мы будем клеить уже окрашенные детали, то такой шов требует лишь аккуратности в исполнении, вышкуривать и опиливать его не надо. Если шов должен быть абсолютно незаметен – то его надо, после высыхания клея, опилить, вышкурить и т.д., т.е. сделать его таким, как будто его здесь и не было. В самолете такие швы находятся, как правило, на аэродинамической поверхности, т.е. от этой поверхности зависят летные качества. 
Сетевое планирование в моделизме
Теперь совместим вместе графики с этапами окраски и клеевыми швами. Получается вот такая картинка. Подсборка 6А допускает 2 варианта – или аккуратно склеить окрашенные детали, либо склеить, ошкурить, покрасить совместно, оставляю на выбор сборщика.
Сетевое планирование в моделизме
В таком виде схема сборки более удобна как для расчета времени. По данной получившейся картинке также можно сразу увидеть, какие работы можно пустить параллельно, что будет экономить вам время.

Принимаем следующие условия:

  1. Модель собирается без доработок, т.е. только из штатных деталей, максимум аккуратности и минимум «отсебятины», только то, что есть в инструкции.
  2. Приблизительное среднее время опиловки детали после того, как вы ее срезали с литника – 5 минут (ICM делает аккуратные модели). Суть операции – зачистить место среза и удалить облой. Правкой геометрии мы не занимаемся!
  3. Зачистить 1 шов, в среднем это от 5 мм на оперении до 16 сантиметров на крыле – полчаса.
  4. Минимальное время сушки клея для того, чтобы деталь просто не отвалилась и не сдвинулась – 2 часа.
  5. Минимальное время сушки клея до того момента, как можно шкурить шов, не боясь того, что он со временем «просядет» - 1 неделя.
  6. Время сушки 1 слоя шпатлевки может варьироваться, я беру тип НЦ - 1 сутки.
  7. Время сушки 1 слоя грунта, алкидных красок и лака – 1 сутки, нанесение – 20 минут.
  8. Время ручной работы по приклейке – 5 минут. Намазать клеем, подождать, сложить, прижать.

Итого, начинаем считать.

Время, требуемое на опиловку деталей, срезанных с литников: 79 деталей по 5 минут – 6,5 часов.
Ищем по графику, где шпатлевать. Получается 2 этапа – на предварительных подсборках и окончательной укрупненной сборке фюзеляжа, операция «6». Итого 2 раза по 24 часа – 48 часов. Можно прибавить пару часов на само нанесение шпатлевки – будет 50 часов.
Время, требуемое на зачистку швов: 26 швов по полчаса - 13 часов.
Окраска – 2 этапа.
Первый этап. Подсборки 1,2,3,6А,7,8,9. Детали клеются уже окрашенными – грунт, пару слоев краски, доработка кисточкой, 4 суток. 
Второй этап – окраска фюзеляжа. Грунт, 6-8 слоев краски (штатная окраска - основной тон, камуфляж, противоореольное пятно, обтекатели РЛС, «веер сопел»), доработка кисточкой, 8 суток. 
Ищем самый длинный путь (критический). Получается ветка «В3(В4)+В22х2+В31х2+В1(В2)» – «6Бх2» – «6» – «Собранная модель». Время 6Б: зачистка 8х5мин + склейка 168 часов + шпатлевка 24 часа + зачистка 4 швов= 194.5 часов, округляем до 195. Время до 6: 190 часов + склейка 168 часов + зачистка 1 час = 364 часа. Прибавляем к этому время второго этапа окраски 192 часа, получаем 556 часов. К получившемуся надо аккуратно приклеить 18 деталей и дать им высохнуть 2 часа. Это будет 556 часов + 18 раз по 5 минут + 2 часа = 559,5 часов. Нанесение декалей – 1 час, лакирование – еще сутки. Всего получается 24,5 суток 

Считаем время, требуемое непосредственно на работу, без учета времени сушки ЛКМ. 
Зачистка деталей + шпатлевание + вышкуривание + нанесение ЛКМ + склейка. Это будет 6,5 часов на зачистку + 26 швов по полчаса на вышкуривание + 14 слоев минут по 20 + 90 склеек по 5 минут + нанесение декалей 1 час + лак 20 минут = чуть побольше 28 часов. 

