Наши проекты: Склей-ка Модель! : NorthStarModels : Studio XIII : Wiki : Сувениры : Walkarounds : Новости |
Всех приветствую!!!
Очень долго не мог определиться с прототипом модели, предложенные "Звездой" варианты были уже не единожды сделаны - желтые, зеленые, синие, светлосининькие, баклажаны..... Некоторые из них, в художественном плане, были сделаны коллегами на очень высоком уровне.
Повторяться не хотелось, да и повторить не получилось бы.
Тем более "Бегемот" анонсировал выпуск декалей на Як-130 - радость моделиста по выбору нужного борта (но не все так радужно как казалось)!
Выбор пал на запоминающуюся, яркую, контрастную окраску ВС Лаоса борт 045. Данный борт в свое время, показывали практически во всех телевизорах нашей страны в связи с подписанным контрактом на поставку Як-130 и другой военной техники в эту страну. Именно этот борт осматривал и принимал (если можно так сказать) министр обороны Лаоса и этот борт был в составе первой четверки отправленной в данном направлении.
Интересно почему Лаос выбрал именно эту машину при многообразии похожих машин у конкурентов?! Как мне кажется, всё очень просто и банально. Эта учебная парта может не только моделировать полет на других реактивных самолетах 4-5 поколения, как Российских так и стран НАТО, но и быть легким ударным самолетом полноценно выполняющим боевые задачи, огромным плюсом стала его стоимость - в 2 раза дешевле конкурентов. Не знаю на данный момент Яки поступают в Лаос или на этом всё было закончено.
В своё время "Звезда" анонсировала данную модель как самую правильную в плане размеров, сечений, нанесения расшивки и т.д. и т.п.
В данной модели меня подкупило то , что была возможность сделать открытым воздушный тормоз, створки шасси, фонарь пилотов, предкрылки, закрылки. Так-же анонсировались рабочими заглушки воздухозаборников, проработанные ниши шасси. Еще эта модель была интересна новым, совсем не стандартным членением на детали......
Сборка началась, как обычно, по инструкции - с кабины пилотов ......продолжалась - как получиться. В итоге все свелось к тому, что-бы "как нибудь" детали установить на положенное место.
Т.к. в реактивной авиации формы самолета обтекаемые и большая часть стыков выполнена очень точно и доработки на модели не требуются, самыми насыщенными по деталировке становятся ниши шасси и кабина пилотов, ну и конечно-же те полости которые будет видно. На эти элементы самолета и был сделан основной упор в плане модернизации. Чем дальше продвигалась стройка, тем больше было доработок.
ОСТОРОЖНО далее много фотографий, не забудьте сделать перерыв для отдыха глаз
Кабина пилотов и ниша переднего шасси:
По этим фото делал кабину пилотов.
Простейшая сборка кабины с первого этапа постройки модели уперлась в несоответствие кресел прототипу. Ну да и ладно!!! - подумал я. Есть фототравление!!! Ща быстренько всё исправлю!!! Но не тут-то было....
Кабину пилотов и нишу шасси решил дорабатывать, что-б было хоть какое-то соответствие прототипу, нашпиговка мелочами была личной инициативой.
Еще запомнилась установка переднего остекления. При установке ,по фото реальных самолетов, прицела и блока перед ним , лобовое стекло не встает на свое место. Такая проблема была у многих моделистов. Для того чтобы стекло встало на свое место пришлось сделать в нем углубления и покрыть футурой для уменьшения искажений. Хотел сделать открывающимся фонарь кабины пилотов - не получилось. Проблема в двух вещах: первая в перегородке между пилотами, она не имеет мягкого уплотнителя и при закрытии царапает козырек приборов второго пилота, вторая - немного поведенный фонарь (визуально почти незаметно), но при установке средняя часть фонаря, в местах прилегания к корпусу самолета, немного приплюснута внутрь.
Так как ванна кабины пилотов совмещена с передней нишей шасси наполнял их почти одновременно. Нишу переднего шасси немного дополнил проводкой и держателями, т.к. уже на этом этапе сборки один из тараканов в голове начал надоедать тем, что надо сделать передние ниши шасси открытыми. Этого таракана поддержали другие его сородичи и мне пришлось сдаться под их натиском.
Процедура установки рабочих створок отняла очень много времени, терпения и нервов. По итогу процедура прошла успешно створки можно открывать и закрывать. Единственный минус одна из створок не открывается до нужного угла, т.к. был нанесен слишком толстый слой краски (возможно сделал недостаточный зазор).
