Наши проекты: Склей-ка Модель! : NorthStarModels : Studio XIII : Wiki : Сувениры : Walkarounds : Новости |
YF-16 прототип F-16 с которого началась история самого массового самолета 4-го поколения
General Dynamics Yf-16 Fighting Falcon
Серийный номер 72-1568 (второй прототип)
Данный прототип был выставлен в Париж на авиасалоне Ле Бурже , Июнь 1977 г.
Приветствую коллег моделистов и просто неравнодушных к авиации. Это моя первая статья и публичный обзор моей модели YF-16 в масштабе 1/48.
В данной статье я постараюсь максимально подробно описать процесс стройки прототипа F-16. Стройка заняла чуть больше года.
Немного предыстории….
Еще в детстве собирал краснокрылый F-16 в масштабе 1/72, и когда решил вернуться к моделированию в возрасте 33 лет, определившись с масштабом 1/48, решил собрать тот же самолет. Немного изучив доступные модели F-16 1/48, понял, что из современных производителей никто YF-16 не выпустил. На рынке доступны винтажные модели YF-16 от Monogram, Tamya и OTAKI родом из 70-х, которые можно было найти на eBay…Но я пошел другим путем.
Сразу хочу напомнить, что F-16 самый массовый истребитель 4-го поколения, созданный General Dynamics в начале 70-х, у которого в последствии появилось ОЧЕНЬ много разных модификаций, с которыми можно ознакомиться здесь: https://www.f-16.net/f-16_versions.html
Немного почитав форумы по F-16 1/48, понял, что максимально приближенной к YF-16 моделью является ранний блок 10/15, выпускаемый Hasegawa F-16A. Прочитал, что нужно укоротить задние стабилизаторы (как у блока 1/5), уменьшить нижние плавники, добавить / убрать часть антенн, изменить форму носа и в принципе все...
Недолго думая, Я купил на eBay декаль для YF16, модель F-16A 1/48 от HASEGAWA и начал проект. Вклеил смоляные ниши, собрал ВЗ, начал вклеивать решетки внизу и т.д.. Но каждый раз разглядывая фото самолета, начали закрадываться сомнения. Думал, что смогу быстро построить классную модель YF-16…но как оказалось я сильно ошибался, и стройка затянулась на год! Оказалось, что прототип YF-16 только внешне похож на F-16A а по факту это совершенно другой самолет!
Технической информации по YF-16 в сети мало. В основном есть фотографии не сомового высокого разрешения. Точных чертежей YF-16 найти не смог, а также материалов по стройке данной модели на наших форумах тоже, обратился к англоязычным ресурсам. Случайно нашел форум http://zone-five.net/showthread.php?t=10918 , где обсуждается процесс стройки YF-16 из доступных наборов.
Ниже выводы, которые сделаны:
1) Не существует модели YF-16 1/48, которая бы точно передавала облик самолета.
2) Из существующих винтажных моделей YF-16 в масштабе 1/48 – Monogram, Tamiya, OTAKI самой точной по геометрии является OTAKI.
3) Но и OTAKI имеется ряд неточностей:
- Неправильная форма фонаря (нет каплевидного профиля),
- Отсутствует канал ВЗ,
- Верхний гаргрот слишком сильно выступает сразу за фонарем, и немного приплюснут к центроплану,
- У сопла отсутствует форсажная камера,
- Несмотря на внутреннюю расшивку, слабая деталировка модели.
Основной вывод из данной статьи – наиболее похожий на прототип YF-16 в масштабе 1/48 можно собрать путем скрещивания задней части от F-16A Hasegawa с передней частью OTAKI.
Донор от Hasegawa имеет ряд преимуществ перед современной моделью F-16C от Tamiya:
1. короткие основные ниши шасси (неправильные для F-16, но практически идеальные для YF-16)
2. Кокпит Hasegawa немного короче, чем надо, что идеально подходит для YF
3. Для Hasegawa можно купить смоляные ниши шасси, сопло и кокпит. Конечно потребуется их дорабатывать, но, об этом ниже.
4. Киль F-16A от HASEGAWA максимально приближен к YF-16
5. У Hasegawa F-16A правильная форма вент. отверстий под пушку. Конечно пушка требует доработки , но значительно лучше чем у OTAKI
6. У Hasegawa правильная форма ВЗ и даже есть канал который упирается в стенку (имитации лопатки компрессора нет, это огромный минус Hasegawa по сравнению с F-16C от Tamiya . Но учитывая остальные плюсы, решил не использовать Tamiya F-16C в качестве основного донора . Решил просто сделать заслонку канала ВЗ.
