Наши проекты: Склей-ка Модель! : NorthStarModels : Studio XIII : Wiki : Сувениры : Walkarounds : Новости |
Взяться за этот обзор меня заставило… в общем, меня заставило. После окончания работы над самодельным Фоккером Д-11 надо было браться за что-то новое. Желательно менее трудозатратное. А интерес к моменту окончания работы был подогрет недавно дописанным обзором И-15 1:72 от MSP. Браться за сборку той модели не хотелось, благо она представляет собой бОльшую ценность будучи не собранной. А вот И-15 от ICM выглядел вполне себе приемлемым кандидатом, тем более что на первый взгляд он куда как больше похож на прототип.
Но прежде чем ввязаться в бой, надо оценить фронт работ и попытаться понять, что и в каких объёмах придётся допиливать. В общем, повторюсь ещё раз, меня заставило.
Это далеко не первая модель от ICM, попавшая мне в руки. И что представляют из себя ранние модели этой компании, я вполне себе представлял. Обычно это интересное сочетание отличной проработки поверхности, не однозначной копийности и проблем со сборкой/стыковкой в самых неприятных местах (вроде межкрыльевых стоек). В моём случае весь этот набор прелестей, приобретённый вскоре после начала выпуска модели, был упакован в худший из всех возможных видов коробок: из тонкого картона с торцевым клапаном. Тот факт, что картон глянцевый и на тыльной стороне коробки есть одна цветная схема окраски (повторяющая боксарт на лицевой стороне) утешением вот нифига не является.
В коробке (255Х190Х40 мм) лежала одна литниковая рамка из белого полистирола:
Одна маленькая рамка из прозрачного пластика:
Инструкция на 6 страницах формата А4:
И листок декали размером 75Х75 мм с набором изображений на четыре варианта окраски.
Поверхность проработана просто великолепно!
Правда различить что-либо на белых деталях очень трудно. Единственный плюс белого полистирола – на нём отлично видна смазка, которую использовали в качестве разделителя с пресс-формой при литье. Так что необходимость мытья модели перед сборкой совершенно очевидна. А ещё очевидно полное отсутствие центровочных штифтов, так что клеить фюзеляж, крылья, стабилизатор, межкрыльевые стойки и опоры шасси придётся очень, очень осторожно и с тщательной подгонкой по месту.
Деталировка кабины присутствует в полном объёме (пол, ферма фюзеляжа, сиденье пилота, приборная доска, органы управления):
Однако на мелких (а порой и на крупных) деталях наличествует облой. Вроде не криминальный, но удалять его с тонких ажурных деталей – то ещё удовольствие. Да и пара заметных утяжин нашлась во вполне ожидаемом месте (на нижней поверхности крыла, напротив сплошных зализов).
Двигатель изображён достаточно подробно.
Хотя конечно есть что подорабатывать.
Теперь посмотрим, насколько всё это похоже на прототип.
Про источники мудрости и их оценку я писал в предыдущем обзоре:
http://scalemodels.ru/articles/16156-obzor-modeli-i-15-ot-MSP-v-masshtabe-1-72.html
Остаётся лишь добавить, что не смотря на кажущееся обилие источников именно технических подробностей в них, как правило, не очень много. История создания с рассказом об увеличении площади киля и руля направления и последующего отказа от «чайки» и… пожалуй всё. Упоминание о том, что регистрация самолётов постройки СССР в Испании начиналась с СС-, а местной постройки – с СА-. Догадки из про то, что самолёты испанской постройки в принципе не имели обтекателей колёс на основных опорах шасси. Редкие фотографии двух разных вариантов дверей в кабину пилотов (с разным размером выреза). Остальное надо искать/додумывать самому. Даже достоверных данных по количеству достроенных в Испании машин нет. История ещё ждёт своего исследователя…
При этом стоит отметить, что самое подробное описание конструкции содержится в изданной Полигоном монографии М.А. Маслова «Истребитель И-15 курносый забияка». Там же и лучшие по качеству фотографии и обилие снимков технических подробностей. Хотя чертежи там не самые лучшие.
Но наше дело не расстраиваться, а пытаться оценить модель на предмет достоверности. И начнём мы, как всегда, с размеров.
Как видите, те размеры, которые удалось измерить, очень неплохо соответствуют данным из технического описания. Самое грустное в относительном отношении отклонение (15,2% толщины покрышки колеса основной опоры шасси) в реальных цифрах составляет 0,21 мм, что близко к погрешности измерения. Остаётся сравнить контуры. Тут всё не так весело.