Передняя стойка шасси:
Очень интересная деталь насыщенная мелкими элементами. Первым делом отрезал штоки гидроцилиндров и на их места установил трубки сделанные из иглы шприца. Кое как избавился от стыка пресс-форм, добавил немного проводки и трубок. На этом этапе отказался от сборки по инструкции т.к. с установленной передней стойкой шасси очень сложно ее сохранить не поврежденной и красить модель. Одним из элементов передней стойки шасси стали позолоченые ножки процессора, от этого стоимость готовой модели резко взлетела вверх!!! :-)(просто подошли по размеру)
Почти у всех створок шасси края сделал минимальной толщины и наклеил декаль клепки от желтого магазина(эта процедура не затронула створки расположенные по центру основных стоек шасси). В процессе работы над моделью была потеряна одна из маленьких створок шасси ее клон сделал из детали закрытых створок шасси. За дубли таких деталей Звезде огромный плюс, т.к. есть возможность их восстановить.
Основные стойки шасси:
Основные стойки шасси собирал параллельно с передними стойками. Из замечаний по стойкам -
Звезда неверно расположила внутренний щиток тормозных колодок относительно основной балки и отлила деталь основных стоек шасси одним элементом из-за чего на гидроцилиндре все поперечные хомуты и выступы отлиты под наклоном. После устранения замечаний перешёл к ампутации штоков гидроцилиндров и вживлению кусочков канцелярских скрепок. Добавил немного трубок и установил держатели фар от микро дизайна. По итогу эти держатели оказались немного длинней обычных, что в итоге привело к неправильной установке штанг открытия-закрытия створок шасси.
Лампы фар окрасил желтым лаком от Тамии. Стекла приклеил на прозрачный лак. От данной манипуляции желтый лак растворился и лампы стали смотреться немного хуже.
Воздушный тормоз и пространство под ним:
По аналогии со стойками шасси избавился от штока гидроцилиндра, заменив его на иглу. Сделал доработки в соответствии с прототипом. Из минусов - воздушный тормоз собирается из двух деталей внешней и внутренней. Внутренняя деталь имеет неверную геометрию которую можно исправить стачиванием лишнего пластика и сгибанием. Визуально этот недочет плохо различим. Видимо, по этому производитель пренебрег точностью изготовления. Не обошлось без ошибок с моей стороны. После окраски положил воздушный тормоз на батарею, для быстрой просушки, забыл про него....Когда вспомнил, деталь уже повело от нагрева. Над паром практически вернул контуры в исходное состояние.Небольшой зазор по краям всё равно остался, очень рад что он есть, т.к. при его отсутствии воздушный тормоз проблематично вернуть из закрытого положения в открытое.
Ниши основных стоек шасси:
На это пространство потратил практически все свои силы. И тут откуда не возьмись опять толпа тараканов набросилась на меня со словами: "Нельзя закрывать этих сусликов в темнице, сделай им просторное жилище!!!". В последствии опять пошел на поводу , сделал открывающимися створки основного шасси.
Из моих недоработок - т.к. при установке створок на модель очень сложно "на сухую" совместить 4-6 деталей и просчитать их взаимное расположение после склейки, мной была допущена ошибка при вклейке одной из стоек шасси. В следствии этого одна боковина корпуса приклеилась не совсем ровно, что повлияло на стыкуемость створок. В итоге створки не сходятся встык и имеют нахлест в полмиллиметра.
Обечайки и воздухозаборники двигателей:
В данной модели - это отдельная тема для обсуждений! Очень сложный узел который собрать правильно и без проблем практически невозможно. Сложность данному узлу добавляют рабочие заглушки воздухозаборников, перекрывающие канал основного забора воздуха при взлете. Из-за сложности стыковки данных элементов многие моделисты делают заглушки в открытом или закрытом положении, некоторые просто устанавливают стояночную заглушку для уменьшения проблем с данным узлом. Те у кого получилось сделать заглушки рабочими - единицы.
Мной так-же были допущены ошибки при сборке воздуховода, которые проявились при сборке корпуса модели и рабочих заглушек. На местах склейки воздуховодов появились трещины которые пришлось удалять очень продолжительное время! После покраски, заглушки воздухозаборников стали двигаться с натягом, но всё-же двигаются!