В итоге пришлось заказывать F-16 1/48 от OTAKI на том же eBay, так как изготовить такую форму наоса мне показалась очень трудоемкой задачей.
В результате к моменту стройки у меня было:
F-16A 1/48 от HASEGAWA
F-16 / YF-16 1/48 от OTAKI
Ниши шасси, сопло и кокпит от Aires для F-16 1/48 от HASEGAWA
Травленка от EDUARD – интерьер и экстерьер (использовал очень немного элементов, можно было обойтись без них)
Тормозные щитки от EDUARD для F-16 1/48 от TAMIYA
Травление Remove Before Flight 1/48 от EDUARD
Колеса (ранние) от EDUARD для F-16 1/48,
Трубка пито включая датчики угла наклона и стекатели для F-16 1/48 от Master Models.
Трубка пито для SR-71 1/48 от Master Models.
Декали и травление 1/48 от AIRSCALE для кокпита истребителей (использовал для кокпита)
Декали для YF-16 изготовил на заказ Валентин из ArmDecal armdecal@gmail.com (купленные декали на eBay имели не все надписи и оказались низкого качества)
Как говорил ранее собирается путём скрещивания задней части Hasegawa с передней частью OTAKI. Также интегрируем рамку под фонарь от HASEGAWA с задним гаргротом (у OTAKI гаргрот неправильный). Клин над воздухозаборником и сам воздухозаборник используем от HASEGAWA.
1. У YF Носова часть короче, уже, приплюснутая, наклонена вниз. Присутствуют характерные наплывы по бокам:
2. Фюзеляж YF-16 в 1/48 должен быть короче примерно на 6,5 мм – см. фото:
3. Распиливаем обе модели как показано на фото
4. Выделил наплывы по бокам (приклеил пластик от Доширака)
5. Интегрировал пушку от HASEGAWA (постройка пушки описана ниже)
6. Просверлил вентиляционные отверстия с левого борта и немного сместил их (треугольник «ejection seat» должен помещаться аккурат между вент. отверстиями). По факту у OTAKI расположение вент. отверстий даны неправильно. Также YF-16 рядом с вентиляционными отверстиями имеется третье. Похоже это какой-то датчик. Вставил прозрачное стекло. Изнутри приклеил пленку.
7. Расшивку на половинке от Hasegawa менял как на модели от OTAKI, т.к. чертежей нормальных нет.
8. Уменьшил подфюзеляжные плавники. Делаем их правильной формы
9. Убираем тормозной гак (у OTAKI он также присутствует). По центру делаем небольшой плавник. Убираем вентиляционные отверстия снизу рядом с задними стабилизаторами.
10. Уменьшаем задние стабилизаторы до модификации F-16A блок 5. Я использовал конверсию от Wolfpack . Стабилизаторы для блока 5 для F-16.
11. Нет огней бано в хвостовой части по бокам от киля на корпусе. Огни бано присутствуют только на пилонах на законцовках крыльев.
12. Отличается трубка Пито: длиннее и сдвоенная. Использовал трубку от SR-71
13. Делаем по правому борту двойное вент отверстие (использовал доширак ) и по левому одинарное .
1. Как писал о недостатках модели OTAKI - слабая деталировка пушки. Взял за основу Hasegawa.
2. Саму пушку Vulcan взял из травленки EDUARD. Вставил алюминиевые трубки. Получилось правдоподобно
3. Для изготовления Вентиляционной решетки взял сетку из травления от Искандера в масштабе 1/72 от Микродизайн.
4. Сделал все прорези.
5. Вырезал весь элемент панели фюзеляжа под пушку и интегрировал ее в OTAKI. Не сразу получилось правильно спозиционировать. У OTAKI пушки расположена неправильно, ее нужно сдвинуть немного ближе к носу. Чтобы вентиляционное отверстие располагалось примерно около левого уха пилота.
1. Убирал лишние антенны.
2. Решил немного отклонить руль направления.
3. У YF-16 в верхней части киля с обеих сторон находятся полоски с проблесковыми огнями (белые стробы). Пришлось их вытачивать из прозрачного пластика.