Фюзеляж в принципе неплохо улёгся в графику, если бы не пара «но»: высота киля и гаргрота. При этом стабилизатор вполне на своём месте. Так что чуть-чуть нарастить киль и гаргорот. Ну и положение нервюр на киле и руле высоты возможно придётся подправить. Неприятно, но не криминально. А вот несовпадение выреза под дверь и положения окна на фюзеляже с графикой напрягает куда как сильнее. Но именно в этом месте масловские чертежи оказались точнее, а с ними модель совпадает лучше.
Но и тут вырезы под дверцу и зализ крыла вызывают некоторые сомнения. Пришлось заняться художественной съёмкой.
Как видите, и тут всё не так однозначно, даже с учётом некоторой разницы в углах съёмок. В общем, есть над чем подумать. Но в целом, ИМХО, модель достаточно похожа на прототип. По крайней мере, зализ я перепиливать не планирую. Ситуация с мелкими деталями на бортах фюзеляжа чуть сложнее.
На левом борту прототипа есть пара закрытых подпружиненными крышками подножек.
Найти более крупный снимок не получилось – на снимках, сделанных с подходящего ракурса, верхнюю подножку, как правило, закрывает гордый пилот, фотографирующийся на фоне своего самолёта…
Остальные мелкие достопримечательности левого борта (крупные в лице двустворчатой дверцы, трёх линий жабр за мотором и общего кроя обшивки в расчёт не берём) крутятся вокруг газоотводных труб пулемётов ПВ-1 (стрелки с цифрой 1):
Согласно описаний Маслова вдоль каждой трубы имелся выходящий на борт круглый патрубок отвода газов (стрелка с цифрой 4) и прямоугольное отверстие для выброса гильз (стрелка с цифрой 3). Звенья лент не выбрасывались за борт. Но вот беда, для нижних труб это правило соблюдается всегда (и слева и справа), только круглое отверстие газоотводной трубки не находится на одной линии с отверстием для выброса гильз. А вот для верхних – не всегда. Зато на левом борту есть прямоугольное отверстие (стрелка с цифрой 5) не понятно для чего нужное. Возможно, гильзы от верхнего пулемёта отводились к нему.
Ещё практически на всех снимках различимы прямоугольные лючки (стрелка с цифрой 2). И вот они есть как напротив верхних, так и напротив нижних газоотводных труб. На этом снимке верхний лючок неразличим, но он есть.
Скорее всего, это лючки доступа к узлу крепления и регулировки положения газоотводной трубы. А ещё на этом снимке вино, что у верхней трубы нет ответвления для отвода газов за борт, а сама она короткая (обрезана по фюзеляжу и не доходит до кольца Тауненда). Так тоже бывало.
Вот ещё один интересный снимок.
На нём верхняя газоотводная труба длинная, а отвод газов из неё осуществляется через отверстие в самой трубе (стрелка с цифрой 1). Кстати, такое же отверстие можно различить и на снимке, приведённом для первой иллюстрации нюансов левого борта. Ещё из интересных деталей тут видна пара явно дренажных патрубков (стрелки с цифрой 2), обтекатель крепления сдвоенной расчалки (3) и… риски индикации обжатия амортизатора шасси (4). Кстати, сама опора покрашена явно в чёрный цвет, глянцевой краской. Как и кольцо Тауненда.
Впрочем, есть один снимок, который немного разрушает вроде бы сформировавшуюся общую картину. Это известная фотография И.У. Павлова на фоне своего самолёта.
Тут видно и круглое газоотводное отверстие из газоотводной трубы верхнего пулемёта (сама труба короткая, под срез фюзеляжа) и куча «лишних» круглых отверстий на полированных листах обшивки. Хорошо различим прямоугольный лючок доступа к узлу крепления/регулирования верхней газоотводной трубы. Тут надо разбираться отдельно. Круглое отверстие за средним рядом жабр жалюзи (за ним заметен грязевой поток) – это явно потерянный замок крепления листа обшивки. На приведённых выше снимках он хорошо различим. Отверстие газоотвода из верхней трубы находится в вечно затенённой центропланом зоне, и поэтому есть оно или нет на остальных самолётах, сказать трудно. Но как видите, оно как минимум встречалось, по крайней мере, на самолётах с короткой газоотводной трубой верхнего пулемёта. А по остальным отверстиям у меня, если честно, соображений нет. Ну не видно их на остальных снимках. Как и дренажного патрубка под срезом газоотводной трубы верхнего пулемёта.
Посмотрим, что из этого отражено на модели?