Еще одно из проблемных мест- это воздуховод и приклеиваемая к нему деталь ниши стоек шасси с элементами трубок. Не знаю почему эти трубки нельзя было разместить на воздуховоде??? По итогу деталь ниши шасси с трубками, приклеиваемая к воздуховоду - лишняя, ее пришлось удалять стамесками полностью, частично сточил деталь воздуховода. По другому ниши шасси похожие на оригинал не сделать!
Сопла двигателей:
Тут всё прошло без особых проблем, если не считать то, что после доработки сопла не вставали на свои места и их пришлось закреплять на нештатные держатели. Жаропрочный щиток устанавливаемый на щелчок пришлось подпилить и банально приклеить.
Крылья:
Нижняя часть крыла почти не подверглась доработке, если не считать подтачиване прямых углов на передней кромке для установки рабочих предкрылков. На верхней части крыла пришлось зашпаклевать неправильную расшивку в месте прилегания к закрылкам. Шпаклевание в итоге вылилось в деформацию пластика по задней кромке крыла и не совсем точной установке работающих закрылков.
При нанесении клепки от желтого магазина, выявились неточности расшивки на верхних поверхностях крыла. От исправления этих неточностей пришлось отказаться в виду уже потраченного времени на нанесение декальной клепки и большого времени их исправления.
На крыльях сделал рабочими элероны, предкрылки, закрылки. Дополнительно установил стекатели статического электричества сделанные из поддержек 3D деталей.
Чутка доработал балки крепления вооружения на законцовках крыла. Кроме этого хотел сделать рабочую бортовую лестницу, но от этой идеи отказался, т.к.начинать нужно было с первых шагов стройки, этот момент мной был упущен....
Хвостовое оперение:
Особых проблем не возникло, немного поправил расшивку, заменил стекатель статического электричества, пластиковую лампу на прозрачную, сделал рабочим руль поворота (очень хорошо, что Звезда дает его отдельной деталью).
Пилоны:
Пилоны от производителя идут с глубокими утяжинами и их необходимо шпаклевать - без вариантов!!!
Т.к. прототип не несет боевой нагрузки доработал нижнюю часть пилонов. Нанесение декалей от Бегемота на них сравнима с квестом, впрочем как и на всю модель.
Из проблем с пилонами - два пилона погрызли котейки. Пришлось восстанавливать...
Совет : - не оставляйте мелкие детали в открытом доступе, мохнатым они могут понравиться!!!! :-)
Декали:
Декали от Звезды боле правильные и в нужной цветовой гамме.
Доп. набор от Бегемота очень тусклый, техничка на зарубежные борта не соответствует цветовой гамме, номера бортов переразмерены, очень много дефектов декали
Нонсенс - один и тот-же производитель делает разные по качеству декали..............!!!!??????!!!!!
После таких выпадов Бегемота, не очень хочется тратить дополнительные деньги на их декали!!!
При нанесении на модель использовал как декаль от Звезды так и от Бегемота т.к. они дополняют друг друга.
Сам допустил неточность при нанесении стрелки с надписью "осторожно" перед обечайками.
Как мне показалось нужно тупо перевести наклейку, ан нет!!!!! Для правильной установки этот элемент нужно распилить на три части, а уж потом приклеивать.
Дополнительно использовал декальный клёп для Ми-24 от желтого магазина.
Пилоты и обслуживающий персонал подставка:
Фигурки от желтого магазина, смотрятся неплохо. Единственный минус не получается у меня нормально их покрасить....
Т.к. отказался от бортовой лестницы для более правдоподобной сцены изготовил из тянутого литника и доширака приставную лестницу и трап.
Соответствуют примерно на 80-85% , т.к. делал по фотографиям и точных чертежей не было. Как мне кажется смотрятся неплохо.
Подставка 7мм фанера, аэродромные плиты ISM, трава - уже не помню чья. Прозрачная часть подставки - стекло.
Химия краски:
Пользовался в основном Тамией. Цвета мешал на глазок. Еще пользовался акрилами от желтого магазина и Пасифик 88, Молотов, АК экстрим металлики, масла Невской Палитры, жидкие маски от Мажор Моделс и Аммо миг.
Что самое интересное на всю стройку ушло 250 грамм растворителя от Тамии, изопропилового спирта 2 литра.....
Постарался кратко описать проблемы, на которые нужно обратить внимание, доработки, свои косяки и неточности. Полный перечень доработок и нюансов, если интересно, можно посмотреть в соответствующей теме : http://scalemodels.ru/modules/forum/viewtopic.php?t=77229
Финальные фото.