4. Делаем антенну перед килем , внизу воздухозаборника перед нишей переднего шасси
1. Меньше по размерам чем у F-16. За основу взял крылья от Hasegawa так они лучше по деталировке и их запилил
2. Сделал отклонённым флаперон и передний носок крыла.
3. переднюю кромку крыла уменьшаем на 2 мм (проще это сделать по отклонению носка крыла), законцовки крыла уменьшаем на 2,5 мм. Уменьшаем флапероны на 3 мм
4. Немного меняем крепление стекателей электричества.
1. У YF-16 устанавливался двигатель тот же что у всех F-16 GE100. Но есть небольшие отличие по бочке (основание двигателя)
2. Дорабатывал смолу Aires
3. Убрал волнообразный наплыв внизу. Нарезал кольца на бочке (ориентировался по фото и бочке от OTAKI). Сделал характерные лепестки, внизу сделал сервопривод (каплевидный формы)
4. При покраске использовал Металлики от AK Interactive . Лепестки сопла сделал двухцветными. Использовал декали «no push» на каждом лепестке и на бочке сопла. Побежалости внутри делал маслом. Немного помучался с цветом бочки. По фото видно что она тёмно-синяя с характерным блеском (явно побежалость металла цветом ближе под кобальт) в качестве основы использовал алюминий. Затем пятнами через подложку нанёс цвет жжёный металл, потом тонким слоем задул синий перламутр от Тамии LP47.
1. Использовал Воздухозаборник от Hasegawa. Его нужно укоротить на 6-7 мм. Убирал лишнее чуть дальше от края, чтобы сохранить сочленение с задним корпусом Hasegawa.
2. Убираем огни бано по краям.
3. У воздухозаборника YF есть отверстия по краям (не знаю их функционал, скорее всего для ручной активации сервоприводов дверей передней ниши или еще чего-то)
4. Ниша у Hasegawa слишком узкая. Поэтому лучше использовать смолу от Aires для F-16C 1/48 от Tamiya, что я и сделал. Правда нишу нужно немного доработать в передней части ближе к краю ВЗ. Передняя дверь имеет «П»- образный выступ. В этот выступ упирается дополнительная опора передней стойки.
5. Делаем антенну у края ВЗ
6. Делаем еще одну антенну сбоку
7. Двери передней ниши шасси у YF-16 половинчатые (у F-16 одна створка). Использовал их из набора OTAKI немного уменьшив толщину кромки.
8. Клин над каналом ВЗ взял также от Hasegawa, немного нарастив высоту и интегрировал его в переднюю часть фюзеляжа OTAKI.
9. Передняя стойка у YF-16 немного отличается от F-16. Она немного сильнее наклонена вперёд и есть дополнительная опора спереди.
1. Основные Ниши шасси Hasegawa по размерам очень похожи на Yf-16 от OTAKI (примерно на 1 мм длиннее). Поэтому использовал ниши вместе с дверьми от Aires для F-16 от Hasegawa. Доработки минимальны.
2. Из ниш шасси Aires, удаляем баллон с противоналедной присадкой, батарею, ручной насос JFS (на YF-16 их не было)
3. Основные Стойки шасси без изменений. Конечно пришлось дорабатывать стандартные стойки. Основное отличие от стоек на серийных самолетах, на прототипе не было фар. YF-16 летал только днём.
1. У YF-16 использовалось катапультное кресло ESCAPAC (использовал от AIRES для A7 Corsair II), в серийные F-16 ставили катапультное кресло ACES II.
2. За основу взят смоляной копит AIRES для F-16. Правда его пришлось существенно дорабатывать. Сильно сужать по бокам чтобы втиснуть в более узкий нос YF-16.
3. Приборная доска отличается - все приборы аналоговые. Изготовлена самостоятельно используя травление и декали от airscales. Получилось не плохо, но не идеально. Ошибся в технологии. Нужно было из тонкого пластика изготовить подложку. Далее ее покрасить, нанести декали, поверх наклеить предварительно прикрашенный в чёрные колодцы из травления. Далее залить колодцы смолой. И приклеить всю подложку с приборами в смоляной козырёк. Я же вклеивал колодцы прямо в смоляной козырёк. Далее красил. Наклеивал декали (где то декаль больше колодца ), потом красил кисточкой колодцы …. В результате если смотреть под микроскопом есть изъяны Но в целом их не видно
4. У YF-16 другой наклон кресла и нет «полки» за креслом. Пришлось заднюю стенку изготавливать с нуля.
