Наши проекты: Склей-ка Модель! : NorthStarModels : Studio XIII : Wiki : Сувениры : Walkarounds : Новости |
_ Давно не брался за вакуформы и вряд ли бы взялся, если бы не соответствующий ГБ им. папы Карло-5, где суть состязаний - попытаться изготовить из корявых поленьев изящную мебель.
Выбор пал на модель симпатичного FIAT G.91Y от ЮМТК.
Самые первые G.91 разработаны в рамках европейского конкурса на истребитель-бомбардировщик, созданный на базе опыта корейской войны. Этот конкурс выиграла машина, созданная на авиационном отделении концерна FIAT, под руководством известного конструктора Джузеппе Габриели (отсюда и"G" в названии его машин).
Первый полёт опытной машины был 9 августа 1956 г.
На вооружение итальянских ВВС машина поступила в 1961 г. Эту машину по лицензии взялась производить и ФРГ (концерн, объединивший фирмы Дорнье, Мессершмитт и Хейнкель). На вооружение ВВС ФРГ этот ФИАТ принят в 1962 г. Чуть позже эта машина принята на вооружение ВВС Португалии и Греции.
FIAT G91R производился 17 лет (производство остановлено в 1977 г.) и построено всего (вместе с лицензионными немецкими) -770 шт.
Машина считалась вполне удачной. На учениях НАТО она подкупала своей неприхотливостью к аэродромам и очень малым временем на заправку и пополнение боекомплекта между боевыми вылетами.
В середине шестидесятых эту машину решили модернизировать (заказ от ВВС Италии был в 1965 г.)
За основу был взят учебный FIAT G91T с увеличенной длиной фюзеляжа (всего их построено 76 в Италии и 22 в Германии).
Главное отличие новой машины от G91R - наличие двух двигателей. Вместо одного Бристоль Сиддли "Орфей" 803 (22,2 кН) утановили два General Electric 185-GE-13A (по 18,5 кН). Новая модификация получила название "G91Y" - отсюда и прозвище "Янки".
Была увеличена огневая мощь, повышена дальность, масса полезной нагрузки и улучшены лётные данные. На этапе полёта к цели один двигатель глушился для экономии топлива. Запас горючего увеличили за счёт сбрасываемых топ. баков. На новом ФИАТе было более совершенное электронное оборудование: индикатор местоположения самолёта, двухосная гироплатформа, радар, бортовой компьютер и пр.
Была предусмотрена установка ракетных ускорителей RATO и тормозной гак.
С посредственной взлётной полосы машина взлетала после разбега 915 м (без RATO) и садилась с пробегом 600 м. Кабина бронированная, герметичная,с кондиционером.
Первые два прототипа взлетели 27 декабря 1966 г. Первый заказ - 20 шт., затем заказ на ещё 53 шт. но с конвейера сошли лишь 67 шт. Двухместный учебный вариант G91 YT так и не был создан. Был разработан и построен вариант для Швейцарии (G91 YS), но до производства не дошло.
В ВВС Италии новый ФИАТ начал поступать в мае 1970 г. Предполагалось, что к 1987 г. эти ФИАТы заменят на AMX, но ввиду задержки выпуска, ФИАТы продолжали служить и в 1994 Г. Последние G91Y были списаны в 1996 г.
Некоторые ЛТХ FIAT G91Y:
Макс. скорость ____________________ 1038 км/ч (на 9145 м)
У земли _____________________ 1111 км/ч
Крейс. скорость __________________ 800 км/ч (на 10670 м)
Начальная скороподъёмность________ 5180 м/мин.
Подъём на высоту 12200 м___________ 4 мин. 30 сек.
Дальность ________________________ 3500 км (с доп. баками)
Боевой радиус_____________________ 600 км
Вес пустого _______________________ 3900 кг
Норм. взлётный вес ________________ 7800 кг
Макс. взлётный вес ________________ 8700 кг
Размах ___________________________ 9,01 м
Длина ___________________________ 11,67 м
Высота __________________________ 4,43 м
Площадь крыла ___________________ 18,13 кв. м
Вооружение: две пушки DEFA 30 мм (по 125 снарядов на ствол) и до 1914 кг сбрасываемых боеприпасов.
Производителей у модели конкретно G91Y совсем немного. В 1/72 наиболее распространённая - модель от Matchbox, обладающая всеми прелестями, отличающими модели этой фирмы от других.
Есть ещё смоляная модель от Cunarmodel. Это "коттеджная компания" братьев Гуальдони из Италии
Но она для нас раритетная, в связи со способом производства.
Ну а в 1/48 "Янки" производит из смолы, видимо, только "ADV"
малодоступная по тем-же причинам.
Ну и наконец, предмет статьи - вакуформ от ЮМТК, содранный с Matchbox. Сохранив все прелести забугорного прототипа, модель прибавила к ним и характерные для ваку окаянства, от которых никуда не денешься. Именно из-за "совокупности прелестей" данная модель пролежала в закромах более двадцати лет.
И вот настал её звёздный час. Разбираясь в "прелестях", обнаружил, что вакуформный фонарь потерялся, вакуха делалась из листа толщиной 1,8 мм, что для ваку-технологии запредельно. И к тому-же, в процессе изготовления обнаружилось, что пластик заметно пористый, подобно некачественной "смоле" со множеством мелких пузырьков.
Тем не менее взялся за дело с завидным энтузазизмом. Вырезав и подогнав друг к другу обе фюзеляжины, выточил из бука оправку для фонаря, вытянул из какой-то прозрачной плёнки фонарь (с четвёртой попытки), подогнал к фюзелю и заделал ему заднюю стенку, изобразив на ней структуру,какая имела там место, судя по многим фото.