Фон по цветовой температуре гуляет, т.к. съемка производилась несколько раз и с различным освещением, для выравнивания оттенков накладывал фильтры.
Пытался описать весь процесс работы как можно короче, не получилось......
Всем , надеюсь, приятного просмотра!!!!
Ваши замечания, советы, пожелания жду в комментариях, ну и конечно-же ловлю табуреты!
P.s.: Очень рад за тех, кто набрался терпения и долистал, дочитал, досмотрел статью до конца!!!!;-)
AndyK в 19.02.2023 - 07:23 Солидный объём доработок и исправлений - толково,
Поддерживаю! Масштабная работа! |
Enigma36 в 19.02.2023 - 11:14 Поздравляю с окончанием стройки! Замечательная машина получилась! Жалею, что упустил процесс постройки, хоть и не мой масштаб для реактивов, но было бы архиинтересно понаблюдать и поучиться. Жду заказ со 130-ым в 72 масштабе, при постройке буду обязательно заглядывать в Вашу тему...))))Ещё раз поздравляю! |
Sergei_Galicky в 20.02.2023 - 12:57 Молодец, сильно заморочился! И камуфляж этот нравится и твой дотошный подход :wink: |
VZCJJJJJ в 20.02.2023 - 19:21 Bertych, извини что заставил ждать!
AndyK, Sergei_Galicky - спасибо за оценку! Enigma36,спасибо за оценку - в 72 такое сделать в разы сложнее, по этому 48 масштаб делаю!!! |
guam в 21.02.2023 - 12:36 Тема: Звезда 1/48 Як-130 - Перед последним полетом на родине. Количество доработок и переделок вызывает уважение! Вот это настоящий тру моделизм.)
Особенно ниши. Такие ниши скрывать створками это кощунство! Я думаю в живую модель смотрится просто потрясающе. Макро все-таки враг моделизма. Подскажите как вы красили проводку в нишах. Это же все проволока? Кисточкой? Красили установленные? |
VZCJJJJJ в 22.02.2023 - 10:45 guam, все трубопроводы окрашивал кистью.
Сначала примерка и выгибание толстой проволоки, частичная склейка, установка на место. Всю проволоку проходил наждачной бумагой,тонкую выпрямлял от сгибов (брал около 70см проволоки и растягивал руками в разные стороны, стараясь не разорвать, так медь расправлялась), разбавлял тамию изопропилом примерно как для аэрографа может чуть жиже (чтоб не образовывались капельки на проволоке). Затем проволоку чуть натягивал (один конец наматывал на ручку шкафчика, другой конец натягивал рукой),смачивал кисть №2 или №3 краской проволоку пропускал между щетины кисточки (что-б проволока была где-то посередине щетины). Наносил первый слой (проходил кистью сверху и снизу, от начала до конца проволоки), потом после просушки (секунд 20-30) второй , третий слой. Если где-то образовывались капельки после просушки краски проходил изопропилом. Далее от проволоки нужного цвета отрезались кусочки нужной длинны (с небольшим запасом),проволока приблизительно изгибалась, прикладывалась к месту установки. Если проволока вставала почти как надо приклеивался более удобный кончик проволоки, потом проволоку подгибал до нужных углов, приклеивал вместе соприкосновения со стенками ниши. Каждая проволока фиксировалась на 2-4 точки клея. Там где сильные изгибы проволоки краска отлетала. Сгибы подкрашивал уже по месту. Это проще чем полностью всю проволоку прокрашивать. Ну и пару фото поэтапной сборки. Надеюсь так будет немного понятней! Добавлено спустя 6 минут 27 секунд: Опять-же обращал внимание на то какая проволока должна проходит снизу, какая сверху и где они должны переплетаться. Сначала приклеивал ту которая большей частью идет ближе к нише, потом которая идет дальше от ниши.С некоторыми пришлось помучиться, т.к. было несколько переплетений. |
guam в 22.02.2023 - 11:42 Спасибо за столь развернутый ответ!
Попробую такой способ. А то я уже отчаялся найти проволоку нужного оттенка. Уже две синие взял, но все не то (( |
|
|
» Последние статьи раздела
|
» Лучшие статьи раздела
|
Глядя на Ваш, для себя решил - свой соберу изкоробочно, добавлю только квинтовскую кабину.