Изображены три наиболее заметных отверстия на борту (круглый газоотвод нижней трубы и два прямоугольных отверстия для выброса гильз), лючок доступа к узлу крепления/регулировки нижней газоотводной трубы и верхняя подножка. Придётся дорисовать как минимум лючок доступа к узлу крепления/регулировки верхней газоотводной трубы и нижнюю подножку. Оставлять или нет отверстие газоотвода из верхней трубы, выступ на месте дренажного патрубка, заметного только на снимке с И.У.Павловым – решать Вам. Ещё на модели есть углубление на месте крепления узла крепления расчалок к стойке шасси, а вот сам обтекатель в наборе не предусмотрен. Ну и традиционно, с дренажными патрубками придётся разбираться самостоятельно.
На правом борту ситуация в принципе похожа. Начнём, однако, с того, что в самолёт садились через левую дверь. Оттого крупных, детальных снимков правого борта немного (фотографировались обычно на фоне левого). И тем не менее такие встречаются.
На этом снимке (это один из прототипов) видны круглые отверстия отвода газов из обеих газоотводных труб (стрелка с цифрой 2). Кстати, труба опять короткая (срезана под обвод фюзеляжа). Хорошо видны для выброса гильз из обоих пулемётов (1). Прямоугольные лючки доступа к узлу крепления/регулировки газоотводных труб (снова оба, стрелка с цифрой 3). Трубка Вентури (стрелка с цифрой 4) и пара круглых отверстий над верхним рядом жалюзи (5). Откидная дверца кабины одностворчатая, подпружиненных ступенек для облегчения доступа не наблюдается.
На модели:
Изображена отлитая зацело с фюзеляжем трубка Вентури, лючок доступа к узлу крепления/регулировки нижней газоотводной трубы и отверстия отвода газов и гильз для нижней же трубы. Изображены и круглые отверстия над верхним рядом жалюзи. Как и справа, место крепления обтекателя сдвоенных расчалок к опоре шасси обозначено углублением. Так что надо изобразить лючок доступа к узлу крепления/регулировки верхней газоотводной трубы и (возможно) для отверстия отвода газов из неё же.
Большинство достопримечательностей нижней стороны фюзеляжа связано с нижним крылом.
Пара обтекателей (пиротехнических факелов) на задней кромке правого нижнего полукрыла (есть не на всех самолётах) и прямоугольный сегмент с похоже металлической обшивкой и парой балок по краям на каждом полукрыле. На этом снимке – первый прототип ЦКБ-3, поэтому в деталях он может сильно отличаться от серийных самолётов. Обратите внимание хотя-бы на «зимний капот» в виде пластины перед каждым цилиндром двигателя!
Но есть и другие снимки.
Явно испанская машина. Тут помимо балок для крепления бомбодержателей видны маленькие петельки на прямоугольных листах обшивки. Это не что иное, как узлы швартовки.
Ещё из интересных подробностей – наличие на правом полукрыле штуцера присоединения баллона сжатого воздуха для наземного запуска двигателя.
Снова испанская машина, снова явно чёрные стойки шасси. Но обтекателей на задней кромке правого полукрыла не видно.
Посмотрим, что из этого есть на модели?
Балки по краям листов обшивки несколько гипертрофированы, обтекатели на правом полукрыле изображены. Иногда встречающиеся аналогичные балки на центроплане, как и штуцер присоединения баллона для запуска двигателя, проигнорированы. Швартовочная петля обозначена маленькой выступающей прямоугольной пластиковой пластинкой. Видно, что задняя кромка крыла явно потребует доработки. Зато количество нервюр и места крепления межкрыльевых стоек совпадают с имеющимися чертежами.
Форма законцовок нижнего крыла похожа на прототип.
Верхнее крыло тоже неплохо ложится в графику.
Лючок для заправки топливного бака (на левом взъёме центроплана «чайки») на модели добросовестно изображен. Но тут же скрывается одна из загадок И-15. Обратите внимание на несовпадение ширины передней части узла перехода центроплана крыла в фюзеляж на модели и на чертеже.
Дело в том, что воздухозаборник карбюратора у И-15 находился как раз за верхним цилиндром мотора. В соответствующем обтекателе на фюзеляже. Ни одного качественного снимка этого места я не нашёл (и похоже не только я). Так что размеры этого воздухозаборника все авторы графики представляли по-разному. Михаил Маслов считал, что оный воздухозаборник был прямоугольным и достаточно большим.
На единственном же снимке, на котором этот воздухозаборник хоть как-то различим:
Он выглядит скорее как полукруглый и достаточно узкий…
На модели изображено нечто более близкое к чертежам Михаила Маслова.