Затем взялся за набивку кабины. У Matchbox эта вещь дана примитивно, одной деталью:
Ну, а у ЮМТК это, естественно, вышло не лучше. Пришлось всё это дело создавать с нуля, сказав высокомерное "фи" предлагаемому варианту. Взялся делать интерьер тем-же способом, что и в случае с моделью "Пульки-II": пол кабины, задняя стенка, боковые панели, катапультное кресло, приборная панель и многие другие мелочи.
Установив и выкрасив интерьер кабины, загрузив носовую часть, склеил, наконец, фюзель. А вот далее решил сначала обточить "талию" фюзеля. В соответствии с "правилом площадей", он должен быть "притален" в районе стыка крыла с фюзеляжем. После этого я залил всю матчбоксову расшивку, но перед этим понаклеил много вставок и втычек, исправляя всевозможные окаянства исходного набора. Полученное в результате всего этого, я обтесал и вышкурил. Получился фронт работ для нанесения расшивки, которую я долго размечал, пользуясь многими фото из уокераунда музейной машины.
Для правки общей геометрии понадобились чертежи. Спасибо коллеге "Dock", он снабдил сначала, чертежами некого Ричарда Каруаны, где я обнаружил грубые ошбки в конструкции, но почему-то, сильно совпадающие с моделью Matchbox. Непонятно, кто у кого сдирал: то ли Каруана у Матчбокс, то ли наоборот. Там главная (но далеко не единственная) ошибка - ниши шасси снизу крыла. В реале они идут вдоль лонжерона (т.е. учитывают стреловидность крыла), а не перпендикулярно оси самолёта. Вот фото модели Матчбокс, "правильного" ADV и реальной машины.
Dock постарался и выставил другие чертежи от Околелова из "М-К". Эти оказались куда ближе к истине, но и в них было немало ошибок. Я решил вносить поправки прямо в эти чертежи в соответствии с фото с того-же уокераунда. Далее пользовался этими чертежами.
На крыле модели заделал прежние ниши и вырезал новые. Обтесал крыло в соответствии с чертежами, подогнал его к фюзелю, затем нанёс расшивку.
Стабилизаторы на ваку даны четырьмя дольками (верх и низ на каждую сторону), но их толщина получается такова,что я предпочёл взять две дольки из четырёх и обтесал каждую в полноценный стабилизатор.
Общий контур уже обрисовался, но тут коллега "предъявил", что у реальной машины зависающие предкрылки должны торчать вперёд. Я подумал: "да ну нафиг", но мысль продолжал глодать и я решил, что с меня не убудет, если эти закрылки я , всё же, сделаю. И в самом деле, времени на них ушло не так уж много.
Пилоны на крыло изготовлены с нуля по фото. Подвесные баки у Матчбокс больше похожи на сосиски, поэтому я их обточил по фото и приделал им "правильные" стабилизаторы
Пришло время делать шасси. Это оказалось потруднее, чем кабина. Всё пришлось сделать с нуля: стойки, щитки, подкосы, колёса. У Околелова колёса основных стоек гораздо меньше в диаметре, чем нужно. Пришлось выяснять размеры.
Делать решил с закрытыми нишами, как при взлёте и посадке, т.к. на полное раскрытие меня вряд-ли хватило бы.
Подступило время малярных работ.
Замаскировав фонарь,загрунтовал всё грунтом TAMIYA.
FIAT G91Y использовался, в основном, восьмым и тридцать вторым "стормо" ВВС Италии., поэтому декали ко всем моделям G91Y даются именно с бортовыми номерами этих "стормо". Мне более нравилась "восьмёрка" и я заказал у Алексея Бацких декаль под этот вариант. Машина с этими номерами, отслужив своё, стала достопримечательностью, будучи насажена на пилон (или сваю) и ублажает взоры зевак:
Для окраски использовал натовские цвета Dark Green и NATO Grey (кажется, от Model Master), но они оказались слишком тёмными и пришлось осветлять и тонировать. Снизу задул баллонной краской (аллюминий) из хозмага KUDO 6012, затем покрыл всё футурой, перевёл декали и замазал их той-же футурой. Сверху задул всё матовым лаком (более подробно все эти ужасы вспоминать не хочется).
Покрасив отдельные детали, собрал всё это вместе и после мелких подкрасок и исправления мелких дефектов, решил, что всё, хватит.
В процессе постройки коллеги меня поддерживали добрым словом, советом и помощью информацией. Поэтому хочу выразить благодарность коллегам:
dedel
Dock
Aardvark
FORGER
Конструктор
С уважением, Константин.
P.S. Особая благодарность Константину aka "potter" за помощь с фотосессией.
Монтёр в 24.03.2024 - 12:52 Спасибо! Ну, а чертежи "правленные" имеются в истории стройки в ГБ, если кому интересно. |
FORGER в 24.03.2024 - 21:22 Тема: Вакуформ ЮМТК 1/72 Fiat G.91Y Янки Прекрасная модель и отличная статья!
P.S. Жаль, плюсик не дает поставить :cry: |
Aardvark в 24.03.2024 - 22:44 Ну, а чертежи "правленные" имеются в истории стройки в ГБ,
А, ну это там где "Янки при дворе короля Монтера" было, было, но под статью их подвести бы не мешало, ну да ладно... |
|
|
» Последние статьи раздела
|
» Лучшие статьи раздела
|
Тема: Вакуформ ЮМТК 1/72 Fiat G.91Y Янки(#16765) - обсуждение
но тут коллега "предъявил"
Не, ну все так и было, если чего:
:)
Я решил вносить поправки прямо в эти чертежи в соответствии с фото с того-же уокераунда. Далее пользовался этими чертежами.
Вот эти то правленные чертежи, будучи опубликованными, статью бы еще приукрасили, но я все-равно итак поставил плюс за статью, "Чет, накатило"(с)