5. Фото боковых карт кокпита нет, поэтому оставил все как у F-16
6. У YF-16 отличается крепление фонаря к фюзеляжу. У F-16 если смотреть сбоку у основания крепления есть ступенька у YF-16 ее нет. В качестве подъёмного фонаря YF-16 используется обычные сервопривода.
7. Сделал ручку открытия фонаря снаружи
8. Сделал камеру для съемки (была на фото)
9. Для вентиляционного отверстия за пилотом использовал травление от Eduard.
10. Прицел также изготовлен из травления Eduard.
Для покраски использовал следующие грунты:
MR Surfacer 500 для устранения изъянов поверхности, MR Surfacer 1500 (черный) для кокпита, ниш шасси, стоек шасси, сопла. MR Surfacer 1500 (белый) основной грунт для фюзеляжа.
Краски Tamiya LP и Gunze
Глянцевый лак X-22
Смывки от Ammo Mig
Финишный лак Vallejo Satin
danil.botnikov@rambler.ru
Приятного просмотра!
» Автор | |
---|---|
Danil.botnikov | |
Опыт: | 840 |
Репутация: | +5 |
URL Сайта: | http://Danil.botniko... |
alex_x в 14.07.2022 - 17:10 Солидная работа, на фоне крутого перепила еще и всякие мелочи отработать! А я вот уже второй год не могу первый экземпляр доделать из Итала :cry:
Но из зависти все-таки задним числом дегтя плесну. :wink: Хирургия не совсем правильно сделана. На основе долгого и тщательного изучения матчасти сделан вывод, что резать нужно в другом месте Нос у OTAKI хоть и ближе к прототипу, но тоже далеко не соответствует прототипу. У оригинала он прямее, буратинестей что-ли. Без рашпиля тут не обойтись. Ну и отсеки шасси не совсем такие. Какие они точно и чем наполнены, история умалчивает, однако створки основного шасси не имели отдельных гидроцилиндров уборки-выпуска в передней части, они появились только на FSD, третьем полноразмерном образце. Неверны также тормозные щитки. Еще большие сомнения вызывают створки передней ноги. Как мне кажется, опять-таки при разглядывании фото, более близки к оригиналу створки у древней Тамии Впрочем, это больше придиразмы, а плюс реальный и вполне заслуженный |
Anonymous в 14.07.2022 - 17:16 Тема: Конверсия 1/48 General Dynamics Yf-16 Fighting Falcon Возник вопрос по оз на крыльях. Они случайно полупрозрачно-розовыми не получились? |
Paulito в 14.07.2022 - 21:14 Тема: Конверсия 1/48 General Dynamics Yf-16 Fighting Falcon Хорошая работа!
Отличная статья! Умопомрачительное количество фотографий процесса!!! Спасибо, прочитал с удовольствием! С уважением, Павел |
Вячеслав_Демченко в 14.07.2022 - 22:08 Монументальный подход, подробнейшее описание процесса и отличный результат!
Браво!!! |
Pavel_P в 14.07.2022 - 22:45 Тема: Конверсия 1/48 General Dynamics Yf-16 Fighting Falcon Хорошая работа, интересная статья. |
Danil.botnikov в 14.07.2022 - 22:52 Тема: Конверсия 1/48 General Dynamics Yf-16 Fighting Falcon alex_x Спасибо за комментарии . Конечно имея Ваш опыт в изучении данного прототипа можно было бы ещё чуть лучше собрать эту модель :), часть фото, которые Вы показали я увидел впервые !!! но что вышло то вышло . Касательно распила, здесь я полностью положился на опыт коллег которые пилили Hasegawa и OTAKI Конечно не идеально. Согласен …. Пойду соберу что нибудь из коробки :) |
Serg106en в 18.07.2022 - 04:48 Тема: Конверсия 1/48 General Dynamics Yf-16 Fighting Falcon Обалденно сработано! Особо понравились кокпит и сопло. "+" Сам прототип, возможно, смотрится немного попугайским, но в итоге модель смотрится очень живо и красиво. |
Pavel_P в 12.11.2022 - 15:02 Тема: Конверсия 1/48 General Dynamics Yf-16 Fighting Falcon Отличная модель, замечательная статья. |
|
|
» Последние статьи раздела
|
» Лучшие статьи раздела
|
Тема: Конверсия 1/48 General Dynamics Yf-16 Fighting Falcon
За подробное описание хода работ огромное спасибо!
Сохранил для себя в закладках.