Зато на нижней поверхности крыла узлы навески элеронов выглядят вполне правдоподобно.
Стабилизатор в целом похож на чертежи.
Но есть нюансы по совпадению профиля. Чему верить больше – модели или графике, решать Вам, но лично я ничего криминального не наблюдаю.
Из интересного осталось только посмотреть на мотор и его капот. У прототипа толкатели были убраны в трубки-обтекатели (иначе к ним не получилось бы прикрепить провода от расположенных на передней стороне свечей), а картер прикрыт капотом с отверстиями напротив каждого цилиндра. Отверстия могли закрываться.
В Испании часто ставили цилиндрический маслорадиатор, воздухозаборник которого выступал между 7 и 8 цилиндрами (считая от верхнего по ходу часовой стрелки при взгляде на самолёт спереди).
В наборе его изображает пластиковый цилиндр, а о том, что он устанавливался не всегда, ничего не сказано.
Длина газоотводных труб была самой разной. На этом снимке они доходят до среза кольца Тауненда и срезаны прямо, но бывало по-всякому. А ещё на этом снимке явно испанского И-15 виден обтекатель узла крепления сдвоенных передних расчалок, заметны узлы швартовки, приёмник воздушного давления на правой межкрыльевой стойке и различимы балки для крепления бомбодержателей под центропланом.
Ну и явно чёрный цвет опор шасси и колпаков на колёсах различим. И маленькие швартовочные петли на передней кромке опор шасси, не заметные на других снимках. Интересно, что жалюзи для регулировки обдува через отверстия напротив цилиндров двигателя в капоте в жарком испанском климате никто не снимал.
Что из этого есть на модели? Снимок деталей двигателя приводился выше. Тут стоит добавить лишь то, что выхлопные патрубки проигнорированы полностью (а они были, мало того, патрубки верхних цилиндров ощутимо выступали за срез кольца Тауненда, чтобы выхлопные газы не попадали в воздухозаборник карбюратора).
Сам мотор и капот:
Достаточно замылены, отчего непонятно, удастся ли сохранить аккуратное и тонкое оребрение цилиндров при удалении облоя. Впрочем и однозначно сказать: «мотор в помойку пойдём покупать смоляной» я не могу. В принципе есть, над чем работать. Но повозиться с рассверливанием газоотводных труб пулемётов и маслорадиатором придётся.
Что ещё? Приёмник воздушного давления на межкрыльевой стойке отражён в модели. Хвостовой костыль (именно костыль) – тоже. В общем, с точки зрения изображения деталей собранная из коробки модель будет вполне похожа на прототип, но и где приложить руки тоже вполне себе найдётся. Неисправимых без жёсткого хирургического вмешательства деталей, за исключением формы киля, нет.
Посмотрим, что нам предлагают в качестве схем окраски. Сомнения на счёт того, стоит ли писать этот раздел в принципе, меня посещали неоднократно. Ибо любой, кто сталкивался с декалями раннего ICM, знает, что единственное, на что оные пригодны – это отсканировать их и использовать скан в качестве трафарета. Потому что приварить оные декали к поверхности так, чтобы они полноценно и качественно облегли оную поверхность, невозможно в принципе. Как нельзя заставить бронелист повторить контуры тканевой обшивки. Не помогают никакие волшебные жидкости. Эта декаль была специально разработана в секретных лабораториях НАТО чтобы испортить жизнь моделистам.
И тем не менее, она есть как факт. Так что попробуем. Инструкция подразумевает возможность собрать и оформить с помощью базовой декали четыре разных И-15: CC-11 и СА-151 ВВС республиканской Испании и 8-21 и 32-2 ВВС франкистов. Начинать, как обычно, пришлось с поисков фотографий прототипов.
1. СС-11.
Нашлось две фотографии этого самолёта.
Для этого варианта оформления предлагается использовать всего два парных элемента декали, бортовой номер и флаг на руль направления. Флаг, учитывая броневатость и неприклеиваемость декалей от ICM проще нарисовать самому. С номер тоже есть нюансы. По форме шрифта он явно отличается на двух фотографиях. Может быть, этот истребитель перекрашивали после ремонта. Но на один из вариантов номер по шрифту похож, правда у этого самолёта, по-моему, кольцо Тауненда покрашено в чёрный цвет. Но именно так его красить и велит инструкция. А у варианта с другим шрифтом наличие красной полосы, опоясывающей фюзеляж, фотографией не подтверждается.
2. CA-151
Снимки этого самолёта тоже нашались. И тоже два. Правда на снимке, на котором однозначно читается номер, виден только киль, да и тот отчасти закрыт лётным составом. На втором же номер виден не полностью, но если верить подписи к фотографии, то это именно он.