Итого формируем список ответов тому, кто хочет заказать модель:
1. Минимальное время на изготовление – 25 суток. С учетом всяких мелких вероятностей – месяц. 
2. Стоимость работ по модели – не менее 28 часов оплаты труда вашей основной работы. Стоимость расходников (краска, клей, шпатлевка и т.д.) и самой модели в стоимость работ не входят. Если модель делается для того, чтобы ее самому подарить – считайте, что вы эти деньги сэкономили!

Для себя же моделист выясняет:

  1. Сколько времени ему придется потратить на изготовление модели.
  2. Последовательность операций, что нужно успеть до первой покраски, а что можно отложить «на потом».
  3. Самые трудозатратные и длительные операции, на которые надо обратить особое внимание.
  4. Если одновременно делается несколько разных моделей – расчерченный на бумаге прообраз технологии изготовления не позволит запутаться и что-нибудь упустить.

Конечно, приведенный пример нельзя рассматривать буквально, любой опытный моделист проводит соответствующие вычисления «в голове» и порой даже не может сам себе объяснить, что ему нравиться или не нравиться в конкретной модели, будет или нет он ее делать… Время также нуждается в корректировке, согласно умениям самого моделиста. Но на начальном этапе изготовления моделей «на заказ» подобный метод разложит «по полочкам» весь процесс изготовления; позволит скоординировать действия, если модель делается несколькими моделистами; позволит определить сроки на конкретные операции, т.е. составить график работ. Особенно данный подход полезен при периодически повторяющихся работах, когда можно с уверенностью сказать о сроках по уже имеющемуся опыту предыдущих работ. 

Хороших моделей вам!

» Информация о статье
Просмотров: 6770
Опубликовано:
Aardvark в 04.05.2009 - 02:48
А вот тут шведский мужик за 24 часа собрал...еще и с доработками
Работа проведена изкоробочная. Доработки не производились. Подгрузка ремнями не считается, равно, как и шпатлевание. Иначе совсем себя уже не уважать надо.
Э простите, его никто провис на руле направления шпаклевать не заставлял, и дека-микроскейл, по их правилам уже не из коробки! :)

Насчет 7дневной рабочей недели не понял! :)
Жалуйтесь в профсоюз! :)
По КЗоТ должна быть 40 час рабочая неделя, за переработку в 2м размере! Так что еще дороже будет!:)
С ув.Сергей
Кстати на Ебее китайцы берут за изкоробочную 168 баков, без доставки-демпингуете?:)
Василиск в 04.05.2009 - 22:46
Насчет 7дневной рабочей недели не понял!
Ваша фраза
МиГ-29 - 5,5*560=3080 долларов за чистую сборку
Вы берете 560 часов, что подразумевает время, включающее в себя время сушки краски, клея, шпатлевки и т.д.. В это время вы ничего не делаете, только ждете. Соответственно на основной работе, когда после окончания работы сегодня, я ничего не делаю и жду начала завтрашнего дня - это время мне тоже должны оплачивать. Отсюда и 7-дневная (вернее 7-суточная) рабочая неделя :smile: Вообще-то оплата ведется по фактической отработке, поэтому для расчетов надо брать чистое время обработки, без технологических простоев.
китайцы берут за изкоробочную 168 баков, без доставки-демпингуете?
А вы поднимите свою среднюю до 6$ в час, и выйдете на тот же уровень :smile:
alex_x в 05.05.2009 - 07:41
Весьма забавная статья. Только тянет от нее какой-то производственной тоской (это я о себе - сетевое планирование ещё с незапамятных времен в уныние вгоняло своими сроками, обязаловкой, рабочей рутиной и страхом не выполнить в срок великие планы руководства).
Если же говорить о работе на заказ, то здесь еасть два правила:
1. Согласно одному из законов Паркинсона работа занимает столько времени, сколько на нее отпущено.
(с дополнением от Мерфи - но больше времени, чем вы думаете)
2. Бородатый студенческий анекдот о том, за сколько времени можно выучить китайский язык.