На тыльной стороне коробки в цвете изображён именно такой вариант окраски, кроме того, есть цветной бокорис у М.Маслова.
Элемент декали, предназначенный для руля направления, в принципе похож на изображённый на фотографии. И дан как в варианте «сразу на флаге» так и отдельно в виде только белых изображений. Бортовой номер по шрифту похож на фотографию, а не на бокорис из книги Михаила Маслова. Правда, опять же кольцо Тауненда выглядит чёрным, а на всех бокорисах оно зелёное. Но в целом этот вариант декали вполне приемлем. Главное суметь приварить его к поверхности.
3. 8-21
Существование такого самолёта так же подтверждено фотографией.
Элементы декали, предназначенные для оформления борта, вполне на себя похожи. Крест на руль направления в учёт не брал (его проще накрасить, да и по-хорошему киль и руль направления надо наращивать по высоте). Элементы, расположенные на верхней и нижней частях крыла на снимке не видны. Обратите внимание на то, что у прототипа так называемая «испанская» дверца кабины (одностворчатая с обеих сторон, с увеличенным вырезом и обивкой по всей длине выреза). И на руле направления имеется не эндемичный для И-15 триммер. Инструкция предлагает окрасить эту машину в двухцветный камуфляж, а на фотографии он в глаза не бросается. Так что на Ваше усмотрение.
4. 32-2
Снимков этой машины нашлось аж два. Цветной из музея:
И «прижизненный»:
Сразу хочу обратить внимание на тот факт, что в музее – новодел. В деталях отличающийся от прототипа. Как минимум формой выреза в створке кабины пилота. На настоящем 32-2 вырез увеличенный (дверцы с таким вырезом есть в комплекте модели, на схеме окраски указан правильный вариант, так что просто будьте внимательнее при сборке), а на музейном – классический советский (на нём обивка должна доходить до половины длины створки). И триммер на руле направления у оригинала имеется, да ещё и окрашенный не в белый цвет.
На прототипе не заметно белого номера 4-139 (на музейном экземпляре он чёрный и другой: А4-103), который производитель предлагает наклеить на киль. Размеры (соотношение) кругов на кокарде похожи на прототип. Но вот белая обводка на бортовых номерах съехала относительно чёрных цифр, так что и тут декаль плохо применима.
В общем, все предложенные варианты окраски так или иначе подтверждены фотографиями, но есть несколько спорных моментов. Больше всего похож на оригинал СС-011. Неплохо выглядят СА-151 и 8-21. А вот для 32-2 декаль из-за смещения цветов непригодна.
Что же получилось в итоге?
А в итоге получилась модель не для начинающих. Придётся повозиться со сборкой из-за отсутствия направляющих штифтов (особенно неприятная возня предстоит с опорами шасси и межкрыльевыми стойками). Доводка геометрии до соответствия с прототипом, хоть и потребует запила, но не особо существенного. Все поверхности отлично проработаны, откровенно неправильных деталей (за исключением киля) нет. Так что рекомендую. Вот только со сборкой и окраской придётся повозиться.
KVM в 05.05.2023 - 18:06 Тема: Обзор ICM 1/72 И-15 вспомнил -у АЗУР киль выше ИсМовского - правильный . Его бы разобрать -но он проиграет скорей. |
Pit в 05.05.2023 - 20:22 Спасибо за отзывы. Более глубокое обследование модели (в процессе начавшейся сборки) позволило таки найти процарапанную на фюзеляже нижнюю подножку, про которую я написал, что её нет. Она есть! Но сборка кабины и фюзеляжа оказалась тем ещё приключением и продемонстрировала явную недоработанность инструкции (в том числе в части корректности описания окраски внутренних элементов). Ну и стало понятно, что
Выложенное же техописание показало, что балки на нижнем крыле точно нужно стачивать в ноль, а вот петли на передних опорах наоборот, придётся доделать. Ну и стала понятна зависимость наличия/отсутствия аккумулятора и наличия факелов и огней. На машинах испанской постройки похоже ничего из этого почти не встречалось. |
Анатолий Лысенко - Rowdy в 06.05.2023 - 10:14 Тема: Обзор ICM 1/72 И-15 Благодарю. Толково, полезно для "столетней" модели на рынке. Наконец-то ей уделили должное внимание. |
|
|
» Последние статьи раздела
|
» Лучшие статьи раздела
|
Тема: Обзор ICM 1/72 И-15(#16258) - обсуждение
Спасибо!