Если серьезно, то сетевое планирование хорошо работает только при отлаженном серийном производстве, при опытном или единичном в подавляющем числе случаев летит ко всем чертям (что красиво называется корректировкой плана). Так что я не сторонник сухой формализации вдохновенного творческого процесса.
vnl в 14.05.2009 - 18:59
Вообще-то в статье сказано:
"...на начальном этапе изготовления моделей «на заказ» подобный метод разложит «по полочкам» весь процесс изготовления; позволит скоординировать действия, если модель делается несколькими моделистами; позволит определить сроки на конкретные операции..."
И как, правило, при изготовлении модели на заказ, очень трудно определиться со сроками и стоимостью работ.

Ясен день, что когда работаешь на себя, все эти выкладки как-то по барабану, а когда есть возможность сделать кому-то на заказ, тут приходиться как-то оправдывать трудозатраты. Раньше у меня с приятелем были расценки - $2 за сантиметр максимального размера модели, ну и куча прибамбасов, типа, каждый следующий цвет 1% от этой стоимости. А тут все по полочкам, вспомнились технологические карты, которые составлял на УАПК (ныне Авиастар) во время практики.
udochkin в 15.05.2009 - 20:18
Статья полезная.
Метод можно изменить под себя.
Это позволит оценить какое время займет работа над моделью, что немаловажно для творческих планов.
aviacherteg в 18.08.2009 - 14:01
Вы вот тут все смеетесь, а в руководстве одной из программ по сетевому планированию, а именно OmniPlan (привет Маководы) http://www.omnigroup.com/applications/omniplan/ начальный пример по планированию приведен именно на сборке модели.
Если кто хочет убедиться - скачиваете мануал http://www.omnigroup.com/ftp/pub/software/MacOSX/Manuals/OmniPlan-Manual.pdf и смотрите на 15 страницу. На английском языке.
Pavel_P в 18.08.2009 - 14:52
aviacherteg

Такие примеры это норма. В некоторых бизнес школах бизнес игры проводятся на сборке игрушечных машинок.
Генерал_Дрозд в 18.03.2014 - 11:18
Тема: Сетевое планирование в моделизме(#1696) - обсуждение
Aardvark
Неужели никто табличку в экселе не ведет по своим моделям? все в там..в голове?
Ну график сборки не веду. Только закрома уже в блокноте чтобы не вспоминать что есть и какой афтермаркет на что есть.

Добавлено спустя 8 минут 8 секунд:

Я бы не стал применять данные методы вот для этого вот. Для стенда. Что не говори, а стенд - прост.
Что-то подобное можно применять, когда у тебя "изделие". То есть компоненты надо заказывать за полгода в наглии, за 8 месяцев в Германии, в Самаре и ещё из Гонконга из разных точке россыпь мелочи идёт. Вот тогда можно и подумать над тем что как куда. Даже для штучной работы, потому что там сборка, проверка, отладка пуск испытания и после них ещё как правило куча изменений.
А стенд слишком прост для этого.

Ну и неплохо так пойдёт на серьёзных проектах, если надо логистику и работы утрясать, скажем электромонтеры на заказ с разными сроками.
Nanostromus в 14.06.2014 - 20:43
Тема: Re: Сетевое планирование в моделизме(#1696) - обсуждение
Aardvark
Неужели никто табличку в экселе не ведет по своим моделям? все в там..в голове?
Ну график сборки не веду. Только закрома уже в блокноте чтобы не вспоминать что есть и какой афтермаркет на что есть.

Зачем ексель или блокнот если есть KitBase http://www.suisoft.co.uk/kitbase/index.htm
Очень рекомендую, незаменимая вещь для моделиста! :idea:
Pavel_P в 14.06.2014 - 20:59
Эксель условно бесплатный, а Kitbase стоит каких то денег.

Добавить свою статью | Обсудить на форуме

Вы должны быть пользователем сайта, чтобы комментировать статьи!
Зарегистрироваться

ScaleModels.ru - сборные масштабные модели. © 2005-2015. Работаем на сервере FastVPS.ru
Privacy Policy